Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Тематическое планирование по литературе по учебнику В.Я. Коровиной  5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №8

города Аткарска Саратовской области  

УТВЕРЖДЕНО на заседании Педагогического совета

Протокол от 28.08.2014   № ____

         «Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ №8

___________/________/

ФИО

«___»___________2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МОУ-СОШ №8 города Аткарска

от 28.08.2014 №______

Директор школы

___________ Е.В. Калинина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

5 класс

Земляновой Нины Сергеевны

2014/2015 учебный год

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

Протокол от 28.08.2014 № ____

Руководитель ШМО

___________ И.О. Фамилия

г. Аткарск

  1. год

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2011   и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон, носителе. В 2-х частях/ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом

         Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки сочинений

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность (плагиат не допускается), оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

 

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 75 – 89 %;

«3» - 60 – 74 %;

«2»- менее 60 %.

Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

Рекомендуемое количество и объём сочинений по литературе

Классы

Объём

Количество сочинений

классных

домашних

Всего

1.

5 класс

1-1,5 стр.

4

-

4

2.

6 класс

1,5-2 стр.

3

1

4

3.

7 класс

2-2,5 стр.

2

2

4

4.

8 класс

2,5-3 стр.

2

3

5

5.

9 класс

3-4 стр.

3

3

6

6.

10 класс

4-5 стр.

4

3

7

7.

11 класс

5-7 стр.

4

3

7

 

6. Техника чтения

5 класс: 100-110 слов в минуту;   6 класс: 110-120 слов в минуту; 7 класс: 120-130 слов в минуту, считая  это  средней  скоростью  в  последующих  классах.


3. Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем, последовательность их изучения

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий (теоретическое или практическое, количество часов)

Виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

Дата проведения урока

1 четверть

ВВЕДЕНИЕ.

план

факт

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

1

Вводный урок, теоретическое, 1

Лекция, беседа,

работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

5 ч

2

Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор

1

Комбинированный урок.

Практическое, 1

Лекция, беседа, работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

3

Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» -  сказка о мудрости и красоте

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

4

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

5

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

6

Внеклассное чтение

Мои любимые сказки

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа, работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания,

работа в группах.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 ч

7

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

 1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 века

1 час

8

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

Комбинированный урок.

теоретическое и практическое,1

Лекция, беседа, проблемные задания

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

9 ч

9

Русские басни. Басня и его родословная. Басня как литературный жанр

1

Вводный урок

Теоретическое и практическое,1

 Работа с текстом, проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

10

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягнёнок»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником, выразительное чтение

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

11

И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

1

Комбинированный урок. Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение

Чтение наизусть

12

И.А. Крылов. «Волк на псарне»

1

Урок контроля знаний.

Практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Чтение наизусть

13

Внеклассное чтение

Басенный мир И.А. Крылова

1

Урок контроля знаний.

практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

14

В. А. Жуковский.  Баллада «Кубок»

1

Водный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

    15

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

16

А. С. Пушкин.   Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

1

Вводный урок.

Теоретическое и практическое,1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Чтение наизусть.

17

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1

Комбинированный урок.  Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа, работа с учебником, выразительное чтение

Чтение наизусть.

18

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

1

Комбинированный урок.

Практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах

19

Пушкинская сказка – «прямая наследница народной»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

20

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

1

Урок Развития речи

Практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах

21

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

.

1

Вводный урок. .

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах

22

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

23

В.М. Гаршин. Человек обострённой совести. Сказка «Attalea Prinseps»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

24

Внеклассное чтение. Писатели-сказочники и их герои.

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

    25

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

Вводный урок, теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

26

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником, чтение наизусть

Чтение

 наизусть

27

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

Вводный урок, теоретическое и практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

28

Реальное и фантастическое в сюжете повести

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах

29

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

1

Вводный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя, беседа; опорные записи; работа с книгой, словарем

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

30

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Чтение наизусть

31

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя, беседа; опорные записи; работа с книгой, словарем, выразительное чтение

Чтение наизусть.

32

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной крепостной России в рассказе

1

Вводный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя, беседа; опорные записи; работа с книгой, выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах

33

Герасим и его окружение

1

Комбинированный урок.

теоретическое и практическое, 1

Беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

34

Герасим и Муму. Счастливый год

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

35

Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму».   Подготовка к сочинению.

1

Урок развития речи, теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста,

 устное рисование, анализ текста

Составление плана, письменный анализ

36

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и

Практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

 Чтение наизусть.

37

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа

1

Вводный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, работа со словарём, выразительное чтение фрагментов чтения.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

38

Странная дружба  Жилина и Дины

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

39

Два пленника: Жилин и Костылин. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания; индивидуальные задания, работа с учебником, выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

40

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания, выразительное чтение текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

41

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе. Лирика Ф. И.Тютчева,

А.Н.Плещеева, И.С.Никитина и др.

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Работа с текстом, проблемные задания, выразительное чтение текста

Чтение наизусть

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXВ.

18 ч

42

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

43

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

Вводный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя,беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

44

Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

45

Анализ эпизода из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

Урок развития речи.

Практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, работа со словарём

Письменная работа

46

С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Чтение, аналитическая беседа; пересказ, составление портрета героев.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

 47

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

1

Комбинированный урок. Теоретическое и

Практическое, 1

Чтение, аналитическая беседа; пересказ.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах, чтение наизусть.

48

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Беседа; выразительное чтение фрагментов текста, краткий пересказ.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

49

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

1

Комбинированный урок. Теоретическое и

Практическое, 1

Чтение, аналитическая беседа; пересказ.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания

50

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение, пересказ

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

51

С.Я. Маршак.  Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Комбинированный урок.

теоретическое и практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

52

Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»

1

Урок развития речи,

практическое, 1

Самостоятельная
работа: составление плана

Письменная работа.

53

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

Вводный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

54

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

55

Человек и природа в рассказе

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение фрагментов текста, краткий пересказ

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

56

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

1

Комбинированный урок. Теоретическое и

Практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Чтение наизусть

57

Писатели улыбаются. Саша Черный.   Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».  Юмор в его рассказах

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

58

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1

Комбинированный урок.

теоретическое и практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

59

К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Беседа; проблемные вопросы, выразительное чтение

Чтение наизусть

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

60

Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд»

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Беседа; выразительное чтение, проблемные вопросы.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

61

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо

1

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя. Беседа; выразительное чтение фрагментов текста.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

62

X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

1

Урок развития речи, практическое, 1

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста, творческое задание

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

63

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

2

Комбинированный урок.

теоретическое и практическое, 1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, пересказ фрагментов

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

64

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя. Беседа; выразительное чтение фрагментов текста.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

65

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя. Беседа; выразительное чтение фрагментов текста.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

66

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

Комбинированный урок.

Теоретическое и практическое, 1

Рассказ учителя. Беседа; выразительное чтение фрагментов текста.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания.

67-68

Итоговый урок Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

2

Комбинированный урок.

теоретическое и практическое, 2

Аналитическая беседа, проблемные вопросы.

Фронтальный опрос,

индивидуальные

задания, работа в группах.

4. Содержание тем учебного курса

№ п/п

Перечень и название раздела и тем курса

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы

Содержание учебной темы:

Основные изучаемые вопросы

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы учащихся

Введение

1

Книга в жизни человека

Теоретические и творческие задания.

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Устное народное творчество.                                                       

5

Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Жанр сказки.

Теоретические и практические задания.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; жанровые особенности сказок. Уметь охарактеризовать героев сказки, составить связный рассказ о герое.

Текущий контроль

Работа с книгой, проведение исследования

Из древнерусской литературы 

2

Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Повести. Летописи.

Теоретические и практические задания.

Знать: жанры древнерусской литературы 

Уметь: характеризовать стиль произведения древнерусской литературы.

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Из литературы 18 века

1

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Теоретические и практические задания.

Знать: иметь представление о месте М. В. Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтического произведения.

Уметь: жанровую принадлежность произведения

Текущий контроль

Работа с книгой, анализ новых сведений, проблемные вопросы.

Из литературы 19 века 

33

Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке. Баллада (начальное представление). Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Теоретические, практические, творческие задания.

Знать: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль; особенности жанра баллады, отличия литературной сказки от народной  

Уметь: охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил
И. А. Крылов; В.А. Жуковский, А.С. Пушкин; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях, балладах; определять роль
пролога в поэме «Руслан и Людмила»;
 выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки.

Текущий контроль, контрольные и творческие работы

Работа с книгой, конспектирование, наблюдения и исследования, решение проблемных вопросов, творческое осмысление прочитанного.

Из русской литературы 20 века

16

Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). Речевая характеристика персонажей.

Теоретические и практические задания.

Знать: знать этапы жизни писателей; содержание произведений, уметь описывать и характеризовать центральные образы;
Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Текущий контроль

Работа с книгой, анализ средств создания художественного образа.

Поэты о Великой Отечественной Войне

3

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.  

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Теоретические, практические и творческие задания.

Знать: поэтов
военного времени и их творчество; знать их стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произведения,
в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному.

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

2

Стихотворный ритм и выразительно-изобразительные средства как  способ передачи эмоционального состояния, настроения.

Теоретические и практические задания.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Писатели улыбаются

1

Юмор (развитие понятия).

Теоретические и практические задания.

Знать содержание рассказа, владеть умением анализа текста художественного произведения.

 Уметь находить литературные аналоги и сравнивать различные литературные источники

Из зарубежной литературы

8

Баллада (развитие представлений). Художественная деталь (начальные представления). Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Теоретические и практические задания.

Знать: биографические сведения о зарубежных писателях, содержание их произведений; знать их жанровые и композиционные особенности.

Уметь: характеризовать поведение и характер главных героев, их душевные и нравственные качества

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Итоговый урок. Подведение итогов. Список литературы на лето.

1

Биографии поэтов и писателей, теоретико- литературные понятия, основы анализа текста, средства выразительности.

Теоретические и практические задания.

Знать: изученные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать художественный текст (формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию)

Проблемные вопросы.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  1. Перечень учебно-методического обеспечения
  1. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: Экзамен, 2006.
  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. -  М.: ВАКО, 2005.
  3. Карасева И.В. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 1999.
  5. Я иду на урок литературы: 5 класс. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.  

  1. Литература

1. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Материк-Альфа, 2005.

2.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004.

3.  Занимательные материалы по литературе.  5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

3.  Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе: Метод.рекомендации. – М.: Просвещение, 1996.

4.  Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

5. Литература 5 кл. Поурочные планы. / Соста-витель: СкоркинаН.М.Издательство «Учитель – АСТ».

6.  Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Экзамен, 2006.

7.  Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

8.  Терентьева Н.П. Внеклвссная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: ВЛАДОС, 1999.

9.  Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996.

  1. Понятия и темы учебного курса

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...