Размышления о Добре и Любви в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Педагогическая мастерская создана по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», помещённой в учебнике литературы для 6 класса («Литература. 6 класс» в 2-х частях, под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной и др.  М.: Просвещение,2012).

Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умения анализировать произведение, а также способствует развитию воображения, логического и критического мышления, развитию речи.

Нравственная ценность  мастерской – Дружба, Любовь, Доброта и Отзывчивость. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится наиболее актуальным. Ее актуальность  возрастает в современном мире, когда идет  резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм и ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Академия постдипломного

педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра филологического образования

Курсовая работа по программе повышения квалификации

«Инновационные технологии в преподавании русского

языка и литературы в контексте ФГОС»

Тема: «Размышления о Добре и Любви в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери»

Выполнила

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №242

с углубленным изучением

физики и математики

Матуева Любовь Юрьевна

Тел. 89214235759

lsagala1965@mail.ru

Руководитель –

К.п.н., доцент кафедра

филологического образования

Орлова Ольга Васильевна

Санкт-Петербург

2020

Методический комментарий.

Педагогическая мастерская создана по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», помещённой в учебнике литературы для 6 класса («Литература. 6 класс» в 2-х частях, под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной и др.  М.: Просвещение,2012).

Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умения анализировать произведение, а также способствует развитию воображения, логического и критического мышления, развитию речи.

Нравственная ценность  мастерской – Дружба, Любовь, Доброта и Отзывчивость. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится наиболее актуальным. Ее актуальность  возрастает в современном мире, когда идет  резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм и ценностей.

Технологическая карта мастерской «Размышления о Добре и Любви» по сказке А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель: освоение понятий «дружба», « любовь»,  «доброта», «отзывчивость»; возможность выбора  выбранной нравственной ценности.

Задачи:

1. Создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором.

2. Развитие эмоционально - образного и аналитического мышления, монологической речи, умения сопоставлять и делать выводы.

3. Воспитание чувства ответственности за близких людей, доброты, чуткости.

Организация пространства: посадка по группам 5-6 человек

Алгоритм

  1. Индивидуально:

– Напишите, что вы считаете самой большой ценностью в этом мире.

  1. В группе:

– Поделитесь в группе, назовите ваши ценности и выберите 3 наиболее важные.

  1. Межгрупповая социализация с записью на доске.
  2. В группе:

– Каковы взаимоотношения героев данного отрывка? (см. Приложение 1).

  1. Межгрупповая социализация.
  2. В группе:

– Какие чувства испытывают герои при прощании? (см. Приложение 2).

  1. Межгрупповая социализация.
  2. В группе:

- Почему Маленький принц расстроился, когда попал в сад, полный роз? (см. Приложение 3).

  1. Межгрупповая социализация.
  2.  В группе:

- И тут на помощь Маленькому принцу приходит Лис, что он называет «приручением»?

- Как вы понимаете суждение Лиса о том, что «слова только мешают понимать друг друга»? (см. Приложение 4)

  1.  Межгрупповая социализация.
  2.  В группе:

- Какой секрет-подарок преподнес Лис на прощание Маленькому принцу?

- Как вы считаете, та роза, что выросла на планете Маленького принца, была единственной или такой же, как тысячи других? (см. Приложение 5)

  1.  Межгрупповая социализация.
  2.  В группе:

- Согласны ли вы с тем, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»?

  1.  Социализация – озвучивание.  (Методический комментарий: в дискуссии высказываются все и развивают тему «Дружба как главная ценность нашего времени»).
  2.  Рефлексия:

Я задумался о том, …

Я понял, что…/ как…

Меня взволновало то…

Я захотел получить ответ на вопрос …

Мне было трудно …

Я хочу / не хочу прочитать сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Свой вариант ( начиная со слов Я или Мне)…


Приложение 1

Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанная, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

Маленький принц не мог сдержать восторга:

- Как вы прекрасны!

- Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!

А она вскоре заметила:

- Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне...

Маленький принц очень смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой.

Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она сказала ему:

- Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!

- На моей планете тигры не водятся, - возразил Маленький принц. - И потом, тигры не едят траву.

- Я не трава, - тихо заметил цветок.

- Простите меня...

- Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?

- Растение, а боится сквозняков... очень странно... - подумал Маленький принц. - Какой трудный характер у этого цветка.

- Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла...

Она не договорила. Ведь ее занесло сюда, когда она была еще зернышком. Она ничего не могла знать о других мирах. Глупо лгать, когда тебя так легко уличить! Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы Маленький принц почувствовал, как он перед нею виноват:

- Где же ширма?

- Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!

Тогда она закашляла сильнее: пускай, его все-таки помучит совесть!

Приложение 2

А когда он в последний раз полил чудесный цветок и собрался накрыть колпаком, ему даже захотелось плакать.

- Прощайте, - сказал он.

Красавица не ответила.

- Прощайте, - повторил Маленький принц.

Она кашлянула. Но не от простуды.

- Я была глупая, - сказала она, наконец. - Прости меня. И постарайся быть счастливым.

И ни слова упрека. Маленький принц очень удивился. Он застыл, растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?

- Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как я. Постарайся быть счастливым... Оставь колпак, он мне больше не нужен.

- Но ветер...

- Не так уж я простужена... Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я - цветок.

- Но звери, насекомые...

- Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверно, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

- Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок...


Приложение 3

- Добрый день, - сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

- Добрый день, - отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

- Кто вы? - спросил он, пораженный.

- Мы - розы, - отвечали розы.

- Вот как... - промолвил Маленький принц.

И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, - ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже..."

А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."

Он лег в траву и заплакал…


Приложение  4

- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...

- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

- Пожалуйста... приручи меня!

- Я бы рад, - ответил Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.

- А что такое обряды? - спросил Маленький принц.

- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы, и я никогда не знал бы отдыха.

Так Маленький принц приручил Лиса.


Приложение 5

И вот настал час прощанья.

- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

- Да, конечно, - сказал Лис.

- Но ты будешь плакать!

- Да, конечно.

- Значит, тебе от этого плохо.

- Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.

Он умолк. Потом прибавил:

- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.

Розы очень смутились.

- Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

- Прощай... - сказал он.

- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

- Потому что я отдавал ей все свои дни... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

- Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Полухина, В.П. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 /  В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин;  под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.: ил.
  2. Белова, Н.И. Технология педагогических мастерских: вхождение в ценности: методическое пособие / Н.И. Белова, О.В. Орлова; под общ. ред. Н.И. Беловой. – Москва: РУДН, 2019 – 320с.: ил.  
  3. Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

https://deti-online.com/skazki/sbornik-skazok/malenkiy-princ/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Уроки истины и доброты ( по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери )

Разработка урока по сказке "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

Статья на тему: «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Статья на тему:  «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери....

«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)

Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....