Мастер-класс по применению ТРКМЧП на уроках литературы. "Есть преступления хуже, чем сжигать книги..."
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Мастер-класс «Есть преступления хуже, чем сжигать книги... Например — не читать их». Р.Брэдбери

Цель: демонстрация рационального применения приема технологии критического мышления, который позволяет развивать самостоятельное мышление школьников, использующих собственный жизненный опыт.

Задачи:

1.Познакомить с  приемом технологии критического мышления  «чтение с остановками»

2. Раскрыть преимущество данного приема при изучении произведений малой жанровой формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_toska.docx153.35 КБ
Файл master-klass_2.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Есть преступления хуже, чем сжигать книги... Например — не читать их». Р.Брэдбери

Цель: демонстрация рационального применения приема технологии критического мышления, который позволяет развивать самостоятельное мышление школьников, использующих собственный жизненный опыт.

Задачи:

1.Познакомить с  приемом технологии критического мышления  «чтение с остановками»

2. Раскрыть преимущество данного приема при изучении произведений малой жанровой формы.

        

- Нравится ли вам читать? Как часто вы это делаете? Какие произведения читаете? А какую долю вашего чтения составляет русская классическая литература?

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, в котором анализировались изменения картины массового чтения россиян и данные о том, сколько и какие книги читают россияне в 2014 году.

                                                (СЛАЙД С РЕЗУЛЬТАТАМИ АНКЕТИРОВАНИЯ).
     Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 24–25 мая 2014 года. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Выборка репрезентирует городское население России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

     Следует отметить, что ВЦИОМ регулярно проводит аналогичные исследования, что позволяет сравнить результаты прошлых лет и новые данные. Как показали результаты нынешнего исследования, в последние годы россияне читают все больше, при этом наиболее популярные жанры, которым они отдают предпочтение, — романы о любви, историческая литература и детективы.

    Представители старшего поколения читают значительно больше, нежели молодые люди: если респонденты старше 60 лет прочли за последние несколько месяцев в среднем 5,28 книги, то 18–24-летние — лишь 3,56.

     Наибольшей популярностью среди населения пользуются романы о любви — их выбирают 13% опрошенных. На втором месте по популярности — книги по истории, им отдают предпочтение 11% опрошенных. Также россиян привлекают детективы: зарубежные (9%), «русские женские» (9%), а также отечественные детективные боевики (8%). Произведения классической литературы (русской или зарубежной) выбирает каждый десятый участник опроса (9%). Еще 9% опрошенных указали, что выбирают фантастику.

     Литературные издания для детей читают 8% опрошенных. Еще 8% — издания о красоте, здоровье и психологии. Мемуары читают 7% респондентов. Еще 7% — художественные произведения современных авторов. Книги по домашнему хозяйству и работе на приусадебных участках предпочитают 6%. К научной и профессиональной литературе обращаются еще 6% участников опроса, причем в большей степени молодые люди. О том, что практически не читают книг, сообщили 35% опрошенных.

Каждый 10 из нас, россиян, понимает и ценит художественное слово, развивает и обогащает свою душу. Каждый 10... Много это или мало? И как сделать, чтобы наши дети не просто начали читать, а выбирали те книги, которые обогатят их внутренний мир? Как привить любовь к русской литературе, которую ценят во всем мире?

На эти вопросы каждый отвечает сам. Но я как учитель ищу ответы еще и с точки зрения воспитания будущих поколений. Я несу ответственность за их литературный вкус, за их любовь к чтению, за воспитание их душ. Что же могу сделать лично я, чтобы изменить отношение к чтению у моих детей, у моих учеников?

Предлагаю вам прочитать высказывание протоиерея Владимира. Подумайте, как это высказывание может быть связано с уроками литературы?

D:\рабочий стол\школа\уроки. аттестация\на учитель года школа\город\материалы для работы\ботинки.jpg

Я предлагаю вам сегодня «надеть ботинки» АП Чехова и пройти вместе с ним путь страданий, сопереживания героям рассказа.

Ход мастер-класса:

Вызов. На этом этапе урока ученики предугадывают содержание, чем больше вариантов предлагают дети, тем интереснее чтение. Используется прием»Корзина идей». (позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.)

- Сейчас мы прочитаем рассказ «Тоска». О чем, по- вашему, этот рассказ?

Примерные ответы.

- Чем могут быть вызваны эти чувства?

Что такое, по-вашему, тоска? Каково лексическое значение этого слова?

Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь.»

-Предлагаю вам прочитать эпиграф к рассказу. «Кому повем печаль мою?..»

 Как вы думаете, что заключено в этом эпиграфе? Почему именно такими словами начинает свой рассказ АП Чехов?

Работа с группой на сцене.

Чтобы ощутить боль, наткнуться на каждый камень в этом пути, прийти к пониманию рассказа, стать СОАВТОРАМИ писателя, нам понадобится разобраться в языке писателя. Какими средствами автор приведет нас к пониманию главной мысли произведения? Над этим я предлагаю подумать группе моих коллег.

Текст разделен на те же части, что и при чтении. Даны пояснения и вопросы.

Читая текст, отмечайте слова и выражения, которые показались вам интересными, необычными, позволили понять автора.

  • Какие слова, по вашему мнению, помогают автору передать чувства героя?
  • В русском языке существуют уменьшительные суффиксы. Найдите в тексте подобные слова, подумайте, для чего автор их использует?
  • Какие краски и звуки использует автор? Почему начинает рассказ с пейзажа?
  • Для чего автор использует речевую характеристику героев? Почему голоса его героев звучат по-разному?

Осмысление содержания проводится  при помощи приема « чтение с остановками». Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема -найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки -своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую -совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Начинаем чтение рассказа. Чтение текста до слов «Суматоха становится шумнее».(1-я остановка)

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

- Почему героем рассказа стал извозчик?

- О ком еще идет речь? Почему именно о лошади?

- Какую роль она может сыграть в этом рассказе?

Что будет дальше? Почему?

Чтение текста до слов «А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.» (2-я остановка)

— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!

Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!

В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...

— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!

— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

— Что? — спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.

- Как должен отреагировать военный на эту новость?

- Что может унять тоску героя?

Что будет дальше? Почему?

Скажите, читать, прогнозируя будущее рассказа, вдумываясь в слова, интересно? Хочется узнать, правы ли вы в своих предположениях?

Так и ученикам нравится читать текст по частям и предсказывать события, самостоятельно выстраивать свои мысли и подкреплять их доказательствами из текста.

 Продолжение чтения до слов  «...были бы только седоки...» (3-я остановка)

— Гм!.. Отчего же он умер?

Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

— А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.

— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!

— Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой... По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.

— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач. — Троих... двугривенный!

Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки...

- Каким должен быть человек, который отзовется на тоску?

- Как вы думаете, что испытывает Иона от такого отношения к нему окружающих?

- Как должноо измениться состояние Ионы? Почему?

Чтение следующего эпизода до слов « Ко двору, - думает он. – Ко двору»» (4-я остановка)

Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять?..

— Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. — Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...

— Гы-ы... гы-ы... — хохочет Иона. — Какая есть...

— Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..

— Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа!

— Тьфу, чтоб тебя черти!.. — возмущается горбач. — Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!

Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:

— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!

— Все помрем... — вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. — Ну, погоняй, погоняй!..

— А ты его легонечко подбодри... в шею!

— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

— Гы-ы... — смеется он. — Веселые господа... дай бог здоровья!

— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.

— Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена — сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали.

        Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.

— Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.

«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»

- Что должно случиться во дворе? Найдет ли Иона там утешение? Почему вы так думаете?

- Кто там может помочь Ионе?

- Почему Иона постоянно повторяет одни и те же слова?

Чтение рассказа до конца (5-я остановка)

И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой...

«И на овес не выездил, — думает он. — Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен...»

В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.

— Пить захотел? — спрашивает Иона.

— Стало быть, пить!

— Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!

Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — Спать всегда успеешь... Небось, выспишься...»

Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...

— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...

Иона молчит некоторое время и продолжает:

— Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...

Иона увлекается и рассказывает ей всё...

- Почему лошадь домой бежит рысцой?

-Чего не хватает Ионе, что он ищет?

-У кого нашел состарадание герой?

И в конце работы спросим:

- Верны ли наши предположения о причине тоски героя?

- Для чего автор вводит в рассказ лошадь?

Прием «Беседа». На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

- Что хотел сказать  Чехов своим читателям? О какие камни спотыкается его герой? Подберите пословицы или крылатые выражение, которые отражают проблемы рассказа.

  • И в раю жить тошно одному.
  • Один и в каше загинет (утонет). Одному и у каши неспоро.
  • Сам себе на радость никто не живет.
  • Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься.

Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

 Рефлексия.  5-минутное эссе.

- Какие чувства, эмоции испытали вы во время чтения? «Открыли» ли вы для себя АП Чехова? Что помогло вам сделать это открытие?

Предлагаю вам выразить ваши мысли о мастер-классе, опираясь на  высказывание Ф.Искандера: «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых» (СЛАЙД). 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их. Р.Бредбери

Слайд 2

Исследование массового чтения (по данным ВЦИОМ)

Слайд 4

«ТОСКА» А. П. Чехов

Слайд 5

« Словарь живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука; горе, печаль, нойка сердца, скорбь .» Одиночество, боль, страдание, грусть, печаль, отчаяние.

Слайд 6

тоска и одиночество оттого, что сердца людей закрыты, « печаль моя», остаётся не известной никому, кроме Бога Не с кем поделиться болью Одиночество

Слайд 7

Стадия вызова. Прием : корзина идей ВАЖНО! Предложения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных. На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Слайд 8

Работа группы внимание к слову

Слайд 9

Стадия осмысления. Прием: чтение с остановками Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

Слайд 11

Пласт снега Согнулся, как только возможно согнуться человеку Лошаденка Мгла Суматоха Она станет одним из тех, кто поможет герою рассказа

Слайд 13

Сыплются пласты снега Вытягивает шею,нерешительно двигается Движущаяся масса Ерзает,не понимает,шевелит губами, сипит Возможность высказаться, быть услышанным

Слайд 15

Иона всегда среди людей Много седоков Никто не хочет слушать, слышать Ему станет легче, когда он выговорится. Его никто не услышит, ему будет очень плохо, одиноко.

Слайд 17

Одиночество Тишина Тоска распирает грудь Мученические глаза Острая боль Тысячи людей, толпы Обращаться к людям бесполезно Возможно, найдет, ведь дом-место, где человека любят и понимают.

Слайд 19

Лошаденка Движущаяся масса Были бы седоки Толпы, тишина Нужно поговорить Лошаденка слушает Не с кем поделиться болью «брат кобылочка » Обращение в Богу Одиночество

Слайд 20

О какие же камни споткнулся герой А.П. Чехова?

Слайд 21

Стадия рефлексии . Прием: синквейн . Происходит краткое резюмирование , подведение итогов по изученному учебному материалу. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося: найти и выделить существенные элементы, проанализировать, сделать выводы, Сформулировать мысль, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Слайд 22

Составьте синквейн ТОСКА прилагательное+прилагательное глагол+глагол+глагол предложение существительное ТОСКА Громадная, не знающая границ Давит, ноет, распирает Обращаться к людям Иона считает уже бесполезным Одиночество

Слайд 23

«Культура – это не количество прочитанных книг , а количество понятых ». Ф. Искандер . . . . . . . . . . . . . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Рассматриваются различные способы развития творческих способностей учащихся, использумые мною на уроках биологии, в том числе  элементы ТРИЗ. Материал  предстваляет собой обобщение  ...

Мастер-класс по теме "Применение рейтинговой системы оценивания на уроках математики"

Данный материал содержит текст выступления, презентацию к нему и раздаточный материал для участников мастер-класса....

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Мастер-класс на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии".

Этот материал я использовала при проведении мастер-класса на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии" на областном семинаре для учителей естественного цикла....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....