Культурологический аспект интеграции гуманитарных предметов
статья по литературе на тему
Занятия и встречи с литературой и искусством способствуют не только всестороннему эстетическому, но и речевому развитию учеников, помогают успешной сдаче ЕГЭ. Человек учится видеть себя и общество в пространстве и времени, ощущать себя внутри истории и культуры. Статья учителя Е.Г. Миловой раскрывает возможности интеграции предметов гуманитарного цикла в воспитании и образовании культурного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АВТОРА
МИЛОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА
Учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник народного просвещения
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Название статьи: Культурологический аспект интеграции гуманитарных предметов
Аннотация:
Занятия и встречи с литературой и искусством способствуют не только всестороннему эстетическому, но и речевому развитию учеников, помогают успешной сдаче ЕГЭ. Человек учится видеть себя и общество в пространстве и времени, ощущать себя внутри истории и культуры. Статья учителя Е.Г. Миловой раскрывает возможности интеграции предметов гуманитарного цикла в воспитании и образовании культурного человека.
На протяжении очень долгих лет работы (сорок лет у доски, согласитесь, немало!) я одержима несколькими педагогическими идеями, в том числе интеграцией предметов гуманитарного цикла – или тем, что проще назвать межпредметными связями. Я думаю, что нельзя учить языку или литературе без культурологии в широком смысле понятия. История, искусство, культура народа объясняют всё в нашей жизни и судьбе. Манкурты бесплодны. Поэтому в повседневной урочной и внеурочной работе я пользуюсь каждой возможностью, чтобы восполнить пробелы в мировоззрении учеников. В последнее время я работаю только со старшеклассниками, и меня, как и вас, уважаемые коллеги, часто ужасает их дремучая невежественность. Я их люблю и сожалею, что семья и среда не дают нашим ученикам должного предшкольного багажа. Где вы, Арины Родионовны или бабушки-читальщицы детской литературы? Где не хождение по торгово-развлекательным центрам, а неспешные прогулки по историческому центру Петербурга, по Этнографическому музею, по доступным детскому восприятию культурным достопримечательностям? В разговоре с учениками выясняю, что многие НИКОГДА не гуляли по Летнему саду…
Несколько лет назад в учебном плане нашей гимназии появился предмет «Искусство», и меня попросили найти подходящую программу и заняться этим, в общем, не свойственным мне делом. Я дилетант, но старательный и вдумчивый. Поэтому я разыскала программу, рассчитанную на два года, и стала учить по ней детей 8-9 классов. Для неё я делала свои первые презентации – ведь нельзя о живописи и архитектуре говорить без иллюстрации. Сами ребята с удовольствием искали в Интернете и книгах материал для сообщений и крошечных рефератов, учились, как и я, делать простенькие презентации. В 9 классе я больше внимания уделяла межпредметным связям и знакомила ребят не только с живописью и архитектурой, но и с литературой и музыкой Европы. Это было так увлекательно даже для меня самой – помогло синхронизировать знания разных наук, вспомнить ход культуры в целом… Да что там говорить: мечта об интегрированном курсе воплощалась в жизнь. Наука, религия, история, искусство, литература – все вместе двигали европейскую цивилизацию – и нас с учениками.
Затем моя нагрузка изменилась, но я продолжила работу с теми ребятами, которых я учила искусству, уже в 10-11 классах. Новые потребности, новые перспективы – впереди ЕГЭ и высшее образование. Поэтому акценты поменялись. Но начало было положено: в рассуждениях учеников появилась логичность, они легко употребляли термины разных видов искусств, их словарь и культура речи стали значительно грамотнее.
В течение 10-11 классов мы занимались не только русским языком, но и специальным предметом «Основы учебно-исследовательской работы». Практические работы выполнялись в течение этого курса на материале языкознания (10 класс) и литературы Серебряного века (11 класс). Это были рефераты и презентации, составлявшие коллективные проекты. В процессе этой работы многие ученики участвовали в научно-практических конференциях на основе метапредметных знаний, полученных на занятиях «Основ УИР». Ведь эта программа нужна всем – и математикам, и историкам, и педагогам дополнительного образования. Знания ГОСТов, умение работать с Интернетом, создавать презентации, форматировать текст – без этого не сдать ни один реферат, не получить достойной оценки своего труда в любой предметной области.
В это же время я составила программу дополнительного образования «Мои встречи с искусством», в основу её был положен элективный курс методиста Фрунзенского НМЦ Ф.А.Лейкиной, который я немного трансформировала в связи со своими целями. И вот сейчас я могу собрать воедино свои впечатления от полезности моего опыта: ребята, с которыми я встретилась в 8 классе на занятиях искусством, получили на ЕГЭ по русскому языку средний балл 72, причём, пять человек получили 90 - 95 баллов, а самый низкий балл – 47. Сейчас ко мне придут новые ученики, которых я не учила раньше. Поэтому я составила новую программу дополнительного образования именно на межпредметной основе: в её основе лежит подготовка к экзаменам на материале изучения языка разных видов искусства. Она так и называется – «Язык искусства».
Программа является результатом многолетней работы с учащимися старших классов по предметам гуманитарного цикла. Это интегрированный курс, в котором используются материалы литературы, мировой художественной культуры, лингвистики и основ учебно-исследовательской работы. Подобный подход делает возможным усовершенствовать умения и навыки обучаемых в работе с произведениями искусства разных видов – умением анализировать свои впечатления не только от текста, но и от произведений разных видов искусства. В условиях, когда учащиеся имеют возможность посещать музеи и достопримечательности всего мира, эти умения выступают на первый план в формировании культурной, восприимчивой и в то же время критичной личности. Кроме того, они позволяют ученикам всесторонне подготовиться к итоговой аттестации в условиях ЕГЭ не только по русскому языку, но и по избранным предметам гуманитарного цикла.
На предлагаемых занятиях учащиеся получают знания по литературоведению, культурологии, лингвистике, библиографии, истории, которые помогут им в практической работе. Курс активно использует внутри- и межпредметные связи, способствует успешному развитию личности, формирует уверенность учеников в знаниях, расширяет кругозор и обеспечивает подготовку выпускника к будущему высшему образованию.
Резюмируя всё написанное выше, хочу ещё раз высказать свою точку зрения на интеграцию и взаимопроникновение учебных предметов.
В рамках школьной программы лишь глубокая межпредметная связь учебных программ гуманитарного и эстетического циклов позволяет выработать целостное восприятие процесса развития цивилизации. Содружество наук и искусства облегчает путь познания, делает ученика ценителем, способным понять мифологические, литературные и исторические аллюзии, знакомит с языком искусства.
Занятия и встречи с литературой и искусством способствуют не только всестороннему эстетическому, но и речевому развитию детей. Человек учится видеть себя и общество в пространстве и времени, ощущать себя внутри истории и культуры. Такое знание формирует интересы, дисциплинирует мышление, приучает к бережному обращению с фактами. А главное – оно вырабатывает гуманность, уважение к Человеку и его детищу – мировой культуре.
Хороший русский язык – основа основ для культурных людей, поэтому на дополнительных занятиях будет вестись работа по устранению шероховатостей в речи, орфоэпических ошибок, обучение логически выстраивать устные высказывания и письменные ответы. Подготовка к ЕГЭ показала, что наибольшее число ошибок выпускники допускают именно в орфоэпии, грамматике и логике. Требуют совершенствования и аналитические умения старшеклассников. Поэтому на предлагаемых в моей программе дополнительных занятиях постоянно анализируются в разных аспектах литературные, драматические и живописные произведения. Ученикам предлагается ряд работ, развивающих творческие и аналитические умения, обучающих сопоставлять произведения разных искусств. Надеюсь, что вместе с преподавателями информатики нам удастся усовершенствовать и умения учеников в работе на компьютере, так как одна из любимых форм работы учащихся – подготовка электронных презентаций по предложенным темам.
Только используя все возможности литературы, языка и художественной культуры, можно воспитать гармоничного человека, полноценного в духовном отношении.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка.- СПб, 2002
- Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика./ Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – М.: 1987
- Искусство. 8-9 классы/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская//Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2011
- Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988
- Кузьминская А.В. Искусство – универсальный язык мира. //http://festival.1/September/ru/authors/240-261-123
- Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007
- Рапацкая Л.А.Русская художественная культура. – М.: 2002
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. //Педагогика.- 1994. - № 5
- Учебник: Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. –М.: Просвещение, 2011. – 191 с.: ил.
- Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников. Методические рекомендации./ Сост. Е.Г. Милова, В.Ф. Савельев. - СПбг, 2010 // http://gym205.ru/
e-mail: alp1546@yandex.ru
Телефон для связи: 8 921 552 15 75
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/28/picture-94389-1409194063.jpg)
Культурологический аспект в изучении географии своего региона (на примере одного урока)
Методическая статья для учителей регеоноведения и краеведения...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-149064-1353504943.jpg)
Статья. Интеграция гуманитарных предметов на уроках эстетического цикла.
Что же такое интегративные уроки? Какую они выполняют роль в обучении и воспитании учащихся? Каковы особенности проведения интегративных уроков искусства?Ответы на эти вопросы ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177156-1357967110.jpg)
Культурологический аспект преподавания литературы в школе.
О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-132531-1351357082.jpg)
Интеграция содержания предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-305289-1380473083.jpg)
«Духовно-нравственное воспитание учащихся с помощью интеграции различных предметов гуманитарного цикла»
Опыт открытых интегрированных уроков Основ православной культуры и ИЗО, Духовного краеведения Подмосковья и Музыки....
Культурологические аспекты в преподавании математики
Статья о значимости культурологических аспектах в преподавании математики...
«Интеграция социально-гуманитарных предметов как одна из форм метапредметного подхода в обучении»
Выступление на 1 республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений "Инновации и традиции в современном образовании"...