Урок памяти и скорби "Подвиг стучит в моё сердце"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Курбатова Ольга Николаевна
По материалам Интернета было проведено  общешкольное мероприятие в форме информационной линейки, посвященной трагическим событиям в Беслане. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beslan.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок памяти и скорби

Подвиг стучит в моё сердце


Оборудование:

Цель:

  • укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;

Задачи:

  • демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
  • повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;
  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

 (Вступительное слово о празднике 1 сентября):

(1 слайд) 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. (2-3 слайд) Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

 (4 слайд) Этот день отмечает вся наша страна. 89 субъектов Российской Федерации. Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. (5 слайд). Мы будем говорить сегодня о городе Беслан (показать на карте). Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.

Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную линейку. Дети пришли на праздник в свою родную школу.

В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.

(6 слайд) Промчалось лето синей птицей, 
                И мамы юной детворы, 
               Блеснув слезинкой на ресницах, 
               С детьми покинули дворы.                    
(Западалова Д.)

  Они сегодня встали рано, 
 С волненьем трепетным в душе, 

  И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.                                          
(Петров А)

 (7 слайд) Большая, пахнущая краской, 
                 Сияя яркой белизной, 
                 Она казалась детям сказкой, 
                 Прекрасной, светлою страной!              
(Исаченко Л)

 (8 слайд) Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы.

 (9 слайд) 34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку.

Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.

 (10 слайд) Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети. На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.

 (11 слайд) Ужас над головами, 
                    Проволок страшный груз. 
                    Дети кричат глазами: 
(12 слайд)  "Мамочка, я боюсь!!!" 
                    В душном спортивном зале
                    Время замкнуло круг…                                
(Земцов Н)

(Бельская К.)

Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала: “ Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу... Мы оказались в заложниках. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда”.

Ведущий

 В первые часы террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить штурма, они выставляли в окна школы детей. Время в Беслане остановилось.

И только через два часа после захвата школы боевики выдвинули свои требования.
“…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек.” Так звучали их угрозы.

    Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей.

 (13 слайд)  Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата, когда смог закрыть их в одной из школьных комнат, откуда они позже смогли бежать. В спортзале, куда боевики согнали заложников, он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. При нем был убит учитель труда Александр Михайлов, который тоже пытался противостоять террористам, но и это Ивана Константиновича Каниди не остановило. Еще в первый день захвата он перенес сердечный приступ. По свидетельству выживших, он умудрился обезвредить одно или два взрывных устройства.
3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных устройств. 
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей, а в остатки потолка, нависавшего над спортзалом. Схватка была неравной, но какие-то секунды он выиграл, давая возможность детям выскакивать из уже пылающей школы. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей.

 (14 слайд) В душном спортивном зале
                   Время замкнуло круг -
                   Взрывы над головами
                   Сотни смертей несут.                        
(Смородинов Д.)

 (15 слайд) Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. После первых взрывов смогли убежать около 600 человек. В спортзале начался пожар.

И вдруг среди этого кошмара…. (16 слайд) “Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога. (17 слайд) Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: "Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!". Но она никого не слышала. И тут она совершила совершенно невероятное:(18 слайд) она полезла обратно в спортзал! Ей кричали: “Что ты делаешь! Назад! Ложись!”. (19 слайд) Но она залезла в окно – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.”

 (20 слайд) Как только раздались взрывы, сразу же оперативный штаб дал команду на штурм. (21 слайд). Он был спонтанным, но бойцы подразделений “Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. (22 слайд) Первоочередной задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился примерно 13 часов. (23 слайд) При освобождении заложников погибли 10 бойцов из подразделений “Альфа” и “Вымпел”.

 (24 слайд) Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели.

По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников.

3 дня… без еды… без воды… 

(25 слайд) При проведении спецоперации было спасено 918 человек. В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей, 15-учителей. Более 900 человек получили ранения.

Беслан стал “Городом ангелов”. 

 (26 слайд) Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние года уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.

(27 слайд) Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.

(28 слайд) На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”.  Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами.

Ведущий 2:

(29-30 слайды) Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт.  У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.

(31 слайд) Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.

(32 слайд) В небеса поднималися ангелы…
                  Все прекрасны, невинны, чисты.
                      Сколько звёзд тогда ярких попадало,
(33 слайд)    Маскируясь росой на цветы...

Ведущий

(34-37 слайды)

То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не забудем…

Погибли люди… погибли невинные, беззащитные дети!!!

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

(зажжение свечей на импровизированной площадке перед слайдом (памятником)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Курск стучит в мое сердце""

Музыкально-литературная композиция к Дню Защитника Отечества...

Литературно-историческая композиция "Стучимся в ваши сердца..."

Сценарий для выступления на митинге, посвященном Дню Пбеды...

Социально - патриотический проект "Память войны стучит нам в сердца"

Основной задачей проекта является пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;•- способствовать формированию у подрастающего поколения интереса к ист...

"Память войны стучит нам в сердца"

На заключительном этапе реализации социально - патриотического проекта, посвященного 70 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне проводится заключительное общешкольное мероприятие   - ...