Проект по литературе "Война глазами женщин"
проект по литературе (7 класс) на тему

Мусагалиева Жанна Максотовна

Тема проекта: «Война глазами женщин».                           

Обоснование проблемы: недостаточность информации о жизни и творчестве поэтесс, участниц Великой Отечественной войны.

Актуальность: произведения поэтов, участников войны – историческая ценность и память о героическом прошлом нашей Родины.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэтесс, свидетелей Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voyna_glazami_zhenshchin.docx266.57 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-средняя общеобразовательная школа с. Карпёнка Краснокутского района Саратовской области

Проект:

557985.jpg

Выполнили ученицы 7 класса

Герасина Алиса, Каткова Екатерина, Петрова Анастасия.

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Мусагалиева Жанна Максотовна

                                                Красный Кут 2015

Тема проекта: «Война глазами женщин».                            

Обоснование проблемы: недостаточность информации о жизни и творчестве поэтесс, участниц Великой Отечественной войны.

Актуальность: произведения поэтов, участников войны – историческая ценность и память о героическом прошлом нашей Родины.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэтесс, свидетелей Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны Ю.Друниной, В. Тушновой, О.Берггольц.
  • показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
  • воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, гордость за героическое прошлое женщин-участников войны.

Методы исследования: анализ литературы,поиск.

Тип проекта: информационный с элементами исследования.

Форма проекта: групповой.

Предметно-содержательная область: межпредметный.

Область исследования:  история, литература.

Содержание.

1.Введение………………………………………………………….3

2.Слово – оружие  поэтов.……………………………………4-5

    2.1.Жизнь и творчество Юлии Друниной………………..6-8

    2.2.Ольга Берггольц – «блокадная поэтесса»…………..9-11

    2.3.Вероника Тушнова - «доктор с тетрадкой»…………12-13

3. Заключение………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………15

 Введение.

   Еще накануне войны, в погожий июньский день, миллионы людей жили по мирному календарю. На рассвете 22 июня 1941 года для всего советского народа, в один и тот же час, в одну и ту же минуту кончилась целая эпоха и ворвалась со страшной, ошеломляющей внезапностью новая.

   В этом году наша страна отмечает 70 лет со дня окончания самой страшной войны ХХ века. Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

   На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

   Мы, не пережившие этого,  сегодняшние молодые, - имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали ради нас они, женщины!? История не умирает. Она - часть нас самих, наш подвиг, наше вчера.  

Цель моего проекта: познакомить с жизнью и творчеством поэтесс, свидетелей Великой Отечественной войны.

1.  Слово-оружие поэтов.

Да, у войны не женское лицо,
Но вы скажите это тем девчонкам,
Которые мужей теряли, братьев и отцов,
В том 41-ом страшном и далеком.
Вы скажете, война – мужское дело,
Но нет! Война объединяет всех
.

  Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово “герой” в нашем понимании — это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы победы.

  Мало кому известно, что медсестры, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита Отечества — это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик...

    Они героически трудились  на заводах и фабриках, на полях и фермах. Они тушили пожары, рыли противотанковые рвы. Стояли в голодных очередях.  И все равно, стиснув зубы, изнемогая и падая, женщина вставала. Через огонь скорбей, смертей вставала, чтобы кормить, одевать всю страну.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым,

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим…

Рубила, возила, копала, -

Да разве же всё перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твоё.

(М. Исаковский. «Русской женщине».)

        Женщина и война – понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война – это, прежде всего, убийство.

      Свидетельницами страшной воны были и наши писательницы, поэтессы, вставшие в ряды бойцов, испытавшие все тяготы  суровой жизни.

Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали… На фронт ушла 17-летняя Юлия Друнина, стала медсестрой Вероника Тушнова. В голосе Анны Ахматовой творчество и подвиг слились воедино.

В чистозвонном слове живет душа подвига, светлая, верная. Юлия Друнина стала    «соловьиным чудом» России.  

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне, - пишет Друнина.

Ольга Берггольц была душой блокадного Ленинграда, была тоже Солдатом, ковавшим Победу. Ей выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знаменем блокадного Ленинграда.

Это её стихотворные строки «Никто не забыт, и ничто не забыто»

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…

    Вероника Тушнова , используя свои медицинские познания, почти все годы войны проработала в госпиталях врачом, - их ведь не хватало катастрофически! - выхаживала раненых.

Знакомый, ненавистный визг…

Как он в ночи тягуч и режущ!

И значит – снова надо вниз,

В неведенье бомбоубежищ.

        Стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, никого не могут оставить равнодушными — в них слишком много боли, горя.  Мы хотим рассказать о судьбах и поэзии Ольги Берггольц, Вероники Тушновой, Юлии Друниной, которые о войне знали не понаслышке.

2.1.Жизнь и творчество Юлии Друниной.

  Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина, шагнувшая с порога школы в железную метель войны:

Не знаю, где я нежности училась,

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах — обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу,

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой...

Не знаю, где я нежности училась:

Быть может, на дороге фронтовой.

   Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической, и счастливой. Трагической – потому, что в ее юность вторглась война, счастливой – потому, что война сделала ее поэтом, потому, что она выжила.

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал ее отец. В 11 лет начала писать стихи. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором.Как и все ее поколение, Юля мечтала о подвигах и отчаянно жалела о том, что сама еще так молода, что ни в чем не может поучаствовать, ей казалось, что все самое главное проходит мимо: «Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания — вот чем жили мы в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно… Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев…». Она была из одного поколения с молодогвардейцами и Зоей Космодемьянской. Она была так же светла, наивна и изначально готова к подвигу и даже к гибели во имя Родины, как и они. В поэме «Памяти Клары Давидюк», посвященной радистке, погибшей в тылу врага, героически и романтически подорвавшей одной гранатой себя и своего смертельно раненного возлюбленного на глазах у группы фашистов, Юлия Друнина написала – ну, совершенно как бы про себя:

Застенчивость. Тургеневские косы.
Влюбленность в книги, звезды, тишину.
Но отрочество поездом с откоса
Вдруг покатилось с грохотом в войну…

     Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в госпитале.

Я не привыкла,

Чтоб меня жалели,

Я тем гордилась, что среди огня

Мужчины в окровавленных шинелях

На помощь звали девушку -

Меня...

   Совсем юной  Юлия Друнина участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и получает ранение.

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

После ранения стала курсантом Школы младших авиаспециалистов и была направлена в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Однако, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, и едет на Запад.

Снова  ранена. Но поэтесса продолжает рваться на фронт и после выздоровления воюет в Белорусском Полесье, а затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 Юлия Друнина получает документ-приговор  "...негоден к несению военной службы".

Мне близки армейские законы,

Я недаром принесла с войны

Полевые мятые погоны

С буквой «Т» — отличьем старшины.

Я была по-фронтовому резкой,

Как солдат, шагала напролом,

Там, где надо б тоненькой стамеской,

Действовала грубым топором.

Мною дров наломано немало,

Но одной вины не признаю:

Никогда друзей не предавала —

Научилась верности в бою.

    Много лет после окончания войны Юлия Друнина каждую ночь во сне ходила в атаку, в разведку, выносила раненых с поля боя. Много лет после окончания войны  она ждала своих боевых подруг, не вернувшихся с фронта. И всё надеялась на чудо. В память о своей подруге – однополчанке, о Герое Советского Союза Зинаиде Самсоновой Юлия Друнина написала стихотворение «Зинка».

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

   В своих стихотворениях Юлия Друнина обращается и к нам с вами, призывая быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, ценить каждый новый день и помнить, ибо пока мы помним – мы живы.

Я родом не из детства — из войны.

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства — из войны.

И, может, потому незащищённей:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.

Прости меня — в том нет моей вины...

   В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».

2.2. Ольга Берггольц - «блокадная поэтесса».

«Без опыта прошедшей войны я не мыслю себя и даже думаю, что без опыта этого я теперь не могла бы писать»

    «Блокадная поэтесса», влюбленная в свой город, в свой народ и в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача.

Поистине народное признание пришло к Ольге Федоровне Берггольц в годы войны. В окруженном врагами городе, как тогда коротко говорили — в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио.     Часто голос радио был голосом Ольги Берггольц. Звучали стихи. Они шли от сердца к сердцу. Они были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации. Ведь писал их человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки над тетрадью, дул на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы.

    Стихи оплакивали погибших. И, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами Пискаревского кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто...". Они станут своеобразным паролем нашей памяти.

     По свидетельству ее сестры, Ольга Федоровна «Умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны  Берггольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», поэму «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинградский дневник». Именно с тех пор запечатлелись в памяти пронзительные в своей простоте строки:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...

   Сотрудник блокадного радио поэт Ольга Берггольц своими стихами поднимала дух граждан, вселяла надежду, веру в победу.  Радиопередачи летели в эфир не напрасно: услышанное где-нибудь на работе, на дежурстве потом передавалось из уст в уста, пересказывалось, помогало жить. А стихи запоминались наизусть:

Вставал рассвет балтийский ясный,
когда воззвали рупора:
“Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград!”
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала: “Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,
и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его... ”

     А вот какую картину нарисовала Берггольц в «Ленинградской поэме»:

Я хлеб в руке домой несла,

И вдруг соседка мне навстречу.

-Сменяй на платье,- говорит,-

Менять не хочешь – дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Нехорошо, ей гробик нужен,

Его за хлеб сколотят нам…

И сил хватило у меня

Не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило – привести

Ее к себе, шепнув угрюмо:

-На, съешь кусочек, съешь…прости!

Мне для живых не жаль – не думай

В войну Берггольц превратилась в символ непокорённого Ленинграда. Её радиопередачи ждали все блокадники. Но мало кто знал, какие страдания испытала тогда она.
      2 сентября 1941 года Берггольц записала в своём дневнике: «Сегодня моего папу вызвали в Управление НКВД  и предложили в шесть часов вечера выехать из Ленинграда. Папа – военный хирург, верой и правдой служил24 года. Собственно говоря, отправляют на смерть».

Потом на семью Берггольц свалилось новое горе: 29 января 1942 года от голодного истощения скончался её второй муж – Николай Молчанов.

Но несмотря ни на что, Ольга Берггольц не ожесточилась. Она продолжала любить свою Родину. Вот истинный, редкий, рвущий сердце урок патриотизма:  

   Мы предчувствовали полыханье  
   Этого трагического дня.  
   Он пришел. Вот жизнь моя. Дыханье.  
   Родина! Возьми их у меня!..  

Ей предлагали эвакуироваться из города вместе с А.Ахматовой, она отказалась.

Звучали стихи, вселяли уверенность в освобожденье, в Победу.

И Победа пришла. На следующий день Ольга Берггольц пишет стихотворение "Встреча с Победой".

"Здравствуй..."
Сердцем, совестью, дыханьем,
всею жизнью говорю тебе:
"Здравствуй, здравствуй.
Пробил час свиданья,
светозарный час в людской судьбе.
Я четыре года самой гордой —
русской верой — верила, любя,
что дождусь —
живою или мертвой,
все равно, —
но я дождусь тебя.
olga_berggolc

Пусть же твой огонь неугасимый
в каждом сердце светит и живет
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, Народ.

  Судьбою Ольги Берггольц стали мужество, страдания и победоносное терпение блокадного города».

2.3.Вероника Тушнова–«доктор с тетрадкой».

   Поэтесса родилась 14 марта в Казани в профессорской семье. Там же окончила школу. С детства писала стихи. Затем вместе с семьей переехала в Ленинград и по желанию отца поступила в медицинский институт. Но институт не окончила, потому что началась война.

Вероника Михайловна стала работать в госпиталях разных городов, имея на руках маленькую дочь и больную мать.

   В ноябре 1941 года военная судьба вернула Веронику Тушнову в родной город. Здесь она работает палатным врачом нейрохирургического госпиталя. Перед её глазами проходят судьбы многих людей.

Я за годы войны

Побывала во всех городах.

Потому что вот тот

Из Тбилиси, а тот из Орла,

Потому что у этого мать

В Бухаре умерла.

Кто-то пишет в Москву,

У кого-то в Армении дочь.

И чужую тоску

Я баюкала каждую ночь.

В феврале 1943 года Вероника Михайловна возвращается в Москву и работает в госпитале врачом-ординатором.

Исключительное значение в творческой  биографии поэта имел 1944 год. В «Новом мире» появляется её стихотворение «Хирург», посвящённое Чистякову, хирургу московского госпиталя.

Своей тоски ничем не выдал он,

Никто не знает, как случилось это, -

В какое утро был он извещён

О смерти сына под Одессой где-то…

Не в то ли утро, с ветром и пургой,

Когда, немного бледный и усталый,

Он паренька с раздробленной ногой

Сынком назвал, совсем не по уставу.

Работа тяжелая,  не оставляющая, казалось бы, времени для "возни" с капризными рядами поэтических строчек. Но Тушнова во время ночных дежурств умудрялась при свете затененных ламп, прислушиваясь к сонному дыханию и стонам больных, все время писать что-то в тетради. Ее так и звали ласково: "доктор с тетрадкой".

Героями  произведений поэтессы были её солдаты, которых война не щадила нисколько. Каждый боец - это трагическая судьба:

Хмуро встретили меня в палате.
Оплывала на столе свеча.
Человек метался на кровати,
Что-то исступленное крича.
Я из стиснутой руки солдата
Осторожно вынула сама
Неприглядный, серый и помятый
Листик деревенского письма.
Там, в письме, рукой неумелой
По-печатному писала мать,
Что жива, а хата погорела
И вестей от брата не слыхать.
Что немало горя повидали,
Что невзгодам не было конца,
Что жену с ребенком расстреляли,
Уходя, у самого крыльца.
Побледневший, тихий и суровый
В голубые мартовские дни
Он ушел в своей шинели новой,
Затянув скрипучие ремни.
В коридоре хрустнул пол дощатый,
Дверь внизу захлопнулась, звеня.
Человек, не знающий пощады,
Шел вперед, на линию огня.
Шел он, плечи крепкие сутуля,
Нес он ношу - ненависть свою.
Только бы его шальная пуля
Не задела где-нибудь в бою...
Только не рванулась бы граната,
Бомба не провыла на пути,
Потому что ненависть солдату
Нужно до Берлина донести!

Многое пережила Вероника Тушнова, но до последних дней своей жизни мчалась по первому зову на помощь в любое время дня и ночи, заражала всех смехом, весельем и подлинной любовью к жизни

Память сердца! Память сердца!

Без дороги бродишь ты, -_tushnova

Луч, блуждающий в тумане,

В океане темноты.

Госпитальные палаты,

Костылей унылый скрип…

Отчего-то предпочла ты

Взять с собою запах лип.

Память сердца! Память сердца!

Где предел тебе, скажи!

Перед этим озареньем

Отступают рубежи.

Ты теплее, ты добрее

Трезвой памяти ума…

Память сердца, память сердца,

Ты – поэзия сама!

  1. Заключение.

        Мы выбрали эту тему, потому что она вечная, актуальная. Мы живем в преддверии семидесятилетия Великой Победы и нам нужно знать, как ковалась победа, кто были настоящие герои Великой войны.  Сегодня об этом нужно знать и помнить, потому что в мире пахнет порохом и потому, что в такое непростое время перо приравнивали к штыку, а писатели и поэты становились в сознании народа подлинными гуманистами, взывающими нас к бережному отношению к истории, проблемам долга и ответственности человека перед Родиной и своим народом.

Женский мемориал Великой Отечественной войны воплощается в военной лирике Юлии Друниной, О. Берггольц, В. Тушновой. Поэтому считаем  нашим долгом помнить  их подвиг  и рассказать в своей работе  Вам.

      Войны – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, страх, принесенные человечеству войнами, то на земле не звучали бы больше выстрелы.

Женщина и война – понятия несовместимые. А что с войной, с «противным человеческому разуму состоянием», как сказал Л.Н. Толстой, совместимо?! У войны не женское лицо? а детское? а стариковское?

    Женщина – мать, жена, невеста, дочь…Издавна красивая и хрупкая женщина создавала и берегла семейный очаг, уют. Растила детей, писала книги. И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков.

На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа в том страшном июне. И всколыхнул Россию женский плач.

С сердечным трепетом склоняем головы перед величием подвига Женщины на войне.

4.Список литературы:

1. Бессмертие. Стихи советских поэтов Великой Отечественной войны  1941-1945. - М.: «Прогресс», 1996.

2. До последнего дыхания. Сборник стихов, Москва.,1985

3. Исаев А.И. Мифы Великой Втечественной. Военно-исторический сборник. - М.: Эксмо, - 2009 г.

4.Мухин Ю.В. Уроки Великой Отечественной. - М.: Яуза-Пресс, -         2010 г.

           5.О подвигах, о доблести, о славе. 1941-1945 гг. - сост. Г.Н.                             Яновский, М., - 1981 г.

          6. Ресурсы интернета

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Печорин глазами женщин"

данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя...

Исследовательский проект учащихся 7 класса "Женщины, ковавшие победу"

Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходит...

Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья

Представлено описание проекта (мониторинга), изучения  мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...

ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДА РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАД ПРОЕКТОМ «ФРОНОВОЙ УРАЛ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Данная статья подробно описывает этапы работы над проектом "Фронтовой Урал глазами детей". Она может помочь Вам в работе над подобными проектами....

Исследовательский проект "Современная семья глазами подростков"

Опрос «Современная семья глазами подростка»  проводился по анкете, составленной учащимися на основе анкет ВЦИОМ. Первое исследование  проведено в 2008, второе – в апреле 20...

Презентация к информационному проекту: Наш город глазами детей. «Взгляд»

Информационный проект:  «Взгляд» ( пpезентация в сокpащённом виде).Актуальность:Проект «Взгляд глазами детей» актуален,  так как,  ребята плохо ориентируются и н...

Проект "Блокада Ленинграда глазами детей"

Тема ВОВ является актуальной, так как она беспокоит сердца неравнодукшных людей. Актуальность выбранной  мной темы определяется еще и тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние...