Урок литературы в 6 классе по теме: "Суд над Янушем".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок-игра, проходящий в зале суда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_2.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Тема : «Суд над Янушем»( по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». «Дети подземелья»).

Цели: -выявить позицию каждого героя к событиям и действиям, описанным в повести;

-понять основную мысль повести; найти виновных и подверженных вине;

- подготовиться к сочинению;

- воспитывать любовь к литературе; милосердие, сострадание;

- развивать устную и письменную речь, логику, умение рассуждать, внимание, мышление.

Оборудование: тексты произведения, записи на электронной доске, записи в тетради, тетради, учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Изучение нового материала.

Судья:  Открываем заседание выездного суда. Прошу секретаря суда доложить о месте и времени действия.

Секретарь: Слушается дело по обвинению Януша в бесчеловечном, жестоком отношении к несчастным, обездоленным людям, которые, не имея собственного жилья и работы, нашли приют в старом замке на острове.

Подсудимый Януш, расскажите о себе, кто Вы такой, чем занимаетесь.

Януш: Я безработный и немощный старик. Мне 70 лет. Всю жизнь я работал слугой у графа в его замке и был совершенно доволен и счастлив, так как «… у самого богатого, у графа Переметьева я был любимый раб».

Но вот 10 лет назад старый граф умер, а молодой, его наследник, от нас уехал. Все слуги остались в замке, жить нам было не на что, и мы стали простить милостыню у горожан. Нам хорошо подавали, потому мы добропорядочные люди, можно сказать, аристократы, не то, что какие-то безродные оборванцы, вроде Тыбурция Драба.

Судья: Вы сказали, что были счастливы, когда служили у графа. В чем же было ваше счастье?

Януш: Ну как же! Я ведь уже сказал, что у графа я был любимый раб, и жена моя, Царство ей Небесное, раба любимая. А я-то

За стулом у светлейшего

У (графа) Переметьева

Я сорок лет стоял,

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал, напитки иностранные

Из рюмок допивал…

Судья: Да, странное представление о счастье. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь, господин Януш обвиняется в том, что ранней весной 1861года он выгнал из замка бедных людей, среди которых были и дети. У нас есть свидетель этого жестокого поступка. Это мальчик Вася, сын судьи. Прошу его допросить.

Судья: приглашаю свидетеля Васю. Что вы можете показать по данному делу?

Вася: Цитата по тексту стр. 35.

Реплики старух с места: Негодный мальчишка! Это мы безобразные старухи?! Да как ты смеешь?

Ты сам бродяга, позоришь своего почтенного отца.

Связался с дурным обществом воров и нищих. Их и надо было прогнать с острова. Они и нас позорили.

Судья(пытается успокоить старух): Хотите выступить? Пожалуйста!

Старуха:   Да. Наш Януш выхлопотал себе право быть управляющим замка. Он оставил в замке всех бывших слуг и потомков слуг графского рода. А всяким безродным личностям не место рядом с нами. Мы приличные нищие, мы с молитвой на устах просим у зажиточных горожан подаяние, а не воруем, как некоторые. А вот сын судьи Вася подружился с «дурным обществом». Пусть расскажет, как он там оказался и чем занимался!

Судья(Васе): Продолжайте свои показания.

Вася: Где нашли приют бедные несчастные изгнанники, я сначала не узнал. Раньше я любил слушать рассказы Януша о славном прошлом замка, но теперь и замок, и Януш стали мне противны. У меня сердце сжималось от жалости к тем, кого Януш со своей  армией выгнал в холод и дождь.

Старухи: ой, какой жалостливый! Да этих бродяг в тюрьму отправить надо. Они ночью бродили по городу, пугая мирных обывателей. Вася не рассказал, как он понял, чем они занимались в «дурном обществе».

Судья(успокаивая старух): Вася, расскажите, как вы поняли, чем вы занимались в обществе Валека и Маруси.  

Прокурор: Ваша честь, прошу допросить еще отца Васи, пана судью.

Судья: Прошу пана судью дать показания.

Отец Васи: Однажды утром я проходил по аллеям своего сада, и тут, появился Януш. Он стал говорить мне, что все люди, которые нашли приют на горе возле часовни, воры и бандиты и что мой сын с ними дружит и тоже станет вором. Никаких доказательств у него не было. Это были сплетни, я ему не верил и прогнал его.  Януш приходил ко мне и еще один раз с ябедой на моего сына, будто он вор. Я снова его выгнал.

Судья: подтверждаете ли вы, господин Януш, что приходили к пану судье? И зачем?

Януш: Д, приходил. Я хотел, чтобы пан судья засудил вора Тыбурция и всю его компанию. А Вася что-то носил им из дома. Я видел.

Судья: А что вы знаете конкретно о жизни этих людей?

Януш: Ничего не знаю и знать не хочу. Я их презираю. Они мне не товарищи. «Гусь свинье не товарищ».

Прокурор: Ваша честь, прошу выслушать пана Тыбурция Драба и его детей. Пусть Януш узнает, какой была их жизнь.

Судья: Слушаем пана Тыбурция, Валека и Марусю.

Тыбурций: Ваша часть, пан судья, отец Васи, «самый лучший из всех судей на свете. У него есть сердце; он знает много… но молчит; он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его берлоге».  «… у меня с законом вышло когда-то, давно уже, столкновение, крупная ссора», я потерял все; честное имя, состояние, документы. Теперь я нищий. У меня двое детей, мне их надо кормить. Я, ученый  человек, вынужден потешать публику, читая им по-латыни, мне дают милостыню, а когда ее не хватает, то вынужден воровать. Моя Маруся это понимает.

- Скажи, моя Маруся, хорошо ли я сделал, что принес тебе жаркое?

Маруся: Хорошо. Маня была голодна. Тыбурций любит меня, целует и плачет. А Вася приносил мне яблоки и конфеты. Он любит меня. И Валек любит. Он мне булки приносит. Вася и Валек играют со мной, собирают цветы и камушки для меня, в жмурки играют. А когда я заболела, Вася мне куклу принес, и она стала моей дочкой. У меня никогда не было кукол.

Януш: Вот-вот, значит, он куклу украл сестры и отнес этим нищим. Они ее, наверное, продали, а деньги себе взяли.

Тыбурций: Ваша честь и пан судья! Вы люди справедливые, не судите Васю. (стр. текста 74 отдает куклу).

(Придумать рассказ о Тыбурции о болезни и смерти Маруси, включив в рассказ слова о «сером камне» и цитату на стр. 64).

Вася: рассказ на стр.77 и стр. 78. Теперь я точно знаю, что мой отец – замечательный человек, что он любит меня, и мы с Соней. А иногда с отцом посещали могилку Маруси.

Прокурор: в ходе судебного следствия вина Януша в бесчеловечном отношении к бедным людям абсолютно доказана. Прошу суд назначить ему наказание в виде 5 лет лишения свободы, а также разрешить всем нищим проживать в замке.

Слово защитнику Януша:  О снисхождении к старости и к образу его жизни.

Судья: зачитывает приговор.

  1. Подведение итогов.

В ходе судебного следствия мы рассмотрели ряд важных вопросов:

Место и время действия в повести «Дети подземелья».

Взаимоотношения отца и сына, причину их взаимного непонимания друг друга.

Увидели социальную несправедливость общества, в котором хорошие в общем-то люди вынуждены нищенствовать и воровать, но по своим душевным качествам они заслуживают уважения.

Мы поняли, что Вася – это человек, умеющий сочувствовать , сопереживать, сострадать, это смелый, великодушный, благородный и верный товарищ; у него в груди, как и у его тца, «кусочек человеческого сердца вместо холодного  камня».

Итак, мы подготовились к сочинению: Как дружба Васи, Валека и Маруси скрасили их жизнь?

План.

- Что принесла Васе дружба с детьми подземелья?

- Сохранит ли Вася в своей душе лучшие качества, или они угаснут в нем?

- какие книги могли читать Вася и Соня на могиле Маруси?

- Какой обет они могли давать?

-Чему учит нас повесть  В.Г.Короленко?

- Кто бы из известных актеров нашего кино мог бы сыграть роли?

Объявление оценок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....