Сердца моего боль
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

«Сердца моего боль

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная празднованию Победы советского народа

в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serdtsa_moego_bol.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сердца моего боль»

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная празднованию Победы советского народа

в Великой Отечественной войне.

Звучит Школьный вальс, на сцене 3 пары  

1 пара Он: Вот и пролетело детство золотое,

    Прощай, школа, прощайте учителя, прощайте, одноклассники!

  Что нас ждет впереди – неизвестность...

                                        Она:   Почему неизвестность? Ты - инженер, а я учитель начальных классов

2        пара Он: Как ты думаешь, учителя ещё школе или уже разошлись?

Она: Когда сюда шла, свет горел в физкабинете.

        Пойдем, все равно кого-нибудь застанем.

3        пара Он: Тань, да брось ты расстраиваться! Ну, подумаешь, одна тройка, да и то по химии.
                  Вон у меня их 5.

                                         Она: Тебе хорошо рассуждать, ты идешь работать, а мне учиться в институт надо.

Она: 21 июня 1941 года мы закончили школу

Oh: да не 21, 22 уже, время уже без 15 четыре

Она: Сколько? Ой, влетит же мне от мамы! Никогда так поздно домой не приходила.

Он: Ты хочешь сказать: так рано?    

( разрывы бомб и звучит песня «Священная война»)    

 1 ученик        Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на нее подняться.

2        ученик     И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты:

У каждого есть в жизни высота, Которую он должен взять когда-то.

3        ученик   А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах, Которые мы все-таки берем!

Песня   «На безымянной высоте»

4        ученик  Как подули железные ветры Берлина,

Как вскипели над Русью военные грозы! Провожала сибирская женщина сына... Материнские слезы, материнские слезы!

5        ученик   Сорок первый - кровавое  знойное лето.

Сорок третий - атаки в снегах и морозы. Письмецо долгожданное из лазарета... Материнские слезы, материнские слезы!



                           6 ученик     Сорок пятый – за Вислой идет сраженье,

                                                Землю прусскую рвут бомбовозы.

                                              А в России не гаснет свеча ожиданья...

                                               Материнские слезы, материнские слезы!

                           4 ученик    Пятый снег закружился, завьюжил дорогу

                                            Над костями врага у Можайской березы.

                                               Сын седой возвратился к родному порогу.

                                                Материнские слезы, материнские слезы!

                                                 Инсценировка  песни «Мамаев курган».

1        ученица    Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след...
На батарее были сплошь девчонки,
А старшей было восемнадцать лет.

Лихая челка над прищуром хитрым,

Бравурное презрение к войне...

В то утро танки вышли прямо к Химкам,

Те самые,  с крестами на броне...

                 И старшая, - действительно, старея,  как от кошмара заслоняясь рукой,

                      Скомандовала тонко:

«Батарея! Ой, мамочка! Ой, родная! Огонь!»

И-залп...

И тут они заголосили -

Девчонки -

Запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России

В девчонках здесь отозвалась!

2        ученица   Кружилось небо - снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

 Былинный плач летел над полем боя,

Он был слышней разрывов - этот плач.

«Ой, мамочка!

Ой, страшно мне!

Ой, мама!»

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам!

И падали.

И поднимались снова,

Впервые защищая наяву

И честь свою -

(в буквальном смысле слова),  и Родину, и маму, и Москву.

3 ученица:  Весенние пружинящие ветки, торжественность венчального стола.

                   Неслышанное: «Ты моя навеки!» Несказанное: «Я тебя ждала!»

                   И губы мужа, и его ладони, смешное бормотание во сне

                  И то, чтоб закричать в родильном доме: «Ой, мамочка! Ой, мама! Страшно мне!»

1 ученица:  И ласточку, и дождик над Арбатом, и ощущенье полной тишины…

                    Пришло к нам это после, в сорок пятом, конечно, к тем, кто сам пришёл с войны.

                                       (Инсценировка песни «Землянка»)

Ведущий:   Огонь чадит в землянке дым махорочный столбом;

                    Пять бойцов сидят в землянке и мечтают кто о чём.

                  В тишине да на покое помечтать оно не грех.

                 Вот один боец с тоскою, глаз прищуря, молвил: «Эх!»

                И замолк; второй качнулся, подавил протяжный вздох

                И с улыбкой молвил: «Ох!»

               «Да», - ответил третий, взявшись за починку сапога.

               А четвёртый, размечтавшись, пробасил в ответ: «Ага!»

              «Не могу уснуть, нет мочи,- пятый вымолвил солдат,-

              Ну чего вы, братцы, к ночи разболтались про девчат!»

                        (под тихую музыку выходит девушка в пальто старомодного покроя)

1  ученик:     И брела она по тихому полю непаханому, нехоженому, косы не знавшему. В туфли ее сыпались семена трав, колючки цеплялись за пальто старомодного покроя, отделанного сереньким мехом на рукавах. В глазах ее стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море. И где начиналось, небо, где кончалось море - она не

различала. Дышать ей становилось все труднее, будто поднималась она по бесконечной шаткой лестнице. Она отыскала могилу и опустилась перед ней на колени.

Девушка: Как долго я тебя искала!

1 ученик    Она развязала платок, прижалась лицом к могиле.

Девушка: Почему ты лежишь один посреди России?

1 ученик: И больше ни о чем не спрашивала. Думала. Вспоминала.

2 ученик (выходит):

Я, как блиндаж партизанский, травою пророс.                      

Но, оглянувшись,   пень отчетливо вижу:

Падают мальчики, Наткнувшись на очередь,

Будто на ленточку финиша.

1 ученик:  Падают мальчики, руки раскинув просторно

                  На чернозём, от безделья и крови жирный.

                  Падают мальчики, на мягких ладонях которых-

                 Такие прекрасные, такие длинные линии жизни.

   (песня «Нас не нужно жалеть»)

 

Ученица:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Пусть вскинуть люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!»

3 ученик  Война... от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина - 1600. итого 2600 километров. Так мало, не правда ли? Поездом - четверо суток, самолетом - 4 часа, а по-пластунски - четыре долгих года.

4        ученик  Война... это - бесстрашие защитников Бреста, это - 900 дней блокадного
Ленинграда, это - клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!». Это - добытая
огнем и кровью победа под Сталинградом, это - подвиг героев Курской дуги, это – штурм Берлина, это - тяжелая работа тружеников тыла, мучения узников концлагерей,-это -память сердца всего народа.

5        ученик   Нет! Ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя! Забыть прошлое,
 забыть уроки
 войны - значит предать тех, кто не щадил жизней ради нашего будущего,

оставить новые поколения без опыта, добытого непомерной ценой.

  1. ученик  Человек есть то, что он помнит.
  2. ученик   Господи, не лиши нас памяти.
  3. ученик   Память, не оставь нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер «Тукай, в сердце моем!»

Литературно-музыкальный вечер, посвящеенный 100 летию со дня смерти великого татарского поэта Габдуллы Тукая...

"Ты в памяти и в сердце моем, Афганистан"

Внеклассное мероприятие гражданско-патриотического направления...

К уроку "С любовью в сердце и болью в душе".

Спасти поля, леса, лугаИ чистую гладь рек –Всю землю -Можешь только ты,Разумный человек!...

Литературно-музыкальная композиция "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан"

Цель:воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между миром и войной; воспитывать чувство любви и уважения к Родине, военной службе на основе ярких впечатлений...

Урок литературы "Сердца моего боль"

Урок литературы по военной лирике...

"И останется в сердце до боли знакомый, уголок, ставший всем нам родным..." (175-летию Мало-Куналейской средней школы посвящается)

В данной статье автор прослеживает пути становления и развития Мало-Куналейской средней школы....