Литературно-музыкальная композиция " У ПОБЕДЫ женское лицо!"
методическая разработка по литературе на тему

Попова Оксана Владимировна

Материал разработан на основе регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pobeda_budet_za_nami.docx36.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«У ПОБЕДЫ женское лицо»

Сцена 1.

Звучит песня «Рио-Рита»

Выпускники( шары, цветы, кто-то танцует)

 ведущий:

Мирно страна проснулась в

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Сцена 2.

Объявление войны. Голос Левитана

Все участники выходят на сцену. В центре «Родина-мать» https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1c37b2f604c2e6a8158f48e04e620c0c&n=21

Минусовка песни «Вставай, страна огромная!»

Все поют:

Музыка: А.Александров 
Слова: В.Лебедев-Кумач 1941 г. 

Вставай, страна огромная, 
Вставай на смертный бой 
С фашистской силой темною, 
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная 
Вскипает, как волна, — 
Идет война народная, 
Священная война! 

Сцена 3. ( оккупация Ростовской области 1941-1943)

Художественное исполнение. Некрасова Е.П.

Лопахин уверенно, будто у себя дома, распахнул покосившуюся калитку, вошел во двор, непролазно заросший бурьяном и крапивой. Полуразрушенные дворовые постройки, повисшая на одной петле ставня, прогнившие ступеньки крыльца – все говорило о том, что в доме нет мужских рук. "Хозяин, наверно, на фронте, значит, дело будет", – решил Лопахин.

Около сарая небольшая, сердитая на вид старуха в поношенной синей юбке и грязной кофтенке складывала кизяки. Заслышав скрип калитки, она с трудом распрямила спину и, приложив к глазам сморщенную, коричневую ладонь, молча смотрела на незнакомого красноармейца. Лопахин подошел, почтительно поздоровался, спросил:

– А что, мамаша, не добудем ли мы у вас ведро и немного соли? Раков наловили, хотим сварить.

Старуха нахмурилась и грубым, почти мужским по силе голосом сказала:

– Соли вам? Мне вам кизяка вот этого поганого жалко дать, не то что соли!

Лопахин ошалело поморгал глазами, спросил:

– За что же такая немилость к нам?

– А ты не знаешь, за что? – сурово спросила старуха. – Бесстыжие твои глаза. Куда идете? За Дон поспешаете? А воевать кто за вас будет? Может, нам, старухам, прикажете ружья брать да оборонять вас от немца? Третьи сутки через хутор войско идет, нагляделись на вас вволюшку! А народ на кого бросаете? Ни стыда у вас, ни совести, у проклятых, нету! Когда это бывало, чтобы супротивник до наших мест доходил? Сроду не было, сколько на свете живу, а не помню! По утрам уж слышно, как на заходней стороне пушки ревут. Соли вам захотелось? Чтоб вас на том свете солили, да не пересаливали! Не дам! Ступай отсюдова!

Багровый от стыда, смущения и злости, Лопахин выслушал гневные слова старухи, растерянно сказал:

– Ну, и люта же ты, мамаша!

– А не стоишь ты того, чтобы к тебе доброй быть. Уж не за то ли мне тебя жаловать, что ты исхитрился раков наловить? Медаль-то на тебя навесили небось не за раков?

– Ты мою медаль не трогай, мамаша, она тебя не касается.

Старуха, наклонившаяся было над рассыпанными кизяками, снова выпрямилась, и глубоко запавшие черные глаза ее вспыхнули молодо и зло.

– Меня, соколик ты мой, все касается. Я до старости на работе хрип гнула, все налоги выплачивала и помогала власти не за тем, чтобы вы сейчас бегли, как оглашенные, и оставляли бы все на разор да на поруху. Понимаешь ты это своей пустой головой?

Лопахин закряхтел и сморщился, как от зубной боли.

– Это все мне без тебя известно, мамаша! Но ты напрасно так рассуждаешь...

– А как умею, так и рассуждаю... Годами ты не вышел меня учить.

– Наверно, в армии у тебя никого нет, а то бы ты иначе рассуждала.

– Это у меня-то нет? Пойди спытай у соседей, что они тебе скажут. У меня три сына и зять на фронте, а четвертого, младшего сынка, убили в Севастополе-городе, понял? Сторонний ты, чужой человек, потому я с тобой по-мирному и разговариваю, а заявись сейчас сыны, я бы их и на баз не пустила. Благословила бы палкой через лоб да сказала своим материнским словом: "Взялись воевать – так воюйте, окаянные, как следует, не таскайте за собой супротивника через всю державу, не срамите перед людями свою старуху мать!"

Лопахин вытер платочком пот со лба, сказал:

– Ну, что ж... извините, мамаша, дело наше спешное, пойду в другом дворе добуду ведро. – Он попрощался и пошел по пробитой в бурьяне тропинке, с досадой думая: "Черт меня дернул сюда зайти! Поговорил, как меду напился... "

– Эй, служивый, погоди-ка!

Лопахин оглянулся. Старуха шла следом за ним. Молча прошла она к дому, медленно поднялась по скрипучим ступенькам и спустя немного вынесла ведро и соль в деревянной выщербленной миске.

– Посуду тогда принеси, – все так же строго сказала она.

Всегда находчивый и развязный, Лопахин невнятно пробормотал:

– Что ж, мы люди не гордые. Можно взять... Спасибо, мамаша! – И лочему-то вдруг низко поклонился.

А небольшая старушка, усталая, согнутая трудом и годами, прошла мимо с такой суровой величавостью, что Лопахину показалось, будто она и ростом чуть ли не вдвое выше его и что глянула она на него как бы сверху вниз, презрительно и сожалеюще...

Ведущий:

Степной характер местности не позволял создавать в Ростовской области крупные партизанских соединения, поэтому главное внимание уделялось формированию подпольных организаций и групп, небольших партизанских отрядов. К концу 1941 года созданы 83 партизанских отряда и группы (свыше 3200 человек).

Сцена 4 ( партизанское движение)

Минусовка песни «Землянка»

Сидят солдаты у костра:

Мы в тот день чуть не погибли: пошли в прорыв через минное поле.

Разместили нас в землянке, я хотел написать репортаж. А получились стихи. Показал их Кости  Листову- композитору. Он как раз искал текст. И песню эту стали петь на фронтах.

А в 42 ее запретили. Строчки : «..до тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага..» кому-то на верху показались упадническими. Грамм пластинки стали изымать. Запретили по радио…А недавно я получил письмо от танкиста,пишет : «Вы для них перепишите,что до смерти 4 тысячи английских миль. А нам оставьте , как есть. Мы- то  знаем сколько шагов до нее….до смерти»

«Вьется в тесной печурке огонь»- песня

слова А. Суркова, музыка К. Листова

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Сцена 5.    ( « Песня родом из Каменска»)

Минусовка песни «Давай закурим»

Ведущий:

Было это осенью 1941 года, в Каменске-Шахтинском Ростовской области, где в ту пору располагались штаб и политуправление Южного фронта. Первыми песню исполнили участники армейского ансамбля. Выступали с нею в концертах и сами авторы песни. А в 1942 году Табачников вместе с фронтовым театром «Веселый десант», родившимся на Южном фронте, приехал в Москву, показал песню Клавдии Шульженко. Она включила «Давай закурим» в свою новую программу, посвященную городам-героям, премьера которой состоялась 21 февраля 1944 года в Театре сатиры.

Теплый ветер дует, развезло дороги,
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге,
Эти дни когда-нибудь мы будём вспоминать.

Припев:
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем говорить.
Вспомню я пехоту
И родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурить.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!

 Ведущий:

К тому времени войска наши успешно разгромили гитлеровцев под Сталинградом и Ростовом, появились другие, новые направления боевых действий. И певица видоизменила текст песни, стала петь ее с иными словами, где уже не упоминались ни Южный фронт, ни Таганрог, ни Ростов, про которые пелось в изначальном ее варианте. 

Сцена 6:  (ХОЛОКОСТ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ)

Ведущий:

Эта песня была написана поэтом Александром Соболевым, участником войны, евреем по национальности.

Сообщение радио о том, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, и дало толчок к написанию стихотворения.

Столбы с колючей проволокой. Справа мирное население, слева военные

Минусовка песни «Бухенвальдский набат»

Музыка: В. Мурадели Слова: А. Соболев 

3 куплет
Люди мира, на минуту встаньте! 
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – 
Это раздается в Бухенвальде 
Колокольный звон, колокольный звон. 
Звон плывет, плывет над всей землею, 
И гудит взволнованно эфир: 
Люди мира, будьте зорче втрое, 
Берегите мир, берегите мир! 
Берегите, 
Берегите, 
Берегите мир!  

Ведущий:

Ростов-на-Дону был освобожден 14 февраля 1943 года. А уже 17 февраля Ростовская ЧГК по учету ущерба и злодеяний, нанесенных немецко-фашистскими оккупантами учреждениям, предприятиям и гражданам города, установила, что немецкий комендант города генерал-майор Киттель организовал массовое истребление евреев города.

Сцена 7 :     ( казаки в Берлине)

Ведущий:

Сорок пятый!

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права.

По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы ни пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

 Ведущий:

Эта песня родилась прямо в День Победы.

9 мая 1945 года на оживленном берлинском перекрестке движением управляла молодая регулировщица. Вдруг раздался цокот копыт, и на улице появилась конница. Все просто замерли : среди развалин и покореженной техники гордо вышагивали донские скакуны.

Точным взмахам флажка она остановила танки и пехоту, грузовики. Улыбнулась кавалеристу и задорно сказала : « Эй, конница, давай, не задерживай!»

Звучит песня «Едут по Берлину наша казаки» = танец

Сцена 8:   ( память жива)

Минусовка песни « От героев былых времен»

Все поют.

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.

Сцена 7:  

Минусовка песни «Журавли»

Ведущий :  говорит на фоне песни

На трассе М-4 Москва-Ростов находится один из красивых и символичных памятников, посвященный солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны. С одной стороны дороги на холме – фигура матери, ожидающей своих детей, которые ушли на фронт. С другой стороны– стая журавлей. Они так и стоят уже много лет, разделенные дорогой. Памятник называется “Невернувшимся”. Он навеян известнейшим стихотворением народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Журавли», ставшего не менее известнейшей песней-реквиемом по всем погибшим в войнах.

Звучит песня « Журавли»

1 куплет
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Сцена 8   ( Отрывок из "Реквиема" Роберта Рождественского)

Ведущий + все вместе

Помните! Через века, через года, - помните!

                 О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

                 Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.

                 Каждой секундой, каждым дыханьем   будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

                  Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, - помните!

                  Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

                   Убейте войну, прокляните войну, люди земли!

Мечту пронесите через года   и жизнью наполните!..

                   Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаем, - помните!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)

Цель:  Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Литературно-музыкальная композиция "День Победы"

Литературно-музыкальная композиция "День Победы" (с приглашением ветеранов ВОв и ветеранов-блокадников)...

Литературно-музыкальная композиция "День Победы"

Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов. Можно проводить как на параллель, так для общешкольного показа. В сценарии использовались документы, письма с фронта из школьного музея "Боевой сла...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"

Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе  в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"

Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе  в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...

Сценарий тематического вечера, посвященного Дню Победы "Женское лицо войны"

Сценарная разработка тематического вечера, в которой отражена роль женщины в годы ВОВ...