Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"
план-конспект урока (9,10,11 класс) по теме

Наталья Ивановна Сметанина

Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_debaty_smetanina.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и

Переподготовки работников образования»

Кафедра образовательных технологий

Сценарий мастер-класса

Тема

 «Использование технологии дебатов

на уроках английского языка»

Выполнила:

Сметанина Н.И.

учитель английского языка

МОУ ЧСОШ № 1

г. Саяногорск

Проверила:

Лахтионова И.Н.

Оценка:

Абакан 2011

I 

Сегодня основной целью изучения иностранного языка в школе является формирование   коммуникативной    компетенции. Будет справедливым отметить, что к наиболее значимым для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативным умениям можно отнести мастерство публичных выступлений, поскольку на протяжении дальнейшей учебы и карьеры важна эффективность устного общения с окружающими.

Изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке  - достаточно сложный процесс, так как довольно часто во время публичного выступления люди не могут структурировать речь, чётко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства.

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке целесообразно использовать на старшей ступени обучения педагогическую технологию «Дебаты», или формализованное обсуждение, построенное на основе выступлений представителей двух противостоящих, соперничающих команд.

Помимо развития непосредственно языковых умений, технология дебатов способствует формированию критического мышления (умения критически оценивать информацию с точки зрения достоверности, убедительности, достаточности и логичности) и развитию учебно-социальных навыков (работа в команде = распределение сфер ответственности, определение последовательности работы, общие выводы и т.д.)

 В ходе обучения английскому языку можно использовать так называемые «модифицированные» дебаты, в которые внесены некоторые изменения правил.

Итак, формат дебатов предусматривает: участие двух команд, состоящих из нескольких (3) человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его. За соблюдением регламента игры следит Time-Keeper. Дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это могут быть преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы, и способ доказательства были наиболее убедительными.

Примерная схема проведения дебатов такова:

Порядок выступлений

Спикер

Время

1

Первый спикер утверждающей команды (PI)

– Представляет утверждающую команду;

– заявляет позицию своей команды;

– представляет первый  аргумент своей команды;

2-3 мин.

2

Третий спикер отрицающей команды (OIII)

-задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (РI)

1 мин.

3

Первый спикер отрицающей команды (ОI)

– представляет отрицающую команду;

– отрицает тему

– опровергает аргумент и выдвигает контраргумент;

2-3 мин.

4

Третий спикер утверждающей команды(PIII)

- задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (OI)

1 мин.

5

Второй спикер утверждающей команды (PII)

– опровергает аргументы, выдвинутые ОI;

– приводит новые аргументы команды

2 мин.

6

Первый спикер отрицающей команды (ОI)

- задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (PII)

1 мин.

7

Второй спикер отрицающей команды (ОII)        

– опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;

– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).

2 мин.

8

Первый спикер утверждающей команды (РI)

- задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (ОII)

1 мин.

9

Третий спикер утверждающей команды (Р3)         

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

– делает эффектное заключение.

3 мин.

10

Третий спикер отрицающей команды (О3).        

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;

– делает эффектное заключение.

3 мин.

II

На уроках английского языка с учениками 10 класса пытаемся освоить технологию дебатов, так как она помогает эффективно организовать процесс изучения иностранного языка в целом и подготовку к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в частности.

Нами осуществлялись дебаты по темам: “Sports are not worth doing”, “Parents should choose their teenagers’ friends”, “Existing without technology seems impossible”, “Living in a new culture is exciting and intellectually stimulating“.

Если необходима предварительная подготовка (это зависит от темы дебатов и уровня знаний группы) – даю домашнее задание, например, написать небольшое эссе по теме, подобрать цитаты, подготовить опорные конспекты, тезисы, заметки и т.д.

 Перед началом дебатов обучающиеся практикуются в обосновании и развитии различных идей, связанных с темой. Задания могут быть разного плана, например, аудирование: прослушать высказывания и ответить на вопросы, затем поделиться примерами из собственной жизни. Учебник “Enjoy English” для 10 класса (авторы: Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д.) предоставляет большое количество разнообразных заданий и упражнений, помогающих осуществить подготовку к дебатам. Что касается деления на группы, нами апробировались различные варианты: при проведении первых дебатов группа в количестве 12 человек  разделилась на 2 команды, при этом мною учитывалось желание учеников. Мы не придерживались ограничения по времени и не приглашали жюри. Целью первых дебатов было сформировать у обучающихся представление о структуре речи. Примером сюжетной речи в дебатах может служить план речи первого спикера: приветствие слушателей – представление команды и самого себя – вступление - обоснование актуальности темы– выдвижение критерия – аргументация – заключение – благодарность за внимание. Кроме того, уделялось большое внимание адекватному использованию языковых клише.

При проведении дальнейших дебатов мы старались придерживаться формата, т.е. в каждой команде было по 3 спикера (обучающиеся создавали группы самостоятельно, а роли распределялись по взаимной договорённости), выбирался ученик, следящий за регламентом, остальные ученики выполняли функции жюри. Конечно, есть трудности, в частности, временное ограничение, аргументация не всегда убедительна, но мы стараемся их преодолеть.

III

Фрагмент урока, проведенного по технологии “Дебаты”.

1) Warm-up Discussion

- Dear colleagues, today I don’t want you to imagine yourselves as teens. Just be yourselves and let’s begin!

- Today we’ll have a debate-lesson. First of all, let’s revise the rules of the debates. Let’s read them:

*Work as a team and always support each other.

*Listen to your opponents carefully.

*Make notes while your opponents are speaking to keep track of their ideas.

*Try to answer your opponents’ questions giving reasons for your opinion.

*Be polite and disciplined during the debate.

*Never interrupt each other.

*Don’t speak longer than the set time limit

- I suppose, practically all of you are mothers, aren’t you? I hope, you have no problems with your children, do you? Really? And what about the friends of your children (certainly, I mean teenagers)? Do (did) you always approve your children’s friends? If not, what do (did) you do? Discuss these questions in pairs, please – you have 3 minutes.

Well, I suggest you to discuss the problem of teenagers’ friendship. What about the topic “Parents should choose their teenagers’ friends”? We need 3 persons, who will try to prove the idea. Do you mind joining the team of Proposers? OK! And now who feels strongly against the topic? We also need 3 persons. OK, you are the team of Opposers. By the way, we need a time-keeper. Let all the others to be the jury, OK?

Well, now let’s see what is necessary to be a good speaker.

*Demonstrate a good knowledge of the topic

*Use examples and facts to support the arguments

*Show enthusiasm and confidence

*Try to answer the questions even if they are tough

*Speak loudly and clearly

The teams have 5 minutes to choose the speakers and to discuss the idea from different sides. The jury, please, take some sheets of paper to write down the marks and remember: don’t discuss them with anybody!

Are you ready? Let’s start!

2) The main part. Debate Procedure

- Let me open the debate. The floor is given to the first speaker of Proposers.

1. Proposer 1

 Good morning.

Let me introduce myself and my team. I am P1, the first speaker. The second speaker in our team is P2. And the third speaker is P3.

Our team supports the idea… Our first argument is…Our second argument is …

- Thank you. Now the floor is given to the second team. Would you like to take time-out to discuss questions to the speaker?

2. Opposer 3

Would you answer some questions?

Can you name…? What can you say about the fact that …?

Proposer 1: Thank you for your questions. I try to answer them

- Thank you. The floor is given to Opposers.

3. Opposer 1

Good morning.

I’d like to introduce myself and our team. I’m O1, the first speaker. This is O2, the second speaker and O3 is our third speaker.

We agree with the statements given by the speaker P1. But we can’t agree with the motion of the debate.

Firstly….

The second argument doesn’t seem to be convincing either.

- Thank you. The floor is given to the Proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other.

4. Proposer 3

The speaker tried to change our minds saying …

But I’d like to hear the answers to the following questions. (Proposer 3 asks questions)

Opposer 1 answers them.

Далее дебаты продолжаются в соответствии с форматом.

3)Conclusion

Please, vote for the decision.

После проведения дебатов подводятся итоги.

IV

Уважаемые коллеги! Хотелось бы услышать ваши предложения и размышления  по использованию дебатов в системе занятий. Предлагаю провести дебаты по интересующим вас вопросам (в контексте данной темы). Ваши предложения по формулировке темы? Итак, действуем в соответствии с форматом: организуем 2 команды (количество участников допускается больше 3), назначаем следящего за временем, выбираем жюри. По окончании подводим итоги.

V

Уважаемые коллеги!

Перед началом мастер-класса на предложенной мною шкале вы отметили свой уровень представлений (знания, умения) о применении технологии дебатов на уроках английского языка. Хотелось бы, чтобы сейчас вы отметили, изменился ли этот уровень после проведения мастер-класса. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

Разработка урока английского языка в ПО SmartNotebook:"XC и игровые приемы на уроке английского языка"

Разработка для урока английского языка по теме:"Earth Day" в ПО Smart Notebook с использованием дополнения к ПО SMART NOTEBOOK 11-  Extreme Collaboration, которое дает возможность учащимся  ...

Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.

Данная разработка урока представляет собой  в соответствии  с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических  навыков по теме «Моя комната»"...