«Я родом из детства»:Антуан де Сент-Экзюпери и его сказка «Маленький принц»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

1.  знакомство школьников с новым именем - французского писателя А. де Сент-Экзюпери;

2.             углубление теоретико-литературных понятий: приёмы характеристики действующих лиц, изобразительно-выразительные средства языка, роль пейзажа в сказке, композиция произведения;

3.             осознание учащимися авторской позиции писателя;

4.             воспитание любви и терпимости к людям, чувства ответственности за свои поступки;

показ востребованности сказки сегодня, её современного звучания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antuan_de_sent_ekzyuperi.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ   СОШ   № 41

 «Я родом из детства»:

Антуан де Сент-Экзюпери и его сказка

«Маленький принц»

(к 65-летию со дня гибели и к 110-летию со дня

рождения)

Вечер памяти писателя с последующим

обсуждением книги: для учащихся 7-9 классов

средней школы

Составитель: Манукова Марина Робертовна

Цели мероприятия:

  1. знакомство школьников с новым именем - французского писателя А. де Сент-Экзюпери;
  2. углубление теоретико-литературных понятий: приёмы характеристики действующих лиц, изобразительно-выразительные средства языка, роль пейзажа в сказке, композиция произведения;
  3. осознание учащимися авторской позиции писателя;
  4. воспитание любви и терпимости к людям, чувства ответственности за свои поступки;
  5. показ востребованности сказки сегодня, её современного звучания.

Оборудование мероприятия: портрет писателя, книжно-иллюстративная выставка произведений А. де Сент-Экзюпери и литературы о нём (включая газетно-журнальные статьи) рисунки учащихся к сказке «Маленький принц», музыкальное оформление (песня «Маленький принц», ел. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева и песня «Нежность», ел. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой), электронная слайд-презентация «Лётчик и поэт».

Словарь мероприятия:

  • аллегория - иносказание;
  • гротеск - изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде;
  • символ - художественный образ, воплощающий какую-либо идею;
  • ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки и слова;
  • милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кому-либо из сострадания, человеколюбия;
  • дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов;
  • любовь - чувство самоотверженной сердечной привязанности;
  • долг - обязанность.

Эпиграф мероприятия:

«...не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

А. де Сент-Экзюпери

Плакат с цитатами из произведений А. де Сент-Экзюпери:

  1. Я родом из детства.
  2. Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё человека.
  3. Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.
  4. Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их.
  5. Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.
  6. Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если не принимаю участия? Чтобы быть, я должен участвовать.
  7. С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
  8. Судить себя куда труднее, чем других.
  9. Человек в своём развитии далеко ещё не достиг вершины, и нам надо ещё понять самих себя и вселенную.
  10. Среди всех извечных напластований мёртвой материи человеческое раздумье - чудо.
  11. Уважение к человеку - вот пробный камень.
  12. Истина - жизнь.
  13. Мы чуть не погибли от разума, лишённого сущности.
  14. Истину выкапывают, как колодец.
  15. Подлинная радость - это радость разделённая.

Ход мероприятия:

1.   вступительное слово библиотекаря или учителя литературы: биография писателя (можно последующий материал сократить до 15-20 мин.);

2.   обсуждение сказки «Маленький принц».

Всё мероприятие сопровождается электронной слайд-презентацией «Лётчик и поэт».

Слайды - на экране:

«Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе» «Любить людей - значит бороться за них»

А. де Сент-Экзюпери

Однажды Сент-Экзюпери и его механик, совершив вынужденную посадку в пустыне Сахаре, несколько дней шли вперёд, наугад, катастрофически теряя силы, не чая уже, что поисковые патрули нападут на их след, услышат их рацию... И Сент-Экс, как его называли товарищи, сделал такую запись в своём дневнике: «Каждая минута нашего молчания убивает тех, кого я люблю.. .Держитесь... Мы идём... Идём... Мы спасём вас». Смерть страшна потому, что отзовётся болью в сердцах любимых. Надо оградить их от мук. Может быть, эту запись стоило бы считать ключевой для жизни Сент-Экзюпери и его творчества.

Это был писатель, который стал совестью своей эпохи и защитником утерянных ценностей. Он создал концепцию современного человека, которого должно было отличать обострённое чувство самосознания и ответственности, чтобы он оказался в состоянии выстоять в новой обстановке и отвести от себя новую угрозу, которую таил в себе новый перелом, порождённый развитием науки и техники.

Слайды - на экране:

«Прежде чем писать, нужно жить».

«Нужно учиться не писать, а видеть. Писать - это уже следствие».

«Ищите меня в том, что я пишу»

А. де Сент-Экзюпери Здесь же - фотографии родителей Антуана, его семьи, его самого в детстве и отрочестве.

Каков же он был, Антуан де Сент-Экзюпери? Как происходило становление личности будущего лётчика и писателя?

29 июня 1900 года в Лионе, в семье инспектора страховой компании появился третий ребёнок, который, по обычаю католиков, получил сразу несколько имён: Антуан Жан-Батист Мари Роже де Сент-Экзюпери. Его отец, граф, мог указать на целую плеяду своих блистательных предков, среди которых были и полководцы, и флотоводцы Франции. Начало рода графов Сент-Экзюпери восходит к XI1 - XI11 вв. Мать Антуана также была отпрыском древнего дворянского рода.

Когда мальчику исполнилось 4 года, его отец внезапно умер, и вся семья переехала к родственникам в замок Ла Молль (на побережье Средиземного моря), а потом в замок Сен-Морис, недалеко от Лиона.

Мать Антуана, талантливая художница, внимательная слушательница и хороший товарищ для своих пятерых детей - была тем человеком, который создал для мальчика «край его детства», и уже взрослый писатель всегда с любовью и теплотой будет вспоминать и маму, и детские годы.

У мальчика рано появился вкус ко всякой механике и изобретательству. Его сестры вспоминали случай из детства, когда Антуан решил приделать матерчатое крыло к велосипеду: он натянул на заранее изготовленную из прутьев раму старое одеяло и покатил с вершины холма «в надежде хоть на минуту взлететь»! Потом из старых коробок он соорудил телефон. Используя каждый клочок бумаги, он рисовал чертежи удивительных двигателей и

всевозможных инструментов... А взрослый Антуан с равным увлечением посвятит себя и писательскому труду, и техническим усовершенствованиям и изобретениям: он даже задумается о возможности использования реактивных двигателей в самолётах - и это в 30-е годы XX века!

В 1909 г. мать отдала Антуана с братом Франсуа в иезуитский колледж, где впервые проявился характер мальчика: он всегда и во всём хотел быть первым и не любил проигрывать ни в споре, ни в игре. Товарищи прозвали его «Достань-ка Луну», и в этом прозвище был намёк не только на нос мальчика, слегка вздёрнутый кверху, но и на характер подростка.

Он не был отличником, и в то время ничто не предвещало в Антуане будущей знаменитости. Рассеянный ученик, не отличавшийся усидчивостью и постоянством в работе, он, однако, блестяще знал математику, латынь и французский язык, писал стихи, но оценки его по истории, географии или зоологии были - увы - весьма скромными. Зато сочинения его были, как правило, прекрасны, и их даже печатали в школьном бюллетене.

Когда обучение в колледже уже подходило к концу, внезапно умер брат Франсуа. И Антуан, оставшись совсем один, впервые понял, что такое ДРУЖБА. Его приятельские отношения с некоторыми из учеников быстро переросли в дружеские, и юноша был удивлён и обрадован тем, как много может дать человеку настоящий ДРУГ.

Слайд - на экране:

«Дружба - это, прежде всего, примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным

мелочам»

А. де Сент-Экзюпери

В колледже юноша пристрастился к серьёзному чтению: он штудировал научные статьи и Библию, старых и современных французских писателей, философов, политиков, мемуаристов...

В 1917 г., по окончании колледжа, юноша получает степень бакалавра и намеревается стать военным моряком, но на вступительном экзамене, в силу своего независимого характера, он не захотел написать сочинения на ненавистную ему ура-патриотическую тему, и - провалился! После этого он пробовал найти себя в архитектуре, и даже проучился больше года в Академии искусств, но понял, что это - не его профессия, и - ушёл сам. Он подал прошение о зачислении его в армию, в военно-воздушные войска: его привлекала романтика лётной профессии, ещё неисследованные горизонты, совсем необжитая воздушная стихия.

Сент-Экзюпери становится рядовым солдатом, он будет служить и одновременно учиться на гражданского лётчика. Вскоре, уже в Марокко (Африка) он получит права и военного лётчика.

Теперь, когда его лётная мечта сбылась, Антуан вновь жаждет другого - стать художником -и заполняет блокнот за блокнотом своими рисунками...

В 1923 г. он попадает в катастрофу, и его демобилизуют из армии. Он вынужден искать работу: сначала он попадает на черепичный завод, где в пыльной и маленькой конторе занимается бухгалтерией. Потом переходит в фирму, торгующую грузовыми автомобилями. Именно в это время он начинает серьёзно писать, и первое опубликованное произведение -рассказ «Лётчик».

Сент-Экзюпери недолго пробыл торговым агентом, он рвётся в небо, и, к его радости, устраивается на службу в авиакомпанию, где становится одним из самых надёжных и старательных пилотов.

Слайды - на экране:

«Нельзя купить за деньги счастье полёта и близость к ярким звёздам»

А. де Сент-Экзюпери Здесь же - фотографии писателя в лётной форме и его самолёта.

В 27 лет он назначен начальником аэродрома в Кап-Джуби (Африка) - это маленький форт в пустыне на берегу Атлантического океана. Здесь отбывают наказание солдаты испанской армии.

Трудности лётной трассы над Сахарой заключаются в том, что здесь в то время бродили неспокойные арабы, которые совсем не жаловали белых колонизаторов. Они довольно метко стреляли по неуклюжим, капризным машинам, которые в те годы летали невысоко над землёй и их максимальная скорость не превышала 130 км. в час. В случае «удачной» охоты пилот попадал в плен, то есть в рабство.

Здесь, в Африке, был написан первый роман А. де Сент-Экзюпери - «Южный почтовый» (1929).

Слайд - на экране: обложка книги «Южный почтовый»

Писать Антуану приходилось урывками, по ночам, а большую часть времени, как начальник аэродрома, он разыскивал потерявшихся товарищей, спасал потерпевшие аварию самолёты, налаживал дружеские отношения с окружавшими форт племенами, с испанскими властями, с инспекторами компании, а ещё он охотился на львов, приручал лисят, страусят и хамелеонов. И за всю эту бурную, кипучую деятельность получил от арабов прозвище «Хозяин пустыни». Кстати, не всегда отношения Сент-Экзюпери с кочевыми племенами были мирными - в него, случалось, даже стреляли... Вот в таких трудностях выковывался характер писателя и человека.

Сент-Экзюпери первым ввёл в литературу тему лётчика. И всё-таки главное в произведениях писателя - не рассказ о каких-то событиях, а его мысли, которые он высказывает в связи с этими событиями.

Слайды - на экране:

«Величие всякой профессии, быть может, прежде всего, в том, что она объединяет людей».

«...лишь поняв свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, мы будем счастливы. Тогда мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти».

«Работа ~ только ради материальных благ - духовная тюрьма».

А. де Сент-Экзюпери

Антуан какое-то время работал в Аргентине (Южная Америка), в Буэнос-Айресе -директором по эксплуатации авиалиний, и здесь он встретил женщину, которая вскоре стала его женой - Консуэло Сунцин, родившуюся в крошечной деревне в Сан-Сальвадоре. Она занималась языками, любила и понимала литературу.

Слайд - на экране: писатель с супругой в день свадьбы

В 1931 г. супруги возвращаются в Париж, где в свет выходит вторая книга писателя -«Ночной полёт», а в декабре этого же года ему присуждают литературную премию «Фемина».

Слайд - на экране: обложка книги «Ночной полёт».

Сент-Экзюпери работает над сценариями для кино (по своим произведениям), устраивается на авиазавод - лётчиком-испытателем.

В 30-е годы во Франции, да и во всей Европе, начался экономический кризис, и Сент-Экзюпери в полной мере испытал на себе и нехватку денег, и моральную депрессию. Чтобы свести концы с концами, писатель устраивается внештатным сотрудником отдела пропаганды авиации: он пишет статьи и работает как во Франции, так и за рубежом - в Индокитае, в

странах Азии и Африки. Попутно он читает лекции об авиации в странах средиземноморского бассейна. А чуть позже едет спецкором в СССР, и здесь пишет цикл доброжелательных репортажей о нашей стране. Сент-Экзюпери был в Испании во время начавшейся там гражданской войны, и опубликовал серию репортажей с места событий.

Несколько раз Антуан за свою недолгую жизнь попадал в аварии и катастрофы, умирал от жажды и потери сил в пустыне, получал тяжёлые травмы и сотрясения мозга.. .За свои героизм и мужество в 1939 году отважный лётчик был награждён офицерским крестом Почётного легиона - высшим орденом Франции.

Будучи на лечении в Северной Америке, в Нью-Йорке, писатель создаёт новую книгу -«Земля людей» (1939).

На экране - слайды: обложка книги «Земля людей» и афоризмы писателя:

«...миру предстоит решить всего лишь одну проблему, одну-единственную: как вернуть

человечеству духовный смысл бытия, душевное беспокойство».

«Крайне необходимо, что и говорить, чтобы люди ели... Но ЛЮБОВЬ, и смысл жизни, и восприятие Бога более существенны».

«...куда мы идём в эпоху мирового чиновничества... К человеку, выхолощенному, лишённому творческой силы, который в деревнях не способен даже создать новый танец, новую песню. К человеку, вскормленному серийной, стандартной культурой наподобие того, как скот выкармливают сеном... Видите ли, жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами больше нельзя. Нельзя!.. Восприняв в виде духовной пищи лишь бары, математику и автомашины...моё поколение вовлечено сегодня в чисто стандартную деятельность...».

А. де Сент-Экзюпери

Сент-Экзюпери по своей сути был очень артистической натурой: он много рисовал, очень неплохо играл на скрипке. А ещё он был хорошим инженером-изобретателем, отличным математиком, способным физиком. Его биограф М. Мижо пишет по поводу разносторонней одарённости Сент-Экзюпери: «Поэт, писатель, лётчик, Сент-Экзюпери может с одинаковым успехом говорить и о биологии, физике, астрономии, социологии, психологии, творчестве изобретателя, музыке...» За Антуаном числятся несколько патентов на изобретения, но всё-таки главным делом для него была литература.

В мае 1939 г. Французская Академия присудила «Большую премию романа» писателю Сент-Экзюпери за его книгу «Земля людей».

Конец 30-ых годов. В воздухе Европы пахнет войной, и писатель публикует серию статей под общим заголовком «Война или мир?», в которых он призывает всё человечество не допустить войны. Дважды писатель побывал в фашистской Германии и пришёл в ужас от увиденного там. «В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места», - таков был итог наблюдений писателя над нацистской действительностью.

Нападением фашистов на Польшу 1 сентября 1939 года началась вторая мировая война, унесшая много миллионов человеческих жизней... И ещё одну - жизнь Антуана де Сент-Экзюпери...

Вот он в Тулузе учит молодых штурманов, готовит лётчиков. Ему предлагают пост в Министерстве информации, но писатель категорически отказывается оставаться в тылу: он рвётся на фронт, в истребительную авиацию. Он пишет другу: «Всё, что мне дорого, под угрозой.. .я хочу участвовать в войне во имя ЛЮБВИ к людям.. .я не могу не участвовать».

Его берут в авиационную часть дальней разведки 2/33, где он не только летает, но и пишет новую книгу - «Военный лётчик» (1942), а чуть позже - «Письмо заложнику» и «Цитадель».

Слайды - на экране: обложки этих книг («Цитадель» не переведена до сих пор на русский язык) и афоризм писателя:

«Я ни одной минуты не сомневаюсь в спасении...нас согревает тепло наших связей - поэтому мы победители».                        А. де Сент-Экзюпери

Когда французское правительство практически сдало страну на поругание фашистам, писатель решил уехать в Америку: он не верил в возможность освобождения Франции изнутри, без помощи союзников.

С декабря 1940 г. он рассказывает в США о положении в Европе, а также работает над военными изобретениями совместно с крупными американскими специалистами по аэродинамике и - продолжает писать. Его охотно издают: даже подпольная типография французских партизан переиздаёт книги Сент-Экзюпери, да и американцы тоже в восторге от его произведений. Успех «Военного лётчика» разрешил, наконец, все материальные затруднения автора.

С 1942 г. Антуан просит разрешения вступить в военно-воздушные силы «Сражающейся Франции», руководит которыми генерал де Голль.

Когда войска союзников высадились в Северной Африке, писатель уезжает туда - в Алжир. А за несколько месяцев до своего отъезда он закончил и сдал издателям в Нью-Йорке новую книгу - сказку «Маленький принц»(1943). Эта детская книга для взрослых содержит целую философию, о которой мы с вами поговорим чуть позже.

Слайды - на экране: обложка книги «Маленький принц» и рисунки автора

К маю 1943 г. вновь сформированные воздушные силы Франции, получив американскую технику и самолёты, с нетерпением ожидали, когда они вступят в бой. В это время французские лётчики с радостью узнают о приезде Сент-Экзюпери. Писатель тоже рвётся в бой, хотя ему уже 43 года, а для лётчиков предельный возраст - 35 лет.

Просьба Сент-Экзюпери была удовлетворена, он назначен в 1-ую эскадрилью разведгруппы 2/33, в которой уже воевал. Антуан совершает полёты с целью аэрофотосъёмки берегов родной Франции, теперь полностью оккупированной фашистами. Вооружённый только совершенной фотокамерой, без пулемёта и без брони, он снимает позиции немцев с высоты 8-9 тысяч метров. Высота и скорость - его главные союзники в поединках с немецкими истребителями. Но в последнее время писателя что-то очень часто преследуют неудачи...

Однажды он чуть не погиб когда у него испортился ингалятор. Чтобы избежать смерти от удушья, Сент-Экзюпери резко пикирует и ...теряет сознание. Только на высоте 4 километров он приходит в себя. И первое, что замечает, - силуэт немецкого истребителя, который, к счастью, удаляется, так ничего и не заметив.

А через несколько дней в полёте отказывает левый мотор. И вновь - встреча с «мессершмиттом», от которого он всё-таки уходит. Правда, к этому времени Сент-Экзюпери выполняет свою норму полётов. 5 боевых вылетов - на этом кончается его разрешение. Но его уже не остановить...

31 июля 1944 года, за три недели до освобождения Франции от немцев, майор Антуан де Сент-Экзюпери не вернулся с очередного задания. Он пропал без вести...

И только в 50-е годы в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись, документально подтвердившая, что самолёт Сент-Экзюпери был сбит фашистским истребителем и сгорел над морем. За месяц до гибели Антуану исполнилось 44 года...

Слайды - на экране: Сент-Экзюпери в кабине самолёта.

А. де Сент-Экзюпери признан во Франции национальным героем. Его имя присвоено улицам во многих французских городах - в Париже, Лионе,Реймсе, а также авиабазе в Сент-Дизье. Мемориальные доски, памятные медали, два выпуска почтовых марок с его портретом, многочисленные кружки любителей творчества Сент-Экзюпери, носящие его имя, - всё это

говорит само за себя. Во всём мире тиражи его книг огромны, его биография вышла в серии «Лучшие писатели разных веков»...

В 2009 году исполняется 65 лет со дня гибели легендарного французского лётчика-писателя, а в 2010 году мировая общественность отметит юбилей Сент-Экзюпери - 110 лет со дня рождения.

Многие яркие звёзды на литературном небосклоне гаснут, не выдерживая проверки временем. А звезда Сент-Экзюпери по-прежнему на орбите. Да, модное увлечение писателем прошло, но осталась подлинная популярность и не слабеющий интерес к нему читателей. И не случайно российские космонавты поставили Сент-Экзюпери первым в списке своих самых любимых авторов.

Книги его продолжают читать во всех уголках земли, ибо они рассказывают о смысле и цели жизни. Ибо они проникнуты верой в величие человека и его призвание. Ибо они излучают человеческое тепло. Ибо они обращены к людям. Ибо они - противоположны тому, чем стала сегодня литература...

Слайд - на экране:

«Произведения Сент-Экзюпери - это гимн человеку-творцу и преобразователю жизни, он считает, что «люди связаны общим делом, общим домом, общей судьбой, и эта реальная связь не может не создавать между ними внутренней духовной связи - нерасторжимой связи, именуемой братством».

В.П. Григорьев

О чём предупреждал нас писатель уже в 30-ых - 40-ых годах прошлого века? Вдумайтесь в эти слова: они как будто сказаны СЕГОДНЯ - для нас с вами:

Слайд - на экране:

«Сама субстанция людей находится под угрозой. Но когда она будет спасена, перед нами

встанет основной вопрос нашего времени. Вопрос этот - о путях человека. А на вопрос этот

не предлагается никакого ответа, и у меня чувство, что мы идём к самым чёрным временам

мира».

А. де Сент-Экзюпери

Что нам нужно делать, как себя вести, чтобы не случилось самого страшного - техногенной катастрофы и гибели людей на планете Земля? Об этом и о многом другом мы узнаём из книги

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», к обсуждению которой мы и приступаем сейчас.

Слайды - на экране: обложка книги «Маленький принц» и рисунки автора.

Свои стихи и сказки писатель начал сочинять с раннего возраста, но свою лучшую сказку он написал, когда ему было уже 42 года, в дни войны. И он сам иллюстрировал свою книгу, посвятив её своему лучшему другу Леону Верту.

Показать иллюстрации к книге «Маленький прини» или вывести их слайдами на экран

«Маленького принца» Сент-Экзюпери писал в 1942 году, в Нью-Йорке. Солидарностью с детством он хотел защититься от войны, которая продолжалась в Европе, от политических интриг и возни своих земляков-французов в эмиграции, с которыми он не сумел найти общего языка. Это произведение - типичная сказка с моралью, а вернее - с многими нравственными поучениями. Сам же главный её герой является воплощением автора - его философии и морали.

Вопросы для обсуждения:

1.   Интересно было читать сказку? О чём она, расскажите кратко.

2.   Давайте вдумаемся в заголовок. На что настраивает нас такое название?

3.   Почему автор обращается к «сказочной» форме?

4.   От чьего лица ведётся повествование?

5.   Когда происходит действие? Где разворачиваются события?

6.   Каким предстаёт перед нами Маленький принц при первом знакомстве? (детали портрета, поведения)

7.   Как он относится к своей планете?

8.   Какие у него представления о жизни, какие правила?

9.   Что представляет из себя попавшая на планету Роза? Почему она часто ставит Маленького принца в тупик? Какая она? Какой у неё характер? (хвастливая, кокетливая, капризная, обидчивая, красивая...)

10. Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

11. Как Роза отнеслась к решению Маленького принца?

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.

12. Чем, по мнению автора, взрослые отличаются от детей? (гл. IV)

13. Почему автор так ценит мир детства?

14. Как вы думаете, что даёт истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами?

15. Какой рисунок барашка понравился малышу больше всего?

16. А на что похожа обыкновенная шляпа, если на неё смотреть глазами маленького мальчика? (на удава, проглотившего слона!) Как вы полагаете, все ли взрослые могут так же фантазировать, как и дети?

17. Почему нужно выпалывать первые ростки баобабов? Что подразумевается под этим АЛЛЕГОРИЧЕСКИМ образом?

18. Каков король - обитатель первой планеты? (неограниченная власть и беспрекословное повиновение - предел его мечтаний, однако его слова о том, что «власть должна быть разумной» - отчасти примиряют Маленького принца с этим властолюбцем, так как эти слова пронизаны гуманизмом).

19. Каков обитатель второй планеты? (равнодушие, эгоизм, самовосхищение и самовосхваление, тщеславие и пустота - вот черты его характера). Как повёл себя Маленький принц? (сбежал на другую планету)

20. Каков житель третьей планеты? (горький пьяница). Какие чувства он вызывает у героя? А у вас?

21. Симпатичен ли вам образ «делового человека», занятого бессмысленным подсчётом звёзд на небе? (это уже социальная сатира автора на «бизнесменов»).

Образы почти всех обитателей соседних планет, воплощающих человеческие пороки в их обнажённой сути, доведены автором до ГРОТЕСКА.

22. Каков обитатель пятой планеты? (фонарщик, работа которого восхищает Маленького принца. Из встреченных малышом людей он выделяет его особо: за верность слову, за умение работать, не покладая рук, и вопреки лени и трудностям освещать людям путь, за то, что этот взрослый «думает не только о себе». И Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком.)

23. Что вы можете сказать о географе - обитателе шестой планеты? (сначала он тоже кажется настоящим, но скоро принц разочаровывается в нём. Почему? Потому что он «никогда не выходит из кабинета» и обо всём интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не

интересует даже собственная планета, так как он считает себя «очень важным лицом» и «ему некогда разгуливать». Но именно географ, думающий о вечном, заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. Он же советует мальчику посетить планету Земля, у которой «неплохая репутация».).

24. О чём думает Маленький принц перед последним путешествием на Землю? (с Землёй связана его последняя надежда найти праведников).

Слайды - на экране:

«Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей... Чего ради нам ненавидеть

друг друга?»

«...пустыня совсем не там, где кажется... людный город полный суеты, - та же пустыня, если утратили силу магнитные полюсы жизни»

А. де Сент-Экзюпери

25. Как вы понимаете эти слова?

26. Как вы представляете себе пустыню?

27. Почему, оказавшись в пустыне на Земле, принц спешит на гору? (гора - СИМВОЛ спасения, и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенствованию духа и добродетели).

28. Кого увидел Маленький принц в пустыне? (лётчика, потерпевшего аварию).

29. За кого лётчик принял принца? (за своего ангела-хранителя).

30. Похож ли лётчик на всех прежних персонажей сказки? (нет. Он общителен, участлив, бескорыстен и заботлив. В душе его сохранились доброта, отзывчивость, человечность, милосердие).

Итак, на планете Земля надежды Маленького принца оправдались: человек сомневается, ищет, просит, его не покинула вера, - значит, он настоящий!

31. Почему сказка начинается и заканчивается встречей со Змеёй? (змея - искусительница, она несёт зло, её укус смертелен. Маленький принц, жертвуя собой, спасает человека от её укуса, то есть ценой своей жизни побеждает зло. Но есть и другое объяснение: по преданиям некоторых африканских племён, именно змея берёт ребёнка из рук Бога и передаёт его родителям. А ещё она СИМВОЛИЗИРУЕТ чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой. Змея, которая приняла Маленького принца на Земле, показывает ему дорогу к людям и предостерегает, что в конце повествования она поможет ему, дав своего яда, вернуться на родную планету. То есть, в данном случае, Змея - это СИМВОЛ мудрости.).

32. Почему Маленький принц горько плачет, увидев на земле сад с многочисленными розами? (оказывается, его любимая Роза его обманула, сказав, что она единственная).

33. Нравится вам Лис? Чему он учит принца? Вы согласны с ним? (нужно помнить, что Лис -это сам автор - взрослый Сент-Экзюпери. А вообще лис - это фигура из народных сказов, олицетворение жизненной мудрости. Он знакомит малыша с человеческим сердцем, учит его ритуалам любви и дружбы, о чём люди забыли, а потому лишились друзей и потеряли способность любить. В словах Лиса мы вновь слышим СИМВОЛ веры Сент-Экзюпери: познать что-нибудь можно, лишь «приручая»; «приручение» состоит в «создании уз»: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в них, мы ведь «в ответе за то, что приручили»

34. Что или кого СИМВОЛИЗИРУЕТ в сказке Роза? (третья, наряду со Змеёй и Лисом символическая фигура - Роза, которую Маленький принц выращивает на своей планете и которая доставляет ему столько забот и беспокойства. Прекрасная и капризная роза символизирует женщину - жену писателя, Консуэло).

Итак, в словах Лиса - вера автора: познать что-нибудь можно, лишь «приручая». И даже если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твёрдо знает: его Роза - единственная на свете, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце ЛЮБОВЬЮ. Потому он и возвращается к своей Розе.

Мудро и ненавязчиво в сказке проводится мысль о том, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. ЛЮБОВЬ - это труд души!

Слайд - на экране:

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

А. де Сент-Экзюпери

Вот секрет, открытый принцу Лисом. И не случайно Маленький принц повторяет слова Лиса, «чтобы лучше запомнить». Важно, чтобы их запомнили вы ребята: надо уметь быть верным в ЛЮБВИ и в ДРУЖБЕ, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый из нас в ответе не только за самих себя, но и за своих близких и любимых людей.

35. Что, по-вашему, в дружбе самое главное?

36. Что понял Маленький принц во время своего путешествия?

37. Какие слова вам показались самыми главными в сказке?

Слайд - на экране:

«Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

А. де Сент-Экзюпери

В своей сказке автор как бы заставляет читателей изменить угол зрения на привычные явления. Он подходит к постижению очевидных истин: нельзя заставлять генералов порхать^ как бабочки, с цветка на цветок; нельзя прятать звёзды в банке и бессмысленно их пересчитывать; человек должен отвечать за тех, кого приручил - будь то цветок, кошка или другой человек... Всё так просто и одновременно сложно.

Ради того, чтобы улететь на свою планету, принц должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. И как бы ему ни было страшно, принц примет эту смерть - потому что он в ответе за свою любимую планету, за свою Розу.

38. Как вы думаете, изменился ли сам Маленький принц во время своих странствий? (конечно, особенно после встречи с Лисом: он узнал дружбу и любовь).

39. С какими мыслями и чувствами мы прощаемся с малышом?

40. Посмотрите на небо.. .Как вы думаете, вернётся ли к нам когда-нибудь Маленький принц?

Слайды - на экране:

«Это очень печально, когда забывают друзей»

«...единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения...»

«У каждого человека свои звёзды»

А. де Сент-Экзюпери

41. Перед тем, как улететь, Маленький принц «кое-что подарил» взрослому другу. Что это был за подарок? («Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!.. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнёшь окно, и тебе будет приятно...»).

Звучит песня «Маленький принц» (муз. М. Таривердиева, ел. Н. Добронравова)

Слайды — на экране:

«...в человеке надлежит постоянно поддерживать ...всё, что возвышенно в нём и велико...»

«Совершенство всегда недосягаемо. У него одно лишь значенье - значенье звезды, ведущей тебя вперёд. Совершенство - одно направление, это стремление к цели».

А. де Сент-Экзюпери

На этом пути будут ошибки и противоречия, и преодоление их, по словам А. де Сент-Экзюпери, - «единственно плодородная почва, на которой возможен наш рост».

42. Ребята, каждая книга для чего-то написана, чему-то учит. Писатель создаёт свои произведения, надеясь на наше понимание. Что же хотел сказать нам Сент-Экзюпери своей сказкой? О чём она?

Использованная литература:

1.     Сент-Экзюпери, А. де. Ночной полёт. Планета людей. Военный лётчик. Письмо заложнику. Маленький принц .- М.: Правда, 1979 .- 336 с: ил.

2.     Сент-Экзюпери, А. де. Планета людей: повести / пер. с фр. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988 .- 368 с.

3.     Сент-Экзюпери, А. де. Планета людей: повесть. Военные записки. 1939-1944 / пер. с фр.; вступ. ст. Л.Г. Андреева .- М.: Дет. лит., 2001 .- 317 с: ил. - (Школьная библиотека).

4.     Буковская, А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма / пер. с польск. А.Н. Ермонского предисл. Т.В. Балашовой .- М.: Радуга, 1983 .- 208 с: ил.

5.     Григорьев, В.П. Антуан Сент-Экзюпери: пособие для учащихся .- Л.: Просвещение, 1973 .- 127 с: ил. -(Биография писателя).

6.     Кейт, К. Антуан де Сент-Экзюпери: небесная птица с земной судьбой / пер. с англ .- М.: ЗАО Центрполифаф, 2003 .- 655 с: ил. - (Великие имена).

7.     Ожегов, СИ. Словарь русского языка .- Изд. 4-е, испр. и доп. - М., 1961 .- 900 с.

8.     Словарь иностранных слов .- 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1979 .- 624 с.

9.     Вайсман, Н.И. «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» Сент-Экзюпери в VIII классе) / Н.И. Вайсман, Р.Ф. Гарват // Лит-ра в шк. - 1992 .- №1 .- С. 118-124.

10.   Гавриш, Т.Р. «За всех в ответе...»: к 100-летию со дня рождения А. де Сент-экзюпери // уроки лит-ры (прилож. к журн. «Лит-ра в шк.» №6).- 2000. - №2 .- С.8-11.

11.  Лобанова, Л.В. «Почва, на которой возможен наш рост»: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери // Уроки лит-ры .-200 .-№2 .-С. 11-13.

12.  Урукова, Л.А. Ты нам нужен, маленький принц!: сказка А. де Сент-Экзюпери // Уроки лит-ры .- 2000 .- №2 .-С.14-15.

Дополнительный материал к мероприятию:

В наше время во Франции собрались с должным размахом экранизировать национальное достояние - повесть А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Бюджет картины составляет 18 миллионов евро. Предполагается, что фильм, сделанный на компьютере в актуальном формате 3D, будет состоять из 52 эпизодов.

Сказку эту ранее неоднократно экранизировали: в 1966 г. - литовский режиссёр Арунас Жебрюнас снял игровую картину с Донатосом Банионисом в одной из главных ролей. В 1974 г. выходил одноимённый фильм Стэнли Донена. А в конце 70-ых в Японии даже выходил аниме-сериал про Маленького принца.

Будучи лётчиком, он (А. де Сент-Экзюпери) обнаружил, что мы - обитатели, в общем, небольшой и очень уязвимой планеты и что наше существование зависит от того, поймём мы или нет, что пробным камнем является уважение к человеку. Понять же это можно лишь при условии возрождения человека - человека как носителя высокого духовного начала. В этом конечная цель творчества Сент-Экзюпери, всей его деятельности, до последнего дня, до последнего полёта.

Л. Андреев

Современность в представлении Сент-Экзюпери - в представлении верном - это мир, который лишился Фонарщика, то есть утратил смысл, задавленный буржуазным прагматизмом, беспардонным политиканством, бездушным техницизмом.

Л. Андреев

Полёты Сент-Экзюпери ...приобретали символическую функцию возвышения над низменным миром буржуазной практики, над обществом «счетоводов и лавочников». Жизнь в авиации была противоположностью их пустого, бессмысленного существования....Жизнь в авиации - это жизнь на пределе возможностей, мобилизация всех возможностей человека, возможностей его духа. Истинная Жизнь.

Л. Андреев

Проницательно, пророчески Сент-Экзюпери оценил и осудил то, что после Второй мировой войны назовут «потребительской цивилизацией». Он писал, что после победы над нацизмом, в которой он не сомневался, с необыкновенной остротой встанет «главный вопрос нашего времени» - вопрос о назначении человека, о смысле бытия. И вот тогда общество буржуазное общество, окажется перед пустотой, которую нечем будет заполнить. Ибо богом этого мира стала вещь.

Сент-Экзюпери часто писал о вещах. Они были для него точным обозначением бездуховности, неспособности понять сущность. Вещизм — ненавистное писателю, уродливое порождение торгашеских общественных

отношений. Смысл человеческого существования низводится к производству вещей и их потреблению. Такое существование Сент-Экзюпери отвергал с негодованием и презрением. Оно убийственно для человека, ибо по убеждению Сент-Экзюпери, человеком становятся отдавая, а не приобретая, человек измеряется тем, что отдано другим людям, обществу а не тем, что приобретено, что потреблено. Жизнь потребительская - жизнь животная, а не человеческая.

Л. Андреев

Его неудержимо влечёт пустыня — «я люблю пустыню»...Пустыня казалась писателю особым миром, подобным небу... Там нет «счетоводов и лавочников», там не действуют законы, регулирующие их существование. Человек в пустыне абсолютно свободен, он предоставлен самому себе, погружён в себя. В пустыне господствуют «силовые линии», вынуждающие человека, как и в полёте, жить на пределе своих возможностей. Пустыня, как и небо, - полигон человеческого духа.

В пустыне человек познаёт цену жизни. Пустыня напоминает о «простых» истинах, об истине воды как источника жизни... В пустыне познаётся человеческое братство, цена человека, давшего испить воды умирающему от жажды. Так было с самим Сент-Экзюпери. Он очень прочно стоял на земле, и его метафоры питались жизненным опытом, а не полётом фантазии.

Л. Андреев

Это мой долг. Еду на войну. Для меня невыносимо оставаться в стороне, когда другие голодают; я знаю только один способ быть в ладу с собственной совестью: этот способ — не уклоняться от страдания.

А. де Сент-Экзюпери. Из письма жене Консуэло, апрель 1943 г.

...Грущу обо всех...Главное, люди теряют надежду, им не хватает солнца...

А. де Сент-Экзюпери. Из письма X, ноябрь 1943 г.

...люди нашей эпохи попали в ловушку. Телефонная цивилизация невыносима. Подлинное присутствие сменилось карикатурой на присутствие. С человека на человека теперь переключаются так же, как в одну секунду поворотом ручки приёмника переключаются с Иоганна Себастьяна Баха на «Пойдём-ка, цыпочка». Нынче ни на чём не сосредоточишься, человек сейчас во всём и ни в чём. Ненавижу это растворимое человечество.

А. де Сент-Экзюпери. Из письма г-же Франсуа де Роз, май 1944 г.

...я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть что делать и после неё.

А. де Сент-экзюпери. Из письма Ж. Пелисье, июль 1944 г.

Письмо матери

[Борго, июнь 1944 г.]

Мамочка, мне так хочется, чтобы Вы не волновались обо мне и получили это письмо. У меня всё в порядке. Во всём. Грустно только, что так долго не виделся с вами. И я очень тревожусь за Вас, милая моя старенькая мамочка. В какое несчастное время мы живём!

Для меня было ударом узнать, чтоДиди потеряла свой дом. Ах, мамочка, как бы я хотел ей помочь! Но в будущем пусть она твёрдо рассчитывает на меня. Когда оке наконец будет возможно сказать тем, кого любишь, о своей любви к ним?

Мама, поцелуйте меня от всего сердца, как я вас целую.

Антуан

(Это последнее письмо Сент-Экзюпери матери дошло до неё лишь год спустя после его гибели, в июле 1945 года.)

Печальная и насмешливая сказка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. А впрочем...Ведь и в подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу смыслом скрыто порою иносказание, глубинные пласты великой мудрости. Не всё здесь маленький читатель поймёт разумом, но многое разбудит его воображение западёт в память и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнёшься, и взгрустнёшь, а главное & непременно задумаешься. Ибо сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна. Сказка эта — мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям. О нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой ещё не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле.

Нора Галь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки истины и доброты ( по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери )

Разработка урока по сказке "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери...

Тест по сказке "Маленький принц"

Сказка читается детьми самостоятельно, чтбы оценить знание содержания, составила тест....

А. де Сент - Экзюпери. Философская сказка "Маленький принц". Презетация к урокам литературы.

Учебно- методические разработки и иллюстрации в форме презентации к урокам литературы по произведению А. де Сент - Экзюпери "Маленький принц"....

Проверочная работа на знание текста сказки "Маленький принц"

На слайде даны иллюстрации к сказке "Маленький принц". Учащимся необходимо соотнести их с фрагментами текста....

Тест по сказке «Маленький принц» (6 класс)

Тест по сказке «Маленький принц» (6 класс)...

Размышления о Добре и Любви в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Педагогическая мастерская создана по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», помещённой в учебнике литературы для 6 класса («Литература. 6 класс» в 2-х частях, под редакцией...

«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)

Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....