«Духовно-нравственное воспитание учащихся с помощью интеграции различных предметов гуманитарного цикла»
статья по краеведению (7 класс) по теме

Шевченко Екатерина Евгеньевна

Опыт открытых интегрированных уроков Основ православной культуры и ИЗО, Духовного краеведения Подмосковья и Музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevchenko_e._e._statya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание учащихся с помощью интеграции различных предметов гуманитарного цикла»

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что «базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина».*

На уроках истории мы изучаем прошлое, и каждый раз убеждаемся, что сила духа и непобедимость нашего народа в его единстве, а объединяющей силой уже более 1000 лет является православие, высоконравственные  христианские идеалы. Может ли учитель на уроке литературы или МХК рассказать об особенностях русской литературы и искусства, не затрагивая  основ православной культуры нашего народа. Хорошо, когда такой педагог владеет данными знаниями и может дать их  детям самостоятельно, но интеграция различных учебных предметов гуманитарного цикла и основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья дает свои, подчас очень сильные по эмоционально-нравственному воздействию результаты. Использование нестандартных форм, таких как интегрированные уроки, диспуты, встречи, конференции, праздники, посвященные русским православным традициям, превращает процесс воспитания и образования в совместное творчество, способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, его гармоничному развитию, воспитывает важные качества личности:  милосердие, доброту, умение выражать свое мнение, слушать и слышать других. Они вызывают желание больше узнать о героическом прошлом своего народа и стать достойным продолжателем его традиций, настоящим патриотом нашей великой Родины.

В МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна интегрированные уроки    ОПК и ДКП с другими предметами  стали доброй традицией. Хочется рассказать о некоторых  наиболее ярких, удачных, запомнившихся всем участникам уроках.  

Первый – это урок основ православной культуры и изобразительного искусства  в 7-м классе  на тему "Пасха - праздников праздник (история, традиции, современность)". Вначале урока я, как учитель ОПК, рассказала об истории возникновения праздника Пасхи. Ребята узнали о трагических событиях Страстной седмицы, о смысле главного христианского  православного праздника, о традициях празднования его на Руси. Рассказ  сопровождался компьютерной презентацией.  Кадры, раскрывающие самые трагичные эпизоды Евангелия,  дополняли рассказ, делали его более ярким.

 Кульминационным моментом урока явился мини-спектакль «ПЕРВОЕ КРАСНОЕ ЯИЧКО».** Выступление было подготовлено учащимися класса и повествовало об истории появления первого пасхального яйца. Согласно преданию, первое такое яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда она пришла и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо станет красным, но после этих слов оно действительно покраснело.

Вторую часть урока провела учитель ИЗО Соколова Т.В. Это был практикум по расписыванию пасхальных яиц с использованием технологических карт и различных технологий, растительного и декоративного орнаментов. Поучаствовать в практикуме смогли не только дети, но и присутствующие на уроке учителя. Им также был предоставлен раздаточный материал. Все талантливо расписанные яйца были закреплены в красочном пасхальном лукошке, расположенном на классной доске.  Наглядным дополнением к рассказу учителя явилась имитация пасхального стола. Подобные столы  накрывались на Руси в каждом доме и ставились в Красный угол. Здесь были заботливо испеченные куличи, разнообразно раскрашенные деревянные яйца. Дети принимали самое активное участие в украшении этого уголка класса.

На третьем этапе урока выступил Благочинный церквей Коломенского округа - протоиерей Владимир Пахачев. Отец Владимир рассказал о подготовке храмов Коломны и Коломенского района, всех верующих к празднованию радостного дня Пасхи в нашем городе. (Урок проходил в день, который у православных называется Великий Чистый четверг). В классе царила удивительная атмосфера чистоты, света, желания делать добрые дела, создавать красоту своими руками.

Еще одной необычной формой духовно-нравственного воспитания стал интегрированный урок духовного краеведения Подмосковья и музыки (урок-концерт), посвященный 835-летию Коломны с поэтическим названием «Пою тебя, земля моя!» Эпиграфом к нему стали слова из знаменитой книги Ветхого Завета «Экклезиаст»: «Род проходит! И род уходит! А земля пребывает вовеки!»

На занятии было продолжено изучение темы «Святыни Коломенской земли». Учащиеся  узнали об истории коломенских монастырей, о святынях, хранящихся в них. Повествование о родном крае сопровождалось чтением стихов, рассказом о славном пребывании Сергия Радонежского на Коломенской земле и основании им монастыря в Голутвине, разгадыванием кроссворда, исполнением песен о Коломне и Подмосковье учащимися 7-го класса. Оно было удачно дополнено выступлением воспитанников школьной Образцовой вокальной студии «Роса» под руководством учителя музыки  И. В. Родионовой. К концу урока все осознали, что мысль можно выразить не только с помощью слов, но и с помощью музыки.  Удивительные песни о родном крае рождали в детских душах ассоциации, позволяющие проникнуться искренней любовью к Родине.

Прозвучали такие песни как «Подмосковье» И. Родионовой и В. Степанова, «Коломенка» Р. Казанцевой и Л. Пышкиной, «Васильковая Русь» Р. Казанцевой, «Живи, родник» В. Добрынина и В. Дюкова, «Ритм жизни» С. Коулмена, русский текст И. Родионовой. Дети почувствовали, что «Песня о далекой родине» М. Таривердиева и Р. Рождественского и «Подари, Господь, мелодию» А. Розенбаума являются настоящими песнями - молитвами. Они могут звучать на эстраде и в кино, а могут помочь обрести стойкость духа, душевный покой людям, оказавшимся вдали от Родины, страдающим от одиночества, ищущим свой путь, переживающим за нравственное здоровье нации. В конце урока дети говорили о том, как важно ответственно относиться к своей земле, к дому, к городу. Надеемся, что совершая «музыкальное» путешествие по своей малой Родине, они учились ценить историю своих предков, беречь и гордиться святынями родной земли. Получилось, что совсем незаметно в одном уроке сплелись рассказы о православных святынях и святых подвижниках русской земли Д. Донском и С. Радонежском   и светские песни о малой и большой Родине. Но если все они тронули души учеников, значит мы на правильном пути духовного  просвещения и нравственного образования наших детей.

_____________________________________________________________________________ *  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  М., «Просвещение» 2009.

** В основу постановки положены материалы одноименной пьесы протоирея Игоря Лепешинского «Предание о красном яичке» www.portal-slovo.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.  Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...

Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена

Представлен опыи работы по теме:Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся

Доклад "Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся"  и презентация к нему были продемонстрированы в рамках мелодического совещания...

Доклад на тему: "Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей"

Доклад на тему: "Влияние предметов гуманитарного цикла на формирование личности учащихся и их духовно-нравственных ценностей"...