"Смех - великое дело"
методическая разработка (6 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности общекультурного направления "Школьный театр миниатюр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №127 г. о. Самара

РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 (для учащихся 5-6 классов)

Разработано с учётом требований ФГОС ООО

Автор-составитель:

Жидкова Лариса Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №127

г.о. Самара

2015 год

«Смех – великое дело»

(5-6 классы)

Предварительная подготовка: готовят инсценировки, костюмы, разучивают произведения.

Оформление: празднично оформленный кабинет, ширма с театральными масками, стулья для участников и гостей расставлены полукругом.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация вечера.

Цели мероприятия:

- образовательные: повторение особенностей юмористических и сатирических произведений; повторение приёмов юмора и сатиры и знакомство с новыми, знакомство с жанрами сатиры и юмора в эпическом, лирическом и драматическом роде; формирование умения выражать  собственную   позицию, вести диалог; развитие умения выражать свои размышления в форме аргументированного ответа на вопросы.

- развивающие: расширение, уточнение знаний по теории литературы; совершенствование умения анализа литературных произведений;

развитие творческих способностей учащихся;

- воспитательные: формирование интереса к творчеству русских писателей-юмористов и сатириков и воспитание уважительного отношения к мировому творческому наследию; воспитание любви к литературе и родному языку; воспитание любви к чтению; воспитание нравственных качеств.

Ход мероприятия:

«О, смех великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха…

 Боясь смеха, человек удержится от того,

от чего бы не удержала его никакая сила».    

Н.В. Гоголь                                                                                          

                           

I. Организационная часть.

1.  Мероприятие начинается с показа клоунады «Здравствуйте». (Приложение 1).

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья!  Я рада нашей с вами встрече. Желаю вам на сегодняшнем мероприятии только приятных эмоций.

Нашу встречу мы начали с клоунады «Здравствуйте». Это неслучайно.

2. Беседа по вопросам.

- Что такое клоунада? (Слайд 1. Словарь. Клоунада – 1) жанр циркового искусства, создание комического образа-маски, основанное на использовании приемов эксцентрики, буффонады, гротеска; (Слайд 2. Словарь. Эксцентрика. Буффонада. Гротеск.)

2) цирковой номер с участием клоунов).

   Поговорим сегодня мы с вами об одной из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата.

II. Целеполагание и мотивация.

1. Беседа по вопросам.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем вечере?

- Конечно, вы угадали, о смехе.

- Скажите,  когда же мы смеёмся?

(Ответы учащихся:

- Смешно бывает от неожиданного поворота сюжета;

- от нелепого положения героев (если оно безобидно);

- от забавно искажённых слов;

- от недоразумения, основанного на страхе друг перед другом;

- от причуд человеческой памяти).

 Ведущий. Вы совершенно правы. Смеётся человек в разных ситуациях.

А вот смех его всегда одинаковый?

(Ответы учащихся: нет, смеёмся мы тоже по-разному: иногда по-доброму, иногда – зло).

Ведущий. (Слайд 3. Портрет Э. Я. Цюрупы).

     Русская детская писательница, драматург Эсфирь Яковлевна Цюрупа в своей книге «Умеешь ли ты читать» писала: «Создавая рассказ, он [писатель] заранее обдумал, на кого и почему направит весёлые стрелы смеха. А эти стрелы разят метко и могут по желанию автора либо задеть легонько, либо уколоть посильнее, а то и пригвоздить к позорному столбу того, кто это заслужил».

    Вы совершенно правильно сказали, что смех бывает весёлый, добрый, а бывает смех злой, гневный. Вот и смеёмся мы в этих случаях по-разному.

Ведущий. Ребята, вспомните произведения, которые заставляли вас  улыбнуться, посмеяться или даже захохотать.

(Ответы учащихся: произведения Н. Носова, В. Драгунского и другие). (Слайд 4. Выставка книг).

Ведущий. Скажите, а смех играет какую-то роль в произведениях писателей и поэтов?

(Ответы учащихся: иногда просто веселят своего читателя, иногда высмеивают своих героев, их недостатки, заставляют и нас задуматься о нашем поведении, о поведении окружающих).

      Вы правы.  Смех смеху рознь, и писателю вовсе не безразлично, каким смехом будем смеяться мы, читатели, пустым, глупым или умным.

- Как бы сформулировали тему нашего сегодняшнего мероприятия? ( Ответы учащихся).

   Обратите внимание на слайд презентации. Я вот так сформулировала тему нашей встречи: «Смех – великое дело». (Слайд 5. Тема мероприятия).

2. Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд 6. Эпиграф). На нём представлен эпиграф к нашему мероприятию.

Как вы понимаете эти слова Н.В. Гоголя? (Ответы учащихся).

Согласны ли вы с мнением писателя?  (Ответы учащихся).

Спасибо большое за ответы.

Подумайте, пожалуйста, над вопросами:

- Что бы вы хотели узнать сегодня на мероприятии?

- Чему будете учиться сегодня на мероприятии?

- Для чего вам это нужно?

(Ответы учащихся – цели и задачи мероприятия).

III. Стадия осмысления.

А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Некрасова «Над чем мы смеёмся…».

1.Ученик читает стихотворение Н. Некрасова «Над чем мы смеёмся…». (Приложение 2).

2. Беседа по вопросам.

- О чём это стихотворение? (Это стихотворение о том, как «друзья» поднимали на смех добрые поступки своего товарища).

- Над чем смеются «друзья»? («Друзья смеются над внимательным, заботливом отношении героя к людям, нуждающимся в его помощи).

- Встречались ли вы с такими людьми, которые способны поднять на смех добрые чувства, чужое несчастье?

- Как можно назвать такой смех? (Злой, недобрый, неуместный)

Ведущий. Смех по любому поводу, неуместный, недобрый, Н. В Гоголь сравнил с «кривляньем балаганного скомороха».  

    Мы же поговорим о другом смехе, «высоком, восторженном», по его же выражению.

    Когда мы с вами читаем, то совсем забываем об авторе, потому что увлечены событиями. А он тут, рядом с нами. Это он заставляет нас смеяться именно на этой, а не на другой странице, и вместе со смехом он дарит нам мысль и чувство, сквозь шутку помогает что-то зорче разглядеть, понять и самостоятельно критически оценить.

     Вспомним стихотворение С.Я. Маршака «Про одного ученика и шесть единиц».

3. Ученики исполняют стихотворение С.Я. Маршака «Про одного ученика и шесть единиц». (Слайд 7. Иллюстрации к стихотворению С.Я. Маршака «Про одного ученика и шесть единиц»). (Приложение 3).

- Скажите, ребята, это стихотворение смешное? (Ответы учащихся).

- А если его прочитать первокласснику, то он будет смеяться?  (Ответы учеников)

     Ведущий. Это стихотворение смешное, но если его прочитать первокласснику, то он будет смеяться, но как бы по подсказке, он будет понимать, что ученик говорил что-то не то, не зря же ему поставили единицы. Но в целом ему покажется не очень смешным это стихотворение.

 Чтобы вволю посмеяться над нелепостью, надо понимать, что это нелепость!

- Что такое нелепица? (Слайд 8. Словарь. Нелепица – то же, что и нелепость – отсутствие логики; противоречие здравому смыслу. Бессмыслица, вздор, ерунда, чепуха, чушь).

    Нелепицы, если они ещё и громоздятся друг на друга, усиливают комический эффект.

     Иногда одно слово создаёт комический эффект. Казалось бы, совсем не смешная, даже печальная ситуация, а мы смеёмся, смеёмся над невежеством, незнанием, нелепостью и несуразицей.

    Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений и найдите слова, без которых не было бы смешно.

4. Учащиеся читают отрывки из произведений  В.Гюго «Отверженные» (перевод Выгодской), А.П. Гайдара «Голубая чашка», И.С. Тургенев «Бежин луг». (Приложение 4).

5. Беседа по вопросам.

- Без каких слов в данных отрывках, ребята, не было бы смешно? (Ответы учащихся).

    Вот ведь как интересно получается: чем образованнее человек, чем глубже его знания, тем больше у него возможностей весело посмеяться.

6. Работа над литературоведческими понятиями.

 - Как же называют весёлый, безобидный смех, когда о серьёзном говорится  с усмешкой? (Юмором). (Слайд 9).

   - Как называются произведения, в которых сцены, эпизоды вызывают весёлый, добрый смех? (Юмористическими). (Слайд 9).

    Но есть и другие произведения. Цель их не в том, чтобы повеселить, а в том, чтобы высмеять, выставить на посмешище, осудить дурные поступки без жалости и снисхождения.

    - Как называется такой смех в художественном произведении? (Сатирой). (Слайд 9).

- Как называются произведения, которые зовут людей к протесту, пробуждают презрение к нарисованному персонажу, явлению, заставляют людей действовать, вызывают злой, гневный смех? (Сатирическими). (Слайд 9).

     За чтением сатирических произведений, просмотром сатирических фильмов не отдохнёшь. Хоть и посмеёшься вдоволь, но уже не так беззаботно.

   Вашему вниманию предлагается послушать рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

7. Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

8. Беседа по вопросам.

- Скажите, пожалуйста,  это какое произведение, юмористическое или сатирическое? (Ответы учащихся).

- По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся).

    Конечно, у писателей есть очень много приёмов, при помощи которых они создают юмористические и сатирические произведения.

   Давайте вспомним с вами клоунаду «Здравствуйте», которую нам продемонстрировали ребята в начале нашей встречи.

   Она построена на художественном приёме, который называется каламбур.

   Послушайте ещё несколько примеров каламбуров и попробуйте объяснить, что такое каламбур.

9. Ученики рассказывают каламбуры. (Слайд 10. Каламбуры.)

(Приложение 5).

- Что такое каламбур? (Ответы учащихся).

(Слайд 11.  Словарь. Каламбур – (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами).        

        Внимательно прислушайтесь к интонации О. Григорьева, автора стихотворения «Гостеприимство».

 10. Ученик читает стихотворение О.Григорьева «Гостеприимство».  (Приложение 6).

11. Беседа по вопросам.

- Каково отношение автора к своему герою? (Ответы учащихся).

- Как мы это понимаем? (Автор говорит как бы с уважением, но мы, читатели, чувствуем отрицательное отношение автора).

- Как называется такой приём смешного, в котором насмешка прикрыта внешней учтивостью? (Ирония). (Слайд 12. Словарь. Ирония).

- Какой характер носит название этого стихотворения?

(Иронический).

Послушайте, пожалуйста, следующих героев.

12. Инсценировка басни И.А. Крылова «Любопытный». (Приложение 7).

13. Беседа по вопросам.

- Каков жанр данного произведения?

- Какой характер носит название этой басни? (Иронический).

- К какому виду произведений, сатирическому или юмористическому, мы отнесём эту басню?

- Почему вы так думаете? По каким особенностям мы относим эту басню к юмористическому произведению?

   А вот перед вами рассказ Л. Лагина «Мамина Тома».

14. Инсценировка рассказа Л. Лагина «Мамина Тома». (Приложение 8).

15. Беседа по вопросам.

Ведущий. К какому виду произведений относится только что прослушанный рассказ? (К сатирическому).

- В данном рассказе Тома  произносит лозунг: «Дети – надежда нашей страны». Скажите, пожалуйста, с какой интонацией звучит данная фраза? ( С язвительной, колкой).

- Как называется такой приём сатирического произведения? (Сарказм). 

 (Слайд 13. Словарь. Сарказм).

   - Это не весёлый и безобидный юмор, это сатира, которую Гоголь назвал «видимый миру смех сквозь неведомые и незримые ему слёзы».

Зачем же её писать, если от неё портится настроение? (Ответы учащихся).

   В эпическом роде, кроме рассказов, пример которого мы с вами услышали,  известны ещё и сатирические романы,  повести, сказки и ... Посмотрите, пожалуйста, инсценировку и определите ещё один жанр эпического рода.

16. Инсценировка басни  С.В. Михалкова «Ромашка и Роза».

(Приложение 9).

17. Беседа по вопросам.

- Согласны ли вы с тем, что это произведение можно назвать сатирическим? (Ответы учащихся).

- По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся).

- Что хотел сказать С. Михалков своей басней? (Высокомерное поведение глупо выглядит со стороны! Хотя, как говорит автор, что кто глядит на других высокомерно, этого, конечно, за собой не замечает).

- Ребята, перечислите, пожалуйста, все известные вам жанры лирического рода. (Ответы учащихся).

А теперь послушайте ещё одно произведение и определите его жанр.

18. Ученица исполняет эпиграмму П.А. Вяземского. (Приложение 10).

19. Беседа по вопросам.

- О чём это произведение?

- Кого высмеивает автор этого произведения?

- Знаете ли вы, как называется этот жанр? (Нет).

- Этот жанр лирического рода называется эпиграммой. Можете ли вы дать определение данному жанру? (Ответы учащихся).

(Слайд 14. Эпиграмма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

А вот жанр драматической сатиры  вы легко определите. Предлагаю посмотреть инсценировку.

20. Инсценировка отрывка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». (Приложение 11).

21. Беседа по вопросам.

- Как называется данный жанр? (Комедия) (Слайд 15. Словарь.  Комедия.)

- Кого высмеивает в комедии драматург? (Ответы учащихся).

 Ведущий. По словам, опять-таки Гоголя, человек ничего не боится так, как смеха. Сатира – это оружие, стрелы, разящие наповал.

    В.Г. Белинский говорил, что «в школах сатиру будут преподавать наряду с арифметикой». (Слайд 16. Портрет В.Г. Белинского.  Высказывание критика).

22. Беседа по высказыванию В.Г.Белинского.

- Как вы понимаете слова В. Белинского? Прав ли он? (Ответы учащихся)

-  А умеем ли мы смеяться над собой? Это полезно? (Ответы учащихся)

- Да, нужно уметь смеяться над собой, иногда даже полезно.

Н.В. Гоголь говорил: «В ком уж нет духа посмеяться над собственными недостатками своими, лучше тому век не смеяться!.. Иначе смех обратится в клевету, и, как за преступление, даст он за него ответ!..». (Слайд 17. Портрет Гоголя Н.В. Высказывание писателя.).

Послушаем стихотворение В.С. Шефнера «Над собой умей смеяться».

23. Ученик читает стихотворение В.С. Шефнера «Над собой умей смеяться». (Приложение 12).

IV. Рефлексия.

- Что вам понравилось из увиденного и услышанного на занятии?

- Что нового вы узнали? Чему вы научились?

- Какие знания вам показались наиболее интересными?

- Какие трудности испытывали в процессе работы?

- Для чего нужна такая работа?

- Пригодятся ли вам знания этого мероприятия в дальнейшей жизни?

Заключительное слово ведущего. (Слайд 18. Высказывание Н.В. Гоголя).

«Бросьте долгий взгляд на всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны – сколько есть у нас добрых людей, но, сколько есть плевел, от которых житья нет добрым и за которым не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеётся им! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила…

О, смех – великое дело!» - писал Н.В. Гоголь. И я вам тоже говорю: «Смейтесь на здоровье!»

 Спасибо вам, ребята, за чудесный вечер, за ваши прекрасные, умные мысли, за яркие выступления.

 

Приложение 1.

 Клоунада «Здравствуйте»

На просцениуме, перед закрытым занавесом, встречаются два клоуна.

Первый. А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?

Второй. Что вылил? Я ничего не вылил…

Первый. Да не вылил! Я говорю –  вы ли, не вы ли?

Второй. Ах, выли? (В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли?

Первый. Да нет же…Я говорю про вас – вы ли, не вы ли?

Второй. Нет, я не выл!

Первый. Ну, и они не выли!

Второй. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!

Первый. Нет, я не один, а мы…

Второй. Кто это мы?

Первый. (Объясняет жестом). Вы, мы, ты, я…

Второй. Кто – вымытые?

Первый. Да нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…

Второй. Все вымытые? (В публику). Это они вымытые? А кто же, по-вашему, немытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

Первый. Что променяли?

Второй. Я говорю – не про меня ли?

Первый. Ах, не променяли? А что не променяли?

Второй. Я же про себя говорю – не про меня ли?

Первый. Ах, вас не променяли?

Второй. Нет, нам никак не разобраться.

Вместе. Занавес может открываться!..

Приложение 2.

Н.А. Некрасов

Над чем мы смеемся...

Раз сказал я за пирушкой:

"До свидания, друзья!

Вечер с матушкой-старушкой

Проведу сегодня я:

Нездорова - ей не спится,

Надо бедную занять..."

С той поры, когда случится

Мне с друзьями пировать,

Как запас вестей иссякнет

И настанет тишина,

Кто-нибудь наверно брякнет:

"Человек! давай вина!

Выпьем мы еще по чаше

И - туда... живей, холоп!

Ну... а ты - иди к мамаше!

Ха! ха! ха!..."  Хоть пулю в лоб!..

Водовоз воды бочонок

В гололедицу тащил;

Стар и слаб, как щепка тонок,

Бедный выбился из сил.

Я усталому салазки

На бугор помог ввезти.

На беду, в своей коляске

Мчался Митя по пути -

Как всегда, румян и светел,

Он рукою мне послал

Поцелуй - он всё заметил

И друзьям пересказал.

С той поры мне нет проходу:

Филантроп да филантроп!

"Что, возил сегодня воду?..

Ха! ха! ха!.." Хоть пулю в лоб!..

(1874)

Приложение 3.

С.Я. Маршак. Про одного ученика и шесть единиц

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

- Где твой дневник? - спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: «Очень плохо».

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: - Шалопай!

Чем заслужил ты единицу?

- Я получил ее за птицу.

В естествознании я слаб:

Назвал я птицей баобаб.

- За это, - мать сказала строго,

И единицы слишком много!

- У нас отметки меньше нет!

Промолвил мальчик ей в ответ.

- За что вторая единица?

Спросила старшая сестрица.

- Вторую, если не совру,

Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,

Что кенгуру растут на грядке.

Отец воскликнул: - Крокодил,

За что ты третью получил?!

- Я думал, что гипотенуза

Река Советского Союза.

- Ну, а четвертая за что?

Ответил юноша: - За то,

Что мы с Егоровым Пахомом

Назвали зебру насекомым.

- А пятая? - спросила мать,

Раскрыв измятую тетрадь.

- Задачу задали у нас.

Ее решал я целый час,

И вышло у меня в ответе:

Два землекопа и две трети.

- Ну, а шестая, наконец?

Спросил рассерженный отец.

- Учитель задал мне вопрос:

Где расположен Канин Нос?

А я не знал, который Канин,

И указал на свой и Ванин...

- Ты очень скверный ученик,

Вздохнув, сказала мать.

Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать!

--

Ленивый сын поплелся прочь,

Улегся на покой.

И захрапел. И в ту же ночь

Увидел сон такой.

Жужжали зебры на кустах

В июльскую жару.

Цвели, качаясь на хвостах,

Живые кенгуру.

В сыром тропическом лесу

Ловил ужей и жаб

На длинном Ванином Носу

Крылатый баобаб.

А где-то меж звериных троп,

Среди густой травы,

Лежал несчастный землекоп

Без ног, без головы.

На это зрелище смотреть

Никто не мог без слез...

- Кто от него отрезал треть?

Послышался вопрос.

- От нас разбойник не уйдет.

Найдем его следы!

Угрюмо хрюкнул бегемот

И вылез из воды.

- Я в порошок его сотру!

Воскликнул кенгуру.

- Он не уйдет из наших лап!

Добавил баобаб.

--

Вскочил с постели ученик

В шестом часу утра.

Пред ним лежал его дневник

На стуле, как вчера...

Приложение 4.

В. Гюго «Отверженные»

Приложение 5.

Каламбуры

***

… Ест краюшку хлеба, а запивает водой из деревянного ковшика. Спросишь его, бывало:

- Что это ты, Паня,  один сухой хлеб жуёшь?

А он, шутя, отвечает:

- Как так «с ухой»? – он, гляди-ка, с чистой водицею.

                                                                Н.С. Лесков

***

Вопрос

Вместо рубахи не носите брюк вы,

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

А различите ли ясень и бук вы?

***

Говорили тиграм львы

Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог?

Приложение 6.

Олег Григорьев. Гостеприимство

Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру —
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать —
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать —
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать —
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?

Приложение 7.

И.А. Крылов. Любопытный

"Приятель дорогой, здорово! Где ты был?" -
"В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Все видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа торовата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни как изумруд, другие как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!" -
"А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?" -
"Да разве там он?" - "Там". - "Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил"

Приложение 8.

Л. Лагин «Мамина Тома».

(Научно-популярный рассказ)

     Дело было в автобусе. Входит пожилая женщина и с нею девочка лет десяти, здоровая, как бык. Бабушка и внучка. Внучку зовут Тома. У бабушки в руках кошёлка. В кошёлке яблоки. Тома затевает разговор:

- Бабка, давай мне яблоко!

     Бабушка ей отвечает:

- Яблоки грязные. Вот вернёмся домой, вымоем их кипячёной водой, и я тебе дам яблоко. Они от тебя не уйдут. Мы с мамой до них даже не дотронемся.

- Нет, сейчас давай!

- Прошу тебя, Тома, не скандаль.

- В таком случае я начинаю плакать! – заявляет Тома и как завизжит!

      Бабушка ей шепчет:

- Тома, если ты будешь продолжать такую политику, то я с тобой перестану ходить куда бы то ни было.

     Тома говорит:

- Ах, вот какой разговор?! Тогда я начинаю ещё громче кричать!

     И действительно, она начинает топать ногами и орать так, словно её собираются резать.

     Бабушка чуть не плачет:

- Тома! Хоть бы людей постыдилась!

     А Тома говорит:

- Я маленькая, мне не стыдно. Давай мне немедленно яблоко! Или я такой скандал подниму, что ты прямо сгоришь от стыда!

     Тут уж я не выдержал. Я обращаюсь к несчастной бабушке:

- Разрешите, гражданка, я вашу скандальную внучку брошу в окошко. Она всем нам, пассажирам, ужасно действует на нервы.

     Тома сразу смешалась в разговор. Она говорит:

- Только попробуйте выбросить меня в окошко! А законы на что? Законы не разрешают швырять детей в окошко. Стыдно вам, гражданин, не знать, что дети – это надежда нашей страны!

     Тут все в автобусе рассмеялись.

- Вот тебе и на! А ешё говорила, что маленькая! Рассуждает, что твой докладчик! Интересно, где она такие слова услышала?

     Тома говорит:

- Слава Богу, грамотная. Я в свободное время почитываю мамины газеты. Вот где я это вычитала.

     Тогда все кругом начинают ещё пуще смеяться. А одна женщина – майор медицинской службы – сердито говорит:

- Конечно, дети – надежда нашей страны. Но только, конечно, не такие, как эта капризная и плаксивая девица. Это какая-то скандалистка растёт. Прямо противно!

     Тома видит такое положение и говорит:

- Я не потому такой крик подняла, что я скандалистка, а потому, что в яблоках содержатся витамины, которые срочно требуются моему молодому и, заметьте, растущему организму.

     Майор говорит:

- Витамины всем требуются. Но раз они тебе так экстренно требуются, то я могу пойти тебе навстречу.

     Она вынимает из своей полевой сумки пакетик, раскрывает его, вынимает кругленькую таблеточку и говорит:

- Вот как раз тот витамин, который тебе так экстренно требуется. На, кушай!

     Тома даже глазом не моргнула. Она говорит:

- А почему вам, товарищ майор, известно, какой именно мне требуется витамин? Вдруг мне требуется витамин В или там, скажем, Це прим?

     Майор говорит:

- Потому что я не просто майор, а медицинской службы.

     Тогда Тома пускается на такой ход. Она говорит:

- А если вы медицинской службы, то как вы можете мне предлагать кушать вашу таблеточку здесь, в автобусе? Неужели вы не знаете, что надо обязательно мыть руки перед едой?

     Тут в разговор вмешивается один старичок. Он говорит:

- Я, конечно, не доктор. Но я бы, – говорит, – прописал этой девице берёзовые витамины.

     Тома видит, что номер с криком не удался, и замолчала.

     Вскоре они с бабушкой сошли. Светофор показывал красный свет, и, пока автобус не трогал, мы видели, что было дальше.

     Мы увидели: подошла к Томе молодая женщина, которая их, видно, поджидала на остановке. И только она взяла Тому за руку, как та заревела и стала кричать на бабушку и топать ногами. Тогда молодая женщина, Томина мама, стала, верно, говорить бабушке какие-то грубости, потому что бабушка плюнула, отдала Томиной маме кошёлку с яблоками, и сама ушла. Томина мама ещё маленько покричала ей вслед, а потом погладила Тому по головке, вынула из кошёлки яблоко покрупнее и дала Томе.

     Тогда Тома моментально перестала выть и говорит:

- Граждане, разойдитесь! Не создавайте заторов на перекрёстках! Держитесь правой стороны! Будьте культурны, соблюдайте правила уличного движения! Неужели ребёнок должен вас этому учить!.. Пошли, мамуня… Граждане, пропустите женщину с ребёнком!...

    Ну, их, конечно, сразу и пропустили.

   

Приложение 9.

С.В. Михалков. Басня «Ромашка и Роза».

«Прошу меня простить за обращенье в прозе! -

Ромашка скромная сказала пышной Розе. -

Но вижу я: вкруг вашего стебля

Живет и множится растительная тля,

Мне кажется, что в ней для вас угроза!» -

«Где вам судить о нас! — вспылила Роза. -

Ромашкам полевым в дела садовых роз

Не следует совать свой нос!»

Довольная собой и всех презрев при этом,

Красавица погибла тем же летом, -

Не потому, что рано отцвела,

А потому, что дружеским советом

Цветка незнатного она пренебрегла…

                            ***

Кто на других глядит высокомерно,

Тот этой басни не поймет, наверно…

Приложение 10.

Эпиграмма

П.А. Вяземский

***

Вот враль! подобного ему не знаю чуда!

Врет словом, врет пером; не объясните ль вы,

Откуда он берет всю эту дрянь? - Откуда?

Да все из головы.

Приложение 11.

Отрывок из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Явление VII

Явление VII

Те же, г-жа Простакова и Митрофан.

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женисся.

Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-жа Простакова. Придет час воли божией!

Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.

Митрофан. Десять.

Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.

Цыфиркин. Сколько ж бы на год?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль — нуль. Один да один... (Задумался.)

Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.

Приложение 12.

Вадим Шефнер. Над собой умей смеяться

Над собой умей смеяться
В грохоте и в тишине,
Без друзей и декораций,
Сам с собой наедине.

Не над кем-то, не над чем-то,
Не над чьей-нибудь судьбой,
Не над глупой кинолентой -
Смейся над самим собой.

Среди сутолоки модной
И в походе боевом,
На корме идущей ко дну
Шлюпки в море штормовом -

Смейся, презирая беды, -
То ли будет впереди!
Не царя - шута в себе ты
Над собою учреди.

И в одном лишь будь уверен:
Ты ничуть не хуже всех.
Если сам собой осмеян,
То ничей не страшен смех.