Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 8-11
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 8 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: На страницах 8 главы мы знакомимся ближе с жителями города N

  • многие «не без образования» (укажите, в чём проявляется образование, например, председателя палаты или почтмейстера)
  • «вообще они народ добрый, полный гостеприимства» (как автор объясняет причину – почему задержался Чичиков в этом городе? – запишите)
  • Дамы в нравах строги, особенно в создании видимости строгой нравственности (запишите, как об этом говорит автор)
  • В словах и выражениях дам на русском языке соблюдается приличие, но бывает иначе, когда они говорят по-французски (запишите, что об этом говорит автор)
  • Дамы большое внимание уделяют нарядам (приведите примеры из текста)

2. Запишите тезис: Покупки Чичикова сделались предметом разговоров в городе, Чичиков стал известен, и жители города N так полюбили Чичикова, что никак не хотели отпускать из города. И вот Чичиков приглашён на бал, и перед этим даже получает любовное признание от таинственной незнакомки. В этом письме много красивых фраз, но нет чувства –  лишь попытка его изображения

  • много витиевато-красивых фраз (приведите примеры);
  • искусственность слов, взятых из других источников, выдаёт смешение стилей в письме: сентиментальных фраз и официально-делового заявления в последнем предложении (приведите примеры);

3. Запишите тезис: Собственная успешность так увлекла Чичикова, что он забыл даже, что дело по покупке мёртвых душ выполнено и надо бы поскорее уезжать - а Чичиков тщательно готовится к балу. Автор показывает эту подготовку во всех подробностях, подчёркивая, как важны для героя вопросы незначительные и суетные:

  • внешний вид, туалет Чичикова (запишите, как об этом говорит автор);
  • изображение различных выражений лица в зеркале (запишите, как об этом говорит автор);
  • Чичиков настолько доволен собой, чувствует такую лёгкость, что во время одевания «сделал антраша» (прыжок в балетных танцах, при котором танцующий ударяет несколько раз ногой об ногу). Комичность этой ситуации автор подчёркивает и «маленьким невинным следствием» (укажите, каким именно «следствием»)

4. Запишите тезис: В тексте 8 главы почти отсутствуют речевые обороты, напоминающие о звучании темы Вечности – это изображение того, как люди в повседневной суете земной жизни забывают о жизни вечной для души – так закружили Чичикова с первых минут его появления на балу, ни одной спокойной минутки у него не было, чтобы осмотреться или подумать (запишите, как рассказывается в поэме о первых минутах появления Чичикова на балу).

5. Запишите тезис: 8 глава построена на противопоставлении, контрасте: если перед балом Чичиков чувствует необыкновенную лёгкость, то после бала на душе его неспокойно, неприятно, смутно, «какая-то тягостная пустыня», «как будто прекрасно вычищенным сапогом ступил в грязную, вонючую лужу» - автор показывает нам: как грязная, вонючая лужа излучает неприятный запах, так и душа человека, выбравшего ложные ориентиры на жизненном пути, исходит неприятным запахом (только этого многие не видят)

6. Запишите тезис: Как какое-то наваждение, накрывает Чичикова увлечение губернаторской дочкой, и совершает он на балу ошибку за ошибкой, показывается он «бог знает в каком виде» (как «бог знает в каком виде» покажется душа человеческая, оставившая тело после смерти). Что происходит на балу?

  • Чичиков забыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке;
  • Был неучтив с дамами, никого не замечая, кроме губернаторской дочки;
  • Ошибки в висте (запишите, какие ошибки вышли у Чичикова)
  • Конфуз во время котильона (запишите, что произошло)

7. Запишите тезис: И нет уже любви к Чичикову (ведь любовь эта была только внешняя, показная), все обсуждают его покупки мёртвых душ, на грани срыва находится его финансовая афёра, но, может быть, это потрясение поможет ему по-иному посмотреть на жизнь свою и сможет ещё спастись его душа – эта мысль зашифорована в образах едва теплящейся свечки рядом с Чичиковым и в образе тёмной ночи, как символах двух пределов, между которыми окажется душа после смерти (выпишите соответствующую часть первого предложения последнего абзаца 8 главы).

Вопросы и задания к 8 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: На страницах 8 главы мы знакомимся ближе с жителями города N

  • многие «не без образования» (укажите, в чём проявляется образование, например, председателя палаты или почтмейстера)
  • «вообще они народ добрый, полный гостеприимства» (как автор объясняет причину – почему задержался Чичиков в этом городе? – запишите)
  • Дамы в нравах строги, особенно в создании видимости строгой нравственности (запишите, как об этом говорит автор)
  • В словах и выражениях дам на русском языке соблюдается приличие, но бывает иначе, когда они говорят по-французски (запишите, что об этом говорит автор)
  • Дамы большое внимание уделяют нарядам (приведите примеры из текста)

2. Запишите тезис: Покупки Чичикова сделались предметом разговоров в городе, Чичиков стал известен, и жители города N так полюбили Чичикова, что никак не хотели отпускать из города. И вот Чичиков приглашён на бал, и перед этим даже получает любовное признание от таинственной незнакомки. В этом письме много красивых фраз, но нет чувства –  лишь попытка его изображения

  • много витиевато-красивых фраз (приведите примеры);
  • искусственность слов, взятых из других источников, выдаёт смешение стилей в письме: сентиментальных фраз и официально-делового заявления в последнем предложении (приведите примеры);

3. Запишите тезис: Собственная успешность так увлекла Чичикова, что он забыл даже, что дело по покупке мёртвых душ выполнено и надо бы поскорее уезжать - а Чичиков тщательно готовится к балу. Автор показывает эту подготовку во всех подробностях, подчёркивая, как важны для героя вопросы незначительные и суетные:

  • внешний вид, туалет Чичикова (запишите, как об этом говорит автор);
  • изображение различных выражений лица в зеркале (запишите, как об этом говорит автор);
  • Чичиков настолько доволен собой, чувствует такую лёгкость, что во время одевания «сделал антраша» (прыжок в балетных танцах, при котором танцующий ударяет несколько раз ногой об ногу). Комичность этой ситуации автор подчёркивает и «маленьким невинным следствием» (укажите, каким именно «следствием»)

4. Запишите тезис: В тексте 8 главы почти отсутствуют речевые обороты, напоминающие о звучании темы Вечности – это изображение того, как люди в повседневной суете земной жизни забывают о жизни вечной для души – так закружили Чичикова с первых минут его появления на балу, ни одной спокойной минутки у него не было, чтобы осмотреться или подумать (запишите, как рассказывается в поэме о первых минутах появления Чичикова на балу).

5. Запишите тезис: 8 глава построена на противопоставлении, контрасте: если перед балом Чичиков чувствует необыкновенную лёгкость, то после бала на душе его неспокойно, неприятно, смутно, «какая-то тягостная пустыня», «как будто прекрасно вычищенным сапогом ступил в грязную, вонючую лужу» - автор показывает нам: как грязная, вонючая лужа излучает неприятный запах, так и душа человека, выбравшего ложные ориентиры на жизненном пути, исходит неприятным запахом (только этого многие не видят)

6. Запишите тезис: Как какое-то наваждение, накрывает Чичикова увлечение губернаторской дочкой, и совершает он на балу ошибку за ошибкой, показывается он «бог знает в каком виде» (как «бог знает в каком виде» покажется душа человеческая, оставившая тело после смерти). Что происходит на балу?

  • Чичиков забыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке;
  • Был неучтив с дамами, никого не замечая, кроме губернаторской дочки;
  • Ошибки в висте (запишите, какие ошибки вышли у Чичикова)
  • Конфуз во время котильона (запишите, что произошло)

7. Запишите тезис: И нет уже любви к Чичикову (ведь любовь эта была только внешняя, показная), все обсуждают его покупки мёртвых душ, на грани срыва находится его финансовая афёра, но, может быть, это потрясение поможет ему по-иному посмотреть на жизнь свою и сможет ещё спастись его душа – эта мысль зашифорована в образах едва теплящейся свечки рядом с Чичиковым и в образе тёмной ночи, как символах двух пределов, между которыми окажется душа после смерти (выпишите соответствующую часть первого предложения последнего абзаца 8 главы).



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 9 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В любезности приятной дамы может вовсе и не быть доброжелательности (это может быть лишь ИЗОБРАЖЕНИЕ доброжелательности) (выпишите предложение, где автор говорит о том, что прокрадывается сквозь любезность и что может торчать в каждом приятном слове)

2. Запишите тезис: В беседе двух дам мы видим, сколько усилий, времени, интереса и денег посвящены вопросам мелочным и суетным, если окинуть человеческую жизнь в масштабах Вечности. О скольких тонкостях в дамских нарядах мы узнали из беседы приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях (выпишите названия тонкостей дамских нарядов из разговора двух дам)

3. Запишите тезис: Наряды так увлекают дам, что в разговоре о них приятная дама чуть не забыла о важной новости, с которой так мчалась она к приятной во всех отношениях даме, и лишь случайно она вспоминает о своём «деле» (приведите тот фрагмент диалога, где приятная дама вспомнила о своём «деле»- каким комментарием это сопровождает автор)

4. На что намекают нам повторы в словах приятной во всех отношениях дамы о Чичикове: «он негодный человек, негодный, негодный, негодный»; «он совсем не хорош, совсем не хорош, и нос у него… самый неприятный нос» ?

5. Запишите тезис: В описании внешности прокурора наше внимание привлекают слова, подчёркивающие мертвенность его облика (приведите эти слова)

6. Запишите тезис: Дамы напустили такого «тумана» в историю Чичикова, что «мёртвые души, губернаторская дочка и Чичиков сбились и смешались в головах» жителей города N (запишите, что решили в конце концов о Чичикове женщины города N, а что решили мужчины)

7. Запишите тезис: А тема Вечности продолжает звучать с новыми подробностями в речевых оборотах героев и автора: «ради всего святого», «ради бога», «боже мой!», «это просто чёрт побери!», «бог знает что», «все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было», «в том властен бог».

Вопросы и задания к 9 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В любезности приятной дамы может вовсе и не быть доброжелательности (это может быть лишь ИЗОБРАЖЕНИЕ доброжелательности) (выпишите предложение, где автор говорит о том, что прокрадывается сквозь любезность и что может торчать в каждом приятном слове)

2. Запишите тезис: В беседе двух дам мы видим, сколько усилий, времени, интереса и денег посвящены вопросам мелочным и суетным, если окинуть человеческую жизнь в масштабах Вечности. О скольких тонкостях в дамских нарядах мы узнали из беседы приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях (выпишите названия тонкостей дамских нарядов из разговора двух дам)

3. Запишите тезис: Наряды так увлекают дам, что в разговоре о них приятная дама чуть не забыла о важной новости, с которой так мчалась она к приятной во всех отношениях даме, и лишь случайно она вспоминает о своём «деле» (приведите тот фрагмент диалога, где приятная дама вспомнила о своём «деле»- каким комментарием это сопровождает автор)

4. На что намекают нам повторы в словах приятной во всех отношениях дамы о Чичикове: «он негодный человек, негодный, негодный, негодный»; «он совсем не хорош, совсем не хорош, и нос у него… самый неприятный нос» ?

5. Запишите тезис: В описании внешности прокурора наше внимание привлекают слова, подчёркивающие мертвенность его облика (приведите эти слова)

6. Запишите тезис: Дамы напустили такого «тумана» в историю Чичикова, что «мёртвые души, губернаторская дочка и Чичиков сбились и смешались в головах» жителей города N (запишите, что решили в конце концов о Чичикове женщины города N, а что решили мужчины)

7. Запишите тезис: А тема Вечности продолжает звучать с новыми подробностями в речевых оборотах героев и автора: «ради всего святого», «ради бога», «боже мой!», «это просто чёрт побери!», «бог знает что», «все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было», «в том властен бог».



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 10 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: По городу N ходят слухи о том, что Чичиков скупает мёртвые души, хочет увезти губернаторскую дочку. Жители  города рассуждают, кто же он такой – Чичиков: делатель ли фальшивых государственных ассигнаций? Наполеон? переодетый разбойник? капитан Копейкин? или антихрист? В этих рассуждениях из уст почтмейстера мы узнаём историю капитана Копейкина. Оказывается, что к защитнику Отечества, потерявшему в войне руку и ногу, но одержавшему победу в войне с наполеоновской армией, чиновники не проявляют никакого участия, понимания (приведите примеры невнимания чиновников)

2. Запишите тезис: История о капитане Копейкине построена на контрасте, противопоставлении, чтобы подчеркнуть всю бесчеловечность сложившейся ситуации

  • бедность капитана и богатое убранство квартиры вельможи (приведите пример из текста);
  • скромное положение капитана Копейкина в приёмной и важность швейцара вельможи (приведите слова из текста);
  • капитан Копейкин на одной ноге давно стоит, ожидая в приёмной, – а вельможа только поднимается с постели (приведите слова из текста);
  • капитан Копейкин голодает – а в ресторане повар-француз (!), пышущий чистотой и здоровьем, котлетки готовит (приведите слова из текста);

3. Запишите тезис: В приёмную вельможи капитан Копейкин приходит не только за пенсией, но и за пониманием, но не находит их: выдворили капитана Копейкина из столицы ни с чем. Где же ему – инвалиду Отечественной войны было искать правды? Вот он и становится атаманом разбойников. Вся история капитана Копейкина говорит, кричит о том, что нет более важного государственного дела, чем внимание к защитнику Отечества, инвалиду, пострадавшему за победу в войне.

4. Запишите тезис: Близость великой войны и великих событий ещё более усиливает пародийность происходящего в городе N. Жители города решают, что Чичиков – Наполеон, бежавший с острова Св.Елены. Это сравнение не случайно. Автор акцентирует наше внимание на жизненной философии Наполеона с его честолюбием, где нет места добрым движениям души, но важны амбиции. Честолюбие и амбиции движут и Чичиковым в его жизни – такая цель ведёт к погибели души.

     И вот уже ведётся речь об антихристе, апокалиптических цифрах (здесь веет уже мыслью о погибели человечества) (выпишите слова об этом из рассуждений чиновников)

5. Запишите тезис: Все эти толки приводят к смерти прокурора, и оказывается, что в мёртвом прокуроре есть душа, что было незаметно при его жизни: это был какой-то манекен, кукла с заводным механизмом, моргающая одним глазом. И совсем по-иному, в ином масштабе осмысливается жизнь его: «Зачем он умер?», «Зачем он жил?» (выпишите слова о том, что у прокурора была душа).

6. Запишите тезис: Люди запутались в этой жизни: малозначительное считают очень важным, важного не замечают. В авторском отступлении Н.В.Гоголь жизненный путь сравнивает с дорогой, где  правильное понимание жизни названо дорогой, освещённой солнцем, но которую не видят люди, а упорно в глухой темноте заблуждаются, сбиваясь с пути (выпишите пять предложений авторского отступления).

7. Запишите тезис: Предостерегающим фоном звучит тема Вечности в речевых оборотах героев и самого автора: «бог знает», «всякий будет святой»,  «можно ли … устоять против чёрта», «чёрт знает что такое!», «чёрт его знает», «чёртовство такое», «чёрт возьми»,  «эдаким чёртом», «привязался сбоку неотвязчивый чёрт», «полетел так, … что и чёрт тебя не отыщет», «души уж нет», «раба божия», «канули в реку забвения… эдакую Лету» (Лета – река протекающая на границе царства живых и царства мёртвых), «бог знает», «не верит в бога», «к чёрту», «бог знает как», «чёрт меня знает», «ей-богу», «бог весть».

Вопросы и задания к 10 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: По городу N ходят слухи о том, что Чичиков скупает мёртвые души, хочет увезти губернаторскую дочку. Жители  города рассуждают, кто же он такой – Чичиков: делатель ли фальшивых государственных ассигнаций? Наполеон? переодетый разбойник? капитан Копейкин? или антихрист? В этих рассуждениях из уст почтмейстера мы узнаём историю капитана Копейкина. Оказывается, что к защитнику Отечества, потерявшему в войне руку и ногу, но одержавшему победу в войне с наполеоновской армией, чиновники не проявляют никакого участия, понимания (приведите примеры невнимания чиновников)

2. Запишите тезис: История о капитане Копейкине построена на контрасте, противопоставлении, чтобы подчеркнуть всю бесчеловечность сложившейся ситуации

  • бедность капитана и богатое убранство квартиры вельможи (приведите пример из текста);
  • скромное положение капитана Копейкина в приёмной и важность швейцара вельможи (приведите слова из текста);
  • капитан Копейкин на одной ноге давно стоит, ожидая в приёмной, – а вельможа только поднимается с постели (приведите слова из текста);
  • капитан Копейкин голодает – а в ресторане повар-француз (!), пышущий чистотой и здоровьем, котлетки готовит (приведите слова из текста);

3. Запишите тезис: В приёмную вельможи капитан Копейкин приходит не только за пенсией, но и за пониманием, но не находит их: выдворили капитана Копейкина из столицы ни с чем. Где же ему – инвалиду Отечественной войны было искать правды? Вот он и становится атаманом разбойников. Вся история капитана Копейкина говорит, кричит о том, что нет более важного государственного дела, чем внимание к защитнику Отечества, инвалиду, пострадавшему за победу в войне.

4. Запишите тезис: Близость великой войны и великих событий ещё более усиливает пародийность происходящего в городе N. Жители города решают, что Чичиков – Наполеон, бежавший с острова Св.Елены. Это сравнение не случайно. Автор акцентирует наше внимание на жизненной философии Наполеона с его честолюбием, где нет места добрым движениям души, но важны амбиции. Честолюбие и амбиции движут и Чичиковым в его жизни – такая цель ведёт к погибели души.

     И вот уже ведётся речь об антихристе, апокалиптических цифрах (здесь веет уже мыслью о погибели человечества) (выпишите слова об этом из рассуждений чиновников)

5. Запишите тезис: Все эти толки приводят к смерти прокурора, и оказывается, что в мёртвом прокуроре есть душа, что было незаметно при его жизни: это был какой-то манекен, кукла с заводным механизмом, моргающая одним глазом. И совсем по-иному, в ином масштабе осмысливается жизнь его: «Зачем он умер?», «Зачем он жил?» (выпишите слова о том, что у прокурора была душа).

6. Запишите тезис: Люди запутались в этой жизни: малозначительное считают очень важным, важного не замечают. В авторском отступлении Н.В.Гоголь жизненный путь сравнивает с дорогой, где  правильное понимание жизни названо дорогой, освещённой солнцем, но которую не видят люди, а упорно в глухой темноте заблуждаются, сбиваясь с пути (выпишите пять предложений авторского отступления).

7. Запишите тезис: Предостерегающим фоном звучит тема Вечности в речевых оборотах героев и самого автора: «бог знает», «всякий будет святой»,  «можно ли … устоять против чёрта», «чёрт знает что такое!», «чёрт его знает», «чёртовство такое», «чёрт возьми»,  «эдаким чёртом», «привязался сбоку неотвязчивый чёрт», «полетел так, … что и чёрт тебя не отыщет», «души уж нет», «раба божия», «канули в реку забвения… эдакую Лету» (Лета – река протекающая на границе царства живых и царства мёртвых), «бог знает», «не верит в бога», «к чёрту», «бог знает как», «чёрт меня знает», «ей-богу», «бог весть».



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 11 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Движение Чичикова в поэме завершается движением не к  будущему, а к прошлому, к детству его, к началу. Начав с конца, он движется к своим истокам, как бы подбирая по дороге то, что растерял в юности. Уезжая из города N, убаюканный покачиванием брички, вспоминает Чичиков своё детство. Сострадание звучит в словах автора, рассказывающего историю Чичикова, сочувствие к нему пробуждается и в нас, читателях, когда мы узнаём, что с самого детства окружали его равнодушные, бесчувственные люди:

  • отец всегда был суров (приведите два подтверждения из текста);
  • суровый учитель в классе, ценящий только смирное поведение учеников (приведите подтверждение из текста);
  • первый начальник на службе был «каменно-бесчувствен» и «непотрясаем» (приведите подтверждение из текста);

2. Запишите тезис: Глубоко заронилось в душу Чичикова наставление отца: «береги и копи копейку… Всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой». И, поставив ценность копейки превыше всех других богатств в жизни, Чичиков совершает один некрасивый поступок за другим:

  • «практическим умом» зарабатывает на непрактичности товарищей (приведите случай из текста)
  • не проявляет участия в судьбе учителя, так любящего его в школе (напишите, в чём  состояло это равнодушие к учителю);
  • некрасиво обошёлся с начальником и его дочкой (напишите, в чём именно состояла эта история);
  • обманывал государство и брал взятки, с приятной любезностью морочил голову посетителям (приведите пример, опираясь на текст);
  • умилостивил нового требовательного и справедливого начальника, сочинив историю своего несуществующего семейства (запишите, как именно об этом сказано в тексте поэмы);

3. Запишите тезис: В 11 главе в облике Чичикова то видится надежда на спасение его души: новую финансовую махинацию он начинает, «перекрестясь по русскому обычаю»; то мелькает что-то дьявольское: с тех пор, как Чичиков материально окреп, он в одежде держится «более коричневых и красноватых цветов с искрою».

4. Запишите тезис: В сознании Чичикова настолько исказились понятия о ценностях, что считает себя благопристойным человеком, в душе сохраняя чистоту. Но что подразумевает он под «чистотой»? (приведите объяснение из текста).

5. Запишите тезис: В России всё происходит как-то не так, как в других странах. Логика и расчёт здесь отказывают, а несообразность может спасти. Не получается у Чичикова плутовать в согласии с логикой и расчётом, разбиваются о реальность все его продуманные до мелочей планы обогащения. Но Чичиков не падает духом, не сдаётся, он в который раз начинает с нуля, собрав свою волю в комок. Эти героические усилия Чичикова выдают в нём в некотором роде героя, хотя героизм Чичикова комичен – он преследует ничтожные цели.

6. Запишите тезис: В рассказе о крахе афёры Чичикова на таможне прочитываются между строк иные смыслы о всей человеческой жизни: «…Всё это разрешилось вдруг как гром над головами их. Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали» (напишите, какие смыслы можно здесь увидеть).

7. Запишите тезис: И как грозное напоминание о конечности земной жизни перерезает дорогу Чичикову на выезде из города траурная процессия.

8. Запишите тезис: В 11 главе автор окидывает взором всю Русь, показывая нам версты, колодцы, деревни с самоварами… (продолжите ряд картин русской жизни) 

9. Запишите тезис: Среди неказистых героев повести автор показывает нам, что нужно внимательно присмотреться и увидеть, какие силы заключены в русском духе, в простых русских людях. Сам простор земли русской, часто бедной и неприютной, воспитывает в людях ощущение присутствия чего-то необыкновенного, чудного, необъяснимого и страшного, манящего куда-то вдаль и ввысь. Это чувство слышится в песне ямщика,  в высоком небе над головою (выпишите из последних двух абзацев 11 главы строки о просторе, раздолье, свободе и чудном движении к чему-то прекрасному и неведомому).

10. Запишите тезис: А тема Вечности всё звучит фоном в речевых оборотах героев и автора: «не приведи бог», «страшный суд», «при смерти на одре привёл бог заплакать», «на лице… чёрт приходил по ночам молотить горох», «чёртов сын!», «чёрт бы побрал»,

«бог ведает», «был чёрт, а не человек», «не устоял против соблазна», «роптал на весь свет», «громада бедствий обрушилась ему на голову», «быстро всё превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», «бесконечный рай своей души», «божьим чудом».

11. Запишите идею 1-го тома поэмы: Автор предостерегает людей: страшные мучения ожидают после смерти души, наполненные «неподвижным холодом … и бесплодной пустыней сердца». Главное в жизни человека – спасение души, которое возможно при ощущении человеком высокого Замысла, при душевной доброте и искреннем восхищении этим миром. Неизведанные и огромные силы такого понимания жизни таятся в исконном миропонимании русского народа.

Вопросы и задания к 11 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Движение Чичикова в поэме завершается движением не к  будущему, а к прошлому, к детству его, к началу. Начав с конца, он движется к своим истокам, как бы подбирая по дороге то, что растерял в юности. Уезжая из города N, убаюканный покачиванием брички, вспоминает Чичиков своё детство. Сострадание звучит в словах автора, рассказывающего историю Чичикова, сочувствие к нему пробуждается и в нас, читателях, когда мы узнаём, что с самого детства окружали его равнодушные, бесчувственные люди:

  • отец всегда был суров (приведите два подтверждения из текста);
  • суровый учитель в классе, ценящий только смирное поведение учеников (приведите подтверждение из текста);
  • первый начальник на службе был «каменно-бесчувствен» и «непотрясаем» (приведите подтверждение из текста);

2. Запишите тезис: Глубоко заронилось в душу Чичикова наставление отца: «береги и копи копейку… Всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой». И, поставив ценность копейки превыше всех других богатств в жизни, Чичиков совершает один некрасивый поступок за другим:

  • «практическим умом» зарабатывает на непрактичности товарищей (приведите случай из текста)
  • не проявляет участия в судьбе учителя, так любящего его в школе (напишите, в чём  состояло это равнодушие к учителю);
  • некрасиво обошёлся с начальником и его дочкой (напишите, в чём именно состояла эта история);
  • обманывал государство и брал взятки, с приятной любезностью морочил голову посетителям (приведите пример, опираясь на текст);
  • умилостивил нового требовательного и справедливого начальника, сочинив историю своего несуществующего семейства (запишите, как именно об этом сказано в тексте поэмы);

3. Запишите тезис: В 11 главе в облике Чичикова то видится надежда на спасение его души: новую финансовую махинацию он начинает, «перекрестясь по русскому обычаю»; то мелькает что-то дьявольское: с тех пор, как Чичиков материально окреп, он в одежде держится «более коричневых и красноватых цветов с искрою».

4. Запишите тезис: В сознании Чичикова настолько исказились понятия о ценностях, что считает себя благопристойным человеком, в душе сохраняя чистоту. Но что подразумевает он под «чистотой»? (приведите объяснение из текста).

5. Запишите тезис: В России всё происходит как-то не так, как в других странах. Логика и расчёт здесь отказывают, а несообразность может спасти. Не получается у Чичикова плутовать в согласии с логикой и расчётом, разбиваются о реальность все его продуманные до мелочей планы обогащения. Но Чичиков не падает духом, не сдаётся, он в который раз начинает с нуля, собрав свою волю в комок. Эти героические усилия Чичикова выдают в нём в некотором роде героя, хотя героизм Чичикова комичен – он преследует ничтожные цели.

6. Запишите тезис: В рассказе о крахе афёры Чичикова на таможне прочитываются между строк иные смыслы о всей человеческой жизни: «…Всё это разрешилось вдруг как гром над головами их. Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали» (напишите, какие смыслы можно здесь увидеть).

7. Запишите тезис: И как грозное напоминание о конечности земной жизни перерезает дорогу Чичикову на выезде из города траурная процессия.

8. Запишите тезис: В 11 главе автор окидывает взором всю Русь, показывая нам версты, колодцы, деревни с самоварами… (продолжите ряд картин русской жизни) 

9. Запишите тезис: Среди неказистых героев повести автор показывает нам, что нужно внимательно присмотреться и увидеть, какие силы заключены в русском духе, в простых русских людях. Сам простор земли русской, часто бедной и неприютной,  воспитывает в людях ощущение присутствия чего-то необыкновенного, чудного, необъяснимого и страшного, манящего куда-то вдаль и ввысь. Это чувство слышится в песне ямщика,  в высоком небе над головою (выпишите из последних двух абзацев 11 главы строки о просторе, раздолье, свободе и чудном движении к чему-то прекрасному и неведомому).

10. Запишите тезис: А тема Вечности всё звучит фоном в речевых оборотах героев и автора: «не приведи бог», «страшный суд», «при смерти на одре привёл бог заплакать», «на лице… чёрт приходил по ночам молотить горох», «чёртов сын!», «чёрт бы побрал»,

«бог ведает», «был чёрт, а не человек», «не устоял против соблазна», «роптал на весь свет», «громада бедствий обрушилась ему на голову», «быстро всё превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», «бесконечный рай своей души», «божьим чудом».

11. Запишите идею 1-го тома поэмы: Автор предостерегает людей: страшные мучения ожидают после смерти души, наполненные «неподвижным холодом … и бесплодной пустыней сердца». Главное в жизни человека – спасение души, которое возможно при ощущении человеком высокого Замысла, при душевной доброте и искреннем восхищении этим миром. Неизведанные и огромные силы такого понимания жизни таятся в исконном миропонимании русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Здесь представлен текст контрольной работы по поэме Гоголя "Мёртвые души" для 9 класса общеобразовательной школы. В работе представлены как тестовые задания, так и задания на восприятие и осмысление т...

Самостоятельная работа по поэме "Мертвые души"

Самостоятельная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" в двух вариантах....

Контрольная работа по поэме Гоголя "Мертвые души"

2 варианта работы, среди вопросов как тестовые, так и требующие развернутого ответа...

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 1-3

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 4-7

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

Разработка сценария урока по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления с применением технологических карт для учащихся (9 класс)...

Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Д...