"Татьяна" (по произведению А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Максимова Любовь Федоровна

По произведению А.С.Пушкина "Евгений Онегин"  Маранцман В.Г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatyana.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАТЬЯНА

В пушкинском романе возникает парадоксальная ситуация: «дева красоты», которую Ленский призывал «слезу пролить над ранней урной», «не долго плакала»: ею «памятник унылый забыт». Память о Ленском живет в Татьяне и Онегине: «О нем два сердца, может быть, Еще грустят...»

В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет: «Дика, печальна, молчалива...» Внешний же облик Ольги дан в романе даже дважды: снисходительными к ней глазами автора, в комплиментах которого прячется лукавство («Глаза, как небо, голубые. Улыбка, локоны льняные...»), и беспощадно трезвым взглядом Онегина («Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна...»).

И. А. Гончаров рельефно выразил различие между Ольгой и Татьяной: «...характер положительный — пушкинская Ольга — и идеальный — его же Татьяна. Один — безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой — с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу... Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».

Природа, книги, деревенский мир с рассказами и сказками няни, с ее теплотой,- наивностью, сердечностью, составляют любимый круг жизни Татьяны. Что сильнее влияет на Татьяну, что закладывает основы ее характера? Связь с природой, глубокая и органическая. Недаром Пушкин не раз передает душевное состояние героини через образы природы. После суровой отповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: Так одевает бури тень Едва рождающийся день». Прощание Татьяны с родными местами, подчеркивающее неразрывную связь ее с природой (строфы XXVIII—XXX седьмой главы), сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...


Привязанность Татьяны к природе, созвучность ее внутренней жизни изменениям в природе — один из признаков глубокой связи с народным миром, который, по мысли Пушкина, наделён естественностью. Песня девушек, утешающая Татьяну, как и привязанность к «Филипьевне седой», гаданье,— все это свидетельствует о живой связи Татьяны с народной стихией.

Татьяна (русская душою,

 Сама не зная почему)

 С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Одиночество, отчуждение от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Татьяны любовь столь властной. «Обольстительный обман» искусства позволяет «мечтательнице нежной» путать Онегина с героем романа, присваивать себе «чужой восторг», «чужую грусть». Но как для Франчески и Паоло у Данте рассказ о Ланчелотто открывает их чувства, так романы, которые читает Татьяна, дают ей возможность найти «свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты». Искусство и у Данте и у Пушкина пробуждает чувства, позволяет им из тайных сделаться явными.

Однако, увидев, что герой ее мечтаний далек от человечности, Татьяна не склонна зависеть от «романных» впечатлений,— она мучается, думает, пытается понять Онегина.

Высота, одухотворённость, глубина Татьяны позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой».

Почему Татьяна решилась написать письмо? Почему в обращении к Онегину она переходит от «Вы» к «ты» и обратно? Подготовьте выразительное чтение письма Татьяны.

Выучите те строфы из второй, третьей, седьмой и восьмой глав, где характер Татьяны представлен, с вашей точки зрения, наиболее выразительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)

Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...

Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...

Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе

Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...

Сюжет романа. Онегин и Татьяна: герой и героиня. Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне

Урок является интегрированным: применены межпредметные связи с музыкой. Активно используются ИКТ....

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...