Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 1-3
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 1 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1. Каков портрет Павла Ивановича Чичикова в 1 главе?

2. Запишите тезис: Чичиков произвёл приятное впечатление на жителей города NN. Он произвёл впечатление опытного светского человека, мог поддержать разговор на любую тему (укажите темы, на которые говорил Чичиков -  см.конец первой главы).

3. Запишите тезис: И вот жители города NN определили, что Чичиков – «очень порядочный человек», потому что …(допишите тезис - см.конец первой главы).

4. Запишите тезис: В тексте 1 главы при описании чего бы то ни было ни разу не упоминаются чувства Чичикова или жителей города. Это не случайно: за пристальным вниманием к подробностям внешнего изображения и отсутствием каких бы то ни было чувств  героев подразумевается мысль о том, что чувства героев мертвы. А душа человека живёт чувствами, значит, и душа мертва. В 1 главе даётся подробнейшее описание

  • комнаты в гостинице (приведите несколько подробностей описания)
  • еды, которой кормили Чичикова в гостинице (приведите блюда и их описание)
  • города NN, который осматривает во время прогулки Павел Иванович Чичиков (приведите несколько подробностей описания)
  • иной раз мы оказываемся свидетелями пристального внимания к таким подробностям внешности или физических действий, что становится даже как-то неловко (приведите два примера)

5. Запишите тезис: Чичиков и жители города NN пристальное внимание уделяют  делам  столь мелким, суетным и столь ничтожным, что выглядят не более мухи – как мухи, облепившие рафинад,  ползают и перелетают с места на место губернские жители на балу (приведите строки этого описания; выпишите глаголы, которыми называются действия «тоненьких» и «толстых» на балу – глаголы отнесены к людям, а могут употребляться в описании мух)

От такого сравнения веет чем-то неприглядным, неприятным – как неприятно повеет от мертвой души, оставившей тело после его смерти.

6. Запишите тезис: Робкие отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах, говоря и слыша которые о Вечности никто и не вспоминает: «бог их знает», «во что бог послал», «чёрт меня побери»,  «благодать божия» (приведите предложения или их часть, где звучат эти фразы)

7. Запишите тезис: В первой главе мы знакомимся и с некоторыми чертами помещиков - Манилова и Собакевича  (приведите эти черты).

8. При упоминании в 1 главе Собакевича четыре раза упоминается НОГА (приведите эти упоминания)

И рядом оказывается тема богатырей на Руси. Это неуклюжее (как неуклюжа и вся жизнь Собакевича, Чичикова и многих других), робкое звучание богатырской темы -  темы трогательной и щемящей тоски души: «Человеку даны огромные силы (в первую очередь душевные) для свершения ВЕЛИКИХ дел, а каким МЕЛКИМ и СУЕТНЫМ делам посвящает человек всю свою жизнь!?!»

Вопросы и задания к 1 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1. Каков портрет Павла Ивановича Чичикова в 1 главе?

2. Запишите тезис: Чичиков произвёл приятное впечатление на жителей города NN. Он произвёл впечатление опытного светского человека, мог поддержать разговор на любую тему (укажите темы, на которые говорил Чичиков -  см.конец первой главы).

3. Запишите тезис: И вот жители города NN определили, что Чичиков – «очень порядочный человек», потому что …(допишите тезис - см.конец первой главы).

4. Запишите тезис: В тексте 1 главы при описании чего бы то ни было ни разу не упоминаются чувства Чичикова или жителей города. Это не случайно: за пристальным вниманием к подробностям внешнего изображения и отсутствием каких бы то ни было чувств  героев подразумевается мысль о том, что чувства героев мертвы. А душа человека живёт чувствами, значит, и душа мертва. В 1 главе даётся подробнейшее описание

  • комнаты в гостинице (приведите несколько подробностей описания)
  • еды, которой кормили Чичикова в гостинице (приведите блюда и их описание)
  • города NN, который осматривает во время прогулки Павел Иванович Чичиков (приведите несколько подробностей описания)
  • иной раз мы оказываемся свидетелями пристального внимания к таким подробностям внешности или физических действий, что становится даже как-то неловко (приведите два примера)

5. Запишите тезис: Чичиков и жители города NN пристальное внимание уделяют  делам  столь мелким, суетным и столь ничтожным, что выглядят не более мухи – как мухи, облепившие рафинад,  ползают и перелетают с места на место губернские жители на балу (приведите строки этого описания; выпишите глаголы, которыми называются действия «тоненьких» и «толстых» на балу – глаголы отнесены к людям, а могут употребляться в описании мух)

От такого сравнения веет чем-то неприглядным, неприятным – как неприятно повеет от мертвой души, оставившей тело после его смерти.

6. Запишите тезис: Робкие отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах, говоря и слыша которые о Вечности никто и не вспоминает: «бог их знает», «во что бог послал», «чёрт меня побери»,  «благодать божия» (приведите предложения или их часть, где звучат эти фразы)

7. Запишите тезис: В первой главе мы знакомимся и с некоторыми чертами помещиков - Манилова и Собакевича  (приведите эти черты).

8. При упоминании в 1 главе Собакевича четыре раза упоминается НОГА (приведите эти упоминания)

И рядом оказывается тема богатырей на Руси. Это неуклюжее (как неуклюжа и вся жизнь Собакевича, Чичикова и многих других), робкое звучание богатырской темы -  темы трогательной и щемящей тоски души: «Человеку даны огромные силы (в первую очередь душевные) для свершения ВЕЛИКИХ дел, а каким МЕЛКИМ и СУЕТНЫМ делам посвящает человек всю свою жизнь!?!»



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания ко 2 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Души мертвы не только у помещиков и важных чиновников города NN, но и у крепостного слуги Чичикова Петрушки, судя по его портрету, душа утратила все живые движения (выпишите из описания Петрушки слова о его чтении (что указывает на душевную пустоту) и слова о его запахе (в этом акценте не явно, но веет каким-то разложением телесным) – что говорит: «Неприглядно! Мёртво! Душа разлагается – а он не чувствует!»)

2. Запишите тезис: И портрет Манилова, несмотря на кажущуюся приятность, при более пристальном рассмотрении показывает внутреннюю пустоту этого героя (приведите пять ключевых фраз портрета Манилова, передающих эту внутреннюю пустоту)

Запишите тезис: В Манилове «передано сахару», «сладость приторная» и это отразилось в его речи (приведите слова Манилова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставкой ПРЕ- (в значении «очень»), фразы со словом «очень»)

3. Запишите тезис: Разговаривая с Маниловым и речь Чичикова наполняется такими же словами (приведите такие фразы и слова)

4. Запишите тезис: И в описании деревни Маниловки чувствуется  что-то бесприютное, неприглядное (но всё это так неочевидно, как неясное чувство чего-то неприятного в страшном сне или в кругах ада, описанных Данте. Оно заметно только внимательному взгляду)    Выпишите из текста о Маниловке

  • Описание погоды
  • Головы и крыльев петуха
  • Слова о расположении господского дома
  • Слова об общем виде деревни
  • Слова о большой смертности крестьян (в разговоре с Чичиковым)

5. Запишите тезис: И в описании убранства дома Манилова не чувствуется домашнего тепла и уюта. Выпишите слова

  • О книге Манилова
  • О мебели
  • О подсвечнике
  • О цвете стен комнаты
  • Разные вопросы автора «зачем», сопутствующие описанию комнаты (В дальнейшем этот вопрос «зачем» будет уже иного масштаба: «Зачем мы живём на этом свете?»)

6. Запишите тезис: Рассказ о жене Манилова также намекает на внутреннюю пустоту.

Выпишите слова

  • Где приводятся говорящие многоточия вместо её описания
  • Об образовании жены Манилова
  • о дикции, произнесении слов
  • О цвете её капота

7. Запишите тезис: В описании детей Манилова за пафосом их имён и познаниях одного из них в географии чувствуется что-то жалкое, вовсе не соответствующее этому пафосу (запишите имена детей, выпишите слова об их поведении за столом). Примечательно, что вывод Манилова о способностях сына сделать карьеру по дипломатической части основан на интересном наблюдении (приведите это наблюдение).

8. Запишите тезис: Единственное живое чувство, появившееся на страницах первых двух глав поэмы – это чувство сильной радости Чичикова, когда Манилов сказал, что отдаст ему души умерших крестьян бесплатно (да ещё и сам оформит купчую). Но как рассказывает об этом автор!?! В этом тоже звучит нечто комично-трагическое: чему он радуется, на кого он похож в этот момент!?! (приведите это предложение)

9. Запишите тезис: Да и ошибка Чичикова в названии деревни – Заманиловка вместо Маниловка – подчёркивает ошибочность жизненного пути героев поэмы, которые так увлечены пустым и ничтожным и не видят важного в этой жизни (вспомним, что по дороге в Маниловку Чичиков заблудился – как заблуждаются герои в своих жизненных целях; а до Маниловки оказалось не 15 вёрст, а «верных тридцать» - Манилов, приглашая Чичикова, выдал желаемое за действительное, также как и другие

мечтания Манилова (*вспомните, о чём мечтает Манилов в конце главы)

10*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах, говоря и слыша которые о Вечности никто и не вспоминает: «чёрт тебя знает», «бог ведает», «бог весть», «один бог разве мог сказать», «разве богу было известно», «благодаря бога», «чёрт его знает», «райская жизнь», «бог знает куда», «бог знает что такое».

Вопросы и задания ко 2 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Души мертвы не только у помещиков и важных чиновников города NN, но и у крепостного слуги Чичикова Петрушки, судя по его портрету, душа утратила все живые движения (выпишите из описания Петрушки слова о его чтении (что указывает на душевную пустоту) и слова о его запахе (в этом акценте не явно, но веет каким-то разложением телесным) – что говорит: «Неприглядно! Мёртво! Душа разлагается – а он не чувствует!»)

2. Запишите тезис: И портрет Манилова, несмотря на кажущуюся приятность, при более пристальном рассмотрении показывает внутреннюю пустоту этого героя (приведите пять ключевых фраз портрета Манилова, передающих эту внутреннюю пустоту)

Запишите тезис: В Манилове «передано сахару», «сладость приторная» и это отразилось в его речи (приведите слова Манилова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставкой ПРЕ- (в значении «очень»), фразы со словом «очень»)

3. Запишите тезис: Разговаривая с Маниловым и речь Чичикова наполняется такими же словами (приведите такие фразы и слова)

4. Запишите тезис: И в описании деревни Маниловки чувствуется  что-то бесприютное, неприглядное (но всё это так неочевидно, как неясное чувство чего-то неприятного в страшном сне или в кругах ада, описанных Данте. Оно заметно только внимательному взгляду)    Выпишите из текста о Маниловке

  • Описание погоды
  • Головы и крыльев петуха
  • Слова о расположении господского дома
  • Слова об общем виде деревни
  • Слова о большой смертности крестьян (в разговоре с Чичиковым)

5. Запишите тезис: И в описании убранства дома Манилова не чувствуется домашнего тепла и уюта. Выпишите слова

  • О книге Манилова
  • О мебели
  • О подсвечнике
  • О цвете стен комнаты
  • Разные вопросы автора «зачем», сопутствующие описанию комнаты (В дальнейшем этот вопрос «зачем» будет уже иного масштаба: «Зачем мы живём на этом свете?»)

6. Запишите тезис: Рассказ о жене Манилова также намекает на внутреннюю пустоту.

Выпишите слова

  • Где приводятся говорящие многоточия вместо её описания
  • Об образовании жены Манилова
  • о дикции, произнесении слов
  • О цвете её капота

7. Запишите тезис: В описании детей Манилова за пафосом их имён и познаниях одного из них в географии чувствуется что-то жалкое, вовсе не соответствующее этому пафосу (запишите имена детей, выпишите слова об их поведении за столом). Примечательно, что вывод Манилова о способностях сына сделать карьеру по дипломатической части основан на интересном наблюдении (приведите это наблюдение).

8. Запишите тезис: Единственное живое чувство, появившееся на страницах первых двух глав поэмы – это чувство сильной радости Чичикова, когда Манилов сказал, что отдаст ему души умерших крестьян бесплатно (да ещё и сам оформит купчую). Но как рассказывает об этом автор!?! В этом тоже звучит нечто комично-трагическое: чему он радуется, на кого он похож в этот момент!?! (приведите это предложение)

9. Запишите тезис: Да и ошибка Чичикова в названии деревни – Заманиловка вместо Маниловка – подчёркивает ошибочность жизненного пути героев поэмы, которые так увлечены пустым и ничтожным и не видят важного в этой жизни (вспомним, что по дороге в Маниловку Чичиков заблудился – как заблуждаются герои в своих жизненных целях; а до Маниловки оказалось не 15 вёрст, а «верных тридцать» - Манилов, приглашая Чичикова, выдал желаемое за действительное, также как и другие

мечтания Манилова (*вспомните, о чём мечтает Манилов в конце главы)

10*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах, говоря и слыша которые о Вечности никто и не вспоминает: «чёрт тебя знает», «бог ведает», «бог весть», «один бог разве мог сказать», «разве богу было известно», «благодаря бога», «чёрт его знает», «райская жизнь», «бог знает куда», «бог знает что такое».



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 3 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Чичикова в дороге застаёт сильная гроза. За символом грозы стоит глубокий смысл Грома Небесного – темы Возмездия, Страшного Суда (выпишите слова, где описано неожиданное начало грозы, которое заставило Чичикова очнуться).

2. Запишите тезис: Печальным предостережением звучат слова автора о дороге:  рассказ о дороге, по которой везёт барина Селифан, звучит уже как рассказ о жизненной дороге, жизненном пути человека - и определяются они случайно, безо всякого размышления о ней (выпишите слова о том, как Селифан, заблудившись, определил, куда ехать).

3. Запишите тезис: Впотьмах блуждает бричка Чичикова. Темнота и грязь подчёркивается неоднократным повторением этих слов – как отражение темноты  в душе Чичикова (выпишите предложения, в которых говорится о темноте, грязи).

4. Запишите тезис: Но одновременно с этим звучит песня кучера Селифана  – бескрайняя, как Россия, если окинуть её взглядом от одного конца в другой –  и  слышны в ней ободрительные нотки, и мы понимаем, что возможно не всё ещё потеряно и в душе Чичикова и других героев – они могут ещё спастись (выпишите слова о песне кучера Селифана)

5. Запишите тезис: Но вот опрокидывается бричка и падает Чичиков в грязь, и долго не может выбраться из неё – за этими словами скрыт глубинный смысл: так символично автор указывает нам, как загрязнилась душа Чичикова в суетных «делишках», в ложных жизненных целях (выпишите слова, где рассказывается об этом)

6. Запишите тезис: Блуждая впотьмах, оказывается Чичиков около дома помещицы Коробочки. И вот обращает наш взор автор на огонёк в окошке, вот половина дома ОЗАРЕНА СВЕТОМ (выпишите слова об этом из текста поэмы)

7. Запишите тезис: И вдруг (в конце 3 главы) автор берёт слово в повествовании, и появляется печаль и теплота в его размышлениях о Коробочке, о весёлых и беспечных минутах жизни -  и ДРУГИМ СВЕТОМ осветилось лицо… Коробочки ли? Чичикова? Что это за СВЕТ? Это свет сердечной теплоты, доброты в душе, взгляд самого автора на своих героев, свет надежды на спасение души. И что казалось весёлым, смешным – вдруг кажется печальным (выпишите из сцены прощания Чичикова с Коробочкой авторское отступление об этом)

8. Запишите тезис: И вот уже звучит торжествующий многоголосый оркестр звучного голоса дождя и заливистого, радостного лая собак. И всё это многоголосье «порывается кверху» ! Есть надежда на спасение души! (выпишите слова о лае собак, встречающих Чичикова у дома Коробочки)

9. Запишите тезис: Оказавшись в доме Коробочки, мы вместе с Чичиковым переносимся в какое-то фантастическое пространство, где мир земной и мир загробный переплетены очень тесно. Здесь и отголоски картин кругов ада:

  • когда вдруг комната наполняется страшным шипением, как будто змеи ползут со всех сторон (приведите слова о стенных часах, которым пришла пора бить)
  • или когда опять Коробочка упоминает ночной гром, от которого, как от Грома Небесного, может спасти только свеча, горящая перед образом (приведите слова Коробочки о громе)
  • чертовщиной веет и от замечания Коробочки о грязи на одежде Чичикова, а особенно от её восклицания вслед за этим: «Святители, какие страсти!» - ведь ОЧЕНЬ СТРАШНЫ муки души, за  грязные помыслы попавшей в ад! (приведите слова Коробочки о грязи на одежде Чичикова; обратите внимание – с кем(!) сравнивается испачкавшийся Чичиков)
  • Коробочка страшно боится чёрта, она его ясно представляет себе, видела его во сне (выпишите слова о том, как описывает Коробочка чёрта из своего сна во время сделки с Чичиковым по покупке\продаже мёртвых душ)
  • спящий Чичиков схож с мертвецом, трупом, по которому ползают мухи (выпишите слова о Чичикове перед его пробуждением в мягкой перине)

Здесь же звучат отголоски рая, спасения души:

  • на картинах на стенах в доме Коробочки после ПРОБУЖДЕНИЯ (!) Чичиков рассматривает птиц. Здесь птица – как символ окрылённой души, поднимающейся к небесам (выпишите слова, где говорится об этом);
  • птицы же наполняют весь дворик за окном дома Коробочки (укажите, какие там были птицы) Правда, здесь же рядом мы видим свинью (что она сделала?!?) – это уже картина из преисподней!
  • ощущение лёгкости, волшебства передаётся нам при виде картины разлетающихся во все ПРЕДЕЛЫ (!) комнаты перьев из перины, на которую укладывается Чичиков (выпишите слова, где говорится об этом)

При этом постель Чичикова невероятных размеров (!) (выпишите слова, из которых мы узнаём об этом)

  • церковная тема (а церковь помогает спасению души человеческой) на протяжении всей главы звучит в обращениях Чичикова и Коробочки друг к другу (какие это обращения? Выпишите их.)

10. Запишите тезис: В образе кучера Селифана показан простой народ, может быть, не очень образованный: рассуждая сам с собой кучер произносит должность Чичикова с ошибкой в звучании (выпишите, как он называет должность Чичикова – в начале главы в конце первого абзаца). Но у него, хотя и наивное, но ПРАВИЛЬНОЕ (!) представление о мире и жизни: люди делятся на хороших и плохих, дела бывают хорошие и плохие, и жить надо по правде, по совести (приведите одно из пяти таких рассуждений)

11*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах: «бог знает», «бог принёс», «слава богу», «чёрт знает что», «боже храни», «на всё воля божья», «бог с ними», «хватили греха на душу», «с нами крестная сила».

12*. Образ помещицы Коробочки (опишите, какой предстаёт Коробочка  в этой главе)

13*. Запишите тезис: Еда, угощение занимают значительное место и в жизни Чичикова, и в жизни Коробочки (выпишите, чем угощает Коробочка Чичикова – чего там только нет!!!)

14*. Запишите тезис: Авторская ирония звучит в размышлениях о важности чиновников перед подчинёнными и стремлении умалиться до мухи или песчинки перед лицом начальства (выпишите слова, подтверждающие этот тезис)

Чиновники иной раз оказываются совершенно неспособными понять самых простых и логичных доводов, как Коробочка не может понять доводов Чичикова о выгоде для неё в деле продажи мёртвых душ (выпишите слова автора об этом).

 Вопросы и задания к 3 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Чичикова в дороге застаёт сильная гроза. За символом грозы стоит глубокий смысл Грома Небесного – темы Возмездия, Страшного Суда (выпишите слова, где описано неожиданное начало грозы, которое заставило Чичикова очнуться).

2. Запишите тезис: Печальным предостережением звучат слова автора о дороге:  рассказ о дороге, по которой везёт барина Селифан, звучит уже как рассказ о жизненной дороге, жизненном пути человека - и определяются они случайно, безо всякого размышления о ней (выпишите слова о том, как Селифан, заблудившись, определил, куда ехать).

3. Запишите тезис: Впотьмах блуждает бричка Чичикова. Темнота и грязь подчёркивается неоднократным повторением этих слов – как отражение темноты  в душе Чичикова (выпишите предложения, в которых говорится о темноте, грязи).

4. Запишите тезис: Но одновременно с этим звучит песня кучера Селифана  – бескрайняя, как Россия, если окинуть её взглядом от одного конца в другой –  и  слышны в ней ободрительные нотки, и мы понимаем, что возможно не всё ещё потеряно и в душе Чичикова и других героев – они могут ещё спастись (выпишите слова о песне кучера Селифана)

5. Запишите тезис: Но вот опрокидывается бричка и падает Чичиков в грязь, и долго не может выбраться из неё – за этими словами скрыт глубинный смысл: так символично автор указывает нам, как загрязнилась душа Чичикова в суетных «делишках», в ложных жизненных целях (выпишите слова, где рассказывается об этом)

6. Запишите тезис: Блуждая впотьмах, оказывается Чичиков около дома помещицы Коробочки. И вот обращает наш взор автор на огонёк в окошке, вот половина дома ОЗАРЕНА СВЕТОМ (выпишите слова об этом из текста поэмы)

7. Запишите тезис: И вдруг (в конце 3 главы) автор берёт слово в повествовании, и появляется печаль и теплота в его размышлениях о Коробочке, о весёлых и беспечных минутах жизни -  и ДРУГИМ СВЕТОМ осветилось лицо… Коробочки ли? Чичикова? Что это за СВЕТ? Это свет сердечной теплоты, доброты в душе, взгляд самого автора на своих героев, свет надежды на спасение души. И что казалось весёлым, смешным – вдруг кажется печальным (выпишите из сцены прощания Чичикова с Коробочкой авторское отступление об этом)

8. Запишите тезис: И вот уже звучит торжествующий многоголосый оркестр звучного голоса дождя и заливистого, радостного лая собак. И всё это многоголосье «порывается кверху» ! Есть надежда на спасение души! (выпишите слова о лае собак, встречающих Чичикова у дома Коробочки)

9. Запишите тезис: Оказавшись в доме Коробочки, мы вместе с Чичиковым переносимся в какое-то фантастическое пространство, где мир земной и мир загробный переплетены очень тесно. Здесь и отголоски картин кругов ада:

  • когда вдруг комната наполняется страшным шипением, как будто змеи ползут со всех сторон (приведите слова о стенных часах, которым пришла пора бить)
  • или когда опять Коробочка упоминает ночной гром, от которого, как от Грома Небесного, может спасти только свеча, горящая перед образом (приведите слова Коробочки о громе)
  • чертовщиной веет и от замечания Коробочки о грязи на одежде Чичикова, а особенно от её восклицания вслед за этим: «Святители, какие страсти!» - ведь ОЧЕНЬ СТРАШНЫ муки души, за  грязные помыслы попавшей в ад! (приведите слова Коробочки о грязи на одежде Чичикова; обратите внимание – с кем(!) сравнивается испачкавшийся Чичиков)
  • Коробочка страшно боится чёрта, она его ясно представляет себе, видела его во сне (выпишите слова о том, как описывает Коробочка чёрта из своего сна во время сделки с Чичиковым по покупке\продаже мёртвых душ)
  • спящий Чичиков схож с мертвецом, трупом, по которому ползают мухи (выпишите слова о Чичикове перед его пробуждением в мягкой перине)

Здесь же звучат отголоски рая, спасения души:

  • на картинах на стенах в доме Коробочки после ПРОБУЖДЕНИЯ (!) Чичиков рассматривает птиц. Здесь птица – как символ окрылённой души, поднимающейся к небесам (выпишите слова, где говорится об этом);
  • птицы же наполняют весь дворик за окном дома Коробочки (укажите, какие там были птицы) Правда, здесь же рядом мы видим свинью (что она сделала?!?) – это уже картина из преисподней!
  • ощущение лёгкости, волшебства передаётся нам при виде картины разлетающихся во все ПРЕДЕЛЫ (!) комнаты перьев из перины, на которую укладывается Чичиков (выпишите слова, где говорится об этом)

При этом постель Чичикова невероятных размеров (!) (выпишите слова, из которых мы узнаём об этом)

  • церковная тема (а церковь помогает спасению души человеческой) на протяжении всей главы звучит в обращениях Чичикова и Коробочки друг к другу (какие это обращения? Выпишите их.)

10. Запишите тезис: В образе кучера Селифана показан простой народ, может быть, не очень образованный: рассуждая сам с собой кучер произносит должность Чичикова с ошибкой в звучании (выпишите, как он называет должность Чичикова – в начале главы в конце первого абзаца). Но у него, хотя и наивное, но ПРАВИЛЬНОЕ (!) представление о мире и жизни: люди делятся на хороших и плохих, дела бывают хорошие и плохие, и жить надо по правде, по совести (приведите одно из пяти таких рассуждений)

11*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах: «бог знает», «бог принёс», «слава богу», «чёрт знает что», «боже храни», «на всё воля божья», «бог с ними», «хватили греха на душу», «с нами крестная сила».

12*. Образ помещицы Коробочки (опишите, какой предстаёт Коробочка  в этой главе)

13*. Запишите тезис: Еда, угощение занимают значительное место и в жизни Чичикова, и в жизни Коробочки (выпишите, чем угощает Коробочка Чичикова – чего там только нет!!!)

14*. Запишите тезис: Авторская ирония звучит в размышлениях о важности чиновников перед подчинёнными и стремлении умалиться до мухи или песчинки перед лицом начальства (выпишите слова, подтверждающие этот тезис)

Чиновники иной раз оказываются совершенно неспособными понять самых простых и логичных доводов, как Коробочка не может понять доводов Чичикова о выгоде для неё в деле продажи мёртвых душ (выпишите слова автора об этом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Здесь представлен текст контрольной работы по поэме Гоголя "Мёртвые души" для 9 класса общеобразовательной школы. В работе представлены как тестовые задания, так и задания на восприятие и осмысление т...

Самостоятельная работа по поэме "Мертвые души"

Самостоятельная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" в двух вариантах....

Контрольная работа по поэме Гоголя "Мертвые души"

2 варианта работы, среди вопросов как тестовые, так и требующие развернутого ответа...

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 4-7

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 8-11

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...

Разработка сценария урока по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления с применением технологических карт для учащихся (9 класс)...

Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Д...