Рабочая программа по литературе в 7 классе ФГОС
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Горячева Наталья Юрьевна

Рабочая программа к учебнику литературы 7 класс под ред. Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_7_kl.docx93.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1996

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»                  

Заместитель директора                                                                                                                                                                   Директор  

__________Е.В. Сухаревская                                                                                                                                                         __________А.В. Адамич

«____» июня  2015 г.                                                                                                                                                                       «____» июня 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015-2016 учебный год

     Предмет: литература

     Класс: 7 Б»

     Программа: Рабочая программа по литературе для 5-9 классов предметной линии учебников по редакцией В.Я.Коровиной

     Учебник: Коровина В.Я. Литература.7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. – М.: Просвещение,  2014

     Количество учебных часов в неделю: 2 ч.

     Составитель: Горячева Наталья Юрьевна

     учитель русского языка и литературы

   Рассмотрено на заседании методического объединения

   учителей русского языка и литературы

   Протокол № 1 от «____» июня 2015 года

   _____________   И.А.Бурдуковская

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2014г.) и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы  В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2014г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

          Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

          Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

         Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

          Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

         Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

         Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

          Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

          Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

         Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Метапредметные  результаты изучения:

Регулятивные: 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • умение устанавливать целевые приоритеты;
  • умение  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные:  

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами проектно-исследовательской деятельности;
  • умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные: 

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умение   формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Личностные результаты:

  •  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;
  • знание основных исторических событий развития государственности и общества;
  •  осознание  целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

Содержание литературного образования

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д)

В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

знать /понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  

направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

уметь:

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  • воспроизводить содержание литературного произведения; 
  • работать с книгой
  • владеть различными видами пересказа;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ-характеристику;
  • свободно владеть письменной речью.

Учебно-тематический план

  1. Введение  (1 час)
  2. Устное народное творчество (7 часов)
  3. Древнерусская литература (3 часов)
  4. Русская литература 18 века (2 часа)
  5. Русская литература 1 половины 19 века (27 часов)
  6. Русская литература  20 века (22 часов)
  7. Из литературы народов России (1 час)
  8. Зарубежная литература (5 часов)
  9. Повторение изученного (2 часа)

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель, итого 70 часов.

Основной формой организации учебного процесса в рамках настоящей программы является урок, в том числе и нетрадиционные его формы (интерактивные, виртуальные, медиауроки), продолжительностью 45 минут.  Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;
  • итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Содержание тем учебного курса

Введение(1 ч)

 Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Устное народное творчество (7 ч)

Предания.  Поэтическая автобиография народа.  Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Понятие о былине.  Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Киевский цикл былин.  «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.

«Калевала». Карело-финский мифологический эпос, отражение жизни народа, его национальных традиций. Обычаев, трудовых будней и праздников.

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании героя.

     Теория литературы. Устная народная проза. Предание (начальные представления). Былина. Руны, логический эпос (начальные представления). Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской  литературы (3 ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской  литературы. Нравственные заветы  Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности

«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге

«Повесть о  Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

     Теория литературы. Поучение (начальные  представления). Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века ( 2 ч)

М.В.Ломоносов.  Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея  Величества государыни Императрицы Елисаветы  Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

Г.Р.Державин.  «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

     Теория литературы.  Ода (начальные  представления).

Из русской литературы XIX века (27 ч)

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.  «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении   Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII. «Медный всадник» (отрывок). Изображение Петербурга и Петра I.

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие  языка

      Теория литературы.  Баллада  (развитие представлений).

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.  Трагическое и гуманистическое в повести.

     Теория литературы.  Повесть  (развитие представлений).

М.Ю.Лермонтов.  «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Картины быта ХYIвека   и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.  Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».  Проблема гармонии человека и природы

     Теория литературы.  Фольклоризм литературы  (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы  и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.  Патриотический пафос повести

     Теория литературы.  Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.  Нравственные проблемы рассказа.  Стихотворения в прозе.  «Русский язык». Особенности жанра

      Теория литературы.  Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления)

Н.А.Некрасов.  «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».  Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа.  «Размышления у парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа

        Теория литературы.  Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма (начальные представления)

А.К.Толстой.  Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Теория литературы.  Историческая баллада (развитие понятия).

М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».  «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.

       Теория литературы.  Гротеск (начальное представление). Ирония (развитие представлений)

Л.Н.Толстой.  «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Теория литературы. Автобиографическое произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

А.П.Чехов. «Хамелеон».  Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)

       Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

Стихотворения  русских поэтов ХIХ о родной  природе.

В. Жуковский. «Приход весны»,  А.К.Толстой.  «Край ты мой,  родимый край…». И.А.Бунин.  «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Из русской литературы  ХХ века (22 ч)

И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.  Нравственный смысл рассказа..

М.Горький.  «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое,  здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко»  («Старуха  Изергиль»).

       Теория литературы. Понятие о теме  и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя (развитие понятия).

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

В.В.Маяковский.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.  «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя

      Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).

А.П.Платонов.  «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей.  Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

       Теория литературы. Сравнение, метафора (развитие понятий)

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…»,  «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни».  Философские проблемы в лирике Твардовского

     Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др. Римы и образы военной лирики.

     Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления)

Ф.А.Абрамов.  «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа

      Теория литературы. Литературные традиции

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказов. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Д.С.Лихачёв.  «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

      Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как  публицистический жанр (начальное представление).

М.М.Зощенко. «Беда». Смешное  и грустное в рассказах писателя

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).  Общее и индивидуальное  в восприятии природы русскими поэтами

ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века

Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)

Из литературы народов России (1 ч)

Расул Гамзатов.  «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Из зарубежной литературы ( 5 ч)

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

      Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ  (развитие представлений).

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ  - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений)

Выявление уровня литературного развития учащихся (2ч)

Учебно-методическое обеспечение

  1. Примерные программы по учебным предметам. Литература, 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2014
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия:

в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 7 класс. -  М.: Просвещение, 2014
  2. Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
  3. Халабаджах Инна Михайловна. Литература. 7 класс. Планы-конспекты уроков – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
  4. Маркитанова М. А. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. К учебнику В.Я. Коровиной и др. "Литература. 7 класс". ФГОС – М: Экзамен, 2014
  5. Полулях Н.С. Литература. 7 класс. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Одобрено экспертным советом ФГАУ ФИРО. ФГОС – М: Аркти, 2014
  6. Чермашенцева О.В. Литература. 7 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. ФГОС – Волгоград: Учитель, 2015
  7. Монич И.В. Рабочая тетрадь по русской литературе. 7 класс. В 2 частях.  – Мозырь: Белый Ветер, 2013

Технические средства обучения

  • Компьютер

Примеры работ при использовании компьютера:

  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности;
  • различные виды анализа текста
  • просмотр и прослушивание отрывков художественных произведений в актерском исполнениии др.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.


Тематическое планирование

по литературе, 7 класс,

70 часов (2 часа в неделю)

п/п

Название темы

Тип урока

Содержание учебного материала

Планируемые предметные результаты обучения

Планируемые метапредметные результаты обучения

Планируемые личностные результаты обучения

Характеристика деятельности обучающихся

Виды

контроля

научится

получит возможность научиться

Введение ( 1 ч)

  1

Введение. Книга в жизни человека

Первичного предъявления новых знаний

Метафорическая природа художественного образа, его обобщающее и оценочное значения, разные виды художественных образов.

Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Создавать связный текст на необходимую тему

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений.

Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять.

Фронтальный опрос

Устное народное творчество ( 7 ч)

2

Предания

Первичного предъявления новых знаний.

Понятие «предание», практика использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, герои преданий – государственные деятели.

Владеть знаниями о  жанре, его отличительных особенностях; причины возникновения и цель создания

Создавать письменное оригинальное произведение

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей

Выявлять характерные для устного народного творчества художественные приёмы.

Устный опрос

3

Былины и их исполнители

Формирование первоначальных предметных умений

Главные герои былины, композиция, художественные особенности, собирание и исполнение былины, темы былин, их циклы.

Владеть знаниями о  жанровых особенностях былины; охарактеризовывать героев былин

Характеризовать героя былины как воплощение национального характера

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Выявлять характерные для былин художественные приемы

Самостоятельная работа

4

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Применение предметных умений

Главные герои былины, композиция, художественные особенности

Пересказывать узловые сцены и эпизоды

Строить рассказ о герое

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Проявлять интеллектуальные и творческие способности, анализировать и характеризовать чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Выявлять характерные для былин художественные приемы

Фронтальный опрос

5

Былина «Садко».

Применение предметных умений

Главные герои былины, композиция, художественные особенности.

Пересказывать узловые сцены и эпизоды

Строить рассказ о герое, видеть отличие былины  от мифа  и сказки

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Принимать  и осваивать социальную роль обучающегося

Выявлять характерные для былин художественные приемы

Устный опрос, самостоятельная работа

6

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Применение предметных умений

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Пересказывать узловые сцены и эпизоды

Сопоставлять сюжеты и героев эпоса народов мира

Анализировать и  использовать информацию в самостоятельной деятельности

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Пересказывать, отвечать на вопросы.

Устный опрос

7

Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса.

Применение предметных умений

Произведение средневекового французского военного эпоса

Владеть знаниями о жанровых особенностях поэмы;  охарактеризовывать героев ,владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

Сопоставлять сюжеты и героев эпоса народов мира

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Выразительно читать фрагменты , давать устные ответы на вопросы.

Письменный опрос

8

Пословицы и поговорки

Первичного предъявления новых знаний

Произведения устного народного творчества – пословицы и поговорки.

Владеть знаниями о данном жанре УНТ, отличительных особенностях

Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Устный опрос, практическая работа

Из древнерусской литературы (3 ч)

9

«Повесть временных лет». «О пользе книг». «Поучение» Владимира Мономаха.

Первичного предъявления новых знаний

Понятия «летопись», «житие», «поучение»

Владеть знаниями о жанрах древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы

Владеть знаниями об особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений

Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором

Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров

Фронтальный опрос

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Применение предметных умений

Главные герои произведения, композиция, художественные особенности

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

Владеть знаниями об особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений

Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором

Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров

Практическая работа

11

Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

Крое развивающего контроля

Проверка ЗУН

Научиться владеть изученной терминологией по теме, научиться четко и правильно давать ответы на поставленные вопросы

Создавать письменное высказывание на предложенную тему

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест); уметь определять меры усвоения изученного материала; уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков исследовательской деятельности, приемов самодиагностики

Самопроверка и взаимопроверка, групповое выполнение заданий,  коллективное проектирование, комментированное выставление оценок

Контрольная работа

Из русской литературы XVIII века (2 ч)

12

 М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

Первичного предъявления новых знаний

Понятие «ода», композиция произведения, художественные особенности.

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

Владеть понятием о родах и жанрах литературы

Анализировать и  использовать информацию в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностного смысла учения

Читать, отвечать на вопросы по прочитанному.

Устный опрос

Проверка д/з

13

Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку»

Применение предметных умений

Жизнь и деятельность Г.Р. Державина, его сатирические произведения.

Владеть знаниями  с о русской поэзии 19 века

Сопоставлять каноны классицизма и национальной самобытности русской поэзии 19 в.

Анализировать и  использовать информацию в самостоятельной деятельности

Принимать  и осваивать социальную роли обучающегося

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров

Устный опрос

Из русской литературы XIX века (27 ч)

14

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава».

Применение предметных умений

Поэма А.С. Пушкина «Полтава».

Владеть знаниями о  специфике жанра поэмы.

Владеть навыком сопоставления образов ведущих персонажей поэмы

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Готовить развёрнутый письменный ответ,

Самостоятельная работа

15

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.

Применение предметных умений

Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник», образы Петербурга и Петра 1

Ориентироваться в поэтическом тексте, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы

Находить известные средства выразительности в поэтическом тексте и объяснять их назначение

Участвовать в групповой работе, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения

Понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности

Словесное рисование одного из описываемых в поэме событий, выразительно читать фрагменты произведения

Индивидуальная и фронтальная проверка

16

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

Применение предметных умений

Понятие «баллада», главные герои произведения, композиция, художественные особенности

Владеть знаниями о  специфике жанра баллады

Устанавливать ассоциативные связи с произ- ведениями живописи, со- поставлять балладу с другими лирическими произведениями

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и и его фрагменты в оригинале.

Устный опрос

17

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Применение предметных умений

Произведения А.С. Пушкина, главные герои, композиция, художественные особенности.

Владеть знаниями о художественных особенностях трагедии

Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями русской литературы

 Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Практическая работа

18

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Первичного предъявления новых знаний

Произведение А.С. Пушкина, главные герои, композиция, художественные особенности. Анализ эпизода

Владеть знаниями об различении образов рассказчика и автора-повествователя.  Владеть знаниями о приемах анализа литературного произведения

Сопоставлять сюжет повести с другими произведениями. Анализировать различные формы авторской позиции

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов. Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Определять родовую принадлежность литературного произведения, давать жанровую характеристику  изучаемого произведения. Характеризовать героя русской литературы

Практическая работа

19

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Формирование первоначальных предметных умений

Произведение М.Ю. Лермонтова, главные герои, композиция, художественные особенности.

Владеть знаниями об особенности жанра.

Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями русской литературы

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа

20

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Применение предметных умений

Герои произведения, особенности их речи, поступки, отношение к людям.

Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм  

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Определять  к какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки.

Фронтальный опрос

21

Сочинение по иллюстрации В.Васнецова к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня…"

Урок общеметодической направленности

Иллюстрация В.Васнецова к поэме М.Ю.Лермонтова

Описывать и характеризовать центральные образы

Владеть начальными навыками искусствоведческого анализа

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Соотносительный анализ произведений разных жанров искусства, поиск аргументов в защиту своей позиции

Практическая работа

22

М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Мастерство поэта в создании художественных образов. «Молитва», «Ангел».

Применение предметных умений

Лирика поэта, роль художественных средств.

Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм  

Выявлять художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Принимать  и осваивать социальную роль обучающегося

Составлять план и языковсопоставлять литературный текст с

Проверка д/з

23

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Контрольный

Тестирование

Анализировать содержание изученных произведений

Владеть знаниями о художественных особенностях произведений

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

 Решать учебно-практические задачи

Тестирование

24

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Первичного предъявления новых знаний

Повести Н.В. Гоголя, главные герои, быт казаков, их взгляды на жизнь.

Знать особенности сюжета,; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя

Владеть  начальными навыками литературоведческого анализа

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать этические чувства, доброжелательносьи и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Выявлять темы,образы и приёмы изображения человека.

Проверка д/з

25

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

Применение предметных умений

Психологический облик героев на основе анализа текста, значение товарищества и братства запорожцев.

 Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Выразительно читать произведения, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.

Самостоятельная работа.

Устный опрос

26

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Применение предметных умений

Психологический облик героев на основе анализа текста, значение товарищества и братства запорожцев.

Владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Выразительно читать произведения, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.

Групповая работа

27

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Контрольный

Сочинение

Анализировать содержание

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику,идейно-эмоциональное содержание.

Практическая работа

28

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк».

Первичного предъявления новых знаний

Рассказ И.С. Тургенева, мастерство писателя в описании природы, создании портретной характеристики.

Владеть понятием  о жанре рассказа , развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Принимать  и осваивать социальной роли обучающегося

Давать устный ответ на вопрос по тексту призведения, в том числе с использование цитирования.

Проверка д/з

Фронтальный опрос

29

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».

Применение предметных умений

Особенности стихотворений в прозе, их темы, роль в нравственном воспитании.

Владеть понятием о жанре стихотворения в прозе, ритмико-метрическом строе

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Устный опрос

30

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.

Первичного предъявления новых знаний

Поэма Н.А. Некрасова, исторические события, описанные в литературном тексте.

Владеть определениями  и уметь композицию произведения, давать характеристику его героев

Показывать и понимать патриотический пафос произведения

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Совершенствовать духовно-нравственные качеств личности

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии А,С.Пушкина.

Проверка д/з

31

А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Применение предметных умений

Произведение Н.А. Некрасова, его социальная направленность.

Владеть определениями и находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев

Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов

Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила

Письменный опрос

32

А.  К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Первичного предъявления новых знаний

Исторические баллады А.К. Толстого, главные герои, композиция, художественные особенности.

Владеть определениями и находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев

Показывать и понимать патриотический пафос

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Готовить развёрнутый письменный ответ, составлять план ответа.

Проверка д/з, самостоятельная работа

33

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Формирование первоначальных предметных умений

Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, главные герои, композиция, художественные особенности.

Владеть  особенностями сюжета, охарактеризовать повествовательную манеру писателя

Доказывать, что “повесть ” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Уметь характеризовать  идейно-эмоциональное содержание произведения, определять , что утверждается , а что отрицается писателем.

Устный опрос

Письменный опрос

34

Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

Первичного предъявления новых знаний

Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, главные герои, композиция, художественные особенности.

Охарактеризовать особенности повествовательной манеры писателя, давать характеристику героям

Доказывать, что “повесть ” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Проверка д/з, самостоятельная работа

35

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Первичного предъявления новых знаний

Трилогия, главные герои по вести «Детство», композиция, художественные особенности.

Узнавать содержание рассказа Толстого, определять тему произведения

Выделять проблемы

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Давать письменный ответ на вопрос  по тексту произведения с использованием цитирования.

Проверка д/з

Устный опрос

36

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Формирование первоначальных предметных умений

Глава из повести «Детство», выявление мотивов и причин поступков героев.

Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Принимать и осваивать социальной роли обучающегося

Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик.описаний внешности, действий.

Фронтальный опрос

37

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Применение предметных умений

Рассказы А.П. Чехова, главные герои, художественные особенности (краткость, простота, точность авторского языка). Творческая манера писателя, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей

Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Находить отличительные особенности произведения

Фронтальный опрос

38

Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

Первичного предъявления новых знаний

Творческая манера писателя, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей

Анализировать содержание

Оперировать понятиями при анализе произведения

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Фронтальный опрос, практическая работа

39

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина»

Первичного предъявления новых знаний

Стихотворения поэтов, поэтичность языка, эпитеты, сравнения, метафоры.

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

 Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа

40

Контрольная работа по произведениям писателей 19 века

Контрольный

Ответ на проблемный вопрос

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

 Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

Письменный опрос

Из русской литературы XX века (22  ч)

41

И. А. Бунин  Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Первичного предъявления новых знаний

Детство писателя, влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя

Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя 6 внимание на речи героя, на его действиях

Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей

Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира писателя.

Проверка д/з Устный опрос

42

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Первичного предъявления новых знаний

Повесть М. Горького, главные герои, композиция, художественные особенности, характеристика нероев

Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, характеризовать героев повести)

Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писатель достигает задуманного

Анализировать и  использовать информацию в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова и выражения.  

Устный опрос

43

Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

44

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство».

Применение предметных умений

Обучение анализу эпизода

Владеть навыками анализа эпизода

Определять настроение, которым проникнуто произведение

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Подбирать цитаты из текста по заданной теме.

Практическая работа

45

 «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Первичного предъявления новых знаний

Мастерство писателя в создании портретных характеристик, определение роли деталей в них.

Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Проверка д/з, самостоятельная работа

46

В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека  и общества.

Первичного предъявления новых знаний

Особенности творчества поэта, главные герои, композиция, художественные особенности стихотворения «Необычайное приключение…»

Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка

Определять настроение, которым проникнуто произведение

Анализировать и  использовать информацию в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Проверка д/з

47

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Формирование предметных умений

Тема, основная идея произведения, точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений.

Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка)

Определять настроение, которым проникнуто произведение

Анализировать и  использовать информацию в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Проверка д/з

48

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Первичного предъявления новых знаний

Биография Л.Н. Андреева, главные герои, композиция, художественные особенности рассказа «Кусака».

Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка)

Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писатель достигает задуманного

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности

Подбирать цитаты из текста по заданной теме.

Проверка д/з

49

А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя.

Первичного предъявления новых знаний

Герои произведения А.П. Платонова, композиция, художественные особенности.

Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Фронтальный опрос

50

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Самостоятельная работа

51

Контрольная работа по творчеству писателей 20 в.

Контрольный

Проверка ЗУН

Анализировать содержание изученных произведений

Владеть навыками литературоведческого анализа

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Тест

52

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Обучение анализу стихотворения.

Первичного предъявления новых знаний

Произведения Б.Л. Пастернака, их художественные особенности.

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

 Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос

53

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Первичного предъявления новых знаний

Произведения А.Т. Твардовского, их художественные особенности.

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

 Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос

54

 Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики.

Формирование предметных умений

Интервью как жанр публицистики

Владеть умениями определять композицию

Владеть умениями составлять интервью

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Совершенствовать духовно-нравственные качеств личности

Подбирать и обобщать дополнительный материал.

Проверка д/з, практическая работа

55

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Первичного предъявления новых знаний

Произведения Ф.А. Абрамова, его художественные особенности.

Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писатель достигает задуманного

Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя 6 внимание на речи героя, на его действиях

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос

56

Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

Первичного предъявления новых знаний

Рассказы Е.И. Носова, которые напоминают о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях.

Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Проверка д/з

57

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Первичного предъявления новых знаний

Биография автора, мастерство писателя в изображении природы, в раскрытии психологических портретов персонажей.

Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Проверка д/з

58

Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы)

Первичного предъявления новых знаний

Произведение Д.С. Лихачева, композиция, художественные особенности.

Владеть содержанием произведений

Находить средства художественной выразительности, понимать их роль

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Принимать и осваивать социальной роли обучающегося

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать специальную лит-ру.

Устный опрос, практическая работа

59

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Первичного предъявления новых знаний

Творчество писателя, сатирическая направленность рассказа, главные герои, художественные особенности.  

Иметь представление о личности и творческой деятельностиМ.М. Зощенко; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

Оценивать и анализировать поступки героев

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его  образа.

Устный опрос

60

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов).

Первичного предъявления новых знаний

Стихотворения поэтов, поэтичность языка, эпитеты, сравнения, метафоры.

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

 Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа

61

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Первичного предъявления новых знаний

Творчество И. Гоффа, Б. Окуджавы, А. Вертинского, художественные особенности произведений.

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

 Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развиватьтмотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос. Практическая работа

62

Итоговая контрольная работа

Контроль знаний

Литературные произведения. изученные в 7 классе

Анализировать содержание изученных произведений

Владеть навыками литературоведческого анализа

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Тест

Из литературы народов России (1 ч)

63

Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…» Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Первичного предъявления новых знаний

Лирика дагестанского поэта Р. Гамзатова, особенности его творчества.

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

 Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос

Из зарубежной литературы (6 ч)

64

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Первичного предъявления новых знаний

Творчество одного из лучших шотландских поэтов, основные темы его произведений

Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,  

Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Поверка д/з, практическая работа

65

Дж.Г. Байрон. Слово о поэте «Душа моя мрачна..»

Первичного предъявления новых знаний

Биография писателя, его произведения, их художественные особенности.

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

 Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос, практическая работа

66

Японские хокку. Особенности жанра.

Первичного предъявления новых знаний

Народное творчество Японии, использование трехстиший в речи, их особенности.

Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,  

Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Практическая работа

67

О. Генри. Рассказ «Дары волхвов».

Первичного предъявления новых знаний

Биография писателя, его произведения, их художественные особенности.

Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов

Соотносить содержание произведений русской литературы второй с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Устный опрос

68

Р. Д. Брэдбери «Каникулы».

Комбинированный

Произведения научно-фантастической литературы, основная идея рассказа Р. Брэдбери

Знать биографию Р. Брэдбери, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя

 Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей

Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения.

Проверка д/з, практическая работа

69-70

Выявление уровня литературного развития

Комбинированный

Произведения научно-фантастической литературы, основная идея рассказа Р. Брэдбери

Знать содержание курса литературы за 6 класс; уметь выполнять литературные проекты, работать в группе

Презентовать свой проект и адекватно оценивать свою работу

Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; выбирать текст  в зависимости от  поставленной цели, определять понятия; выполнять учебные действия устанавливать причинно-следственные связи; строить монологические высказывания в письменной форме

Формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности. Основы социально-критического мышления.

Тестирование. Составление плана собственного высказывания. Подбор цитат и  аргументация их целесообразности для доказательства своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе ФГОС...

Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учре...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе соответствует требованиям стандарта Второго поколения....