внеклассное мероприятие :" Наш Тютчев" для учащихся 5-8 классов
презентация к уроку (7 класс) по теме

Прекрасный материал для знакомства с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tyutchev2.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фёдор Иванович Тютчев 1803 -1873

Слайд 2

Детство Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга В сей день счастливый нежность сына Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела, И луг поблёкнул и долина …

Слайд 3

Юность Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Слайд 4

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые ,трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Весна Лето Осень Зима

Слайд 5

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Весна

Слайд 6

« Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые. Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Весна

Слайд 7

Более всего поэта привлекала весна как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Слайд 8

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!»

Слайд 9

Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её поля. Неохотно и несмело Солнце всходит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Лето

Слайд 10

Осень Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Слайд 11

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Слайд 12

Зима Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…

Слайд 13

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

Слайд 14

Ф.И.Тютчев с семьёй на народном празднике в Овстуге 15 августа 1857 года.

Слайд 15

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета иностранной цензуры. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни. Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года . Последние годы жизни

Слайд 16

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

Слайд 17

Века рождаются, и исчезают снова, Одно столетие стирается другим; Что может избежать от гнева Крона злого? Что может устоять пред грозным богом сим? Ф. И. Тютчев - 1816 г.

Слайд 18

Строки написаны 13 летним мыслителем, который родился и подрастал среди природы, в родном имении Овстуг. Какие книги, разговоры, могли подарить такой философский настрой? Из какого источника поэт черпал подобные размышления? Словно нечто непостижимое, необъяснимое, невысказанное словом, растворенное в атмосфере, земле и растениях этого края, нашло благодатную почву в ранимой душе мальчика-подростка. С этими местами он связан генетически. Более двух веков минуло со дня рождения поэта, философа, патриота, острослова, публициста и мыслителя Тютчева, но сегодня, в наше прагматичное, торопливое время стоит приехать в Овстуг, замереть на мгновение у входа в усадьбу, и сиюминутные проблемы, обиды, тревоги отодвигаются, бледнеют. ...Нам на душу отрадное дохнет, Минувшим нас обвеет и обнимет И страшный груз минутно приподнимет… Усадьба на живописном берегу реки, тенистые аллеи парка, классическая архитектура господского дома и живописный пруд с беседкой на островке. Здесь - малая Родина поэта. Овстуг!

Слайд 19

На живописном холме у р. Овстуженки был построен дом, заложены основы парка и сада, а в естественном понижении создаваемой усадьбы появилось озерцо. В 1778 г. молодой хозяин возводит каменную усадебную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Усадьба изменялась, достраивалась, корректировалась следующим поколением владельцев. Сын Николая Андреевича, гвардии поручик Иван Николаевич, в 1798 году женился на московской дворянке Екатерине Львовне Толстой. Молодая семья счастлива в родовом имении, славится гостеприимством. В эти годы усадьба насчитывает 38 десятин земли. По соседству с господским домом находится флигель, амбары, ледник, две оранжереи, в отдалении - каретный сарай, прачечная, скотный двор .К усадебному дому через парк ведет живописная липовая аллея.

Слайд 20

Иван Николаевич и Екатерина Львовна Тютчевы

Слайд 21

Фёдор Иванович Тютчев унаследовал от родителей не только определенный хозяйственно-экономический комплекс угодий и построек. Для человека высокой духовной культуры, "русского европейца", каким был поэт, это было еще и определенное культурное наследство. Хлопотами Тютчева и его дочери в 1871 году в Овстуге создается школа для крестьянских детей. Село Овстуг с его ландшафтом, усадебным домом, хозяйственными постройками, садом и парком стало источником новых сил и вдохновений в жизни и творчестве поэта и нашло свое отражение в стихах, созданных даже вдали от родных мест.

Слайд 22

Время не пощадило тютчевские места в Овстуге. 1913 г. - был разобран на кирпичи усадебный дом. 1941 г. - в годы войны - взорвана дедовская церковь и вырублены вековые аллеи в парке. Вещи стареют, разрушаются, исчезают, а память о Тютчеве, изумительные поэтические строки оказались долговечней камня, металла и дерева… 1957 г. - в здании школы М.Ф. Тютчевой хлопотами и заботами молодого учителя В.Д. Гамолина открыта "Комната-музей Ф.И. Тютчева". 1961 г. - у школы установлен памятник Тютчеву скульптора Г. Коваленко и проводится первый праздник Поэзии. 1986 г. - торжественно открыт возрожденный дом-музей Ф.И. Тютчева.

Слайд 23

Въезд в усадьбу.

Слайд 24

Усадебный дом.

Слайд 25

Озеро.

Слайд 26

Церковь.

Слайд 27

Краеведческий музей.

Слайд 28

Дом. «Славянский уголок».

Слайд 29

Дом. «Мюнхенский уголок».

Слайд 30

«Зелёная» гостиная.

Слайд 31

Комната Эрнестины.

Слайд 32

Комната Марии.

Слайд 33

Рояль.

Слайд 34

Вопросы и задания 1.Где и когда родился Ф.И.Тютчев? 2.Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева 3.Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно? 4.Из каких произведений эти строки: 1) Люблю грозу в начале мая, 2) Ещё в полях белеет снег, Когда весенний, первый гром, А воды уж весной шумят - Как бы резвяся и играя , Бегут и будят сонный брег, Грохочет в небе голубом. Бегут и блещут и гласят… 3) И всё засуетилось, 4) Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Всё нудит Зиму вон – Но далеко ещё до первых зимних бурь - И жаворонки в небе И льётся чистая и тёплая лазурь Уж подняли трезвон. На отдыхающее поле…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Внеклассное мероприятие "Christmas" для учащихся 3 класса

Сценарий именно для 3 класса, ученики постарше владеют уже другой лексикой....

Внеклассное мероприятие "Снегири" для учащихся 2 класса .

Внеклассное мероприятие "Снегири" подготовлено для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья. Данное занятие учит детей передавать в аппликации образ снегиря, учит красиво располагать и...

Внеклассное мероприятие (презентация) для учащихся 6 класса «Командная географическая игра «Богатства недр Земли»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса«Командная географическая игра «Богатства недр Земли»...

Внеклассное мероприятие с родителями учащихся 1-4 классов "Устами младенца"

Разработка внеклассного мероприятия "Устами младенца" ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Внеклассное мероприятие Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»

Внеклассное мероприятиеСеминар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»...