Русская басня
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Косулицкая Наталья Ивановна

Материал по уроку на тему "Русская басня". Цель урока: акрепить понятия «басня», «мораль», развивать внимание, мышление, восприятие, артистизм, воспитывать интерес к литературе, к учению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_basnya.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Русская басня

Цель:

  • Закрепить понятия «басня», «мораль»;
  • развивать внимание, мышление, восприятие, артистизм
  • воспитывать интерес к литературе, к учению.

                         

Ход урока

I. Вводная часть.

- Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Кто желает улучшить своё внимание? А знания? Надеюсь, что вы будете активными…Жду от вас красивых ответов.

Притча.

Осмысление услышанного.

II. Определение темы и целей урока.

Игра – «Убежавшие слова» (Работа с текстом басни без конца)

       Жила одна мышь под амбаром. В его полу было дырочка, и хлеб сыпался туда, так что еды у этой мыши всегда было вдоволь.

      Житье у норушки было хорошее, и она захотела похвастаться этой сытой жизнью.

      Прогрызла мышь дыру побольше и позвала других мышей к себе в гости. Она сказала: «Приходите, гости дорогие, ко мне на пир, еды всем хватит».

      Когда она привела друзей, то увидела, что дыры совсем не стало, потому что______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы  и задания.

1.Додумайте и допишите концовку, логически вытекающую из текста. Обоснуйте такое завершение.

2.Озаглавьте текст и запишите заглавие на верхней строчке.

3.Определите жанр, обоснуйте свое мнение.

4.В чем поучительность данной ситуации?

5.Сформулируйте и запишите мораль.

 

Работа с теоретиками: кроссворд с понятиями (см приложение)

Обобщение по теории. Басня – это (1) краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется (2) иносказательный смысл. В (3) поучительном басенном сюжете (4) действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери. 

Мы определили тему урока, а теперь подумаем, чем же мы будем заниматься, чему научимся? 

III. Вспомним секреты создания басни

Главные жанровые особенности басни ( В.А.Жуковский) 

1.     Особенности характера героев басни  (каждое животное отлично от другого)

2.     Сравнение вымышленного с существующим (на очень простом примере помочь разобраться в сложных житейских ситуациях)

3.     Басня есть нравственный урок

4.     Вместо людей в басне оживают животные и предметы

 

! Басня должна обладать «ясным слогом» и краткостью.

 

IV. Проба пера.

Чтение и инсценировка басен собственного сочинения.

V. Защита проекта. Крылатые слова в баснях Крылова

V. Подведение итогов. Рефлексия.

«Оценка себя и своей деятельности»

Начни со слов:

 «Я видел…»

«Я слышал…»

«Я делал…»

«Я чувствовал…»

«Я научился…»