Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику В.Я Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Тематическое планирование по литературе 8 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №8

города Аткарска Саратовской области  

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании Педагогического совета

Протокол от 28.08.2014 № ____

 

         «Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ №8

___________/________/

ФИО

«___»___________2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МОУ-СОШ №8 города Аткарска

от 28.08.2014 №______

Директор школы

___________ Е.В. Калинина

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

8 класс

Земляновой Нины Сергеевны

2014/2015 учебный год

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

Протокол от 28.08.2014 № ____

Руководитель ШМО

___________ И.О. Фамилия

 

г. Аткарск

2014 год

2. Пояснительная записка

    Рабочая программа  учебного  курса «Литература 8 класс» разработана  на основе   Примерной программы среднего (полного)  общего образования по  литературе (базовый уровень)  и  авторской программы   по литературе для  5-11 классов под ред.  Коровиной В.Я. ( Программы общеобразовательных учреждений.Литература.5-11 классы под редакцией В.Я.Коровиной.11-е издание Москва.: Просвещение, 2008.)

    Программа  соответствует  Федеральному компоненту Государственного стандарта образования. Рабочая программа, как и авторская, является частью учебно-методического комплекта, включающего программу, учебники по литературе для 8 класса средней школы, тематическое  и поурочное планирование с методическими рекомендациями,  учебными пособиями для учащихся.  

   Линия учебников, обеспечивающих программу, входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях.  

Цели преподавания:

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи преподавания:

∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки сочинений

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность (плагиат не допускается), оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

 

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 75 – 89 %;

«3» - 60 – 74 %;

«2»- менее 60 %.

Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

Рекомендуемое количество и объём сочинений по литературе

Классы

Объём

Количество сочинений

классных

домашних

Всего

1.

5 класс

1-1,5 стр.

4

-

4

2.

6 класс

1,5-2 стр.

3

1

4

3.

7 класс

2-2,5 стр.

2

2

4

4.

8 класс

2,5-3 стр.

2

3

5

5.

9 класс

3-4 стр.

3

3

6

6.

10 класс

4-5 стр.

4

3

7

7.

11 класс

5-7 стр.

4

3

7

  

6. Техника чтения 

5 класс: 100-110 слов в минуту;   6 класс: 110-120 слов в минуту; 7 класс: 120-130 слов в минуту, считая  это  средней  скоростью  в  последующих  классах.


3. Учебно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем, последовательность их изучения  

Кол-во часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий (теоретическое или практическое, количество часов)

Виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

Дата проведения урока

План

Факт

1

Введение. Русская литература и история.

1

Теоретическоеи практическое.

Урок изучения нового материала.

Лекция, составление  конспекта лекции

Тезисный план или конспект лекции.

Устное народное творчество

2

2

Народные песни: лирические и исторические. Частушка как малый песенный жанр

1

теоретическое и практическое.    Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

теоретическое и практическое. Комбинированный урок.

Лекция, составление  конспекта лекции

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

Из древнерусской литературы

2

4

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги А.Невского.

1

теоретическое и практическое. Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

5

«Шемякин суд» как сатирическое  произведение XVII века.  

1

теоретическое и практическое. Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

Из литературы XVIII века

3

6

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). 

1

теоретическое и практическое

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, беседа

7

Анализ эпизодов комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

теоретическое и практическое. Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, беседа

8

Т.Л. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

1

теоретическое и практическое.

Урок изучения нового материала.

Лекция, конспектирование, беседа

Тезисный план или конспект лекции

Из литературы ХIХ века

34

9

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен

1

Теоретическое. Урок изучения нового материала.

Лекция, составление  конспекта лекции

Тезисный план или конспект лекции

10

И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

11

К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» и русская история.  

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

12

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Лекция, составление  конспекта лекции, выразительное чтение.

Тезисный план или конспект лекции

13

Историческая тема в творчестве

А.С.Пушкина

1

Теоретическоеи практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

14

А.С.Пушкин «История Пугачева»(отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.

1

Теоретическое. Урок изучения нового материала.

Лекция.Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин.  Гринев и Савельич

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

теоретическое и практическое. Комбинированный урок 

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С.Пушкина.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

19

Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе.

1

Теоретическое и практическое. Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

20

 Подготовка к домашнему сочинению.

1

Практическое. Урок развития речи.

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование произведения, анализ тем, составление примерного плана, подбор эпиграфа.

Самостоятельная работа ,работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы.

21

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

22

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1

Практическое. Урок контроля.

Индивидуальная, тестирование

Текущий

23

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Лекция, составление  конспекта лекции, выразительное чтение.

Тезисный план или конспект лекции

24

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Лекция, составление  конспекта лекции, выразительное чтение.

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

25

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». Анализ эпизода.

1

Практическое.  Комбинированный урок

Лекция, составление  конспекта лекции, выразительное чтение.

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

26

Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Практическое. Урок развития речи.

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование произведения, анализ тем, составление примерного плана, подбор эпиграфа.

Самостоятельная работа ,работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы.

27

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

1

Теоретическое. Урок изучения нового материала.

Лекция, составление  конспекта лекции

Тезисный план или конспект лекции

28

Комедия «Ревизор»: история создания. «Ревизор» в оценке современников.

1

Теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

29

Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире, юморе

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

30

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге»

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

31

Особенности композиции. Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении»

1

Практическое. Урок развития речи.

Индивидуальна, творческая работа

текущий

32

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

1

Теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

33

Мечта и реальность в повести Гоголя «Шинель». Образ Петербурга.

1

теоретическое и практическое.   Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

34

М.Е. Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. Художественно - политическая сатира на общественные порядки.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Лекция, составление  конспекта лекции

Тезисный план или конспект лекции

35

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».  

1

Практическое. Урок развития речи.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

36

Подготовка к домашнему сочинению.

1

Практическое. Урок развития речи.

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование произведения, анализ тем, составление примерного плана, подбор эпиграфа.

Самостоятельная работа ,работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы.

37

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Практическое. Урок контроля.

Индивидуальная, контрольная работа

текущий

38

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

39

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально - нравственные проблемы в рассказе «После бала». 

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

40

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

41

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

42

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

Из литературы XX века

8

43

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» Психологизм рассказа

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

44

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» 

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

45

А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственная проблема рассказа «Куст сирени». 

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

46

Итоговое тестирование по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

1

Практическое. Урок контроля.

Тестовые задания, проблемные вопросы.

текущий

47

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия».

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

48

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

49

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина А.С. и Есенина С.А. Подготовка к домашнему сочинению

1

Практическое. Урок развития речи.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

50

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

Писатели улыбаются

6

51

Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни»

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

52

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

53

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

Практическое. Урок контороля.

Индивидуальная

Контрольная работа

Текущий

54

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». 

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

55

Василий Теркин – защитник родной страны. Юмор. Авторские отступления.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

56

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе  «Возвращение». 

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

3

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

57

Боевые подвиги и военные будни в творчестве И.Исаковского, Б.Окуджавы, М.Фатьянова, Л.Ошанина.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

58

В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». 

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

59

  Сочинение «Великая

Отечественная война в литературе ХХ века»

1

Практическое. Урок развития речи.

Самостоятельный подбор материала.

Текущий

Русские поэты о Родине, родной природе.

2

60

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине

1

Теоретическое. Урок изучения нового материала.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

61

Мотивы воспоминания, грусти, надежды.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

Из зарубежной литературы

7

62

У.Шекспир. Слово о поэте. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

63

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

64

Ж.Б.Мольер«Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.

1

теоретическое и практическое.  Комбинированный урок

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

65

Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

1

теоретическое и практическое. Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

66

Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство  общества.

1

теоретическое и практическое. Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

67

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» - исторический роман.

1

теоретическое и практическое. Комбинированный урок.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение

Фронтальный опрос, работа в группах, поиск ответа на проблемные вопросы

68

Итоги  года. Список литературы на лето.

1

теоретическое и практическое. Урок обобщения материала.

Лекция, составление  конспекта лекции

Конспект лекции


4. Содержание тем учебного курса

№ п/п

Перечень и название раздела и тем курса

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы

Содержание учебной темы:

Основные изучаемые вопросы

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Формы и вопросы контроля

Возможные виды самостоятельной работы учащихся

Введение

1

Литература как вид искусства, историко- литературный процесс.

Теоретические и творческие задания.

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть
различными видами пересказа.

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Устное народное творчество.                                                         

2

Русский фольклор. Русские народные хороводные, лирические, исторические песни. Частушки. Предания.

Теоретические и практические задания.

Знать: жанровые особенности преданий, лирической песни; классификацию лирических песен.

Уметь: воспринимать и анализировать текст преданий, лирические песни; соотносить содержание исторической песни, предания и исторического события

Текущий контроль

Работа с книгой, проведение исследования

Из древнерусской литературы 

2

Жанровые особенности древнерусской литературы. Житийная литература. Патриотический характер ДРЛ.

Теоретические и практические задания.

Знать: содержание «Жития…», причины возникновения патриотической темы в древнерусской литературе.

Уметь: определять жанры произведений; отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Из литературы 18 века

3

Классицизм, его каноны, теория «трех единств». Жанр пьесы Сатира. Комедия. Художественное своеобразие.

Теоретические и практические задания.

Знать: особенности социально-политической обстановки, которая определила развитие русской литературы XVIII века; понятия «классицизм», особенности русского классицизма, содержание пьесы,

Уметь: характеризовать историческую и литературную эпоху, анализировать образы комедии, определять тематику
и проблематику произведения.

 

Текущий контроль

Работа с книгой, анализ новых сведений, проблемные вопросы.

Из литературы 19 века 

33

Основные факты из биографии писателей. Художественный мир писателя. Басня. Дума. Исторические труды.  Роман на историческую тему. Система образов. Сюжет. Композиция. Романтизм. Лирический герой.

Мастерство художественной речевой характеристики.

Теоретические, практические, творческие задания.

Знать: основные факты жизни и творчества писателей данной эпохи, содержание и проблематику произведений, особенности социально-политической обстановки, предпосылки возникновения романтизма, реализма, их основные черты.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию; выделять смысловые части текста; сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; характеризовать особенности композиции и сюжета; строить устные и письменные высказывания; определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки.

Текущий контроль, контрольные и творческие работы

Работа с книгой, конспектирование, наблюдения и исследования, решение проблемных вопросов, творческое осмысление прочитанного.

Поэзия родной природы

1

Лирическое произведение Лирический герой. Тема. Мотив. Средства художественной выразительности.

Теоретические и практические задания.

Знать: поэтов
военного вре-
мени и их творчество; знать основные средства художественной выразительности. стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произведения,
в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения

Текущий контроль

Работа с книгой, анализ средств создания художественного образа.

Из русской литературы 20 века 

8

Теоретико- литературные термины, основные факты биографии писателей , главные произведения,, развитие понятия о повести, автобиографичность произведений, внутренний монолог

Теоретические, практические и творческие задания.

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Писатели улыбаются

6

Публицистика. Рассказ. Юмор. Ирония. Художественная деталь.

Теоретические и практические задания.

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 

3

Лирическое произведение Лирический герой. Тема. Мотив. Средства художественной выразительности.

Теоретические и практические задания.

Знать: поэтов
военного времени и их творчество; знать их стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произведения,
в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному.

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы.

Русские поэты о Родине, родной природе 

2

Теоретико- литературные термины, основные факты биографии поэтов , главные произведения, развитие понятия лирического стихотворения, особенности стихосложения, тропы.

Теоретические и практические задания.

Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать  в диалоге по прочитанным произведениям

Текущий контроль

Работа с книгой, проблемные вопросы, анализ средств художественной выразительности.

Из зарубежной литературы 

7

Теоретико- литературные термины, основные факты биографии писателей. Понятие о трагедии. Рыцарский роман.

Теоретические и практические задания.

Знать: основные факты жизни
и творчества зарубежных писателей, содержание и проблематику их произведений.
Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств.

Текущий контроль, контрольная работа.

Работа с книгой, проблемные вопросы

Итоговый урок. Подведение итогов. Список литературы на лето.

1

Биографии поэтов и писателей, теоретико- литературные понятия, основы анализа текста, средства выразительности.

Теоретические и практические задания.

Знать: изученные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать художественный текст
(формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию)

Проблемные вопросы.


5. Требования к уровню подготовки учащихся.

Должны знать и понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений; 
  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных  направлений и течений;

основные теоретико-литературные понятия. 

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  • анализировать эпизод  (сцену)  изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
  • выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять авторскую позицию
  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ-характеристику;
  • свободно владеть письменной речью.
  • Устно: правильное, беглое и выразительное   чтение вслух художественных и учебных       текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур ном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до кладов и пр.).
  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
  • Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
  • Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
  • Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
  • создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

.

  • Литература. 8 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., -М.: Просвещение, 2010  

  •  Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Коровиной В.Я.- М.: Просвещение, 2008
  • Поурочное планирование  И.В.Золотарёва,- Москва.: Просвещение, 2010
  • Поурочные разработки  И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова, - Москва.: Просвещение, 2009
  • ИКТ :
  • Хрестоматия школьника.
  • Электронная библиотека.

7. Список литературы:

  •  Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.,- М, Просвещение, 2010

  • Поурочное планирование . И.В.Золотарёва,- Москва.: Просвещение, 2010
  • Поурочные разработки  И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова, - Москва.: Просвещение, 2009
  • Читаем, думаем, спорим.. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. 8 класс. -М.: Просвещение,2006

  • Литература 8 класс.: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Коровина В.Я., Збарский И.С.-М.: Просвещение, 2003

  1. Приложение

Основные темы курса.  

 Введение. Литература и история (1ч)

Устное народное творчество (2ч)

Народные, лирические, исторические песни. Частушки как малый песенный жанр

Предания. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

Древнерусская литература (2ч)

«Житие Александра Невского»

«Шемякинский суд»

Русская литература XIII века (3ч)

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Русская литература XIX века (33ч)

И.А. КрыловБасни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

А.С.Пушкин. (10ч)

Стихотворения «Туча», «К…», «19 октября»

Пушкин и история. Историческая тема в творчестве писателя.

Пушкин в Казани. «Капитанская дочка».

Развитие речи: Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

Внеклассное чтение. «Пиковая дама».

М.Ю.Лермонтов.(4ч)

Поэма «Мцыри».

Теория литературы: Поэма как литературный жанр.

Развитие речи: Подготовка к сочинению по поэме «Мцыри»

Н.В.Гоголь.(7ч)

Гоголь в Петербурге. «Шинель». Тема «маленького человека».

Комедия «Ревизор».

Теория литературы: Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.

М.Е. Салтыков-Щедрин. (3ч)

«История одного города»

Теория литературы: гипербола, гротеск, эзопов язык.

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

Н.С.Лесков. (1ч)

«Старый гений». Защита обездоленных.

Л.Н.Толстой. (3ч)

«После бала». Обличительный характер рассказа.

Теория литературы: Сюжет и композиция произведения. Антитеза как
способ построения произведения.

Внеклассное чтение: Л.Н.Толстой. «Отрочество» (главы).

Поэзия родной природы в творчестве поэтов 19 века (1ч)

А.П.Чехов. (1ч)

«О любви». История об упущенном счастье.

Русская литература ХХ века (20ч)

И.А.Бунин. (1ч)

«Кавказ»

А.И.Куприн. (2ч)

Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени»

Контрольная работа по творчеству Бунина, Куприна.

А.А. Блок (1ч)

«На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в творчестве поэта.

С.А. Есенин (3ч)

«Пугачёв». Историческая тема в творчестве поэта.

И.С. Шмелёв «Как я стал писателем» (1ч)

Журнал «Сатирикон» (1ч)

М.А. Осоргин «Пенсне» (2ч)

Контрольная работа по творчеству писателей 20 века.

А.Т.Твардовский. (3ч)

«Василий Тёркин». Народно-поэтическая основа поэмы

А.П. Платонов «Возвращение» (1ч)

Стихотворения о Великой Отечественной войне. (1ч)

М.Исаковский, Б.Окуджава, Л.Ошанин, А.Фатьянов

В.П.Астафьев. (2ч)

«Фотография, на которой меня нет». Красота души героев. Непреходящая историческая память народа.

Развитие речи: сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине (1ч).

Зарубежная литература (6ч)

У.Шекспир«Ромео и Джульетта». Сонеты (2ч)

Ж.Б.Мольер«Мещанин во дворянстве» (2ч)

Дж.Свифт«Путешествие Гулливера» (1ч)

В.Скотт«Айвенго» (1ч)

Повторение изученного в 8 классе (3ч)

Итоговое тестирование

Рекомендации для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...