Урок литературы в 6 классе "Давид Самойлов "Сороковые"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Стихотворение о Великой Отечественной войне. Д.Самойлов "Сороковые"  с презентацией и аудиозаписями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Д.С.Самойлов «Сороковые»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся со стихами о Вов; учить выразительному чтению и творческой работе в парах; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: TV, ноутбук учителя, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Опрос по домашнему заданию: «Чтение с вдохновением»
  2. Актуализация опорных знаний

Просмотр презентации с военными фотографиями под песню «Сороковые»

Напишите ассоциативный ряд к слову ВОЙНА

  1. Целеполагание
  2. Работа над темой урока
  1. «Давайте познакомимся»: работа с учебником

Как биография поэта связана с войной?

(В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.)

О чем говорит этот факт?

(Добровольцем – по внутреннему желанию – патриот.)

Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина.

О чем говорит этот факт?

(Быстро учился, служил там, где требовалась его помощь. Разведка – рискованная, опасная работа – смелый.)

Был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны.

Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы?

  1. Выразительное чтение учителем стихотворения «Сороковые»
  2. Построение эмоциональной кривой стихотворения

                                                                  Решимость, уверенность, нетерпение

                                                            Юношеский задор                  Надежда                                    Вера в будущее

Тревога, тоска, горечь, жалость

                                                                                         Боль                              Тревожность

  1. Анализ стихотворения

- Какова тема этого стихотворения?

- Какие микротемы можно выделить?

- Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение?

      2)  Лексическая работа

Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века

Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

Военный – свойственный войне, характерный для неё.

Фронтовой – свойственный находящимся на фронте.

- О каких символах войны говорит поэт?    (Похоронки, эшелоны, погорельцы)

- Почему эти слова ассоциировались с войной?

- Зачем юноше звёздочка, которую он сам сделал?

- О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный»?

(Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.)

- Для чего автор использовал приём повтора: начинает каждую строчку из 6 последующих с союза и?

- Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю?

(Поэт иронично, подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.)

- Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении?

(Война, беда, мечта и юность)

- Что несёт в себе последняя строчка стихотворения?

(Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее)

- Какие чувства зародило в вас это стихотворение?

- Обратите внимание на кривую эмоций стихотворения: резкая смена событий, неустойчивость. Неуверенность, жизнь одного дня, потому что завтра может и не наступить.

4. «Творческая мастерская»

«Снимаем кино»: работа в парах

- Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино?

- Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план?

- На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит?

- Как будут отсняты последние кадры?

5. Защита работ учащихся

5. Рефлексия (георгиевская ленточка: Сегодня я понял, что…

Мне было трудно, потому что… и т.д.)

6. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Сороковые» наизусть.

Приложение

Тезис из статьи учебника

Пример из стихотворения

Это стихотворение о войне, юности, мечтах и испытаниях

…Вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью

Немножко иронично. Насмешливо улыбнуться тому. Как тогда, в сороковые… пытался выглядеть опытнее и взрослее

Композиция стихотворения представляет собой смену кадров, как в кино

Совпадение – великая трагедия и юность героя

В конце стихотворения… нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности, ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого

Давид Самойлов

«Жаль мне тех, кто умирает дома...»

Жаль мне тех, кто умирает дома,

Счастье тем, кто умирает в поле,

Припадая к ветру молодому

Головой, закинутой от боли.

Подойдет на стон к нему сестрица,

Поднесет родимому напиться.

Даст водицы, а ему не пьется,

А вода из фляжки мимо льется.

Он глядит, не говорит ни слова,

В рот ему весенний лезет стебель,

А вокруг него ни стен, ни крова,

Только облака гуляют в небе.

И родные про него не знают,

Что он в чистом поле умирает,

Что смертельна рана пулевая.

...Долго ходит почта полевая.

Давид Самойлов

Перебирая наши даты

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет - одни деревья.

И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету...

Аукаемся мы с Сережей,

Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,

Их голоса припоминая...

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.



23 февраля - День памяти поэта Давида Самойлова.

"Мне выпало счастье быть русским поэтом, 
мне выпала честь прикасаться к победам. 
Мне выпало горе родиться в двадцатом, 
в проклятом году и в столетье проклятом..." 

Давид Самойлов родился в Москве 1 июня 1920 года в семье врача. В своей автобиографии поэт с известной долей юмора писал: "Я родился в год Льва под созвездием Близнецов и даже под известным влиянием Юпитера. В моем гороскопе не хватало лишь Козерога, чтобы я стал общественным деятелем или реформатором пожарного дела в России. Тут сыграло, впрочем, роль и еще одно обстоятельство. С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний".

Выбор Самойлова был неслучаен. Любовь к великим поэтам прошлого ему прививали едва ли не с пеленок. Вот как об этом вспоминал он сам:

Я - маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: "Как ныне
Сбирается вещий Олег... "

Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.

Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.

К окончанию школы Самойлов знал однотомник Пастернака наизусть, а в его тетради уже были десятки стихов, написанных в подражание поэтам серебряного века. С 14 лет вел дневник, в котором очень искренне писал о книгах, новых знакомых. Вот несколько строчек из дневника 14-летнего поэта, которые приводит "Новая газета": "Хреновое настроение. Не знаю, что делать. С какой стати сказал я ей, что люблю ее, когда не был в этом уверен?.. Я подлый эгоист. Мелкий честолюбец. Хотел видеть ее у своих ног, не любя, только потому, что ее любят многие. И я мог находить в этом удовольствие"

В 1938 году Давид Самойлов поступил в Московский институт философии, литературы и искусства (МИФЛИ), где оказался в окружении единомышленников.

"Мне повезло в товарищах и учителях, - писал он в дневнике. - Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий".

Этих поэтов вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения". Самойлов, словно заглядывая вперед, посвятил им провидческое стихотворение "Пятеро":

Жили пятеро поэтов 
В предвоенную весну, 
Неизвестных, незапетых, 
Сочинявших про войну...

Первое стихотворение Самойлова появилось в печати благодаря его педагогу Илье Сельвинскому. Стихотворение “Охота на мамонта”, подписанное Давидом Кауфманом, появилась в журнале “Октябрь” в 1941 году, в этом же году началась Великая Отечественная война.

Самойлов хотел уйти на фронт еще в начале финской войны, но не смог по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной его направили на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. Через несколько месяцев поэт заболел и переехал в Самарканд, однако в эвакуации пробыл недолго: в 42-ом окончил военно-пехотное училище и отправился на Волховский фронт под Тихвин.

Военные годы стали периодом становления личности поэта. Он вспоминал, что война ускорила его развитие лет на двадцать, а опыт поэтический оставался прежним. "Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа", - вспоминал поэт. 

Ощущение это было сильным еще и потому, что в 1943 году жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин Семен Андреевич Косов, которому было посвящено одноименно стихотворение: 

…. Семен Андреич! Алтайский пахарь! 
Счастлив ли ты? Здоровый? Живой ли? 
Помнишь, как ты разорвал рубаху 
И руку мне перетянул до боли! 

Помнишь? Была побита пехота, 
И мы были двое у пулемета. 
И ты сказал, по-обычному просто, 
Ленту новую заложив: 
— Ступай. Ты ранен. (Вот нынче мороз-то!) 
А я останусь, покуда жив. 

После госпиталя Давид Самойлов вновь отправился на фронт и до конца войны оставался разведчиком. Прошел пол-Европы, победу встретил в Берлине.

Самойлов был автором знаменитой поэтической сатиры на Гитлера. В гарнизонной газете писал под псевдонимом Семен Шило стихотворения про удачливого солдата Фому Смыслова.

В целом же в годы войны Самойлов писал мало - считал необходимым, чтобы впечатления жизни "отстоялись" в его душе, прежде чем воплотиться на бумаге. Лишь в 1958-м вышел его первый сборник “Ближние страны”, суммировавший итог былого в восприятии поэта. Лирическими героями книги были фронтовик (Семен Андреич, Жаль мне тех, кто умирает дома... и др.) и ребенок (Цирк, Золушка, Сказка и др.).

Гибель друзей-поэтов, "что в сорок первом шли в солдаты", Самойлов ощущал как самое большое горе. "Визитной карточкой" поколения сороковых стало одно из самых известных стихотворений Самойлова "Сороковые, роковые" (1961).

Если вычеркнуть войну, 
Что останется - не густо. 
Небогатое искусство 
Бередить свою вину. 

Что еще? Самообман, 
Позже ставший формой страха. 
Мудрость - что своя рубаха 
Ближе к телу. И туман... 

Нет, не вычеркнуть войну. 
Ведь она для поколенья - 
Что-то вроде искупленья 
За себя и за страну. 

Простота ее начал, 
Быт жестокий и спартанский, 
Словно доблестью гражданской, 
Нас невольно отмечал. 

Если спросят нас юнцы, 
Как вы жили, чем вы жили? 
Мы помалкиваем или 
Кажем шрамы и рубцы. 

Словно может нас спасти 
От упреков и досады 
Правота одной десятой, 
Низость прочих девяти. 

Ведь из наших сорока 
Было лишь четыре года, 
Где нежданная свобода 
Нам, как смерть, была сладка. 

"Радость общения - влюблённость. Радость отношений - любовь. Я влюблён почти всегда, и почти никогда - люблю", - писал в своем дневнике Давид Самойлов. Ему приписывали роман с самыми известными женщинами своего времени, в том числе с дочерью Иосифа Сталина - Светланой Аллилуевой.

Первой женой Самойлова была одна из первых красавиц Москвы - Фогельсон Ольга Лазаревна. В их семье родился сын Александр, будущий писатель и издатель. Однако через некоторое время после его рождения супруги, неизменно ценившие друг друга, развелись. Они остались большими друзьями до конца жизни.

Второй женой поэта стала не менее красивая женщина - Галина Ивановна Медведева. Когда Самойлов и Медведева оформляли брак, их трехлетнюю дочь Варю спрятали в толпе друзей, чтобы не вызывать вопросов у чиновников. Однако в самый ответственный момент Варя вырвалась и с криком "Папочка, мамочка" бросилась к родителям. Служительница ЗАГСа с ужасом спросила: "Кто это?". Все молчали, пока приятель жениха не ответил: "Это их будущий ребенок".

В 1967 году Самойлов поселился в деревне Опалиха близ Москвы. Несмотря на болезнь глаз, круг его занятий был так же широк, как и круг его друзей. Поэт много переводил стихи армянских, испанских, немецких и эстонских поэтов, участвовал в создании спектаклей в Театре на Таганке, писал песни для театра и кино.

В 1974 году был опубликован сборник "Волна и камень", названный критиками "самой пушкинской" книгой Самойлова. К великому поэту Самойлов относился как к явлению духовной культуры русского народа. В своей книге Давид Самойлович писал: 

Пусть нас увидят без возни,
Без козней, розни и надсады,
Тогда и скажется: "Они
Из поздней пушкинской плеяды".
Я нас возвысить не хочу.
Мы - послушники ясновидца...
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.

В 1976 году Давид Самойлов переехал в эстонский приморский город Пярну, который очень любил. Здесь, по словам друзей, поэту было легче и спокойнее жить и работать. Приехав как-то в Москву, Самойлов заявил друзьям: "Целуйте меня: я экологически чист".

Впечатления от Эстонии отразились в стихах Самойлова, составивших сборники "Улица Тооминга", "Линии руки", а также в его письмах друзьям. Одно из последних к Лидии Корнеевне Чуковской датировано 14 февраля 1990 года. Строчки из него приводит канал "Культура": "У эстонцев есть свой простой национальный план – отделиться. В России такого плана нет. По существу идет извечный спор славянофилов с западниками. Но славянофилы и западники уже не те, что в XIX веке. Из славянофилов получились хулиганы, а из западников люди моды". Ирония, горькая…".

Давид Самойлов умер в армейский праздник в Пярну 23 февраля 1990 года. В этот день он вел вечер памяти Пастернака. Выйдя за кулисы, он сказал последние слова: "Все хорошо, все в порядке".

РИА-новости

http://cs623224.vk.me/v623224023/1e578/hsQkGvxjBKE.jpg

http://cs623224.vk.me/v623224023/1e57f/AGySj3vzJ3E.jpg



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д.С.Самойлов «Сороковые»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы

Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского  "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему  " "Домострой" на уроках литературы"...