"Неужели зло так привлекательно?"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

По повести "Княжна Мери" Маранцман В.Г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neuzheli_zlo_tak_privlekatelno.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Неужели зло так привлекательно?» ( повесть «княжна Мери»)

Мы видели, как раскрывается Печорин в отношениях с людьми, ему враждебными. Но почему герой обречён на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих? Почему дружба и любовь недоступны ему — при энергии, силе, искренности его чувств?

Сначала обдумаем отношения Печорина и Вернера.

Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что никогда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер в повести представлен скорее свидетелем жизни, чем ее участником. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор — лишь сопровождение Печорина. По своей воле он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает его равнодушным ко всему, неудовлетворенность же Печорина жизнью ведет к протесту. Активность Печорина свидетельствует о глубинной вере его в людей и тем самым возвышает его над Вернером. При прощании с доктором Печорин «остался холоден, как камень», а итог отношений с ним в дневнике подвел горько: «Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,— а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»

Итак, Вернер пассивен, и это ставит его в глазах читателей значительно ниже Печорина. Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоцентризм Печорина, который не признаёт дружбы, потому что она требует самозабвения: «...я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один — раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»

Но Печорин не хочет обманывать лишь тех, кого уважает. В отношениях с Мери он не отвергает «рабства». Все его усилия направлены на то, чтобы повелевать чувствами княжны.

Отношение   Печорина   к   Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бестрепетности. «Из жизненной бури,— говорит он Вернеру перед дуэлью,— я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Казалось бы, отношения с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствуют о безжалостной холодности, жестокости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным. «Наконец, они приехали,— записывает он в журнале 22 июня.— Я сидел у окна, когда услышал стук их кареты; у меня сердце вздрогнуло. Что же это такое? Неужто я влюблен?.. Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать».

Печорин винит себя за способность на живое чувство: ведь он было уверил себя, что счастье для него не в любви, а только лишь в «насыщенной гордости». Он сам ставит себя отнюдь не высоко: «Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого...»

В чем прав здесь Печорин и что в этих размышлениях не подтверждается дальнейшим ходом событий? Вероятно, он справедливо видит источник своей ненасытной гордости в том, что обстоятельства жизни не подчинены ему, не слиты с его желаниями. Постоянный разлад с окружающими и невозможность посвятить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяется деспотизмом победителя сердец.

Но Печорин напрасно надеется, что «насыщенная гордость» .принесет ему счастье. И Вера, и Мери любят его, а счастья ему это не приносит. Да и отношения с ними развиваются не только по его воле.

Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет его отвергнуть чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако непритворное страдание княжны трогает его. Печорин жестоко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок...» И все-таки отвергает возможность любви.

«Жалкая и гадкая роль» Печорина в отношениях с Мери осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть, что при всем неблагородстве интриги Печорин совершил удивительное: кукольная барышня стала живым, хотя и страдающим, человеком. К тому же Печорин спас княжну от романа с низким, мелким существом, попросту с негодяем (каким он раскрывается по ходу событий),— Грушницким. Ведь с человеком, способным из мести на любую низость, опасен не только брак, но и всякое сближение, а сближение с ним уже началось у Мери, когда в этот роман вмешался Печорин.

Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, и поэтому его «любовь никому не принесла счастья». «Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой, которую — единственную — любит, хотя и разлучён с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, читатель был бы убежден в бездушии Печорина, в его неспособности любить. По отношения с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен «безумствовать под влиянием страсти».

Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так непохожи на «бархатные глаза» еще ничем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне. « Упрек», «глубокое отчаяние» и пылкость — вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он не без гордости говорит, что «никогда не делался рабом любимой женщины», с удивлением замечает в себе трепет и боль.

Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью,— и я ее не обману: она — единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Но все же, плетя интригу с Мери, он подстегивает чувства Веры, тревожит ее ревностью: «Авось ревность сделает то, чего не могли мои просьбы». В отличие от Грушницкого он отлично знает «слабые струны» людей и порой с удовольствием играет на них.

И все-таки, отказывая себе в благородстве, он не прав: «Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам, я боюсь показаться смешным самому себе». Лермонтов так строит повествование, что жесткие приговоры Печорина, его самоосуждение часто расходятся с его поступками. Максимализм, который рождает недоверие героя к любви, ведет его к строгому суду над самим собою, лишает самоуважения. Однако сердце Печорина состоит не из одних пороков, и привлекает к нему людей не только зло. Во многих ситуациях он обнаруживает и человечность, и благородство. Отсутствие масштабности в людях вызывает его иронию, его скептицизм. Печорину кажется, что «мелкие слабости» женщин, которые он постиг, не мешают его любви. Но ведь он хорошо помнит о необычайной жизненной практичности Веры, за время их любви уже успевшей сменить мужа, причем не любя ни первого, ни второго из мужей. Это и делает извинительным в глазах читателя внимание Печорина к Мери.

Тем не менее Печорин признаёт и глубину натуры Веры: «...это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями...» Вера видит не только их: «...в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное... никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Справедливость этих слов и жестокость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнута и местом эпизода с письмом в повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен душевно, и новый удар — потеря Веры — обрушивается на него, как невыносимое потрясение. И когда Печорин беспощадно гонит коня по дороге к Пятигорску, он не только хочет догнать Веру, а как будто хочет догнать и жизнь — смысл ее, душу свою вернуть пытается. Потеряв коня и отчаявшись, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Ночная роса и горный ветер понемногу успокоили его. Природа, как это обычно бывает с Печориным (вспомним, как после признания Мери он поскакал в горы), умиротворяет его, дает иное измерение жизни. Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.

Почему, «читая в душе друг друга», Печорин и Вернер не становятся друзьями? Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом? В чем видна привязанность Вернера к Печорину? Почему Печорин расстался с Вернером так холодно?

Почему Печорин затевает интригу с Мери? Какие действия Печорина вызывают ненависть княжны? Почему ее «бешенство» для него «восхитительно»? Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Когда и в чем Печорин сочувствует Мери и близок к влюбленности в нее? Почему Печорин отказывается жениться на Мери и пытается убедить ее в том, что и она не любит его?

Почему    при    воспоминании    о    Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Чем Вера не похожа на Мери?

Перечитайте стихотворение Лермонтова «Горные вершины...» (из Гёте) и подумайте, чем близко отношение к природе героя и автора романа.

Перечитайте «Думу» и ответьте на вопрос: в романе или в стихотворении отношение Лермонтова к своему поколению строже, непримиримее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны...