Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_druzhby.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н.Толстой. Тема дружбы в рассказе «Кавказский пленник»

Урок литературы в 5 классе.

Цель: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные: формирование представлений об агрессивности как антиценности; смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своем, противостояние агрессии (Жилин); отсутствие нравственной опоры – любви к людям -как причина агрессивности (Костылин); противопоставление ненависти к иноверцам, кровной мести за измену вере законам гуманизма, человечности;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; умение пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него.

Методы и формы обучения: деятельностный подход, АМО, поисковый, репродуктивный, групповая и парная работа.

Оборудование: экран, мультимедийный аппарат, презентация к уроку, задания группам

Основные понятия: рассказ, портрет.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный. Мотивация к уроку

3 минуты

- Здравствуйте, ребята. Выйдите ко мне и образуйте круг. Рассчитайтесь на 1 и 2. Первые номера повернитесь к 2-ым и повторяйте за мной.

- Здравствуй, друг!

- Как дела?

- Где ты был?

- Я скучал…

- Ты пришёл!

- Хорошо!

А теперь вторые повернитесь к следующим за вами первым. Повторите с самого начала

Повторяют действия за учителем.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция; настрой на работу.

  1. Целеполагание.

3 минуты

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

- Сядьте на свои места и запишите в группе на листочек те слова, которые ассоциируются со словом «дружба».

- Тема нашего урока – «Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

- Какие задачи вы хотите решить сегодня при анализе рассказа?

- О дружбе.

Дети записывают на листочке ассоциации

Записывают тему в тетрадь.

Определяют для себя цели.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

4 минуты

- Послушайте, какие исторические события легли в основу рассказа. (Индивидуальное выступление) – 1,5 минуты

Действие происходит на Кавказе. XIX век… На Кавказе идет тяжелая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу.

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшим с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя,        мирный чеченец Садо, с которым ехал Лев Николаевич, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Льву Николаевичу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Лев Николаевич, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее, он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло Садо и Льва Николаевича. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.

- Назовите главных героев рассказа.

- По сюжету два офицера, два приятеля попадают в плен, но почему рассказ назван «Кавказский пленник»? – в единственном числе?

- Посмотрите, какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Оба наших героя отличаются этими качествами? Или герои не похожи друг на друга?

Выступает ученик с мини-докладом.

Отвечают на вопросы учителя.

 Проявляют разные личностные качества в одних и тех же условиях.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. Учатся внимательно слушать собеседника.

  1. Понимание и усвоение новых знаний. Исследование, аналитическая работа с текстом

12 минут

- Сегодня на уроке в группах мы займемся сравнительной характеристикой двух героев. Что значит сравнивать?

- По каким признакам мы можем сравнить этих героев? (на слайде – подсказка)

- Что такое «портрет»?

- У каждой группы – свое задание. Дома вы плотно поработали с текстом, поэтому составить сравнительную  характеристику героев вам не составит труда. Раздает задания группам.

1 группа. Портреты героев. Как герои оказались в плену? Перескажите эпизод. Как ведут себя герои, какие качества души и характера проявляют?

2 группа. Как офицеры ведут себя в плену? Чем занимаются? Как к ним относятся татары? Какие части речи преобладают при характеристике Жилина и Костылина? Сделайте вывод: какие черты характера проявляют герои?

3 группа. Первый побег. Подготовка и реализация. Как ведут себя герои? Как рассказчик описывает действия, мысли, чувства каждого из них? Какие черты характера проявляют герои?

4 группа. Второй побег. Кто помог Жилину? Почему?  Какова судьба героев? Сделайте вывод о качествах характера героев по этому эпизоду. – 10 минут

- Найти общее и различия в их характерах.

- Внешние черты (портрет)

- Поступки.

- Отношение к другим героям

- Чувства, речь.

- ПОРТРЕТ в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. 

Работа в группах.

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек. нарушил уговор – не разъезжаться; ведет как трус и предатель

Жилин: решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка. мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

Костылин: Бездействует и стонет.

Дина – вера (арабский)

Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 Личностные:

смыслообразование  

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

  1. Эмоциональная пауза «Жизнь как река…»

1 минута (23 мин.)

- Любите жизнь, радуйтесь каждому дню. И дарите эту радость окружающим.

  1. Проверка понимания учащимися нового материала.

20 минут

Выступление групп. Учитель задает корректирующие. Уточняющие вопросы. – 13 минут

Перед вами листок с двумя графами. Передавая листок друг другу, заполните графы теми чертами характера, которые присущи каждому из героев. Подумайте. Время – 1 минута. Теперь сравните записанные слова с ассоциациями, которые возникли у вас при слове «дружба». Отметьте в таблице совпавшие понятия галочкой – 1,5 минуты

Подумайте и сделайте вывод, кого мы можем назвать настоящим другом в этом рассказе и почему. – 2 минуты

Ребята, даже фамилии характеризуют героев. Подумайте, от каких слов произошли фамилии. Обсудите в парах. Начинает 1-ый вариант, по 30 секунд. – 1,5 минуты.

Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Дети выступают. Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу – Релли Тейбл

Сравнивают, анализируют, сопоставляют, делают выводы.

Работают в парах – Таймд Пэа Шэа.

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

 Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

  1. Рефлексия.

2 минуты

- Какие качества друга присущи вам? Над какими еще предстоит работать? Покажите мне свое настроение.

Личностные: понимают нравственные законы жизни

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Домашнее задание.

Письменная работа «Хотел бы я иметь такого друга, как Дина? Почему?» - 800 рублей самэри или «Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"

Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...

Игра по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник"

Игра предназначена для учащихся 5 класса. Может быть проведена как на уроке, так и во внеурочное время. Игра включает в себя 7 туров. Есть игра со зрителями (тест). Учащимся  предлагаются разные ...

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссе...

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...

Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....