Мастер-класс «Технология «ДЕБАТЫ» на уроках литературы»
опыты и эксперименты по литературе (10 класс) на тему

Педан Марина Викторовна

Цель проведения занятия: показать технологию дебатов как  командной   интеллектуальной  игры   для   старшеклассников  и как одну из технологий открытого образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педан М.В,

учитель русского языка и литературы

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

 

Цель: показать технологию дебатов как  командной   интеллектуальной  игры   для   старшеклассников   по   формализованным правшам и как технологии открытого образования.

Ход занятия:

1. Основные элементы технологии.

  • Тема.
  • Понятийный аппарат (определения).
  • Довод (аргументы в поддержку).

Задание № 1.

Сформулировать 4-5 тем для дебатов на уроках РЯ или РЛ.

Задание № 2.

Разработать  определение и привести аргументы по теме: «Наташа Ростова – легкомысленная кокетка»./Или по любой из предложенных группой тем.

2. Принципы дебатной технологии.

  1. Дебаты обучают
  2. Принцип «честность обязательна»
  3. Проигравших нет

3. Стратегия дебатов

  1. Группы получают стороны (утверждения/отрицания), аспекты, листы бумаги, маркеры.
  2. Работа групп над предложенным аспектом.
  3. Выступление стороны утверждения.
  4. Выступление оппонентов.
  5. Подведение итогов.

Задание № 3. Дебаты по теме: «Катерина достойна осуждения, а не сострадания).

Дебаты на уроках литературы

1. «Текстовые» дебаты

Данная форма рекомендуется на ранних этапах обучения, для «слабых» классов, а так же как форма контроля учителем чтения учащихся. Для проведения этого вида дебатов класс делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утверждения, используя только цитаты изучаемого произведения.

2. Дебаты на основе литературоведческого анализа

При данной форме урока учащиеся должны продемонстрировать хорошую ориентацию в тексте, умение    самостоятельно     анализировать     отдельные    сцены, сопоставлять образы  и продемонстрировать знания контекста эпохи, в которую было создано произведение.

3. «Литературно-критические» дебаты

Дебаты проводятся на основе ранее изученных статей известных русрких критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Переверзева, Дружинина, Анненкова.  Учащиеся защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача отстоять ее в борьбе с оппонентами.

4. «Проблемные» дебаты

Данный   вид  работы  предполагает, что охватываемый  учащимися объем   материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема.

5. «Скоростные» дебаты

Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини-дебатами, т.к. проводятся они «один на один» и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это

делает  учитель, а  потом  -  весь  класс).  По каждой мини-проблеме  заслушивается  пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Интеграция структуры и содержания уроков литературы на основе межпредметных связей"

Практическая часть представлена фрагментом урока по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

Мастер класс "Использование технологии лепбук на уроках химии и биологии"

Мастер класс "Использование технологии лепбук на уроках химии и биологии"...

Мастер – класс Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии».

Мастер – класс  Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии»....

Мастер-класс по применению ТРКМЧП на уроках литературы. "Есть преступления хуже, чем сжигать книги..."

Мастер-класс «Есть преступления хуже, чем сжигать книги... Например — не читать их». Р.БрэдбериЦель: демонстрация рационального применения приема технологии критического мы...

Применение технологии «Дебаты» на уроках литературы.

Нередко на уроках литературы можно столкнуться с тем, что большинство учащихся не умеют анализировать текст, что приводит к весьма поверхностному пониманию его. Дебаты, в свою очередь, как раз фо...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"...