Урок литературы в 11 классе по теме «Авторская песня»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Слепова Нина Анатольевна

Урок преследует следующие цели:

  •  сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры,
  • продолжить формирование умения анализировать художественное произведение,
  • развивать взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных»,философских вопросов бытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya._osobennosti_avtorskoy_pesni.ppt900 КБ
Office presentation icon 1.ppt2.26 МБ
Office presentation icon splin2003.ppt1.1 МБ
Файл urok.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы 11 класс МОУ Криушинская СОШ учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Слепова Нина Анатольевна

Слайд 2

Как мало истинных поэтов, Рождает праведная Русь. Их песни в муках были спеты, Но мы их помним наизусть

Слайд 3

Задачи: 1. сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры; 2. продолжить формирование умения анализировать художественное произведение , 3. развивать взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных», философских вопросов бытия.

Слайд 4

Эпиграф И я, забывшись в песенном бреду, Как заклинанье, повторяю снова, Что музыкант лишь тот, кто слышит слово, Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу. А. Розенбаум. «Музыка или стихи».

Слайд 6

Авторская песня Трубадуры Менестрели Миннезингеры Ваганты Барды…

Слайд 7

Трубадуры: ( Франц., серед. XII в. – серед. XIV в. ) Рыцари, являвшиеся неплохими поэтами и певцами ( art de trobas — «искусство сочинять»), воспевали идеальную любовь мужчины и женщины.

Слайд 8

Менестрели: Это профессиональный музыкант и поэт, но не свободный, а находящийся на службе у феодала или того же трубадура.

Слайд 9

Менестрели исполняли песни, восхваляющие своего господина, или пели песни, сочиненные своим господином — тем же рыцарем-трубадуром.

Слайд 10

Миннезингеры: немецкие рыцарские поэты и музыканты (в перев. с немецкого « minnesinger » означает «певец любви»). Чаще всего пели о любви. Их песни — простые и лаконичные — строгие, даже суровые, в них больше размышлений, чем горячих чувств.

Слайд 11

Ваганты Ваганты на латинском языке слагали сатирические, застольные, студенческие и любовные песни, а также многочисленные песенные пародии, высмеивающие богатых и высшее церковное духовенство.

Слайд 12

Барды Англ. слово кельтского происхождения. Барды были древними певцами-сказителями у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.

Слайд 13

Барды пели самые различные песни: героические баллады, религиозные, боевые, лирические, сатирические...

Слайд 14

Авторская песня Трубадуры Менестрели Миннезингеры Ваганты Барды… Какое из названий, по-вашему, оказывается самым точным и самым подходящим для русских авторов-певцов?

Слайд 15

9 мая 1924 – 12 июня 1997 Булат Окуджава

Слайд 17

Чему научило меня общение с бардами ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И, улыбаясь, мне ломали крылья, Мой хрип порой похожим был на вой, И я немел от боли и бессилья, И лишь шептал: «Спасибо, что живой!»

Слайд 2

Высоцкий Владимир (25 января 1938— 25 июля 1980) Подготовили: ученики 11 класса Криушинской СОШ Болотина Кристина Глухова Юлия Красиков Евгений Хвостова Юлия

Слайд 3

Детство

Слайд 4

В 1947—1949 гг. жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия), затем вернулся в Москву. 1950 г., июнь-август, Гайсин

Слайд 5

1950 г., июнь-август, Гайсин

Слайд 6

Летом 1956 г. поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе.

Слайд 7

Работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Московском театре миниатюр, тогда же начал сниматься в кино.

Слайд 8

Московский театр драмы и комедии на Таганке.

Слайд 9

Творчество поэта. Высоцкий написал больше 200 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

Слайд 10

Первое стихотворение… « Моя клятва» Жжёт глаза мои страшный огонь, И не верю я чёрной беде, Давит грудь несмолкаемый стон, Плачет сердце о мудром вожде. Разливается траурный марш, Стонут скрипки и стонут сердца, Я у гроба клянусь не забыть Дорогого вождя и отца.

Слайд 11

Я тогда еще не слышал, что можно петь стихи под гитару…

Слайд 12

Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности. Его «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром»

Слайд 13

Темы поэзии: баллады любовная лирика песни на политические темы

Слайд 14

Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в стихах. (В. Высоцкий)

Слайд 15

О Великой Отечественной войне… Сpедь военных тpофеев и миpных костpов Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от мелких своих катастpоф.

Слайд 16

В песнях Высоцкого в первую очередь уделяется внимание тексту и содержанию, а не форме (с противопоставлением себя эстраде).

Слайд 17

Много песен и баллад предназначалось для кинофильмов

Слайд 18

О чем писал В.Высоцкий? Высоцкий пел о чувстве собственного достоинства людей как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, о силе характера и тяготах человеческой судьбы, что принесло ему огромную популярность.

Слайд 19

Всего он сыграл в 30 художественных фильмах. В 1966 г. Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для неё пять песен.

Слайд 20

Мне скулы от досады сводит: Мне кажется который год, Что там, где я, — там жизнь проходит, А там, где нет меня, — идёт!

Слайд 21

Памятники Высоцкому


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по авторской песне Работу подготовили ученики 11 класса: Сурков В., Корчакин А., Санатуллов Р. Хочу отдохнуть от сатиры, У лиры моей Есть тихо дрожащие, легкие звуки… «Под сурдинку» Саша Черный

Слайд 2

Цели работы Познакомиться с жанром авторской песни Выяснить, как связана авторская песня с литературой и поэзией Рассмотреть на примере музыкального коллектива «Сплин» особенности авторской песни Определить, чем же является авторская песня Подвести итоги работы

Слайд 3

Авторская песня Авторская песня — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. (определение из свободной энциклопедии Wikipedia)

Слайд 4

Из истории авторской песни в России: Предшественник жанра - городской романс и песенные миниатюры Основу жанра составляли студенческие песни Исполнители-авторы стихов и музыки В этом жанре прославились В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Макаревич

Слайд 5

Этапы развития авторской песни: Романтический «Оттепель» Современная песня

Слайд 6

Авторская песня и литература Авторская песня имеет прямое отношение к литературе. Еще поэты XIX века(например, И. Анненский) отмечали важность «музыкальности стихов». В период жесткой цензуры XX века власть жестко сдерживала литературу в печати, но песни сдержать не могли. Таким образом в России появились «поющие поэты».

Слайд 7

Особенности авторской песни

Слайд 8

Немного о «Сплине» «Сплин» (от англ. spleen — меланхолия) — российская рок-группа изСанкт-Петербурга. Бессменный лидер — Александр Васильев. Датой рождения группы считается 27 мая 1994 года. Название группы возникло под влиянием строк стихотворения российского поэта Серебряного века Саши Чёрного, на основе которого была создана песня «Под сурдинку» из первого альбома группы («Пыльная быль»): Как молью изъеден я сплином… Посыпьте меня нафталином, Сложите в сундук и поставьте меня на чердак, Пока не наступит весна.

Слайд 9

Песни «Сплина»

Слайд 10

Песни «Сплина» Сколько лет прошло, все о том же гудят провода Все того же ждут самолеты Девочка с глазами из самого синего льда Тает под огнем пулемета Должен же растаять хоть кто-то Скоро рассвет Выхода нет Ключ поверни - и полетели Нужно вписать В чью-то тетрадь Кровью, как в метрополитене: Выхода нет

Слайд 11

Песни «Сплина» Приоритет текста над музыкой Метафоричность и высокая поэтичность Неоднозначный выбор между безысходностью и протестом Урбанизация- тема города Одиночество и любовь

Слайд 12

«Сплин» и авторская песня? Да не ты ль родила меня, мать шестиструнная Я только с тобой еще что-то, да значу Дешевый подарок, дорогая подачка На струнах подвешенный, на грифе распятый С тобою меняю я свой третий десяток

Слайд 13

Так что же авторская песня? Авторская песня- это стихи в более мелодичной и действенной их форме. Они, пользуясь общепонятной силой музыки, способны донести гораздо больше, чем просто слова или мелодия в отдельности. Если обычное стихотворение не всегда может быть понятно, то авторская песня лишена такого недостатка. Она более доступна, ярка и запоминающаяся.

Слайд 14

Итоги работы: На примере группы «Сплин» мы рассмотрели некоторые особенности авторской песни Познакомились с жанром авторской песни Выяснили, что авторская песня родственна больше литературе, чем музыке Узнали, как и почему она появилась



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе по теме «Авторская песня»

Цели:

 1. Сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня»       как уникальном явлении русской культуры.

2. Продолжить формирование умения анализировать художественное произведение.

3. Развивать взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных»,философских вопросов бытия.

Ход урока.

1 Организация класса.

2. Сообщение темы, целей урока.

Наша задача ответить на вопрос , что такое авторская песня, почему ее называют философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека.

Учитель задает вопрос :

- Что такое чудо в вашем понимании?

( ответы учащихся)

- А вы часто встречаетесь с чудесами?

Почему я сегодня говорю об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их.

Авторская песня – это  то чудо, которое открывается только чуткому сердцу.

Учащийся читает стих. «У поэта нет соперников»

3. Сообщение ученика. ( Кто же такие барды?)

4. Учитель предлагает им вернуться в прошлое и посмотреть , как постепенно рождалась  бардовская песня.( слайд)

5. Сегодня мы поговорим об авторской песне как особом направлении поэтического искусства.

Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого.

А начиналось все так….

( сообщение ученика)

6. Беседа.

- Почему же люди разных профессий пишут песни?

- Что заставляет их это делать?

В своих песнях они пишут о том,  что их волнует, о своем видении мира. Поэтому концерт бардовской песни – это не развлечение, а искренний разговор по душам со слушателем..

7.а)  Учитель рассказывает о Булате Окуджаве ( сопровождается сообщение презентацией).

Окуджава – это целая эпоха в истории авторской песни. Впервые его узнали в середине 50 х годов. Молодежь припала к его песням, как к очистительному роднику.

   Б)Звучит фонограмма с песней Окуджавы.

   В) Учащийся читает стих. «Осудите сначала себя самого».

8. Имя Владимира Высоцкого известно всем.

( Группа ребят рассказывают о Высоцком, используя презентацию, звучат его песни).

9. Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой

( сообщение ребят)

10. А вот еще один представитель бардовской песни – группа «Сплин»

( сообщение ребят)

11. Учитель делает вывод.

- Как найти себя? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам ,а барды помогают нам своими песнями.

( Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь  сегодня собрались»)

На этой лирической ноте мне и хочется закончить наш урок.

12. Рефлексия. Раздаются нарисованные гитары, ребята должны написать, чему научили меня бардовские песни, что я взял с урока.

13. Итог  урока. Выставление оценок

Презентация сопровождается:

  1. Песня Талькова «Россия».
  2. Мелодия vesnu.
  3. Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».

Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С.  Трофимова. Любовная лир...

Урок в 11 классе по теме: "Авторская песня"

Данный урок рассчитан на учащихся 11 класса. Урок-концерт авторской песни, посвящен трём великим бардам России: Владимиру Высоцкому, Виктору Цою, Игорю Талькову. Знакомство ...

Презентация "Пою, Богу моему". Иеромонах Роман (Матюшин) - для урока музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее"

«Пою, Богу моему». Иеромонах Роман (Матюшин).Янайкина Дина Михайловна – учитель музыки МБОУ ООШ № 14 г. УльяновскаПрезентация к уроку музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" ...

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Урок музыки в 6 классе по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Конспект урока музыки по программе Критской Е.Д., проводимого в 6 классе по теме: "Авторская песня: прошлое и настоящее"...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства"

конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства" ФГОС Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....