Главные вкладки

    "Стучимся в ваши сердца…» (По рассказу В. О. Богомолова «Сердца моего боль»)
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Болдырева Нина Степановна

    Урок внеклассного чтения  (7 – 8 кл.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stuchimsya_v_vashi_serdtsa.docx19.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ямало-Ненецкий автономный округ

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Тарко – Салинская средняя общеобразовательная школа № 1»

    Урок внеклассного чтения (7 – 8 кл.)

    «Стучимся в ваши сердца…»

    (По рассказу В. О. Богомолова

    «Сердца моего боль»)

    Болдырева Нина Степановна

    учитель русского языка и литературы.

    Стучимся в ваши сердца…

    Внеклассное чтение.

    И. В. О. Богомолов (1926 - 2009)

    Рассказ «Сердца моего боль».

                            Мама, война не вернёт…

                            Не гляди на дорогу.

                            Столб крутящейся пыли идет

                            Через поле к порогу.

                            Словно машет из пыли рука,

                            Светят очи живые.

                            Шевелятся открытки на дне сундука

                            Фронтовые.

                            Всякий раз, когда мать её ждёт, –

                            Через поле и пашню

                            Столб крутящейся пыли бредет,

                            Одинокий и страшный.

                                                                    Ю. Кузнецов «Возвращение».

    I. Слово учителя.

            Война – это горе, слезы … она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех воин, перенесённых до сих пор человечеством. И живы еще люди, которые в тяжелейших боях защищали РОДИНУ. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности. 65 лет назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда – либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не вернулись. Они остались на бесчисленных полях сражения, в пепле концлагерных кремационных печей, на суше и на дне нескольких морей. Везде… Сегодня говорят, что не осталось больше тайн, и мы знаем все о войне. Люди военного поколения – особые люди. С фронтов Великой Отечественной войны они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Быт советских людей еще долгое время был наполнен отголосками военного лихолетья. Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа – это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов.

    II. Чтение рассказа В. Богомолова «Сердца моего боль».

    III. Аналитическая беседа.

    1. Назовите произведения В. Богомолова, которые вы читали? «Иван», «Зося».

    2. Какие чувства автора выражены в них? О чем эти произведения?

    3. А рассказ «Сердца моего боль» тоже о войне?

    4. Понятны ли эти произведения нам, людям уже другого поколения, поколения, не знавшего той войны?

    Каждый богомоловский рассказ о войне и о человеке на войне. О смерти. О смерти молодых, которым бы жить да жить.

    5. Каков сюжет рассказа «Сердца моего боль»?

    Это одноклассники повествователя – Ленька Зайцев, убитый в первом же бою (найдите это место в рассказе и зачитайте), Петька Юдин, «даже не похороненный в сумятице панического отступления» под Ростовом.

    – Зачитайте его портрет: «Лобастый жизнерадостный мальчишка»…

    6. Как изображает повествователь действующих лиц? Зачитайте.

    (рыдающая мать Леньки, Петькины старики, каждый год в день его рождения собирающие его живых друзей, как было до войны, чтобы порадовать душистым чаем и сладостями, которые так любил их веселый, шумный сын…)

    7. Обратимся к содержанию рассказа.

    – Почему вдруг разрыдалась мать Леньки Зайцева и истерически выкрикивала: «Уйдите!!! Оставьте меня в покое!..»

    – Почему повествователь считал себя виноватым? В чем он виноват?

    – Почему он боится попадать на глаза этой женщине и обходит этот квартал стороной?

    – Как празднуют день рождения Петьки Юдина его родители?

    – Почему автор ощущает неловкость перед родителями Петьки? Зачитайте.

    – Как вы понимаете фразу: «До боли клешнит сердца…»? Что означает слово «клешнит»? И почему именно такой глагол употребляет автор? Подберите синонимы к данному слову: щемит, болит, сжимает, ноет, наводит тоску.

    По С. И. Ожегову, существительное – клеш – расширение, широкий раструб внизу (юбка, брюки); клешня – конечная часть лапы ракообразных животных, по форме напоминающая клещи.

    В. Богомолов из значений двух слов образовал свое – клешнит – защемило сердце, сжало, как клещами вцепилась боль за то. что он жив. а его друзья погибли.

    IV. Рассмотрите иллюстрацию Н. Короткина к рассказу «Сердца моего боль»

    – Какой момент из рассказа запечатлел художник? Найдите в тексте и зачитайте.

    – Удался ли художнику образ матери? Автора?

    – Устно «нарисуйте» свою иллюстрацию.

    V. Заключительное слово учителя.

    «Стучимся в ваши сердца…» Раскрыли ли мы с вами тему урока?

                    Я знаю, никакой моей вины

                    В том, что другие не пришли с войны,

                    В том что они – кто старше, кто моложе –

                    Остались там, и не о том же речь,

                    Что я их мог, но не сумел сберечь, –

                    Речь не о том, но все же, все же, все же…                        А. Твардовский

    В этих строчках чувство человека, не раз смотревшего смерти в глаза. стремление рассказать о войне без вымысла, правду и только правду. сделали В. Богомолова писателем одной темы – войны.

    – А что вы знаете о жизни и творчестве В. Богомолова? Рассказ учащихся. Обратите внимание на тему урока. Достучался до нас писатель своей жизнью и рассказом «Сердца моего боль».

    VI. Чтение стих-я А. Дементьева «Баллада о матери». В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»?

    VII. Подведение итога урока.

    Домашнее задание:

    Раскройте смысл тезиса В. Богомолова «Человек есть то, что он помнит».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дети и война. (Рассказ В.О.Богомолова «Иван»)

    Познакомить учащихся с биографией писателя и его рассказом, показать необычность характера героя; выяснить, какие нравственные вопросы поднимает автор; приобщить к хорошей, яркой прозе детей, воспитыв...

    Сценарий "Курск стучит в мое сердце""

    Музыкально-литературная композиция к Дню Защитника Отечества...

    Литературно-историческая композиция "Стучимся в ваши сердца..."

    Сценарий для выступления на митинге, посвященном Дню Пбеды...

    Сердца моего боль

    «Сердца моего боль Литературно-музыкальная композиция,посвященная празднованию Победы советского народав Великой Отечественной войне....

    Дети и война. (Рассказ В.О.Богомолова «Иван»)

    Познакомить учащихся с биографией писателя и его рассказом, показать необычность характера героя; выяснить, какие нравственные вопросы поднимает автор; приобщить к хорошей, яркой прозе детей, воспитыв...

    Урок литературы "Сердца моего боль"

    Урок литературы по военной лирике...