Главные вкладки

    Тютчев Ф.И.
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Дедова Людмила Алексеевна

    Конспетк 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_tyutchevu.docx52.33 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Муниципальное образовательное учреждение

                            «Средняя общеобразовательная школа №14»

          «Я встретил вас…» (Любовная лирика

          Ф.И.Тютчева).

           (Открытый урок по литературе в 10 классе)

                                                                                     

                                                                                          Провела учитель русского

                                                                                          языка и литературы

                                                                                          Дедова Людмила Алексеевна

                                            г. Новомосковск, 2010

    Конспект урока литературы в 10 классе

    учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны

     МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

    Тема урока:  «Я встретил вас…» (Любовная лирика  Ф.И.Тютчева).

      Цели урока:

    1)        образовательная

    -          формировать у учащихся представление о Ф.И.Тютчеве как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека;

    -         формировать умение сопоставлять лирические произведения;

    2)        развивающая

    -        развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного;

    -        развивать умение строить суждение на конкретном материале;

    -        развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;

    3)        воспитательная

    -        воспитывать чувство слова и культуру чувств;

    -        продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.

          Задачи урока:

    1)        познакомить учащихся с фрагментами личной жизни Ф.И.Тютчева и ее отражением в его поэтических произведениях с целью пробуждения интереса к автору и более прочного усвоения программного материала;

    2)        открыть поэта Тютчева как автора стихов о любви;

    3)        показать своеобразие любовной лирики Тютчева, раскрыть его взгляд на любовь как на стихийную силу и «поединок роковой»;

    4)        подвести учащихся к ответу на вопрос: «В чём заключалась формула любви поэта?»;

    5)        в течение урока группы готовят творческий отчёт на тему «Чем была любовь для Тютчева?»

    Технологии: личностно-ориентированный подход, проблемно-поисковое и  дифференцированное обучение, (ИКТ) информационно-коммуникативная технология,

     элементы здоровьесберегающей технологии.

    Тип урока: урок-исследование.

    Формы деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.

    Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран для проекции слайдов.

    Наглядно-дидактические материалы:  презентация, тексы стихотворений, карточки-задания дифференцированного характера.

    Методы: На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

    - коммуникативно-ориентированный

    - учебная работа под руководством учителя

    - репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой информации, чтение наизусть)

    - наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)

    - словесный метод (рассказ, элементы беседы)

    -методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания)

    - логические методы (сравнение, анализ)

    - метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя) словесные, наглядные, частично-поисковые.

    Ход урока:

     Слово учителя: сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной без чего человек не может прожить, без чего не бывает счастлив. Конечно, мы будем говорить о любви, над которой не властно время. Ведь по-настоящему

    В жизни счастлив тот, кого посетило это прекрасное чувство. Поиски любви, как идеала, находят отражение в искусстве: ( Слайд 1-3) и в музыке («История любви», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского), и в живописи («Мадонна» Рафаэля, «Джаконда» Леонардо да Винчи), и, конечно, в литературе.

     (Слайд 4).    Перед вами слова о любви всемирно известных художников слова… У каждого из них своя формула любви.

    "Тебе любовь - как высшая награда…" (Франческо Петрарка (1304 -1374) - ист. поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения)

     "Любовь - над бурей поднятый маяк,

    Не меркнущий во мраке и тумане.

    Любовь - звезда, которою моряк

    Определяет место в океане ".  (Уильям Шекспир (1564 - 1616) - великий англ.      драматург, поэт, актёр)

    "Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 - 1921))

    Кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её «формулу»! Конечно, пытался это сделать и Ф.И.Т., в творчестве которого тема любви занимает особое место.

           Продолжая знакомиться с его творчеством, сегодня поговорим о его любовной лирике. Работаем в группах. Вашим домашним заданием было подготовить материал для того, чтобы представить одну из любовных историй Тютчева, нашедших отражение в его творчестве.

    В конце урока каждая группа должна будет составить небольшой творческий отчёт и ответить на вопрос: «Чем была любовь для Тютчева?».

    Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф.

    Запись темы, (Слайд 5) 

     (Слайд 6) «Жизнь сердца» у Ф.И.Тютчева была сложной, бурной и драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несёт в своей крови «это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…». «Жизни блаженство в одной лишь любви»- эта строка из стихотворения Тютчева станет эпиграфом к нашему уроку. Стихотворение, из которого заимствована эта строчка, представляет собой перевод лирической миниатюры И.-В. Гёте. Тютчеву в момент его написания было 67лет. И фраза эта в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, познавшего «радость и горе в живом  упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви»…

      Слайд 7

    Слово учителя. В любовной поэзии Тютчева появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Это женщина. Поэт осмысливает женскую натуру. Любимая предстает не как неземное создание, не как младая фея, а как человек, которому присуще все человеческое.  

    (Слайд 8) Перед вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной поэзии. Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Елена Денисьева.

    (Слайд9)

                 История первая. «Я помню время золотое»

                              (Слово предоставляется первой группе.)

    1.  Первой, ранней любовью поэта была  баронесса Амалия Максимилиановна Крюденер, во втором браке - графиня Адлерберг, урожденная графиня Лерхенфельд, блестящая светская красавица. Двоюродная сестра императрицы Александры Федоровны, жены Николая Первого (Со стороны матери ). Возлюбленная Федора Тютчева. Адресат его знаменитого стихотворения "Я встретил Вас и все былое…» и других, носящих название "мюнхенского цикла". Ее петербургский салон в 1836 - 37 году с удовольствием посещал А.С. Пушкин, которому она передала для публикации в журнале "Современник" двадцать четыре стихотворения Тютчева. Это было первое появление Тютчева в печати, как поэта. Славилась красотой, умом, и особенным шармом, входящим в понятие: "светская дама".

       Они познакомились во второй половине 1823 года, в Мюнхене, куда двадцатилетний Федор Тютчев прибыл в качестве дипломата. Именно там, на одном из приёмов Т. встречает свою первую любовь – 15-летнюю Амалию. Золотоволосая красавица сразу же завоевала сердце русского дипломата. Ф.И. просил руки девушки, но счастливым его соперником оказался барон Крюденер, сослуживец Тютчева.

    Чувство, внушённое молодому поэту Амалией запечатлелось в его душе как одно из самых светлых воспоминаний «золотого» времени его жизни, которому он посвятил одно из самых проникновенных стихотворений.

    Учитель: О тех временах осталось мало сведений, зато картину их отношений воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюблённости.

    2. Чтение стихотворения «Я помню время золотое…»

    • Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой? (нежность, радость, восторг)
    • Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

    3. Рассказ о второй встрече поэта с Амалией.

    Биографы:

    Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта. И всё-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания. В 1870 году Тютчев невзначай встретился с Амалией в курортном Карсбаде. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза. Но этот безмолвный разговор значит для них многое.  Возвратившись после этой встречи в гостиницу он написал стихотворение-признание «Я встретил вас…»

    Учитель. Именно эта встреча вдохновила  поэта на создание ещё одного шедевра.

    4. Чтение стихотворения «Я встретил вас…»

    Учитель Незадолго до смерти состоялась ещё одна не менее памятная встреча поэта с Амалией

       

    Мемуарист: А весной 1873 года, ровно через 50 лет после воспетой им встречи над Дунаем, Тютчев уже на самом пороге смерти, писал дочери Дарье: « Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной…»

    Исследователи.

         Стихи, посвящённые Амалии (1823-1825): «Друг, откройся предо мною», «Твой милый взор невинной страсти полон», «К Нисе» и др.

        Особенности:

    -  образ жестокосердной толпы противопоставлен младенчески чистым         сердцам влюблённых;

    - в целом ранняя любовная лирика окрашена в светлые тона;

    - наблюдается внутренняя гармония лирического героя. (Цитаты)

    (Слайд 10) Вывод. Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева.

    (Слайд 11)

           История вторая «Твой милый образ незабвенный».

                                        (Слово предоставляется второй группе)

    Слово учителя.  Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами.

    1. Слушаем  рассказ об Элеоноре.

           Эмилия Элеонора фон Ботмер родилась в семье немецкого дипломата. Элеонора была старшим ребенком, у неё было восемь братьев и три сестры. Семья часто путешествовала по роду службы отца — в Италию, Францию и Швейцарию. Все дочери графа получили классическое домашнее воспитание. К шестнадцати годам Элеонора превратилась в красивую светскую барышню с безупречными манерами, свободно говорившую на немецком и французском языке. Многие считали Элеонору «бесконечно очаровательной». В 1818 году Элеонора стала женой русского дипломата, секретаря российской миссии в Мюнхене Александра Карловича Петерсона. В 1825 году она овдовела и осталась с четырьмя сыновьями на руках. Вдова в феврале 1826 года  познакомилась с Федором Тютчевым и в этом же году молодые люди обвенчались. В этом браке родилось трое детей.

    Учитель. О чувствах Элеоноры к поэту мы можем прочитать в её письмах, а также в письмах Тютчева.

    2.  Ее письма к родителям поэта рисуют ее как женщину любящую, чуткую, боготворившую мужа. Чем была для Тютчева его жена, можно судить по его собственному признанию в одном из позднейших писем к родителям:

     «Мемуарист»: «... я хочу, чтобы вы знали, что никогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня. Это нечто весьма возвышенное и весьма редкое, когда оно не фраза»

         3.  Продолжение рассказа об Элеоноре. Слушаем рассказ о последних днях жизни Элеоноры.

    Но, к сожалению, их брак длился недолго, 30 мая 1838 года Тютчев получает известие о гибели у берегов Пруссии парохода «Николай I», на котором, по предположению, следовало его семейство. После нервного и физического потрясения, в жесточайших страданиях умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба жены поседел от горя».

    Слово учителя. К Элеоноре обращено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…») (Слайд 12)

    4. Чтение стихотворения учеником.

    (Слайд 17)

    - Какое чувство поэта показано в этом стихотворении? (Восторг, блаженство)

    - Какие ещё стихотворения посвящены Элеоноре. («Я очи знал…»)

    (Слайд 13)

    Вывод. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь. В любви героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности.

    Учитель: Никто не мог понять полную противоречий натуру Тютчева. Поэт всю свою жизнь не был однолюбом. Страстная любовь к первой жене у него непостижимым образом уживалась с увлечением другой женщиной. То же самое, как в зеркале, повторилось у него и во втором браке. Эту мучительную раздвоенность своей «греховной» любви поэт прежде всего хорошо осознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.

    Эрнестина Дюрнберг- одна из первых мюнхенских красавиц. (Слайд)

          (Слайд 14)     

                  История третья. (Эрнестина Дёрнберг) Нести

     (Слово предоставляется третьей группе)

    1. Рассказ ученика об Эрнестине.

        После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Фрица Дернберга Эрнестина. С ней поэт познакомился ещё в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Молодой женщине, одной из первых красавиц, уже тогдаудалось покорить сердце поэта. Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом-хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки ещё одного тютчевского шедевра – «Люблю глаза твои, мой друг…»

    1. Чтение стихотворения «Люблю глаза твои, мой друг».

    -   Какое слово в этом стихотворении ключевое? (Игра)

    - Какую смысловую нагрузку оно несёт? («Пламенно-чудесная» игра глаз отражает многообразные переживания, оттенки чувств)

    - По какому принципу строится композиция стихотворения? (По принципу антитезы)

      - Какова роль антитезы? (Взору любящей женщины, вбирающему в себя все окружающее пространство, целый мир, противопоставлен невидящий взгляд в минуту, когда для двоих не существует никого и ничего, кроме них самих)

              - Какое чувство поэта показано в этом стихотворении? (Страсть)

    Слово учителя:

       Через год после смерти первой жены в 1839 году Тютчев обвенчался с Эрнестиной.

          А  в 1844 году Тютчевы возвращаются возвращаются в Россию. Дочери от первого брака временно остаются в Германии под присмотром теток. В 1845 он привезет дочерей в Россию. Дарья и Екатерина будут учиться в Смольном институте благородных девиц. Вместе с дочерьми воспитывалась в Смольном институте и Е.А. Денисьева, последняя любовь поэта.

          Живут и в Москве, и в Петербурге. Каждую разлуку с женой Тютчев болезненно переживает, пишет ей письма, стихи. Одно из них он незаметно вложил в ее альбом-гербарий.

      Через 2 года после смерти поэта, Эрнестина, просматривая свой гербарий, нашла листок со стихами: “Не знаю я, коснется ль благодать, моей души болезненно-греховной…”

    Эти строки, обращенные к жене и связанные с любовью к Денисьевой, поэт написал в 1851 году 

    1. Чтение стихотворение «Не знаю я, коснется ль благодать...»  
    2. (Слайд 15)

    - Как относилась  Эрнестина к Тютчеву, зная, что он любит другую женщину?

    Библиограф: Эрнестина боготворила Тютчева, хотя была сброшена его человеческой слабостью «в бездну страданий, в море печали». В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она в пору великого горя, после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы не была её причина». Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

    Слово учителя: «Это было целое событие в моей жизни» - скажет Эрнестина. Не перестаешь удивляться силе любви этой женщины, ее умению прощать.  Аксаков писал: “Какой же была ее радость и скорбь при чтении этого привета, замогильного такого привета, такого признания её подвига жены, её дела любви». Жена пережила Тютчева на 21 год.

        Однажды Тютчев написал Элеоноре искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви…»

     (Слайд 16)

         Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека. Об этом мы читаем в стихотворении «Она сидела на полу».

    1. История создания стих-ия «Она сидела на полу».
    2. Чтение стихотворения.
    3. Беседа по стих-ию.   (Слайд 27)

    - Какое чувство вызывает у лирического героя картина, которую он наблюдает? (Грусть, чувство вины за доставленные страдания)

    - Какие слова помогают передать это чувство? ( Остывшая, брошенный, грустно, невозвратимо, и пасть готов был на колени)

    - Какое душевное состояние женщины показывает нам автор? (Сложное, смешанное, печаль о навсегда ушедшем чувстве)

    - Почему письма сравниваются с золой? Что символизирует «остывшая зола»?

    (Остывшая зола – результат действия огня. Когда была любовь – был огонь,  когда любовь прошла – остался прах, зола).

    Словарная работа: присущей – присутствующей.

    (Слайд 17)

    Вывод. Лирическая героиня совершила настоящий подвиг жены. Тютчев утверждает за женщиной право бороться за свою любовь. В своей любви она раскрыла все свои возможности.

              История четвёртая. «О, как убийственно мы любим»

                           (Слово предоставляется третьей группе)

    (Слайд 18)

    Учитель: Возраст Ф. И. Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно констатировал: «Я отжил свой век и… у меня ничего нет в настоящем».

    Но случилось так, что в его сердце вновь пришла Весна.

    - Последняя любовь. Какой была она в жизни поэта?

    1. Чтение  наизусть стихотворения «Последняя любовь».  

    -  Какие чувства передал поэт в этом стихотворении? (Очарованье, блаженство, безнадежность)

    -Какой метафорический образ лежит в основе стихотворения? Как вы думаете, почему именно образ вечерней зари избран поэтом? (Чтобы передать обостренность мирочувствования героя.)

    - Чем, по-вашему, объясняется обилие побудительных предложений, глаголов в повелительном наклонении, употребление повторов? (Стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновенье». Это заклинание, обращенное к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. И вместе с тем в словах поэта звучит грусть, ибо человек не в силах замедлить неумолимый бег времени).

    (Слайд 19)

    Слово учителя: Стихотворение «Последняя любовь» посвящено Елене Денисьевой и является  одним из ярчайших в ряду произведений, составляющих «Денисьевский цикл».      Эта женщина стала последней любовью поэта. Она была для него и блаженством, и безнадежностью. Денисьевой он посветил целый цикл стихов о любви, который так и был назван “Денисьевский цикл”

       В нем содержится 21  стихотворение.

    (Слайд 20)

    О взаимоотношениях Денисьевой и Тютчева говорят их письма.

    "...никто в мире его так не любил и не ценил,  как  я его люблю и ценю, никогда никто его так не понимал, как я его понимаю… Я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой."-               Е.Денисьева   

         «При ней и для нее я личность» -  Ф. Тютчев

    2 Рассказ о Денисьевой. Послушаем об истории любви 47-летнего поэта и 24-летней выпускницы Смольного института, готовившейся стать фрейлиной, Елены Денисьевой. ( Сообщение учащегося).

         Елена Александровна Денисьева родилась в Курске в старинной дворянской семье, правда, изрядно обедневшей к моменту ее появления на свет. Девочка рано потеряла мать, а повторный брак отца привел к нарастающим проблемам в отношениях супружеской четы с ребенком. Елену отправили в Петербург на попечение тетки, старшей инспектрисы Смольного института, которая быстро привязалась к племяннице, баловала покупками дамских туалетов и украшений, рано начала выводить в свет. Юная девушка с хорошими манерами, приятной внешностью и недюжинным умом была замечена и стала пользоваться вниманием мужчин, которое обещало ей возможность удачного брака. Но… Вместе в Еленой в Смольном воспитывались две старшие дочери Федора Ивановича Тютчева, поэта и дипломата. Он, к тому времени уже женатый вторично, обладал каким-то магическим влиянием на всех встречавшихся в его жизни дам. Не оказалась исключением и наша героиня. Но и Ф.И. Тютчев не устоял перед очарованием прелестной Е.А. Денисьевой. Страсть, вспыхнувшая в обоих, привела их в объятия друг друга. И пока она оставалась тайной для светского общества, ничто не препятствовало встречам. Ей было 24, ему – 47. Однако случился скандал, когда перед самым выпуском и придворными назначениями выяснилось, что воспитанница Смольного ожидает ребенка. От Елены отказались почти все родственники и знакомые, а отец проклял дочь.

         Слово учителя.  В глазах петербургского общества любовь их приобрела характер светского скандала. При этом жестокие обвинения пали почти исключительно на Денисьеву. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей.

     «Мемуарист»: «Природа одарила ее большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью, глубиной чувства и энергией характера».

    Учитель. О трагической любви Тютчева и Денисьевой рассказывается в стихотворении «О, как убийственно мы любим..»

    3. Чтение  стихотворения «О, как убийственно мы любим..»

          - Чем обусловлен трагизм судеб героев?

          - Как изменились облик героини, её жизнь и внутренний мир?

          - Кого винит поэт в происшедшей жизненной драме?

          - В чём же убийственный характер любви? (Это значит любить сильно, порой до изнеможения, где нет любви, там смерть)

          - Какой стилистический приём использует поэт уже в первой строке? (Оксюморон)

          - Какое чувство поэта показано в этом стихотворении? (Страдание, боль)

    (Слайд 21) Вывод. Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий…

      Слово  учителя: 

         Е.Денисьева: «14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Мы жили в гражданском браке. У нас было трое детей. Все они носили фамилию Тютчева. Мучительная раздвоенность терзала его».

         Смерть Денисьевой от чахотки была в полном смысле слова невосполнимой утратой для поэта.  «Все кончено – вчера мы  ее хоронили… Во мне все убито: мысль, чувство, память, все… Пустота, страшная пустота. И даже в смерти – не предвижу облегченья. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то…» - писал Тютчев

    4. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…» - последнее из произведений «Денисьевского цикла». Прочитаем его…

    5. (Анализ стихотворения)

    - Какое чувство поэта показано в этом стихотворении? (Мука, страдание, трагедия).

    6. Чтение стихотворения «Предопределение» (Слайд 22)

    -  Какие чувства передал поэт в этом стихотворении? (Поединок роковой)

    - Какой изображает Тютчев свою любимую? 

    Слово учителя. Главное, что увидел и высоко оценил Тютчев в женщине - это силу чувства, ее способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу. Поэт сосредоточивает внимание не только на собственных переживаниях, но и стремиться проникнуть в духовный мир женщины. По своему психологическому складу любимая в «Денисьевском цикле» напоминает тургеневских героинь. И у того и у другого любовь – «поединок роковой». В «Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувства оказываются зависимыми от общества. Любовь становится трагедией для людей в силу несправедливого отношения «толпы» к любящим.

      5. Исследователь: Особенности «Денисьевского цикла». (Слайд 23)

    исповедальность;

    исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя;

    любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой;

    лирическая героиня угасает;

    пути раскрытия внутреннего мира героя – монологи;

    фрагментарность.

    Слово учителя: Смерть Денисьевой потрясла Тютчева, сломала в нем «пружину его жизни», убила в нём желание жить, и последние 9 лет он прожил с нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния.

    Творческие отчёты групп.

    - Что такое любовь в представлении Тютчева, чем она была для поэта?

    Вывод. (Слайд 24) 

    1. Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несет ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и побежденный.
    2. Это блаженство и безнадежность, это жизнь,     это радость, это нежность, это слезы, скорбь, разлука, ревность, это средство духовного прозрения.

     Рефлексия. (Слайд 25)

    • Мне стало известно, что…
    • Меня особенно привлекло и заинтересовало…
    • Я полностью понимаю, что…
    • Считаю нужным сделать следующее…
    • То, что мне стало известно, может повлиять на… 

    Слово учителя:  (Слайд 26) Сегодня мы приоткрыли одну из страниц лирики Тютчева. Говорить о нём нелегко. Но не упускайте возможности встретиться с ним вновь и вновь, чтобы насладиться его поэзией.

    (Слайд 27)

    Домашнее задание: а) выучить понравившееся стихотворение;

                                        б) эссе  «Чем была любовь для Тютчева?»

                                        в) анализ понравившегося стихотворения.  

    (Слайды 28-29)

    Слово учителя: Подводя итог нашей работе, можно сказать, что «формула» любови  Тютчева в следующих строчках:

    Любовь, любовь – гласит преданье.

    Союз души с душой родной –

    Их съединенье, сочетанье

    И поединок ... роковой...

    Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературная гостиная (Ф.Тютчев)

    В сценарии использованы собственные идеи и материалы коллег....

    Тютчев.Любимые женщины поэта.

    Презентация повествует о женщинах в жизни поэта,о созданой им любовной лирике....

    Тютчев.Жизнь и творчество.

    Презентация рассказывает о годах жизни поэта....

    Ф.И.Тютчев. Весенние воды

    В слайд-шоу использована фонограмма стихотворения  Ф. И. Тютчев "Весенние воды"...

    внеклассное мероприятие :" Наш Тютчев" для учащихся 5-8 классов

    Прекрасный материал для знакомства с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева...

    Ф.И.Тютчев в Мюнхене

    Презентация подготовлена к интегрированному уроку литература-немецкий язык и посвящена жизни и творчеству русского поэта Ф.И.Тютчева в Мюнхене....