Л.Н.Толстой. Тема дружбы в рассказе «Кавказский пленник»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Л.Н. Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н.Толстой. Тема дружбы в рассказе «Кавказский пленник»

Ход урока

  1. Организационный.
  2. Целеполагание.

Запишите в группе на листочек те слова, которые ассоциируются со словом «дружба».

- Тема нашего урока – «Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

- Какие задачи вы хотите решить сегодня при анализе рассказа?

3. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

Действие происходит на Кавказе. XIX век… На Кавказе идет тяжелая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу.

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшим с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя,        мирный чеченец Садо, с которым ехал Лев Николаевич, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Льву Николаевичу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Лев Николаевич, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее, он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло Садо и Льва Николаевича. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.

- Назовите главных героев рассказа.

- По сюжету два офицера, два приятеля попадают в плен, но почему рассказ назван «Кавказский пленник»? – в единственном числе?

- Посмотрите, какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Оба наших героя отличаются этими качествами? Или герои не похожи друг на друга?

4.Понимание и усвоение новых знаний. Исследование, аналитическая работа с текстом

- Сегодня на уроке в группах мы займемся сравнительной характеристикой двух героев. Что значит сравнивать?

- По каким признакам мы можем сравнить этих героев?

- Что такое «портрет»?

- ПОРТРЕТ в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. 

- У каждой группы – свое задание.

1 группа. Портреты героев. Как герои оказались в плену? Перескажите эпизод. Как ведут себя герои, какие качества души и характера проявляют?

2 группа. Как офицеры ведут себя в плену? Чем занимаются? Как к ним относятся татары? Какие части речи преобладают при характеристике Жилина и Костылина? Сделайте вывод: какие черты характера проявляют герои?

3 группа. Первый побег. Подготовка и реализация. Как ведут себя герои? Как рассказчик описывает действия, мысли, чувства каждого из них? Какие черты характера проявляют герои?

4 группа. Второй побег. Кто помог Жилину? Почему?  Какова судьба героев? Сделайте вывод о качествах характера героев по этому эпизоду. – 10 минут

5.Проверка понимания учащимися нового материала.

Выступление групп.

Подумайте и сделайте вывод, кого мы можем назвать настоящим другом в этом рассказе и почему.

Ребята, даже фамилии характеризуют героев. Подумайте, от каких слов произошли фамилии.

Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

6. Рефлексия.

- Какие качества друга присущи вам? Над какими еще предстоит работать?

7. Домашнее задание. Выписать из толкового словаря значение слов «жила», «костыль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"

Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...

Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ

Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ...

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...

Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....