Сценарий "Курск стучит в мое сердце""
классный час (11 класс) по теме

Затолокина Ольга Васильевна

Музыкально-литературная композиция к Дню Защитника Отечества

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursk_stuchit_v_nashi_serdca.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

ВЕЧЕР-РЕКВИЕМ  «КУРСК" СТУЧИТ В МОЕ СЕРДЦЕ…"

ПОСВЯЩАЕТСЯ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

составитель  Затолокина О.В.

Время проведения:          22.02.2002 г.

                                                                           Место проведения:  актовый зал школы

                                               "НАС ЗАБРАЛО МОРЕ…  НЕ ВЕРЬТЕ, ЧТО НАС БОЛЬШЕ НЕТ…"

ФАНФАРЫ – "Легендарный Севастополь"  

ВЕДУЩАЯ:           -  Есть такая профессия – Родину защищать.

                                       И сегодня мы будем говорить о тех, кто защищает Отечество

                                       кто погиб за Отечество, кто остался верен клятве Отечеству.

ФОНОГРАММА   - торжественная музыка

      ОТКРЫВАЕТСЯ ЗАНАВЕС

      НА СЦЕНЕ:  флаг России, Андреевский флаг, очень большая фотография АПЛ "Курск", рядом подсвечник,

                            в задней части сцены задрапированные синей тканью ступеньки и подиум, на котором лежат

                            офицерская фуражка,  бескозырка, пилотка, красные гвоздики;  выходит мальчик и зажигает свечи.

ВИДЕОФИЛЬМ – подводные лодки, море, учения – на фоне

ФОН- "Магия волн"

ГОЛОС ЗА КАДРОМ:     При проведении учения Северного флота в установленное время не вышла на связь многоцелевая атомная подводная лодка "Курск",  находившаяся в море в районе учений.   Как сообщили в пресс-службе ВМФ,  по предварительным данным на корабле произошли неполадки, в результате которых подводная лодка была вынуждена лечь на грунт в акватории Баренцева  моря на глубине 108 метров, в точке с координатами: 69 градусов 40 минут северной широты, 37 градусов 35 минут восточной долготы, корабли и спасательные суда предпринимают все необходимые меры по оказанию помощи подводной лодке.  Ядерного оружия на  борту  атомной подводной лодки нет, главная энергетическая установка заглушена и контролируется.

              Радиоционная обстановка соответствует норме.

Ведущий 1:   Во вторник 15 августа 2000 года почти все газеты вышли с подобным кратким

                       сообщением. Это позже будут газетные развороты и прямые телерепортажи с места  

                       спасательных работ, которые одним разрывали сердце на части, а для других были    

                      "своеобразной"  пробой пера.

Ведущий 2:   В тот же день события оценивались  "как происшествие на Северном флоте". Еще

                       никто не употреблял краткое и страшное слово  "катастрофа".

Ведущий 3:   Пронзила весть, что "Курска" нет.

  Ты не вернешься из похода.

  Пройдет еще немало лет,

  Но не найти у моря брода.

Ведущий 4:   Что же случилось 12 августа 2000 года ?

                       Полным ходом шли общефлотские учения, и шли хорошо.  

                       К 12 августа успешно были  завершены все ракетные пуски.

Ведущий 1:   11 августа в эфире в последний раз прозвучал голос командира "Курска" капитана I ранга Геннадия Лягина.  После успешного пуска крылатой ракеты лодка вышла на связь и командир доложил о выполнении боевого упражнения.

Ведущий 2:    Это была последняя связь. И "Курск" исчез в глубинах Баренцева моря. На этот раз

                         уже навсегда...

Ведущий 3:     Вскипают волны, буйствует вода,

    Безумно чайки носятся и стонут;

    Сто восемнадцать жизней навсегда

    С собой забрало Баренцево море…

    А там, вдали, за бездной голубой,

     Земля осталась, берег дорогой,

     Где любят, верят, с нетерпеньем ждут;

     Минуты ожидания идут…

ФОН суровый

1)  -16 часов 35 минут – время связи с АРПК "Курск". Эфир пуст.

2)  -17 часов 20 минут – поступила команда спасательному судну "Рудницкий" к выходу в море.

                                    Отсутствует плановое донесение от К-141.

3)  - 17 часов 30 минут – объявлена боевая тревога спасательному судну "Рудницкий"

1)  - 18 часов 14 минут – начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак приказал

                                   развертывать спасательные средства.

2) - 18 часов 14 минут –"Петр Великий" начал маневрировать для перехода а южную кромку района боевой подготовки.

3)  - 18 часов 15 минут – объявлена тревога спасательному буксиру СБ-523.

1)  -  18 часов 31 минута –СБ-523 вышел в море.

2)  -  18 часов 52 минуты – в аварийно-спасательном варианте вылетел на обследование ИЛ-38.

3)  -  19 часов 32 минуты – запрошены подводные лодки, находящиеся в этом районе.

                                      Работу К-141 не наблюдали.

  1. -  20 часов 42 минуты – "Петр Великий" начал подачу сигналов взрывами гранат на всплытие

            "Курска" на поверхность.

2)  -  23 часа 00 минут – время резервного сеанса связи с АРПК "Курск". В эфире пусто.

3)  -          Наверное никогда еще радисты так внимательно не вслушивались в треск помех,  

                      пытаясь уловить хоть самый слабый сигнал.    "Курск" молчал".

1)  -          Невыход лодки на связь во время резервного сеанса – это уже знак беды.

2)  -    23 часа 20 минут – все барокамеры Северного флота приведены в готовность к

          немедленному       использованию.

 3)  -   23 часа 30 минут – введен в действие план спасательных работ АРПК "Курск" объявлен

               аварийной лодкой.

        ЧТЕЦ:        Содрогнулась вода,

По отсекам удушливой смертью

Заплеснулась беда.

Мне успеть бы во мгле….. Я спешу…

Так прощай же, Земля,

И Отчизна в слепой  круговерти.

Ты прости меня, мать,

Я реактора жерло глушу.

ФОН легкий

ВЕДУЩАЯ:  (гвоздики в руках, сказав, кладет их на драпировку в глубине сцены или на столик)

           -Летние ночи в Заполярье светлы и коротки.

В эту ночь с 12 на 13 августа страна еще ничего не знала о случившемся в глубинах Баренцева моря. Не знали ничего родные и близкие ребят с "Курска".

Но на КП Северного флота и находящихся в море кораблях понимали, что в их флотский дом пришла большая и страшная беда.

                                       Служить на флот уходят пацаны:

Сыновний долг, отчизна призывают.

Мальчишки  с детства грезят, видят сны,

Как пенные просторы покоряют.

   Отвагой, дружбой, выдержкой сильны

   И знаньем дела рыцари России.

   Их боевые кони им верны.

   Святой союз, незыблемый, единый!

Порой немилосерден океан,

И поглощает жадная пучина:

На дно упал, "кричит" стальной гигант,

Тот отзвук словно голос журавлиный.

Ведущий 4:  Около 4 утра 13 августа "Петр Великий" обнаружил признаки подводной лодки.

                 Акустики услышали  скрежет металла, какие-то стуки. Обнаружили два буя:

               один бело-красный, другой зеленоватый. Поднять их не удалось. море штормило. Было за

                  4 балла.

Ведущий 5:   На "Михаиле Рудницком"  засекли сигналы: точка-точка-точка-тире-тире-тире-точка

                -точка-точка, самый настоящий международный SOS ! Стучит как автомат . Первая

                    мысль – это стучат в отсеках наши ребята !  У всех радость, если стучат, значит живы !              

                    Но это была чужая станция.

ПЕСНИ  "Лодка вновь на рейде"   "Расставаться всегда тяжело" в исполнении ученика

                    11 класса Козлова Дмитрия   на фоне

ВИДЕОФИЛЬМА О КУРСКЕ

ФОН суровый

Ведущий 6:     Свидетелей страшной катастрофы на "Курске"  нет.  Но сегодня мы знаем уже  

                         достаточно много об этом.    Слушайте.

ФОНОГРАММА-       (мальчики в форме)

Ведущий 4:   В 11 часов 23 минуты подводный крейсер, по-видимому, начал всплывать на

                       перископную глубину.  До поверхности оставалось уже метров двадцать и командир

                       дал команду поднимать свой перископ.

Ведущий 5:   Что было дальше – покрыто мглой неизвестности.

Возможно, что внезапно раздался взрыв в первом отсеке,  возможно, внезапно акустик обнаружил на минимальной дистанции неизвестную подлодку…Как взрыв в первом отсеке, так и известие о сближении с неизвестной подлодкой было для команды неожиданным. И роковым.

Ведущий 6:   В любом случае "Курску" необходимо было любой ценой всплыть, ибо старая

                       подводницкая  заповедь гласит:  если всплыл – значит остался цел.  

                       Но было уже   поздно.

Ведущий 4:   Страшный удар и треск, когда начали рваться торпеды  в первом отсеке, навсегда

                       перечеркнул все надежды на спасение. Тяжело раненый "Курск", потеряв

                       управление, резко пошел вниз, заваливаясь на левый борт.

Ведущий 5:   Последняя команда командира – продуть цистерны правого борта- выполнена.

                       Левый борт был уже разорван. Крейсер со всего маху ударился носовой частью о

                       дно. Глубина 108 метров – роковая для стального гиганта.

Ведущий 6:   От удара рванули баллоны воздуха – 36 штук по 400 атмосфер в каждом !

                       Почти одновременно сдетонировал боезапас в первом отсеке.

                       Второй взрыв был страшен. От первого, второго да и третьего отсеков не осталось  

                       почти ничего. Большая часть экипажа погибли почти мгновенно.

Ведущий 4: (кричит)   Твой миг последний был так мал,

В отсеки смерть клюкой стучала,

И страшен был ее оскал

А ей казалось мало, мало…

Ведущий 5:   Мгновенно сработала аварийная система защиты атомных реакторов.

                       Ядерный котел потух. Экологическая катастрофа исключена.

                       А взрывная волна уже взламывала одну за другой межотсечные переборки,

                        скручивая их как крышки консервных банок, сметая на своем гибельном пути

                       агрегаты и механизмы, приборы и людей, пока, наконец, не остановилась на пороге

                       шестого отсека

Ведущий 6:   Все это длилось ровно 135 секунд – именно это время установят эксперты.

                       135 секунд  взрывов и предсмертного ужаса.

                       135 секунд отчаянья и неимоверных попыток хоть что-то изменить…

                       Сила инерции взрыва протащила "Курск" еще метров четыреста по морскому дну.

ЧТЕЦ:     В последний день  фанфарных тех учений

                  В холодной темной заполярной глубине

                    Случилось обстоятельств роковых стеченье :

  Громадной силы взрыв…Удар…Корабль на дне.

   В  стремительном пике на сотню метров

    Секунды длился сумасшедший  ваш полет,

      В мгновенье сжались тонны, мили, километры.

        Как страшно, что с него никто Вас  не  вернет.

Ведущий 7:  Но на лодке еще оставались живые люди. Это были те, кто находился по боевой

                      тревоге  в кормовых отсеках. Обстановка была критическая. На людей рушились

                      тяжелые блоки, убивая их и калеча. Вспыхнули пожары, тушить которые не было      

                      возможности и сил. Быстро прибывала вода. Около часа в шестом отсеке пытались ее

                      остановить. Все было напрасно.

Ведущий 8:  Когда стало ясно, что оставаться здесь больше нельзя, те, кто был жив, перешли в

                        седьмой отсек, вынося на руках раненых и обгоревших. Но вода быстро прибывала и

                        в седьмой. Тогда подводники перешли в восьмой, а оттуда и в девятый.

Ведущий 9:  Личный состав девятого отсека принял к себе всех. Они понимали, что впуская к себе людей из других отсеков, снижают собственные шансы на спасение.

                        Девятый отсек – последний. Дальше идти было уже некуда. Всего в кормовом отсеке их было 23 человека: матросы, мичмана, офицеры.

Ведущий 7:   Еще мерцало аварийное освещение. Кое-как одели утепленные костюмы. Попытались открыть аварийно-спасательный люк – последнюю надежду на спасение, но безрезультатно. Паники не было.

                                            И посылала SOS душа

И била злость в набат металла.

Холодным саваном шурша,

Вода надежду растоптала.

Ведущий 8:  Кто еще мог, писал огрызком карандаша на клочках служебных бумаг предсмертные  

                      записки, стремясь вложить в несколько строк информацию для тех, кто быть может

                      когда-то прочтя их, сможет понять суть происшедшей трагедии. И всю свою

                      нерастраченную любовь к тем, кого они так и не долюбили. Записки прятали

                      поглубже в карманы, так им казалось будет надежней.

Ведущий 9:  Вода прибывала в кормовой отсек. Пожар..стылая вода… недостаток

                        кислорода…гарь…холод…стоны…хрипы…безысходность и последние слова

                        прощаний.

                        Они держались до последнего и, как могли подбадривали друг друга даже в этот

                         смертный час.

                        Еще мгновение и вода поглотила всех.

Ведущий 7:    Больше недели спасатели пытались помочь экипажу "Курска", но помогать уже

                        было некому.

ФОН пронзительный

Они ушли, им больше не вернуться…              группа мальчиков

Им жен не обнимать, не целовать,                постепенно строится

С порога дома им не оглянуться                      

И дверь ключом не открывать.

Они ушли в бессмертье, в строчки писем,

В рыданья жен, в морщины матерей.

В последний раз их отпустила пристань

В холодное безмолвие морей.

Они ушли… Одетый в траур берег…                        уходят

Родной их порт сиренами ревет…

А жены, дети, матери не верят,

Что экипаж обратно не придет.

ВЕДУЩАЯ:  Как только  в Севастополе стало известно о "курской" трагедии, в мыслях  возник вопрос: есть ли в стальном корпусе субмарины наши земляки ?

                     Ответ один: их там не могло не быть.

                     Ведь в городе-герое –морской крепости юга России   рождаются, живут, учатся,

                      служат и любят особенные люди. Имя им – русские моряки.

                     Ведь флотские династии и две кузницы флотских кадров – Черноморское Высшее

                     Военно-Морское училище имени П.С.Нахимова и Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное училище отдали  Северному флоту тысячи профессионалов.

                     Сколько же там наших ребят ?  Их семнадцать. Навечно семнадцать.

ФОНОГРАММА  -  ЛАКРИМОЗА  

  ТАНЕЦ (пластика) со свечами в руках группа девочек к черном, 3 девушки "танцуют" горе

                         матери, жены, вдовы,  на этом фоне звучат  слова

                      Я слышу,  как вдова заголосила,

Как чья-то мать заходится в слезах,

Мужьям и детям братскою могилой

Стал погребенный в бездне саркофаг.

И я пойду по жизни без тебя ?

Просить за все прощенья – смысла нет.

Концы платочка молча теребя,

На все вопросы не найду ответ.

А мне казалось, что спасенье близко,

Не верила я, что надежды нет.

А ты ушел…Но твой растет сынишка.

Пусть он хранит твоей улыбки след.

        (вынос портретов )

ВЕДУЩАЯ:  -  Сто восемнадцать жизней.  Сто  восемнадцать….И среди них - севастопольцы            

               БАГРЯНЦЕВ ВЛАДИМИР  ТИХОНОВИЧ –капитан I ранга, начальник штаба 7-й дивизии атомных подводных лодок 1-й флотилии Атомных Подводных Лодок Северного флота

              БЕЗСОКИРНЫЙ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ – капитан 3 ранга, начальник химической службы

            БЕЛОГУНЬ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ – капитан 2 ранга, заместитель начальника электромеханической службы дивизии.

        БОЧКОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ– мичман, техник трюмной группы дивизиона живучести

        БРАЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ – старший лейтенант, инженер  второй групп дистанционного управления.

        ВАСИЛЬЕВ АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ – капитан-лейтенант, командир группы автоматики дивизиона движения.

        ВИШНЯКОВ МАКСИМ ИГОРЕВИЧ  - мичман, техник группы целеуказания.

        ЗУБОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ  -мичман, техник гидроакустической группы.

        ИСАЕНКО ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ  -капитан 2 ранга, помощник начальника электромеханической службы дивизии.

       КИРИЧЕНКО ДЕНИС СТАНИСЛАВОВИЧ -  старший лейтенант, инженер дивизиона живучести.

       МУРАЧЕВ ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ   -капитан 3 ранга, командир дивизиона движения БЧ-5.

      ПШЕНИЧНИКОВ  ДЕНИС  СТАНИСЛАВОВИЧ – капитан-лейтенант, командир первой группы дистанционного управления.

   РЕПНИКОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ  -  капитан-лейтенант, помощник командира АРПК "Курск".

   РОДИОНОВ МИХАИЛ ОЛЕГОВИЧ  - капитан-лейтенант, командир вычислительной группы.

   РОМАНЮК  ВИТАЛИЙ  ФЕДОРОВИЧ  -мичман, фельдшер.

   САБЛИН  ЮРИЙ БОРИСОВИЧ - капитан 2 ранга, командир электромеханической боевой части.

   СИЛОГАЕВ  АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ  -  капитан 3 ранга, командир ракетной боевой части.

   ЧЕРНЫШОВ  СЕРГЕЙ  СЕРАФИМОВИЧ  - старший мичман, техник группы космической  связи.

   ШУБИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ  -капитан 2 ранга,  заместителькомандира АРПК

    "Курск" по воспитательной работе.

   ЩЕПЕТНОВ  ЮРИЙ ТИХОНОВИЧ  - капитан 2 ранга, флагманский разведчик дивизии

      подводных кораблей.

                     

ВЕДУЩАЯ: Прошу всех встать и почтить память моряков, погибших на атомной лодке "Курск"

                       минутой молчания.

ФОНОГРАММА:  МЕТРОНОМ + ЛАКРИМОЗА -  вынос Гирлянды  Памяти

Помните!Через века, через года ПОМНИТЕ !

О тех, кто уже не придет никогда  Пожалуйста, ПОМНИТЕ !

Не закрывайте своей памяти страницы

Храните, помните их добрые обветренные лица.

ВЕДУЩАЯ:  -  Прошу всех сесть.

Верьте, мы не стали на колени  

И ушли все стоя, как один.

И не надо спорить до забвенья ,

Называя тысячи причин.

   Отдав честь Андреевскому стягу,

   Не нарушив клятву и устав,

   Мы ушли, не осквернив присягу

  Сплав сердец, металла…жизни сплав.

По местам стоим. Но с якоря не сняться.

Мы заякорились навсегда.

В вечной колыбели сны не сняться

И не светит путеводная звезда.

Все участники  поют  под сопровождение гитар.

 ПЕСНЯ  на музыку В.Высоцкого

1.  Погибшим на море не ставят крестов, могилы их вечно дрейфуют.

    И волны крутые под стоны ветров   павших в боях повествуют.

    Лишь скромные точки на карте морской оставлены в память матросов,

   Венки из цветов, да след за кормой, да долгий полет альбатросов.

2.  Храните, живущие память о нас. нам много хотелось, мечталось.

    Мы в море ушли, выполняя приказ, лихая судьба нам досталась.

       Для Родины сделали все, что смогли. реактор молчит. Заглушили.

      Идут корабли там, где мы полегли, наш памятник – скорбные мили.

Отважные, красивые, о чем они мечтали,        Валентина Григорьева

Когда на трап подлодки той ступали ?

Были серьезными, а может быть смеялись,

А может мысленно с любимыми прощались ?

Никто уже об этом не узнает.

Прекрасных Родина сынов теряет…

 ВЕДУЩАЯ:  Время все дальше уводит нас от 12 августа, трагического дня, когда в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск".  Но по-прежнему в строю тысячи воинов. Защитников отечества. И сегодня у нас в гостях……….

ГОСТИ ПРИГЛАШАЮТСЯ НА СЦЕНУ, рассказывают о службе, им вручают цветы.

ФОН светлый.

Мы прошли столетия с Россиею.

От сохи – до звездного крыла.

А взгляни – все то же небо синее

И над волгой та же тень орла.

   И еще немало будет пройдено

   Коль зовут в грядущее пути,

   Но святей и чище  чувства Родины

   Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается.

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если мы те чувства сохраним.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТИХИ:

В  последний день  фанфарных тех учений

В холодной темной заполярной глубине

Случилось обстоятельств роковых стеченье :

Громадной силы взрыв..Удар…Корабль на дне.

В стремительном пике на сотню метров

Секунды длился подводный наш полет,

В мгновенье сжались тонны, мили, километры.

Как страшно, что с него никто Вас уж не вернет.

Быть может вы успели в те последние мгновенья

Подумать о родных своих и о себе,

А главное – о корабле и о Земли спасенье,

Чтоб не погибнул мир в смертельном атомном огне.

………………………..

Безмерна боль утраты любящих отцов и матерей.

Теряющих в рассвете сил и красоты единственных детей.

Сто восемнадцать жизней стали жертвой роковой судьбы,

Злой океан накрыл их саваном из леденящей тьмы.

   Где лодка-саркофаг могилой братской стала,

И души всем родным и близким на страдальческом кресте распяла,

Нет утешенья от словес казенных, догм и суеты мирской.

Где тайна гибели подводной лодки  "Курск" ?

Лежит на дне, под черною морской волной.

…………………………

                         Виктор ТУМКА (отрывок)

Нас рожают матери на счастье

В тяжких муках, боли и слезах.

От рожденья нашего ненастье

Селится навеки в их глазах.

   Расставаясь с грудью, как с вселенной,

По часам растем , а не по дням.

Их любовь земная, но нетленна

С нами ходит всюду по пятам.

   Ангелом-хранителем незримо

Мать ведет нас за руку в пути,

И дорога легче одолима,

И дышать свободней и идти.

   А когда сыграет нам тревогу

Звонко и безжалостно труба,

Соберет котомку на дорогу,

Перекрестит, на слова скупа.

   Сняв с себя, повесит нам иконку,

Робко скажет: "Отведет беду".

И моляще шепотом вдогонку:

Возвращайся поскорей, я жду."

   Мы в отваге не уступим предкам

И встаем, как это было встарь,

Как велит завет, святой и меткий:

За очаг свой и за свой алтарь.

   Мы уходим молча по тревоге

В небо, в море и в степную даль.

Разная у каждого дорога,

Родина – одна у нас печаль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-историческая композиция "Стучимся в ваши сердца..."

Сценарий для выступления на митинге, посвященном Дню Пбеды...

Урок памяти и скорби "Подвиг стучит в моё сердце"

По материалам Интернета было проведено  общешкольное мероприятие в форме информационной линейки, посвященной трагическим событиям в Беслане....

Социально - патриотический проект "Память войны стучит нам в сердца"

Основной задачей проекта является пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;•- способствовать формированию у подрастающего поколения интереса к ист...

"Память войны стучит нам в сердца"

На заключительном этапе реализации социально - патриотического проекта, посвященного 70 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне проводится заключительное общешкольное мероприятие   - ...