Урок внеклассного чтения - "А зори здесь тихие".
классный час по литературе (11 класс) на тему

Власова Лидия Александровна

Разрабатка урока внеклассного чтения посвященная Внликой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Авторы: учитель литературы Власова Л.А и воспитатель класса Мазур Л.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_-_a_zori_zdes_tihie.docx46.24 КБ

Предварительный просмотр:

Колледж Олимпийского Резерва №1

Урок внеклассного чтения

в 11 классе по теме:

А зори здесь тихие.

Учитель: Власова Лидия Александровна

Воспитатель класса: Мазур Людмила Михайловна

Санкт-Петербург

2015

                                               

  Музыка «Священная война»

Воспитатель:

От  Великой Отечественной войны нас отделяют  многие десятилетия, время отдаляет события военных лет, пережитые тогда потрясения. Но, отдаляя, не уменьшает ни их исторического значения, ни тяжести вынесенных испытаний. В настоящее время, когда искажаются многие исторические факты, сознательно преуменьшается роль России в важнейших исторических событиях, назрела необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны, без которого невозможно духовно-нравственное возрождение России.

Опыт нашей литературы о войне, опыт писателей-фронтовиков потому так притягателен, что он связан с этим героическим и трагическим временем в истории нашей Родины. Проблематика произведений о Великой Отечественной войне актуальна для современного общества, особенно в преддверии празднования 70-летия Великой Победы.

Опыт писателей –фронтовиков – самый достоверный, и потому и самый ценный. Из их произведений мы сможем почерпнуть истинные знания о Великой Отечественной войне. На их произведениях  воспитываются патриотические чувства у подрастающего поколения.

А.Твардовский

                                                          Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова

Война – святее нету слова.

Учитель:

Уже много лет прошло с тех пор , как на страницах журнала «Юность» появилась повесть Б.Васильева « А зори здесь тихие…» Интерес к повести огромен.  Во многих театрах страны были поставлены спектакли по повести. Обошла многие экраны мира экранизация повести, осуществленная режиссером  С.Ростоцким. Интерес к повести до сих пор не ослабевает. Есть  в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого , ни подростка,- трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину , за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нашей стране победа.

Тема Великой Отечественной войны всегда волнует, а повесть Б. Васильева привлекает и тем, что героини-девушки, только  ещё вступающие в жизнь , они по возрасту близки вам, старшеклассникам, их восприятие жизни. Их чувства и мысли близки вам, юным. И хотя в повести рассказывается о далеких днях войны , тема её, основной пафос близки и понятны каждому. Сам  писатель, ушедший на фронт в 19 лет подчёркивает, что повесть

его адресована молодёжи: « Я хотел рассказать о пережитом сегодняшней молодёжи. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками тридцатых годов»

В основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах  Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано о нём так, что за ним встаёт вся минувшая война – в её страшном, уродливом  несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого разлада подчёркнут  в названии « А зори здесь тихие» -  красота природы и ужас и трагедия войны .  Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися , гибнущими во имя долга перед Родиной.  Б. Васильев  пишет  с любовью и волнением о том поколении, к которому принадлежит. Его произведение привлекает не только содержанием , но и описанием прекрасной северной природы. Необычностью поворота от комической завязки к трагическим событиям , остротой,  достоверностью и естественностью сюжета.

Юлия  Друнина.

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву и сотни раз – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Фрагмент из к/ф « А зори здесь тихие…» Приезд девушек.

Ученик - 1

Шел Май  1942 года.  На 171 разъезде уцелело  всего 12 дворов .Вокруг шли ожесточенные бои, а здесь был « курорт» .

   Исаак Борисов

«Первая тишина»

От тишины и безделья солдаты млели.

И была тишина.

Мы  могли

На руках ее взвесить.

И такая была тишина,

Что мы слышали явно:

Снова жадные корни

Весеннюю влагу сосут.

Было слышно,

Как птичья любовь

Между ветками дышит.

И была тишина,

И  глаза

Узнавали глаза –

Человек  человека

Окликал

На великом земном языке

Тишины.

Ученик – 2

 На  разъезд прибыли зенитчики, оказались они девахами шумными и задиристыми.

Старшина Федот Васков чувствовал, что попал в гости в собственный дом, боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти без стука, не могло быть и речи.

«Стариком» и « пеньком замшелым», у которого 20 слов в запасе, да и те из устава»  за глаза называют  32 –летнего Васкова подчиненные ему девушки-зенитчицы. Всю свою жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял  буквально, быстро и четко. Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодня  спокойно.  А теперь…

Вздохнул  старшина,  размышляя о своих  зенитчицах.

«Рита  была не из бойких…» так начинает описание Риты Б.Васильев. Замуж вышла рано по большой любви за лейтенанта Осянина. И более счастливой девушки на свете не было. На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. В первый же день войны она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойной и рассудительной.

Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожала маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата.

Вера Инбер

«Заботливая женская рука»

На вид она не очень-то крепка,

Когда дитя качает в колыбели…

Но как, друзья, сильна она на деле –

Заботливая женская рука!

Она   не только пестует свой дом,

Не только нежность к детям ей знакома –

В родной стране она везде, как дома,

Она в беде прикроет. Как щитом.

За родину, за свой родной очаг,

За детскую каштановую челку,

За детский голос, чтобы не умолк он,

За город. Чтоб в него не вторгся враг.

Фрагмент из к/ф  «Эпизод стрельбы»

Ученик - 3

За благородство жизненных путей

Бестрепетно она любого гада

За горло схватит, если это надо, -

Попробуй, вырвись из ее когтей!

Она ответит щелканьем курка,

Движением затвора…

Чем придется!

Враг не уйдет . Она не промахнется –

Заботливая женская рука.

Ученик -4

Стояли безветренные белые ночи. Длинные от зари до зари.   Материнское чувство  Риты Осяниной вело ее по дороге, на которой она столкнулась с диверсантами.

Осип Колычев « Соловьи»

Два соловья поют в лесу,

Зарю малиновую встретив.

По капле солнце пьет росу,

И песню начинает третий.

За оборотом оборот….

Замаскированные в листья,

Сегодня не  пройдут вперед

Фашистские мотоциклисты.

 Они сегодня  лягут в топь,

В лесную ржавчину и сырость.

-«Только не шевельнуться, не закричать, не  броситься напролом сквозь кусты !»  Они  прошли  рядом.

Прошли молча беззвучно, как тени. И скрылись.  Рита обождала: никого.  Прислушалась.  Тишина.

Ученик -5

Маргарита Аливер « Зоя»

Тишина ,ах, какая  стоит тишина!

Даже шорохи ветра нечасты и глухи.

Тихо так, будто в мире осталась одна

Эта девочка в коротких штанах и пилотке.

Значит, я ничего не боюсь и смогу

Сделать все, что приказано….

Командованием было приказано выделить в распоряжение старшины Васкова  - 5 человек.

-Та , которая видела,  Осянина, пойдет  старшей.

Старшина Федот Васков  строго и придирчиво проверил готовность поисковой группы,  провел лекцию по действиям в походе, определил  позывные: два кряка- внимание,  вижу  противника.

Три кряка – все ко мне.

А он  нарочно так говорил, чтоб засмеялись, чтоб бодрость  появилась у девушек.

Двинулись. Васков  с переводчицей  Соней Гурвич,  что под винтовкой, подсумком, скаткой да сидором  гнулась , как  тростинка.  Впереди.

Ученик -6

За бросок к Вопь –озеру Васков не беспокоился: прямую дорогу туда немцы знать не могли, он открыл  ее еще в финскую.

На всех картах здесь только топи  обозначались, и у немцев был только один путь: в обход, по лесам, а потом к озеру  на Синюхину гряду.

И.Бунин «Северная береза»

Нарядная зеленая береза…

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады…

«О, девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, опять

Мелькает снег и бор гудит сурово…

«Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце  будет снова».

Ученик -7

Старшина решил, что его группа придет раньше и успеет перекрыть все ходы-выходы.  Положит девчат за камни, укроет понадежнее, пальнет разок  для бодрости.  В конце концов одного фашиста  и прикончить можно, а с  другим один на один Васков схватки не боялся.

У старшины главная мысль о том, как без потерь преодолеть болото, чтобы опередить немцев.-«Девушки выходили на остров, валились  на жухлую прошлогоднюю траву».Мокрые ,облепленные грязью, задыхающиеся. Здесь отдыха не будет, осталось немного, поднатужьтесь  товарищи красноармейцы, у протоки отдохнем.

После отдыха почти бегом группа вышла к Вопь-озеру.Солнце уже клонилось. Тихо плескалось озеро о валуны, и сосны по вечернему шумели.

-Немцам один путь: меж этими озерами, через гряду.

Владимир Луговской «Гуси»

Над необъятной Русью

С озерами на дне

Загоготали гуси

В зеленой тишине.

Заря огнем холодным

Позолотила их,

Летят они свободно,

Как старый русский стих.

До сосен Заонежья

Река небес тиха.

Так трепетно и нежно

Внизу цветет ольха

Под крыльями тугими

Земля ясным-ясна,

Мильоны лет за ними

Стремилась к нам весна.

Иных из них рассеют

Разлука, смерть, беда,

Но путь весны – на север!

На север, как всегда.

Ученик -8

Выбрав позицию, старшина произвёл расчёт времени, выходило, что немцев ждать оставалось ещё часа 4.Поэтому Федот Евграфович разрешил сготовить горячее. Лиза Бричкина сама вызвалась готовить.

После обеда старшина приказал построиться. « Слушай боевой приказ»- противник силой до двух вооружённых до зубов фрицев движется в район Вопь-озера с целью тайно пробраться на Кировскую ж/д. и

Беломорско-Балтийский канал. Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону и захватить противника в плен.

Он развёл бойцов по местам, что загодя прикинул вместе с Ритой Осяниной, указал каждой ориентиры, предупреждение, чтоб лежали, как мыши. Солнце давно уже село.

А.Фет «Ещё майская ночь».

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает  май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Ученик - 9

Старшина пошел от бойца к бойцу. Соня Гурвич читала за своим камнем книжку. Бубнила нараспев точно молитву.

А. Блок «Рожденные в года глухие «

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

ИСПЕПЕЛЯЮЩИЕ  ГОДЫ !

Безумья  ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы –

Кровавый отсвет в лицах есть…

А в голос все-таки не читай. Воздух тут сырой, плотный, а зори здесь тихие. Поглядывай боец Гурвич. Ближе к озеру Лиза Бричкина располагалась: наломала лапника елового, устелила ложбинку меж камней, шинелью прикрыла: бывалый человек. Полюбезничал с Лизой и пошел дальше искать Галю Четвертак.  

Ученик -10

А боец Четвертак сидела под скалой на мешках, укутавшись в шинель и спрятав руки в рукава. Поднятый воротник прятал её голову вместе с пилоткой.

Галя Четвертак заболела, сказалось потеря сапога в болоте. Старшина по –военному времени её подлечил, лапнику приволок.

Устелил, шинелью своей покрыл: Отдыхай, товарищ боец.

А. Фет

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит вздор.

Они  дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной- и последней, может быть.

Ученик - 11

Стихло кругом. За полночь перевалило, завтрашний день начинался, а никаких немцев не было и в помине.

Рита то и дело поглядывала  на Васкова , а когда остались одни спросила:

А может, и зря сидим?

Может,  и зря ,- вздохнул старшина.

Однако не думаю. Если фрицев тех  , ты с пеньками не спутала. Федот Евграфович уговорил Риту отдохнуть. И она легла тут же на будущей передовой и уснула до зари.

Солнце уже оторвалось от горизонта, зарозовели скалы, над дальним лесом с криком перелетали птицы.

Д. Соснов  «Стихи о сороке»

Сорока в кустах пулеметно стрекочет-

И то хорошо!

Но стрекот сорочий спасает от грусти

И это отлично!

Стреляй –стрекочи , озорная сорока,

Тебя на жар-птицу не буду менять.

А стрекот сорочий не чуть не мешает-

Напротив, весьма помогает он мне.

А птицы беспокоятся, значит идет кто-то. Бойцы- занять свои позиции.

Ученик -12

«Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит  в другое, когда причина сменяется следствием,  когда рождается случай.

В обычной  жизни человек никогда не замечает её, но на войне , где нервы напряжены  до предела ,где на первый жизненный срез вновь выходит первобытный смысл существования – уцелеть,- минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности.

Колыхнулись далекие кусты, и на опушку  выскользнули  двое, держа пальцы на спусках автоматов. А далее , озираясь, медленно шли берегом  16 немцев. Старшина решил доложить, что обстановка изменилась, и своими силами им уже не заслонить ни Кировскую дорогу, ни канал .

Он послал Лизу Бричкину в расположение за подмогой. Объяснил путь-дорогу, а главное болото, бродок узкий, влево-вправо трясина.

А.Твардовский

Речь идет о том болоте.

Где война стелила путь,

Где вода была пехоте

По колено, грязь по грудь;

Где в трясине, в ржавой каше,

Безответно- в счет, не в счет-

Шли, ползли, лежали наши

Днем и ночью напролет.

И в глуши , в бою безвестном,

В сосняке, в кустах сырых

Смертью праведной и честной

Пали многие из них.

Ученик -13

На помощь можно к ночи рассчитывать. А до ночи, ежели в бой  ввяжимся, нам не продержаться.

-«Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - тихо спросили Рита Осянина.

-Нельзя их тут пропустить через гряду,- сказал старшина.

Надо с пути сбить. Вот и выкладывайте соображения.

Девушки предложили изображать лесорубов.

-Ну , девчата, орлы вы у меня! Старшина велел костры палить подымнее, кричать да аукаться, чтоб  лес звенел.

А.Фет

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившихся хор,

Раскрасневшись,  шатается ельник.

Я и думать забыл про холодную ночь,-

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

Пусть на зорьке, всё ниже спускаясь, дымок

Ученик-14

Уже бойцы кричать устали, все деревья были порублены, солнце над лесом встало, а кусты той стороны были неподвижны.

-Может, ушли?

Однако , двое выходили к берегу, без ранцев, налегке.

Женька Комелькова напрямик, ломая кусты бросилась к воде.

Вдруг высоким , звенящим голосом запела-закричала:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой ….

Приглашая старшину и девушек купаться, чтобы отвести немцев.

Когда узнали, что немцы ушли, долго хохотали, до слез, до изнеможения.

В то время Лиза Бричкина преодолевала трудный путь через болото.

Любовь к старшине Васкову сделала Лизу неосмотрительной.

-Но эта любовь раскрыла Лизу, всю глубину её души.

Сцену гибели Бричкиной усиливает контрастное соединение двух образов: с одной стороны, майское безоблачное небо, обещающее «ослепительное « счастье; а с другой- равнодушное  ржавое болото, в котором тонет последний крик героини.

Помогите!  На помощь!  Помогите!

А. Твардовский « Василий Теркин»

И в глуши, в бою безвестном

В сосняке, в кустах сырых

Смертью праведной и честной

Пали многие из них.

Пусть тот бой не упомянут

В списке славы золотой,

День придет- еще повстанут

                                                            Люди в памяти живой.

Ученик -15

Васков с Осяниной производили поиск немцев. Выбрались на основную позицию, а потом в соснячок. Здесь старшина задержался и почуял запах дымка, значит завтракать уселись. Только все ли  16 .Старшина Васков надеялся, что Лиза уже сообщила в расположение и отряды подойдут  и он девчат отведет за скалы.

Осянина позабыла взять кисет старшины, а на кисете было вышито « Дорогому защитнику Родины». Не успел  он расстройства скрыть, как Соня Гурвич назад бросилась:

-Я принесу! Я знаю, где лежит.! И побежала!

Соня Гурвич – типичная девушка того времени, стесняющая своего происхождения. Скромная студентка несмело общающаяся со своим очкастым  соседом в библиотеке, носящая перешитые платья старших сестер. Но она в войну сумела внести свой вклад, показала себя настоящей героиней. Соня показана как светлый образ как одна из женщин на войне, борющаяся за освобождение своей Родины.

Старшина выбрал хорошее место, немцы обойти его не могли. Он точно рассчитал прыжок и полоснул отточенным лезвием по горлу. На второй прыжок у старшины сил не хватило. Завязалась драка с попеременным успехом. Вдруг немец обмяк, как мешок, это боец Женя  Комелькова прикладом винтовки ударила по голове.

Дело было сделано. – Ну вот, Женя на двоих стало меньше. У одного из немцев старшина обнаружил свой кисет.

Команда его подошла со всеми пожитками. Провожали Соню в последний путь.

«Отличница была и в школе , и в институте»- сказала Осянина.

Стихи читала – сказал старшина. А про себя подумал- не это главное. А главное, что могла бы нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков. А теперь не будет этой ниточки.  Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом….

И.Сельвинский  «Русская девушка».

Если ты пленился Россией,

Если хочешь понять до корней

Эту душу, что нет красивей,

Это сердце, что нет верней,-

Не копайся в ученых книгах

И в преданиях старины,

А взгляни среди пажитей тихих

Лишь на девушку нашей страны.

Ты увидишь в глазах широких

Синий север высоких широт:

В них - легенда о светлых сроках,

В них - живой этой верой народ.

Ученик - 16

Тронулись  и чудом на немцев не нарвались.   Но не  сунулись  диверсанты, голов даже не подняли, потому что прижал их второй автомат Риты Осяниной. Сколько тот бой продолжался, никто потом и не помнил. Если  обычным временем считать- скоротечным.  А если прожитым мерить – силой затраченной, напряжением, опасностью, - на добрый пласт жизни тянуло.

Отряды что-то запаздывали, а немцы  тем  самым могли в леса утечь или на него опять выскочить.

В поиск Васков взял с собой Галю Четвертак.

- За мной иди след в след и глядеть, что я делаю. И молчать.

Старшина пригнул кусты – в ложбине обнаружил тела двоих фрицев.

-пристрелили,- определил он. Свои же : в затылок. Только один зверь раненого собрата добивает – это волк.

М.Джалиль «Волки» 1943г.

Идет кровавый пир войны.

Дымят леса, горят поселки.

Среди полночной тишины,

Принюхиваясь, бродят  волки.

Зеленый луг железом смят.

Поля пустые- смертью дышат

Глаза волков во тьме горят.

Их ноздри- запах крови слышат.

Трава печально шелестит,

Внимая шорохам березы.

То не роса в траве блестит –

Живых цветов искрятся слезы.

Но волк  - на то он и волк, а здесь ведь…Лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего по отношению к нему не существует: ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет.

Ученик -17

С шумом раздались кусты, и из них выскочила вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну  наперерез диверсантам.

Немецкий дозор бежал прямо на старшину и он решил , что главное сейчас увести немцев. Увлечь их за собой, заманить, оттянуть от последних своих бойцов.  Федот Евграфович шарахнул по двум фигурам, что склонились над Галей, полоснул очередью по топоту в кустах и бросился подальше к лесу. Непременно он был должен уберечь девчат, обязан был перед совестью мужской и командирской. Хватит тех , что погибли. По горло хватит, до конца жизни.  Давно старшина так не бегал, метался по кустам, юлил меж валунов, падал, поднимался, уходя от пуль, что сшибали листву над головой.  Вдоволь в салочки со смертью наигрался, но до леса не один добежал : вся эта компания за ним ввалилась, и тут его автомат щелкнул   в последний раз и – замолк. Стал отходить – безоружным.

Н.Рыленков

О тайны – леса Карелии,

О сказочный храм!

Я вам до земли поклонюся

И славу воздам.

Качаются мерно вершины

Над лоном реки.

Я вижу ковры на трясинах,

Что выткали мхи;

Тропинок глухих повороты

В траве золотой

И малых букашек заботы

Под старой сосной.

Всю ночь старшина провел в лесу, топая  по болоту. Когда рассвело, он понял, что чернеет в болотной топи.  И осталась от неё только армейская юбка. А больше ничего не осталось – даже надежд, что помощь придет.

Федот Евграфович убил немца, подполз к нему, снял автомат и сумку с запасными обоймами и вернулся в лес. На речке встретил своих девчат, так они втроем и пошли на  ту  сторону.

- Погибли наши товарищи смертью  храбрых, Четвертак в перестрелке, а Бричкина в болоте утопла.  Не зря погибли: сутки выиграли.  Теперь наш черед. И помощи не будет, а немцы идут сюда.  Бой надо принимать.  ПОСЛЕДНИЙ, по всей видимости…

Держать эту позицию ! Такое чувство было у него, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, что именно он являлся  ПОСЛЕДНИМ сыном и защитником. И не было во всем больше никого: лишь он,  враг  да Россия.

Фрагмент из к/ф  «А зори здесь тихие…»  .Эпизод последнего боя.

Ученик - 18

В этом бою ранило Риту Осянину. Старшина ее перевязал и укрыл ветками.

Женьку ранили вслепую, сквозь листву, и она могла затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла , пока были патроны. Женька раскрылась до самого дальнего уголка своего великодушного сердца. Горстями раздаривает она свою прожитую жизнь, когда ныряет в ледяную весеннюю воду, когда вызывающе хохочет в глаза немцам, когда уводит за собой диверсантов. Да и умирает открыто, красиво, как жила.

И.Сельвинский «Русская девушка».

По разлету крылатых линий

Меховых темно-русых бровей

Ты почуешь порыв соколиный

Неуемных русских кровей.

А какая упрямая сила

В очертаньях этого рта!

В этой девушке – вся Россия,

Вся до родинки разлита.

Старшина  Васков остался один. У него не было сейчас цели, было только желание отомстить немцам за смерть девушек. Он , раненый, обессиленный , с одним патроном, сумел захватить  четверых немцев в плен.

- Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат –женщина, основной долг которой продлевать жизнь на земле….

Героини повести защищали Родину. И гибель тех, кто мог жить ,  любить, растить детей, особенно трагична.

Этот маленький отряд должен был любой ценой задержать фашистов до прихода подкрепления. Они сделали все,  что смогли: водили фашистов по болотам и скалам.  Страх перед смертью не смог сломить волю девушек, хотя они были очень молодыми и впереди у них была целая жизнь.

Они погибли, но до последнего дыхания защищали Родину.

Ученик -19

Н.П.Куприянов-участник обороны г. Ленинграда

« Давно была война»

Той дальнею войной сердца опалены.

Все так же нивам зреть, цвести весной садам.

А юные друзья, что не пришли с войны,

Уж с внуками сравнялись по годам.

Проходит день за днем- друзей редеет строй,

И память в бой опять ведет тебя, солдат.

И праздничный салют ликует над землей,

Как ликовал он много лет назад!

Та давняя война.. Но руки протяни –

Её  сердца хранят, она приходит в сны.

И внуки , что живут счастливо в наши дни,

Да будут этой памяти верны !

ПОМНИТЕ, какой ценой

Завоевано счастье

ПОМНИТЕ !

Через века, через года

ПОМНИТЕ !

О тех, кто уже не придет никогда

ПОМНИТЕ !

Какой ценой завоевано счастье

ПОМНИТЕ !

Песня из кинофильма  «Добровольцы»

«А годы летят»  слова Е.Долматовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Уважение и преклонение перед подвигом российского народа  в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно  назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила...

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

"Война - не женское дело" (внеклассное чтение по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок внеклассного чтения помогает раскрыть женский героизм в годы войны....

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Конспект урока внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Данный конспект является приложением к системе работы по теме "Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы"...

Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Совсем недавно мы говорили с вами о героизме и патриотизме рус­ских солдат во время Отечественной войны 1812 года. Упоминали о том, что истоки этого героизма — в беззаветной любви к Родине, ...

Литературно-музыкальная композиция "А зори здесь тихие-тихие..."

    Литературно-музыкальная композиция посвящена  женщинам, которые наравне с мужчинами добывали победу. В сценарии действующими лицами стали герои повести Бориса Васильева &laqu...