Применение технологии «Дебаты» на уроках литературы.
статья по литературе

Першина Марина Витальевна

Нередко на уроках литературы можно столкнуться с тем, что большинство учащихся не умеют анализировать текст, что приводит к весьма поверхностному пониманию его. Дебаты, в свою очередь, как раз формируют умение анализировать, сопоставлять, находить аналогии, а также способствуют развитию устной речи учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_debaty_na_urokah_literatury.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  технологии «Дебаты» на уроках литературы.

        Развитие устной речи учащихся, формирование коммуникативных навыков – злободневные проблемы современного образования. К сожалению, качество устной речи подростков оставляет желать лучшего. Многие учащиеся признают, что испытывают серьезные затруднения при формулировании своих мыслей. Они не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать выводы, сталкиваются с проблемами в ежедневном общении ос сверстниками и взрослыми.  Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной мимикой, жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения.

       Владение всеми видами речевой деятельности – это не только необходимое условие полноценного школьного обучения, но и залог успешности во взрослой жизни.

Одной из важнейших задач уроков русского языка и литературы является формирование человека грамотного в широком смысле слова, умеющего учитывать цели коммуникации и ситуацию общения. Именно поэтому использование педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся, весьма актуально.

Одна из технологий, которая не только помогает решать выше- обозначенные проблемы, но и способствует развитию полноценной, творческой, самостоятельной личности – дебаты.

Дебаты – это технология, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты как учебная технология часто используются на уроках истории, обществознания, но нужно отметить и тот факт, что данная технология очень успешно и результативно может использоваться и на уроках литературы и русского языка.  

Дебаты могут быть элементом урока, формой урока, использоваться во внеурочной деятельности.

Дебаты имеют четкую структуру. Суть данной технологии в том, что команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения определённого тезиса.  Правила проведения игры и роли спикеров строго регламентированы и подробно описаны в специальной литературе.

Чем же интересна данная технология?  Нередко на уроках литературы можно столкнуться с тем, что большинство учащихся не умеют анализировать текст, что приводит к весьма поверхностному пониманию его.

Дебаты, в свою очередь, как раз формируют умение анализировать, сопоставлять, находить аналогии. Данную форму занятий (в упрощенной форме) можно начинать использовать уже с 5го-6го кл. (очень интересно и оживленно, например, проходят дебаты по произведению В. Распутина «Уроки французского» на тему «Поступок Лидии Михайловны — это подвиг доброты или преступление педагога?»)

Ярким примером использования технологии «Дебаты» является заключительный урок по пьесе Грибоедова «Горе от ума»  по теме «Умен ли Чацкий?» (приводится в сокращении). На подготовительном этапе учащиеся осуществляют чтение текстов, критической литературы, анализируют образы главных героев. Итогом работы является проведение дебатов.

Позиции сторон: (У- утверждающая, О- отрицающая)

1. Представление команд: звучат высказывания критиков о произведении, афоризмы об уме.

2. Позиции сторон: (У- утверждающая, О- отрицающая)

У

О

Чацкий умен.

Чацкий – глупец.

  1. Аргументы:

У

О

Об уме Чацкого говорят

 герои самой комедии.

Лиза в разговоре с Софьей говорит:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Чацкий!

Софья соглашается:

Остер, умен, красноречив…

Пересмеять умеет всех

Репетилов говорит о Чацком Загорецкому, когда тот спросил:

Как думаете вы об Чацком?

Он не глуп.

Фамусов в разговоре со Скалозубом:

он малый с головой;

И славно пишет, переводит.

Об этом свидетельствует его язык.

Он изъясняется изящно, остроумно, легко. Представители фамусовского общества изъясняются банально, основательно, тяжеловесно.

Самые знамените реплики Чацкого запомнились редкостью юмористической окраски:

А трое из бульварних лиц,

Которые с полвека молодятся?

Родных мильон у них, и с помощью сестриц

Со всей Европой породнятся и т.д.

Чацкий оставил Софью, когда ей было 14 лет. 3 года он не подавал о себе знать. («Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков»); за это время Софья превратилась в очаровательную девушку, она могла бать обручена или просто влюблена в кого-то. Любой умный человек не стал бы после столь долгой разлуки и произнесенного им первого комплимента домогаться поцелуя, не оставил бы без внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее отношение к нему Софьи. Чацкий же, не добившись поцелуя от Софьи и не придумав ничего лучше, начинает ругать всех и вся, начиная с Москвы, самой Софьи, ее отца, дяди и кончая тетушкой:

 А тетушка? Все девушкой, Минервой?

Все фрейлиной Екатерины Первой?

 Воспитанниц и мосек полон дом?..

В подтверждение высказанной гипотезы можно привести слова
А.С. Пушкина: «Чацкий вовсе не умный человек… Первый признак умного человека – с первого раза знать, с кем имеешь дело, а не метать бисер перед Репетиловым и тому подобными».

Зачем Чацкий, если он умен, высказывает прогрессивные мысли при Фамусове и Скалозубе? Что он, не видел, что они не разделяют его взглядов?

  1. Вопросы команд.

У -1

О -1

В образе Чацкого воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Только умный человек мог обнажить все стороны российской действительности, показать пороки, царившие в обществе. Он выступает против:

а) крепостного права ( монолог «А судьи кто?»);

б) низкопоклонства и пресмыкательства перед всем иностранным (монолог «Французик из Бордо»);

в) плохого воспитания:

Хлопочут набирать учителей полки,   Числом поболее, ценою подешевле;

г) негодного образования:

   А тот, чахоточный, родня вам, книгам враг,

  В ученый комитет, который поселился

 И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

    Отрицательно Чацкий отзывается и о службе.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»,-  говорит он Молчалину.

       Умные мысли Чацкий взял от автора, от Грибоедова. Пушкин сразу же отделил Чацкого от Грибоедова: «Чацкий - добрый, благородный, пылкий, но, судя по его поведению (А не по речам!) не очень умный малый, тогда как Грибоедов, судя по речам Чацкого, очень умен». С точки зрения Пушкина, получается так, что в комедии появляется еще одно действующее лицо – Грибоедов. Это произошло потому, что Грибоедов не преодолел до конца правил драматургии классицизма.

У -2

О -2

Чацкий – трагедийный герой. В начале комедии Чацкий – пылкий энтузиаст, уверенный, что нынешних успехов разума и просвещения достаточно для обновления общества. Он решил, что «век нынешний» пересилил «век минувший», однако Чацкий жестоко ошибается. Финал комедии представляет нам другого Чацкого, возмужавшего, повзрослевшего, поумневшего. Он понимает, что в этом обществе ему нет места, оно выталкивает его.

И.А. Гончаров сказал о Чацком: «Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик – и всегда жертва!»

Чацкий – комедийный герой, он выглядит смешно. Сначала Грибоедов дал комедии название «Горе уму», но затем его изменил, назвав «Горе от ума». Действительно, уму нельзя причинить горя, но от ума горе может произойти. Демонстрируя свой «книжный» ум к месту и не к месту, Чацкий попадает в комические ситуации, которые он субъективно воспринимает как трагические.

  1. Выступление команд.
  2. Рефлексия.                                                                                                                                          

Такая форма дебатов создает мотивацию обучения и условия для развития учащихся, повышает личностную значимость учебного материала. Обучающиеся развивают свои исследовательские навыки через чтение, обмен читательским опытом, отстаивание собственного мнения на основе полученных знаний.

 Таким образом, можно сделать вывод, что применение дебатов на уроках литературы является эффективной технологией развивающего обучения, позволяет учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы и умение применять свои знания. Дебаты способствуют формированию  понимания  литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;  воспитанию квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно.

Литература:

  1. Сайт http//www.auditorium.ru/books/1616/ Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам.
  2. Дебаты: Учебно-методический комплект – М.:Изд-во «Бонфи»-2001.
  3. Гладшина И.Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществознание. 2004. - №
  4. Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты». // Школьные технологии. № 1, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"

Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...

Технология "Дебаты" на уроках английского языка

В данной работе расскрывается,с какой целью можно использовать такой вид проведения уроков.Какие бывают дебаты....

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе в форме дебатов на тему: «Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)»

Урок литературы в форме дебатов представляет собой новую образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать ...

Дебаты на уроках литературы

В работе описывается использование игровой технологии "Дебаты" на уроках литературы.Рассказано об основных правилах  дебатов, названы темы, которые можно использовать на уроках.Есть пре...

Мастер-класс «Технология «ДЕБАТЫ» на уроках литературы»

Цель проведения занятия: показать технологию дебатов как  командной   интеллектуальной  игры   для   старшеклассников  и как одну из технологий открытого о...