План-конспект урока литературы в 5 классе
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

План-конспект урока литературы в 5 классе

 

(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 17 г. Карталы Г. Г. Коврина)

 

Тема: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»»

 

Цели:

  1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста
  2. углублять знания в области теории литературы        ( «идея», «автобиография», «эпитет» и др.)
  3. учить работать с дополнительной литературой
  4. учить выявлять взаимосвязь человека и природы
  5. совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения
  6. развивать навыки работы в группе
  7. развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном
  8. воспитывать бережное отношение к природе

 

Оборудование:

  • Литература 5 класс.Учебник-хрестоматия.ч.2 под. ред.Курдюмовой
  • Слайды
  • Памятки
  • Иллюстрации к тексту, подготовленные учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_klasse._kovrina.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 5 классе

(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 17 г. Карталы Г. Г. Коврина)

Тема: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»»

Цели:

  1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста
  2. углублять знания в области теории литературы        ( «идея», «автобиография», «эпитет» и др.)
  3. учить работать с дополнительной литературой
  4. учить выявлять взаимосвязь человека и природы
  5. совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения
  6. развивать навыки работы в группе
  7. развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном
  8. воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

  • Литература 5 класс.Учебник-хрестоматия.ч.2 под. ред.Курдюмовой
  • Слайды
  • Памятки
  • Иллюстрации к тексту, подготовленные учащимися

ХОД УРОКА

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока:

- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к страницам автобиографического произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить , какова взаимосвязь между человеком и природой. СЛАЙД №1

-А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока (Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях.

-Не случайно мы разделились с вами на три группы «Литераторы», «Архивариусы» и «Юннаты».Каждая группа получила индивидуальные задания, которые помогут нам разобраться в прочитанном.

Итак, представляю вам первую группу-«архивариусы», вместе с ними мы сегодня вспомним о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева.

-Давайте выясним, почему группа называется именно так, кто такие архивариусы?(от слова «архив»)

3.Реализация домашнего задания

-Какие факты удалось вам, ребята, найти в литературных архивах о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева?(рассказ учащихся) СЛАЙД №2-3

-Итак, рассказ «Васюткино озеро» появился в 1956 году.

-Скажите, а к какому литературному жанру относится данное произведение? (автобиографическая проза)

- Что такое автобиографическая проза?

-А какова же история его появления вообще? Что говорится об этом в литературных архивах? Рассказ учащегося

4.Анализ прочитанного.

-С чего же начинается рассказ?( с описания озер). Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдет с Васюткой?С какой целью уходил  Васютка в лес?

Давайте вспомним, как это было. Будьте внимательны. Приглашаем на сцену литераторов (инсценировка «Васютка собирается в тайгу»,стр.180) СЛАЙД №4

- Что взял с собой Васютка? Зачем?Какие оплошности допустил В., чем пренебрег, собираясь в тайгу? Что еще вы взяли бы с собой, отправляясь в лес?

-Что же нужно помнить идущему в лес? Группа «Юннатов» подготовила для нас с вами памятку идущему в лес, давайте послушаем. СЛАЙД №

- А теперь давайте отправимся в тайгу вместе с главным героем Васюткой.( Музыка леса, пение птиц.)

- С какого события начались приключения Васютки?( встреча с глухарем)

-Найдите описание тайги, как рисует её автор?(стр.183) СЛАЙД №6 Какие изобразительные средства использует? Для чего?(передает состояние главного героя)

-Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором?(муха- пленница паука, мальчик – пленник леса)

- Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?( картины природы- описание тайги, муха в паутине)

- Итак, мальчик четко осознал, что заблудился. Как это случилось? Давайте вспомним монолог Васютки?(Монолог Васютки наизусть стр.184-185)

- Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 185 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)

- Почему отец и дед считали тайгу кормилицей?

- Что предпринял герой, чтобы спастись?

- Как природа и знание законов тайги способствовали этому?( в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло)

- Как бы вы повели себя на месте Васютки?

- Группа юннатов приготовила для вас памятки, что же нужно делать, если ты заблудился, давайте послушаем. СЛАЙД №7

- Итак, ребята, давайте сделаем выводы-как помогает природа человеку, находящемуся в отчаянии?

- На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание?( стр.190)

-Какой из предложенных пейзажей наиболее соответствует авторскому описанию, почему? СЛАЙД №8

- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

Николай Заболоцкий

Лесное озеро

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищными тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Но странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.

- Как озеро спасло мальчика?(ему удалось выйти к Енисею)Или на самом деле его спас все же Енисей? СЛАЙД №9

-Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем( стр.196)

- В чем была его заслуга в эти последние мучительные часы? (Не

 терял силы духа и надеялся , что Енисей поможет ему выжить)

5.Обобщение.

- Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.

- Огромная просьба- ответы аргументировать примерами из текста.

  1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
  2. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)
  3. Знание законов природы помогает человеку выжить
  4. Человек и природа неразрывно связаны между собой.

- И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера.

( Даша Субочева читает наизусть стихотворение)

       Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

                                В. Шефнер

6.Рефлексия

 - Множество литературных произведений посвящено проблеме человека и природы. Какие еще примеры из литературы и жизни вы можете привести, когда человек, оставшись наедине с природой, сумел выжить?(Робинзон Крузо).

- Ребята, чему научились мы у Васютки?

7. Итог урока и домашнее задание.

- Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо- отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

План- конспект по татарской литературе 6 класс

План- конспект по татарской литературе 6 класс...

План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...