Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 4-7
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 4 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Портрет Ноздрёва – это портрет помещика, «кутящего во всю ширину русской удали и барства, прожигающего… насквозь жизнь» (цитата из 6 главы). В его облике чувствуется ярмарочное веселье, бойкость, превращающаяся в буйство, порождающая безумную суету. Он, как чёрт, морочит людям голову. Обладает отменным физическим здоровьем (приведите цитаты из текста 4 главы, подтверждающие эти утверждения о Ноздрёве).

2. Запишите тезис: В еде, угощении Ноздрёва царит хаос, беспорядок: еда может пригореть или недожариться - небрежность звучит в словах о работе его повара (приведите эти слова); вина на его столе многообразны, но  Ноздрёв заставляет гостей выпить множество вин, что тоже создаёт ощущение хаоса.

3. Запишите тезис: Ноздрёв водит своих гостей по своему поместью, и автор обращает наше внимание, что «гости воротились тою же ГАДКОЮ дорогою». Дорогой им служит поле, болотистое, состоящее из кочек, часто скрывающих грязь – и целью их путешествия оказывается всего лишь деревянный столбик и узенький ров, обозначающие границу поместья. И за этими словами мы прочитываем иной смысл: та жизнь, та жизненная дорога, которой идёт Ноздрёв, нехороша, ошибочна, «гадка», цель её странна (приведите слова, где описывается дорога и грязь).

4. Запишите тезис: Бестолковая, непутёвая бойкость характера передана в деталях:

  • в шарманке, которую завёл Ноздрёв, никак не хочет остановиться и свистит одна БОЙКАЯ дудка (приведите эти слова);
  • Ноздрёв хвастается перед гостями своими лошадьми, оружием, что передаёт его стремление к раздолью и разбойному разгулу;
  • Даже насекомые, которые кусают Чичикова во время сна в доме Ноздрёва, БОЙКИЕ, как сам Ноздрёв (приведите предложение, в котором говорится об этом)

5. Запишите тезис: В комнате Ноздрёва царит беспорядок – что показывает нам, что та жизнь, которую живёт Ноздрёв, не приводит ни к чему хорошему (приведите описание комнаты Ноздрёва)

6. Запишите тезис: Неопределённость, полная неясность в жизни Ноздрёва передана и в перепадах его настроения, отношений к другим героям, даже в его обращениях к Чичикову (запишите, как называет он Чичикова при встрече, а как - во время игры в шашки)

7. Запишите тезис: События жизни героев проходят на фоне звучания темы Вечности в речевых оборотах «чёрт возьми», «судьба свела», «бог знает», «ей-богу», «эк его неугомонный бес как обуял!», «чёрт тебя побери», «так бог создал», «чёрта лысого получишь», «чтоб вас чёрт побрал», «чёрт знает что», «бог знает чего».

8. Запишите тезис: В образе Чичикова временами звучат тонко уловимые, но достаточно очевидные указания на чертовщину в его облике (его мысли, чувства и цели в итоге жизни могут привести Чичикова к чертям): когда Чичиков приходит в трактир (см.начало главы), он заказывает не какое-нибудь блюдо, а поросёнка; а поросёнок – это намёк на свинью, борова, а это уже намёк на чёрта (выпишите слова, где Чичиков заказывает блюдо в трактире).

9. Запишите тезис: Но есть ещё надежда на спасение души Чичикова, как спасся он неожиданно в сцене с Ноздрёвым, когда тот объявил Чичикова подлецом, созвал своих крепостных людей и уже намеревался жестоко расправиться с Чичиковым. Главный герой почувствовал такой страх, что душа его «спряталась в самые пятки», он был «ни жив ни мёртв», «в самом жалком положении, в каком когда-либо находился смертный». Но неожиданно раздаются звуки колокольчика, появляется у дома Ноздрёва тройка, приходит капитан-исправник и спасает Чичикова (выпишите два предложения, где описан этот момент)

10*. Почему Чичиков испытывает большие затруднения при покупке мёртвых душ у Ноздрёва?

Вопросы и задания к 4 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Портрет Ноздрёва – это портрет помещика, «кутящего во всю ширину русской удали и барства, прожигающего… насквозь жизнь» (цитата из 6 главы). В его облике чувствуется ярмарочное веселье, бойкость, превращающаяся в буйство, порождающая безумную суету. Он, как чёрт, морочит людям голову. Обладает отменным физическим здоровьем (приведите цитаты из текста 4 главы, подтверждающие эти утверждения о Ноздрёве).

2. Запишите тезис: В еде, угощении Ноздрёва царит хаос, беспорядок: еда может пригореть или недожариться - небрежность звучит в словах о работе его повара (приведите эти слова); вина на его столе многообразны, но  Ноздрёв заставляет гостей выпить множество вин, что тоже создаёт ощущение хаоса.

3. Запишите тезис: Ноздрёв водит своих гостей по своему поместью, и автор обращает наше внимание, что «гости воротились тою же ГАДКОЮ дорогою». Дорогой им служит поле, болотистое, состоящее из кочек, часто скрывающих грязь – и целью их путешествия оказывается всего лишь деревянный столбик и узенький ров, обозначающие границу поместья. И за этими словами мы прочитываем иной смысл: та жизнь, та жизненная дорога, которой идёт Ноздрёв, нехороша, ошибочна, «гадка», цель её странна (приведите слова, где описывается дорога и грязь).

4. Запишите тезис: Бестолковая, непутёвая бойкость характера передана в деталях:

  • в шарманке, которую завёл Ноздрёв, никак не хочет остановиться и свистит одна БОЙКАЯ дудка (приведите эти слова);
  • Ноздрёв хвастается перед гостями своими лошадьми, оружием, что передаёт его стремление к раздолью и разбойному разгулу;
  • Даже насекомые, которые кусают Чичикова во время сна в доме Ноздрёва, БОЙКИЕ, как сам Ноздрёв (приведите предложение, в котором говорится об этом)

5. Запишите тезис: В комнате Ноздрёва царит беспорядок – что показывает нам, что та жизнь, которую живёт Ноздрёв, не приводит ни к чему хорошему (приведите описание комнаты Ноздрёва)

6. Запишите тезис: Неопределённость, полная неясность в жизни Ноздрёва передана и в перепадах его настроения, отношений к другим героям, даже в его обращениях к Чичикову (запишите, как называет он Чичикова при встрече, а как - во время игры в шашки)

7. Запишите тезис: События жизни героев проходят на фоне звучания темы Вечности в речевых оборотах «чёрт возьми», «судьба свела», «бог знает», «ей-богу», «эк его неугомонный бес как обуял!», «чёрт тебя побери», «так бог создал», «чёрта лысого получишь», «чтоб вас чёрт побрал», «чёрт знает что», «бог знает чего».

8. Запишите тезис: В образе Чичикова временами звучат тонко уловимые, но достаточно очевидные указания на чертовщину в его облике (его мысли, чувства и цели в итоге жизни могут привести Чичикова к чертям): когда Чичиков приходит в трактир (см.начало главы), он заказывает не какое-нибудь блюдо, а поросёнка; а поросёнок – это намёк на свинью, борова, а это уже намёк на чёрта (выпишите слова, где Чичиков заказывает блюдо в трактире).

9. Запишите тезис: Но есть ещё надежда на спасение души Чичикова, как спасся он неожиданно в сцене с Ноздрёвым, когда тот объявил Чичикова подлецом, созвал своих крепостных людей и уже намеревался жестоко расправиться с Чичиковым. Главный герой почувствовал такой страх, что душа его «спряталась в самые пятки», он был «ни жив ни мёртв», «в самом жалком положении, в каком когда-либо находился смертный». Но неожиданно раздаются звуки колокольчика, появляется у дома Ноздрёва тройка, приходит капитан-исправник и спасает Чичикова (выпишите два предложения, где описан этот момент)

10*. Почему Чичиков испытывает большие затруднения при покупке мёртвых душ у Ноздрёва?



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 5 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по  дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Кучер Селифан, человек из народа,  представляет на страницах поэмы правильную жизненную философию, верное чувствование жизни. Правильное понимание правды жизни (правда в добром движении души) звучит в решении кучера Селифана, что Ноздрёв – скверный барин (запишите, как определяет Селифан, что Ноздрёв – скверный барин)

2. Запишите тезис: Живая сила заключена в глубине народа на Руси. Именно в народе с большей силой выражено правильное понимание жизни, способное привести душу человеческую к жизни, а не к смерти (выпишите авторское размышление о народе из последнего абзаца 5 главы)

3. Запишите тезис: Сила, заключённая в народе передана, например, в такой художественной детали: Чичиков, уезжая от Собакевича, подзывает к себе первого попавшегося мужика, чтобы узнать о деревне Плюшкина, и мужик этот несёт ПРЕТОЛСТОЕ БРЕВНО  на плече (выпишите это предложение)

4. Запишите тезис: В миропонимании русского человека что-то устроено как-то особенно: здесь логика и расчёт почему-то отказывают, а спасти может, напротив, несообразность, русский авось (а в этом заключено чувство присутствия Высшего Предопределения, с которым «а вдруг совпадёт» твоё действие – а если не совпадёт, значит не надо – такова Воля Божья) . Так расцепляются вдруг сами по себе, неизвестно отчего сцепившиеся на дороге тройка Чичикова и шестерня губернаторской дочки, и не могут им помочь в этом бестолковые усилия дяди Митяя и дяди Миняя (выпишите часть предложений, где рассказывается, как неожиданно сцепились тройки и часть предложений, где говорится, как кучер Селифан прогнал дядю Митяя и дядю Миняя, и повозки сами собой расцепились - вмешательство Селифана ли сказалось каким-то образом?).

5. Запишите тезис: Жизнь  в душе Чичикова могла пробудиться неожиданно зародившимся в ней тёплым чувством, которое вызвала в нём молоденькая незнакомка из сцепившейся шестёрки с бричкой Чичикова (выпишите предложения, где говорится об обыденных днях (как (!) об этом говорится!) и  чувстве зарождающейся любви в авторском рассуждении)

6. Запишите тезис: Но «осмотрительно-охлаждённый характер» Чичикова приводит его чувство к уродливо-меркантильным рассуждениям, где «молоденькая незнакомка», «видение» превращается в «блондинку», «бабёшку», «дрянь», «чёрт знает что», «очень лакомый кусочек» (приведите часть размышления Чичикова о молоденькой незнакомке, где просматривается переход чувства в чисто меркантильный интерес)

7. Запишите тезис: В образе помещика Собакевича чувствуется мощь, сила. Вся исполинская сила, данная Собакевичу, ушла в тело, в заботу о нём, о комфорте. Растрачена сила «вкривь и вкось», как ступают ноги Собакевича и отдавливают другим ноги (приведите слова, описывающие портрет Собакевича).

8. Запишите тезис: И вот уже читаем мы замечание автора о Собакевиче (когда он совершает сделку с Чичиковым и заламывает баснословную цену мертвым душам): «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами…»

9. Запишите тезис: Неуклюжая мощь облика Собакевича передаётся

  • и облику мебели в его доме (приведите описание мебели)
  • и размеру порций еды, которой угощают в его доме (чем угощает Чичикова Собакевич?)
  • и в деловой хватке Собакевича в продаже мёртвых душ, когда он заламывает за них баснословную стоимость (сколько попросил Собакевич за душу? А за сколько продал?- и то это самая дорогая цена, которую заплатил Чичиков за душу)

9. Запишите тезис: Смотрит на мир и на людей Собакевич с прагматической точки зрения логики, выгоды, не любит ни о ком хорошо отзываться – так и даёт оценки председателю, губернатору, полицеймейстеру (выпишите, что сказал об этих чиновниках Собакевич)

10. Запишите тезис: На картинах в гостиной Собакевича соседствуют сила и уродство в изображении греческих полководцев, как соседствуют сила и уродство в облике самого Собакевича. Герой победы над Наполеоном, Багратион показан на картине худеньким, тощеньким -  он теряется среди толстых ног и неслыханных усов греческих полководцев. В картинах неправильно расставлены акценты, как ошибочно определены приоритеты в жизни самого Собакевича (приведите часть текста, где дано описание картин).

11. Запишите тезис: Что-то отталкивающее мы видим и в облике жены Собакевича.

  • Вспомним, как (!) она подаёт свою ручку Чичикову (приведите слова об этом)
  • Вспомним, как она не двигается во время разговора Чичикова и Собакевича (выпишите это предложение)

12. На страницах этой главы Гоголь играет с читателем загадкой. Догадались ли вы, чьи это были лица, мелькнувшие в окне дома, к которому подъехал Чичиков – одно женское, длинное, как огурец; другое – круглое, широкое, как молдаванские тыквы?

13. Запишите тезис: Примечательна проницательность Собакевича в понимании незаконных последствий заключаемых Чичиковым сделок – он, похоже, угадывает афёру Чичикова (приведите высказывание Собакевича  о непозволительности таких сделок)

14. Запишите тезис: Интересна мысль, не высказанная, а лишь подуманная Чичиковым на это высказывание Собакевича – куда девалось его мастерство изящно вести беседу?!? (приведите эту мысль)

15. Запишите тезис: В 5 главе контрастом к мертвенному облику Собакевича и его жены, где сила уходит в пустое, звучат слова о силище, мастерстве (!) крестьян, мёртвые души которых продаёт Собакевич (приведите слова о мастерстве умерших крестьян)

16. Запишите тезис: Много раз слово «душа» звучит на страницах этой главы в обращениях Собакевича к своей жене, в его рассуждениях и рассуждениях автора - как бы указывая читателю, что важна душа в человеке (приведите 3-4 фразы со словом «душа»)

17. Запишите тезис: На страницах 5 главы продолжает звучать тема Вечности в речевых оборотах «боже!», «чёрт знает что», «чёрт его побери», «как душа требует», «бог знает», «бог с вами», «Эк наградил-то тебя бог!», «других даров бога».

Вопросы и задания к 5 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по  дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Кучер Селифан, человек из народа,  представляет на страницах поэмы правильную жизненную философию, верное чувствование жизни. Правильное понимание правды жизни (правда в добром движении души) звучит в решении кучера Селифана, что Ноздрёв – скверный барин (запишите, как определяет Селифан, что Ноздрёв – скверный барин)

2. Запишите тезис: Живая сила заключена в глубине народа на Руси. Именно в народе с большей силой выражено правильное понимание жизни, способное привести душу человеческую к жизни, а не к смерти (выпишите авторское размышление о народе из последнего абзаца 5 главы)

3. Запишите тезис: Сила, заключённая в народе передана, например, в такой художественной детали: Чичиков, уезжая от Собакевича, подзывает к себе первого попавшегося мужика, чтобы узнать о деревне Плюшкина, и мужик этот несёт ПРЕТОЛСТОЕ БРЕВНО  на плече (выпишите это предложение)

4. Запишите тезис:  В миропонимании русского человека что-то устроено как-то особенно: здесь логика и расчёт почему-то отказывают, а спасти может, напротив, несообразность, русский авось (а в этом заключено чувство присутствия Высшего Предопределения, с которым «а вдруг совпадёт» твоё действие – а если не совпадёт, значит не надо – такова Воля Божья) . Так расцепляются вдруг сами по себе, неизвестно отчего сцепившиеся на дороге тройка Чичикова и шестерня губернаторской дочки, и не могут им помочь в этом бестолковые усилия дяди Митяя и дяди Миняя (выпишите часть предложений, где рассказывается, как неожиданно сцепились тройки и часть предложений, где говорится, как кучер Селифан прогнал дядю Митяя и дядю Миняя, и повозки сами собой расцепились - вмешательство Селифана ли сказалось каким-то образом?).

5. Запишите тезис: Жизнь  в душе Чичикова могла пробудиться неожиданно зародившимся в ней тёплым чувством, которое вызвала в нём молоденькая незнакомка из сцепившейся шестёрки с бричкой Чичикова (выпишите предложения, где говорится об обыденных днях (как (!) об этом говорится!) и  чувстве зарождающейся любви в авторском рассуждении)

6. Запишите тезис: Но «осмотрительно-охлаждённый характер» Чичикова приводит его чувство к уродливо-меркантильным рассуждениям, где «молоденькая незнакомка», «видение» превращается в «блондинку», «бабёшку», «дрянь», «чёрт знает что», «очень лакомый кусочек» (приведите часть размышления Чичикова о молоденькой незнакомке, где просматривается переход чувства в чисто меркантильный интерес)

7. Запишите тезис: В образе помещика Собакевича чувствуется мощь, сила. Вся исполинская сила, данная Собакевичу, ушла в тело, в заботу о нём, о комфорте. Растрачена сила «вкривь и вкось», как ступают ноги Собакевича и отдавливают другим ноги (приведите слова, описывающие портрет Собакевича).

8. Запишите тезис: И вот уже читаем мы замечание автора о Собакевиче (когда он совершает сделку с Чичиковым и заламывает баснословную цену мертвым душам): «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами…»

9. Запишите тезис: Неуклюжая мощь облика Собакевича передаётся

  • и облику мебели в его доме (приведите описание мебели)
  • и размеру порций еды, которой угощают в его доме (чем угощает Чичикова Собакевич?)
  • и в деловой хватке Собакевича в продаже мёртвых душ, когда он заламывает за них баснословную стоимость (сколько попросил Собакевич за душу? А за сколько продал?- и то это самая дорогая цена, которую заплатил Чичиков за душу)

9. Запишите тезис: Смотрит на мир и на людей Собакевич с прагматической точки зрения логики, выгоды, не любит ни о ком хорошо отзываться – так и даёт оценки председателю, губернатору, полицеймейстеру (выпишите, что сказал об этих чиновниках Собакевич)

10. Запишите тезис: На картинах в гостиной Собакевича соседствуют сила и уродство в изображении греческих полководцев, как соседствуют сила и уродство в облике самого Собакевича. Герой победы над Наполеоном, Багратион показан на картине худеньким, тощеньким -  он теряется среди толстых ног и неслыханных усов греческих полководцев. В картинах неправильно расставлены акценты, как ошибочно определены приоритеты в жизни самого Собакевича (приведите часть текста, где дано описание картин).

11. Запишите тезис: Что-то отталкивающее мы видим и в облике жены Собакевича.

  • Вспомним, как (!) она подаёт свою ручку Чичикову (приведите слова об этом)
  • Вспомним, как она не двигается во время разговора Чичикова и Собакевича (выпишите это предложение)

12. На страницах этой главы Гоголь играет с читателем загадкой. Догадались ли вы, чьи это были лица, мелькнувшие в окне дома, к которому подъехал Чичиков – одно женское, длинное, как огурец; другое – круглое, широкое, как молдаванские тыквы?

13. Запишите тезис: Примечательна проницательность Собакевича в понимании незаконных последствий заключаемых Чичиковым сделок – он, похоже, угадывает афёру Чичикова (приведите высказывание Собакевича  о непозволительности таких сделок)

14. Запишите тезис: Интересна мысль, не высказанная, а лишь подуманная Чичиковым на это высказывание Собакевича – куда девалось его мастерство изящно вести беседу?!? (приведите эту мысль)

15. Запишите тезис: В 5 главе контрастом к мертвенному облику Собакевича и его жены, где сила уходит в пустое, звучат слова о силище, мастерстве (!) крестьян, мёртвые души которых продаёт Собакевич (приведите слова о мастерстве умерших крестьян)

16. Запишите тезис: Много раз слово «душа» звучит на страницах этой главы в обращениях Собакевича к своей жене, в его рассуждениях и рассуждениях автора - как бы указывая читателю, что важна душа в человеке (приведите 3-4 фразы со словом «душа»)

17. Запишите тезис: На страницах 5 главы продолжает звучать тема Вечности в речевых оборотах «боже!», «чёрт знает что», «чёрт его побери»,  «как душа требует», «бог знает», «бог с вами», «Эк наградил-то тебя бог!», «других даров бога».



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 6 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В 6 главе перед нами предстаёт жалкий образ помещика Плюшкина:

  • жалок и убог его внешний вид (приведите подтверждение из текста);
  • еда, которой пытается угостить Чичикова Плюшкин, так неприятна, что Чичиков отказывается её пробовать (опишите сухарь кулича и ликёрчик из угощения Плюшкина);
  • омерзительно выглядит Плюшкин, когда он предвкушает поживу за продажу мёртвых душ. «Плюшкин и сам ОЖИДОВЕЛ», - говорит о нём автор (запишите, какие при этом слова говорит автор о его руках);
  • когда-то была у Плюшкина семья, дети. Но жена умерла, а детей он проклял (выпишите слова, где автор  рассказывает, как одинокая жизнь привела Плюшкина к скупости);
  • радость на его «деревянном» лице появляется только при мысли о приумножении богатства (и то не надолго, т.к. его гнетёт мысль о возможных кражах);
  • Плюшкин настолько дрожит над своим богатством, что при появлении внуков он проявил к ним некоторое внимание (запишите, какое именно внимание – в чём оно проявилось), но денег не дал;
  • Плюшкин – владелец тысячи с лишним душ, но люди бегут от него или «умирают как мухи» (выпишите предложение, где говорится о списке умерших крестьян Плюшкина – как показано, что их очень много?);
  • В хозяйстве Плюшкина всё гниёт (выпишите слова, где говорится об этом);
  • Комната Плюшкина поражает своим беспорядком (выпишите некоторые моменты её беспорядка);
  • Церкви в поместье Плюшкина находятся в запустении (выпишите  слова, где об этом рассказывается)

2. Запишите тезис:  И вот со страниц поэмы автор обращается к читателям, восклицая: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» И обращается автор к молодым, чтобы берегли добрые, человеческие движения в душе своей (выпишите это предложение)

3. Запишите тезис: В описании усадьбы Плюшкина представлен печальный вид мёртвой картины, «вымершее место» (выпишите из этого описания слова о его мертвенности). А на воротах висит замок-исполин, как символ запертых навечно живых движений, неспособных появиться в этом месте. Если только чудо сможет оживить эту картину.

4. Запишите тезис: В начале 6 главы автор размышляет о том, как в юности всё отзывается в сердце волнительным изумлением, так спустя годы всё то же ничем не отзываются в равнодушном, охлаждённом сердце. Невозвратно теряются с годами те движения души, и мертвеет душа без этих движений (выпишите слова из второго абзаца главы).

5. Запишите тезис: И вот при внимательном прочтении описания сада Плюшкина, где всё заброшено и темно, вдруг мы видим освещённый солнцем лист клёна, «чудно сиявший в этой густой темноте» (выпишите часть предложения, где об этом говорится – и как (!) говорится!) Иные смыслы просматриваются за описанием сада: возможно спасение  и из тёмной раскрытой пасти ада, готовой поглотить пропащую душу.

6. Запишите тезис: Значит, и в душе Плюшкина почти невозможно доброе движение и спасение души, но всё-таки чудо может произойти. И, действительно, скользнул тёплый луч в душе Плюшкина (правда, тут же и скрылся) при воспоминании о том, что они с председателем в школе были приятелями (выпишите, как в тексте говорится об этом тёплом луче в души Плюшкина).

7. Запишите тезис: И о Чичикове на страницах этой главы мы узнаём, что «сердце у него было сострадательно» (выпишите слова, где говорится о том, что Чичиков мог бы подать милостыню Плюшкину, думая, что он нищий).

8. Запишите тезис: Плюшкин ближе других помещиков находится к замогильной черте – ему уже 70 лет. И тема Вечности с особыми подробностями звучит  на страницах 6 главы поэмы в речевых оборотах героев и автора: «бог знает», «бес, а не человек»,  «побрал бы тебя чёрт», «чёрт знает его»,  «святители вы мои!»,  «против слова-то божия не устоишь», «бес у тебя в ногах, что ли, чешется?», «на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!», «ей-богу», «слава богу».

9. Запишите тезис: Вернувшись от Плюшкина, Чичиков опять заказывает на ужин блюдо, от которого веет чертовщиной (запишите, что заказал на ужин Чичиков). 

А от Петрушки опять попахивает разложением (запишите, как об этом говорится в конце 6 главы?)

10. Запишите тезис: Может быть, мертвеющим душам героев можно как-то помочь? Может быть, нужен «препорядочный толчок»,  чтобы вернуть к жизни мертвеющую душу? И такой «толчок» в буквальном смысле получает Чичиков, когда его бричка въезжает на бревенчатую мостовую (выпишите два предложения, где говорится об этом в 3 абзаце) А чуть позже Чичиков получит ещё более ощутимый толчок в виде разоблачения его афёры с мёртвыми душами.

Вопросы и задания к 6 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В 6 главе перед нами предстаёт жалкий образ помещика Плюшкина:

  • жалок и убог его внешний вид (приведите подтверждение из текста);
  • еда, которой пытается угостить Чичикова Плюшкин, так неприятна, что Чичиков отказывается её пробовать (опишите сухарь кулича и ликёрчик из угощения Плюшкина);
  • омерзительно выглядит Плюшкин, когда он предвкушает поживу за продажу мёртвых душ. «Плюшкин и сам ОЖИДОВЕЛ», - говорит о нём автор (запишите, какие при этом слова говорит автор о его руках);
  • когда-то была у Плюшкина семья, дети. Но жена умерла, а детей он проклял (выпишите слова, где автор  рассказывает, как одинокая жизнь привела Плюшкина к скупости);
  • радость на его «деревянном» лице появляется только при мысли о приумножении богатства (и то не надолго, т.к. его гнетёт мысль о возможных кражах);
  • Плюшкин настолько дрожит над своим богатством, что при появлении внуков он проявил к ним некоторое внимание (запишите, какое именно внимание – в чём оно проявилось), но денег не дал;
  • Плюшкин – владелец тысячи с лишним душ, но люди бегут от него или «умирают как мухи» (выпишите предложение, где говорится о списке умерших крестьян Плюшкина – как показано, что их очень много?);
  • В хозяйстве Плюшкина всё гниёт (выпишите слова, где говорится об этом);
  • Комната Плюшкина поражает своим беспорядком (выпишите некоторые моменты её беспорядка);
  • Церкви в поместье Плюшкина находятся в запустении (выпишите  слова, где об этом рассказывается)

2. Запишите тезис:  И вот со страниц поэмы автор обращается к читателям, восклицая: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» И обращается автор к молодым, чтобы берегли добрые, человеческие движения в душе своей (выпишите это предложение)

3. Запишите тезис: В описании усадьбы Плюшкина представлен печальный вид мёртвой картины, «вымершее место» (выпишите из этого описания слова о его мертвенности). А на воротах висит замок-исполин, как символ запертых навечно живых движений, неспособных появиться в этом месте. Если только чудо сможет оживить эту картину.

4. Запишите тезис: В начале 6 главы автор размышляет о том, как в юности всё отзывается в сердце волнительным изумлением, так спустя годы всё то же ничем не отзываются в равнодушном, охлаждённом сердце. Невозвратно теряются с годами те движения души, и мертвеет душа без этих движений (выпишите слова из второго абзаца главы).

5. Запишите тезис: И вот при внимательном прочтении описания сада Плюшкина, где всё заброшено и темно, вдруг мы видим освещённый солнцем лист клёна, «чудно сиявший в этой густой темноте» (выпишите часть предложения, где об этом говорится – и как (!) говорится!) Иные смыслы просматриваются за описанием сада: возможно спасение  и из тёмной раскрытой пасти ада, готовой поглотить пропащую душу.

6. Запишите тезис: Значит, и в душе Плюшкина почти невозможно доброе движение и спасение души, но всё-таки чудо может произойти. И, действительно, скользнул тёплый луч в душе Плюшкина (правда, тут же и скрылся) при воспоминании о том, что они с председателем в школе были приятелями (выпишите, как в тексте говорится об этом тёплом луче в души Плюшкина).

7. Запишите тезис: И о Чичикове на страницах этой главы мы узнаём, что «сердце у него было сострадательно» (выпишите слова, где говорится о том, что Чичиков мог бы подать милостыню Плюшкину, думая, что он нищий).

8. Запишите тезис: Плюшкин ближе других помещиков находится к замогильной черте – ему уже 70 лет. И тема Вечности с особыми подробностями звучит  на страницах 6 главы поэмы в речевых оборотах героев и автора: «бог знает», «бес, а не человек»,  «побрал бы тебя чёрт», «чёрт знает его»,  «святители вы мои!»,  «против слова-то божия не устоишь», «бес у тебя в ногах, что ли, чешется?», «на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!», «ей-богу», «слава богу».

9. Запишите тезис: Вернувшись от Плюшкина, Чичиков опять заказывает на ужин блюдо, от которого веет чертовщиной (запишите, что заказал на ужин Чичиков). 

А от Петрушки опять попахивает разложением (запишите, как об этом говорится в конце 6 главы?)

10. Запишите тезис: Может быть, мертвеющим душам героев можно как-то помочь? Может быть нужен «препорядочный толчок»,  чтобы вернуть к жизни мертвеющую душу? И такой «толчок» в буквальном смысле получает Чичиков, когда его бричка въезжает на бревенчатую мостовую (выпишите два предложения, где говорится об этом в 3 абзаце) А чуть позже Чичиков получит ещё более ощутимый толчок в виде разоблачения его афёры с мёртвыми душами.



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 7 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В начале 7 главы Н.В.Гоголь открывает читателю свой замысел и говорит о назначении поэмы «Мёртвые души», признаётся, что дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и ЧЕГО НЕ ЗРЯТ РАВНОДУШНЫЕ ОЧИ, - всю СТРАШНУЮ, потрясающую тину мелочей, ОПУТАВШИХ нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша ЗЕМНАЯ, подчас горькая и скучная ДОРОГА».

2. Запишите тезис: Ошибочно утверждение, что автор высмеивает своих героев, их недостатки. Героев своей поэмы автор любит и сострадает им, так как видит, в какую страшную пропасть они падут после смерти, какие страшные муки ожидают их души при таком понимании жизни. Поэма «Мёртвые души» - это попытка предостеречь людей от ошибочного понимания жизни. На страницах 7 главы автор называет своих героев «лелеянные создания», «мои странные герои», и в этих словах звучат любовь и сострадание (выпишите 1 предложение из 3 абзаца 7 главы)

3. Запишите тезис:  Н.В.Гоголь на примере своих героев показывает, как может спасти свою душу человек. И вот вдруг в душе прагматичного Чичикова появляется доброе движение души при чтении списков купленных мёртвых душ; сочувствие и сострадание звучат в размышлениях Чичикова. Какая-то душевная теплота разливается и по сердцу читателя, вчитывающегося в строки поэмы: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своём? как перебивались?», «Какою смертью тебя прибрало?», «Взмостился ли ты для большего прибытку под церковный купол, а может быть, и на крест потащился и, поскользнувшись, оттуда… шлёпнулся оземь, и только какой-нибудь стоявший возле тебя дядя Михей, почесав рукою в затылке, примолвил: «Эх, Ваня, угораздило тебя!» - а сам, подвязавшись верёвкой, полез на твоё место»;

«Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью! А вы что, мои голубчики?»;

«Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

4. Запишите тезис: Простой народ в размышлениях Чичикова предстаёт умелым, с богатырской силой. Не мёртвые, а живые лица проходят перед нашим взором (приведите два-три примера, где говорится о мастерстве и силе простых людей).

5. Запишите тезис: Контрастно, ненатурально рядом с этим чувством Чичикова выглядит ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ неожиданно встретившегося Манилова (он не хитрит, а просто не умеет чувствовать глубоко):

  • странно выглядят их поцелуи при встрече (выпишите предложение об этих поцелуях)
  • странно, должно быть, звучит и комплимент, сказанный Маниловым Чичикову (запишите, что говорит об этом автор)
  • комично и ненатурально выглядит беспокойство Манилова о том, чтобы Чичиков не «зашибил свои ножки» (перескажите, как Манилов и Чичиков поднимались по лестницам)

6. Запишите тезис: У Чичикова уже практически всё готово для оформления сделки, после которой он становится владельцем четырёхсот мертвых душ – в этом звучит что-то зловеще-дьявольское.

  • Обратим внимание, какую деталь указывает нам автор: перед чтением списка от радости удачной сделки Чичиков совершает два скачка по образцу козла (а это в облике Чичикова повторяется от облика чёрта) (выпишите из 5 абзаца 7 главы  часть предложения, где говорится об этих прыжках Чичикова)
  • Расцветка фрака Чичикова намекает на фрак дьявола (выпишите из середины последнего абзаца 7 главы предложение о фраке Чичикова, который чистит Петрушка)

7. Запишите тезис: В этой главе автор показывает нам, что возможно спасение души для героев поэмы. Что-то душевно-тёплое и печальное просыпается и в душе Собакевича, когда он в разговоре с председателем задумался о своей жизни: «Вот хоть и моя жизнь, что за жизнь? так как-то себе…». Тоска слышится в его словах, и грустно становится от признания Собакевича, и уже «другим светом» освещается его лицо: может пробудиться к добру и душа Собакевича.

8. Запишите тезис: Печальная и сердечная нотка звучит и в словах председателя о Плюшкине: «Он ещё до сих пор ПРОЗЯБАЕТ на свете. Вот СУДЬБА, ведь какой умнейший, богатейший человек! А ТЕПЕРЬ…»

9. Запишите тезис: Для оформления сделки Чичиков и Манилов приходят в госучреждение. Здесь всё проникнуто атмосферой напускной важности и невнимания к посетителям, если только они не значительные лица. Немаловажны детали в описании государственной конторы, на которые обращает наше внимание автор:

  • Грязно (выпишите предложение, где говорится об этом) – это может быть и отражением грязи в  душах чиновников
  • Шум от работы пишущих перьев – кажущаяся видимость очень важной работы (выпишите предложение, где говорится о шуме перьев)
  • Внимания посетителям чиновники не оказывают или оказывают небрежно (приведите предложения, где чиновники, вместо ответа на вопрос о расположении нужного лица, лишь тыкают пальцем в ту сторону – причём первый ответ оказался ошибочным)
  • мы видим, как один из чиновников берёт взятку (выпишите предложение о том, как Иван Антонович взял взятку у Чичикова)
  • автор подчёркивает напускную значительность в положении председателя (выпишите часть предложения, где появляется председатель)

10. Запишите тезис: Здесь же мы знакомимся и с другим государственным лицом – полицмейстером. Автор показывает нам, что и он не выполняет своего прямого назначения охранять порядок, а работает по другим принципам. С иронией говорит о нём автор: «Должность свою постигнул в совершенстве» (укажите в чём состояло это «совершенство»).

11. Запишите тезис: Тема Вечности продолжает звучать в речевых оборотах героев и автора: «святой ужас», «гром других речей…», «отдал душу богу», «даром бременят землю», «грех с моей стороны», «чудотворец», «о счастии и блаженстве двух душ», «бог их ведает».

Вопросы и задания к 7 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В начале 7 главы Н.В.Гоголь открывает читателю свой замысел и говорит о назначении поэмы «Мёртвые души», признаётся, что дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и ЧЕГО НЕ ЗРЯТ РАВНОДУШНЫЕ ОЧИ, - всю СТРАШНУЮ, потрясающую тину мелочей, ОПУТАВШИХ нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша ЗЕМНАЯ, подчас горькая и скучная ДОРОГА».

2. Запишите тезис: Ошибочно утверждение, что автор высмеивает своих героев, их недостатки. Героев своей поэмы автор любит и сострадает им, так как видит, в какую страшную пропасть они падут после смерти, какие страшные муки ожидают их души при таком понимании жизни. Поэма «Мёртвые души» - это попытка предостеречь людей от ошибочного понимания жизни. На страницах 7 главы автор называет своих героев «лелеянные создания», «мои странные герои», и в этих словах звучат любовь и сострадание (выпишите 1 предложение из 3 абзаца 7 главы)

3. Запишите тезис:  Н.В.Гоголь на примере своих героев показывает, как может спасти свою душу человек. И вот вдруг в душе прагматичного Чичикова появляется доброе движение души при чтении списков купленных мёртвых душ; сочувствие и сострадание звучат в размышлениях Чичикова. Какая-то душевная теплота разливается и по сердцу читателя, вчитывающегося в строки поэмы: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своём? как перебивались?», «Какою смертью тебя прибрало?», «Взмостился ли ты для большего прибытку под церковный купол, а может быть, и на крест потащился и, поскользнувшись, оттуда… шлёпнулся оземь, и только какой-нибудь стоявший возле тебя дядя Михей, почесав рукою в затылке, примолвил: «Эх, Ваня, угораздило тебя!» - а сам, подвязавшись верёвкой, полез на твоё место»;

«Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью! А вы что, мои голубчики?»;

«Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

4. Запишите тезис: Простой народ в размышлениях Чичикова предстаёт умелым, с богатырской силой. Не мёртвые, а живые лица проходят перед нашим взором (приведите два-три примера, где говорится о мастерстве и силе простых людей).

5. Запишите тезис: Контрастно, ненатурально рядом с этим чувством Чичикова выглядит ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ неожиданно встретившегося Манилова (он не хитрит, а просто не умеет чувствовать глубоко):

  • странно выглядят их поцелуи при встрече (выпишите предложение об этих поцелуях)
  • странно, должно быть, звучит и комплимент, сказанный Маниловым Чичикову (запишите, что говорит об этом автор)
  • комично и ненатурально выглядит беспокойство Манилова о том, чтобы Чичиков не «зашибил свои ножки» (перескажите, как Манилов и Чичиков поднимались по лестницам)

6. Запишите тезис: У Чичикова уже практически всё готово для оформления сделки, после которой он становится владельцем четырёхсот мертвых душ – в этом звучит что-то зловеще-дьявольское.

  • Обратим внимание, какую деталь указывает нам автор: перед чтением списка от радости удачной сделки Чичиков совершает два скачка по образцу козла (а это в облике Чичикова повторяется от облика чёрта) (выпишите из 5 абзаца 7 главы  часть предложения, где говорится об этих прыжках Чичикова)
  • Расцветка фрака Чичикова намекает на фрак дьявола (выпишите из середины последнего абзаца 7 главы предложение о фраке Чичикова, который чистит Петрушка)

7. Запишите тезис: В этой главе автор показывает нам, что возможно спасение души для героев поэмы. Что-то душевно-тёплое и печальное просыпается и в душе Собакевича, когда он в разговоре с председателем задумался о своей жизни: «Вот хоть и моя жизнь, что за жизнь? так как-то себе…». Тоска слышится в его словах, и грустно становится от признания Собакевича, и уже «другим светом» освещается его лицо: может пробудиться к добру и душа Собакевича.

8. Запишите тезис: Печальная и сердечная нотка звучит и в словах председателя о Плюшкине: «Он ещё до сих пор ПРОЗЯБАЕТ на свете. Вот СУДЬБА, ведь какой умнейший, богатейший человек! А ТЕПЕРЬ…»

9. Запишите тезис: Для оформления сделки Чичиков и Манилов приходят в госучреждение. Здесь всё проникнуто атмосферой напускной важности и невнимания к посетителям, если только они не значительные лица. Немаловажны детали в описании государственной конторы, на которые обращает наше внимание автор:

  • Грязно (выпишите предложение, где говорится об этом) – это может быть и отражением грязи в  душах чиновников
  • Шум от работы пишущих перьев – кажущаяся видимость очень важной работы (выпишите предложение, где говорится о шуме перьев)
  • Внимания посетителям чиновники не оказывают или оказывают небрежно (приведите предложения, где чиновники, вместо ответа на вопрос о расположении нужного лица, лишь тыкают пальцем в ту сторону – причём первый ответ оказался ошибочным)
  • мы видим, как один из чиновников берёт взятку (выпишите предложение о том, как Иван Антонович взял взятку у Чичикова)
  • автор подчёркивает напускную значительность в положении председателя (выпишите часть предложения, где появляется председатель)

10. Запишите тезис: Здесь же мы знакомимся и с другим государственным лицом – полицмейстером. Автор показывает нам, что и он не выполняет своего прямого назначения охранять порядок, а работает по другим принципам. С иронией говорит о нём автор: «Должность свою постигнул в совершенстве» (укажите в чём состояло это «совершенство»).

11. Запишите тезис: Тема Вечности продолжает звучать в речевых оборотах героев и автора: «святой ужас», «гром других речей…», «отдал душу богу» , «даром бременят землю», «грех с моей стороны», «чудотворец», «о счастии и блаженстве двух душ», «бог их ведает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Здесь представлен текст контрольной работы по поэме Гоголя "Мёртвые души" для 9 класса общеобразовательной школы. В работе представлены как тестовые задания, так и задания на восприятие и осмысление т...

Самостоятельная работа по поэме "Мертвые души"

Самостоятельная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" в двух вариантах....

Контрольная работа по поэме Гоголя "Мертвые души"

2 варианта работы, среди вопросов как тестовые, так и требующие развернутого ответа...

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 1-3

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 8-11

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

Разработка сценария урока по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления с применением технологических карт для учащихся (9 класс)...

Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Д...