Эссе участника регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» на тему «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
материал

Золотова Елена Юрьевна

Эссе участника регионального этапа  Всероссийского конкурса  «Учитель года»  на тему  «Воспитание – великое дело:  им решается участь человека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

участника регионального этапа

 Всероссийского конкурса

«Учитель года»

на тему

«Воспитание – великое дело:

им решается участь человека»

Автор: учитель истории

и обществознания

МБОУ СОШ № 4

г. Миллерово

Золотова Елена Юрьевна

Вся задача воспитания — чтобы человек увидел в себе человека,

и  не только поступал хорошо, но и умел  наслаждаться хорошим.

 Рёскин Д.

 Кто сказал, что нужен повод, чтобы дарить доброту? Каждое утро, выходя за пределы своего дома, мы попадаем в мир людей. И порой не замечаем, что кому-то стало плохо, кому-то нужно улыбнуться, чтобы поднять настроение на весь день. Чаще всего мы думаем только о себе. Я - учитель, и допускать подобное состояние души не имею права. Родители доверили мне самое дорогое - своего ребенка. Понимаю, что только доброта, отзывчивость и любовь к детям поможет мне воспитать их достойными людьми. Нужно большое искусство, чтобы приоткрыть детские сердца и души. Порой стена непонимания вырастает между родителями, детьми и учителями. И как сделать так, чтобы не возникло такого противостояния, как стать другом ребенку, зависит от самого учителя. Но прежде чем получить эту профессию, я проделала большой путь. И первыми шагами на этом пути стало воспитание в семье. Уверена, что с него многое начинается.

Возвращаясь вечером домой, после работы, я наблюдаю за огнями фонарей и огнями, которые горят в окнах домов; в каждом окне своя жизнь. Жизнь, которую мы строим сами. И тут передо мной  возникает образ моей семьи. Когда вышла из школьного здания, было зябко, только вспомнила родителей - сразу внутри  потеплело.  Я родилась в дружной семье, где любят без повода собираться за одним столом с прабабушками и прадедушками, где поддерживают друг друга в большом и малом, вместе на рыбалке и на сенокосе. Вспомнила, что нас с сестрой уже с пяти лет учили косить траву. Вот только одно «но»: профессию учителя не приветствовали. И все же я благодарна им. Они не хотели видеть во мне учителя, и благодаря этому  сопротивлению, во мне усилилось желание стать хорошим специалистом в этой области и все время стремиться к большему. А большее для меня - это умение отдавать сердце, уметь слушать и стараться услышать. Выбор был сделан. Атмосфера на уроках истории моего учителя Подкиной Елены Арнольдовны сформировала мой искренней интерес к предмету. Первые места на олимпиадах и всероссийских конкурсах, пять лет вуза -  и я в школе.

        Я горжусь своей профессией: в этой области нет границ, есть большие возможности для творчества, есть ощущение единения, сотрудничества со своими учениками на уроке и внеурочной деятельности.

         Сегодня одной из проблем нашего общества является потребность в конкурентоспособных, инициативных людях, способных воплощать свои идеи в жизнь. Но при этом я для себя выделяю еще одну потребность современности - не забывать о таких словах как «достоинство», «честь», «благородство», «деликатность». Есть красота восходящего солнца, капли росы, которая освещена его светом. Есть красота человеческого общения, которая закладывается учителем. Она  прорастает потом в тех самых семьях, живущих в домах,  за окнами которых по вечерам светятся теплые огни. Наши ученики становятся папами и мамами, уважающими свои корни и любящими своих детей. Хочется верить, что у моих учеников все именно так и есть.

        Телефонный звонок прервал мои размышления. «Елена Юрьевна, как Вы, здравствуйте, это я – Евгений!!!» Как мне нужен был именно этот звонок, когда такая усталость, столько проблем. «Женя, я так рада тебя слышать, рассказывай…», - ответила я. Его последними словами была фраза: «У Вас все получится, я в Вас верю». И уверенность, что именно так и будет, поселилась в моем сердце. А несколько лет назад Женя перестал ходить в школу, и на правах классного руководителя я отправилась к нему. Его слова обожгли меня: «Я – перестал верить в себя!!» «Я в тебя верю, я помогу, вместе - все получится», - ответила я. Все получилось. Институт с отличием, отличная карьера и семья, в которой много теплоты. Порой воспитывать достаточно верой. Создавать условия, в которых ученик поверит в то, что у него все получится. Остановиться - когда он плачет, обнять или просто улыбнуться. Я учитель, я не могу проходить мимо проблем детей, потому что они потом тоже  пройдут мимо чьей-то беды, чьей-то старости. И словосочетание «просто помочь» будет для них недоступно.  

       Объединить опыт старшего поколения и энергию молодых, объединять людей с активной жизненной позицией - это и есть важная задача сегодняшнего дня.  Это и есть задача моя, как учителя, решая которую, я применяю на уроках и внеурочной деятельности  технологии сотрудничества, развивающего обучения, проектирую и моделирую ситуации.      Мы растем вместе с учениками. Они учат нас подняться над собой, своими проблемами и решать их быстрее и креативней. Учителя, принимая мир их ценностей, показывают и те социальные ценности, которые потом поднимут их над проблемными ситуациями жизни.

       Я со своими учениками участвовала в различных всероссийских и международных конкурсах. Объездили полмира: США, штат Айова,

Польша, Германия, Финляндия,  Швеция, Беларусь, Молдова, Франция, Чехия. Где-то выигрывали мы, где то учились проигрывать, но мы всегда были вместе. Их идеи оказывались порой интересней тех, что предлагала я. И я осознавала свои ошибки,  училась признавать их.

         Путешествовать по миру может каждый человек, независимо от профессии, но заглядывать вглубь себя, учиться поглощать новое знание с жадностью и огромным желанием можно лишь тогда, когда рядом твои ученики, они, как лакмусовая бумажка, реагируют на то, что ты умеешь, хочешь, на образ твоих мыслей. Они хотят от тебя каждый раз большего, и ты стремишься к новым высотам, чтобы соответствовать времени, чтобы лучше понимать мир их чувств и возможностей. Дети сами подсказывают учителю, как легче им запомнить и усвоить материал, чтобы не тратить время впустую. Мы воспитываем их так, чтобы в жизни они умели обходиться без нас, но во всех действиях сохраняли достоинство и уверенность в себе. Сохранять достоинство, самообладание, проявлять сочувствие, быть честными перед собой, отвечать за свои поступки.  

       Один из моряков Христофора Колумба возвращался  в Европу с семенами неведомых растений – томатов. Он посадил эти семена дома. Получил хороший урожай и угостил соседей. Они захотели повторить его опыт.  Но когда пришло время  сбора урожая, он вырос далеко не у всех. Только у двух учеников. К ним и направился учитель. Один сказал, что он следовал советам учителя и поэтому его помидоры не хуже, чем у того. Но удивил большим урожаем последний ученик. «Что ты делал? Ведь семена были у всех одинаковые!» - удивился учитель. «О, учитель! Я делал всё, чему вы учили. Лишь каждую ночь, после полива,  я тихонько шепотом желал томату спокойной ночи. Днем я рассказывал о своих делах и о делах своей семьи. Утром, поливая его,  я радовался солнцу и желал ему доброго утра», - сказал ученик. «Не я твой учитель, а ты мой, ведь нужен не только способ выращивания семян, не только вода для роста, но и  обилие внимания и доброты, без которых не добиться больших плодов», – ответил учитель.

Мои ученики идут дальше меня, достигая больших высот, и я радуюсь их успехам. Многие из них преподают историю в Уральском Государственном Университете – Малых Ирина Витальевна, в СИНХЕ - Иванов Максим Валерьевич, старший сотрудник кафедры международных отношений. Есть учителя истории и кандидат наук – Косых Татьяна Юрьевна, а я порой не верила, что она сможет сдать ЕГЭ по истории на высокие балы. Занимаясь почти каждый день перед экзаменом, исправляя ошибки, у меня были сомнения в том, что она получит высокие результаты, но она сдала на 98 .

       Я убедилась, что главное для учителя - огромная вера в своих учеников. Вдохновлять своим примером, рассказывать о великих и простых людях, которые в трудные минуты своей жизни оставались человечными, понимающими, чуткими и благородными...

     ...Я дошла до своего подъезда. Старенькая соседка, опираясь на палочку, подошла к высоким ступенькам. Я хочу помочь, но меня опережает мой сосед, мальчик двенадцати лет. «Я помогу», - говорит он мне. Значит, утро у нашей планеты есть, и люди могут протягивать друг другу свои теплые ладони.

Огонь и пламя – суть живой души!
Сгорая, мы теплом ласкаем время,
Огнём духовным беды сокрушив

И каждодневных дел по жизни бремя.

Не зря же говорят: «Он весь сгорел!»
(В трудах, науке, спорте иль в искусстве…)
Он просто сделал то, что смог, успел,
Отдавшись воле Божьей в светлом чувстве…

Горит лишь тот, кого легко зажечь,
Кто жизнь свою не мыслит без исканий.
Дрова сырые не нагреют печь,
Открытий не найти без света знаний.

                                                                            А. Ахматова

     Завтра снова в школу, там вторая семья для меня и моих учеников. И этим я живу... Я счастлива, по-настоящему счастлива!!!..