Обращения в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8, 9 класс) на тему

Косицина Юлия Владимировна

Данная работа представляет собой конспект урока литературы, цель которого - определить значимость обращений для характеристики образов романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"  и для выявления основной идеи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_kositsinoy_yu.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе Косициной Ю.В.

Тема: «Обращения в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)

Цель: определить значимость обращений для характеристики образов романа и для выявления основной идеи; доказать, что обращения играют важную роль в романе «Капитанская дочка».

Планируемые результаты:

  1. личностные (осознание чувства нравственной ответственности за окружающий мир, за другого человека, формирование чувства нравственного долга);
  2. метапредметные: регулятивные (уметь формулировать цель деятельности; работать с разными источниками информации, анализировать её, делать выводы; самостоятельно оценивать свою деятельность); коммуникативные (уметь принимать позицию другого и высказывать свою);
  3. предметные: знать особенности обращения как речевого явления, его классификацию; уметь через явления языка определить особенности образов романа, его основную мысль; знать такие литературоведческие понятия, как образ, главная мысль (идея), тема; понимать нравственную направленность романа А.С. Пушкина через определение главной темы – духовного отцовства и сыновства.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Сообщение темы урока:

Сегодня у нас один из заключительных уроков в изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Урок этот не совсем обычный: предметом нашего внимания в произведении будет такое языковое явление, как обращение.

Зачем мы будем анализировать обращения в романе? Какова же цель урока?

Формулировка цели урока:

Обращения помогут выявить главную мысль романа, охарактеризовать основные образы. Поэтому цель урока – определить роль обращений в романе.

Постановка проблемного вопроса

Регулятивное:

Уметь формулировть цель деятельности

Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала

Беседа по материалу домашнего задания:

Что же такое обращение как языковое и речевое явление?

Какую роль выполняют обращения в нашей речи?

На какие группы делятся обращения?

Сообщения учащихся:

Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращена речь. Это важный знак речевого этикета, играющий большую роль в человеческом общении.

Обращения выражают отношения одного человека к другому, характеризуют взаимоотношения, дают характеристику адресанту и адресату.

Служебные обращения, которые употребляются в официальной обстановке, выражают социальный статус адресата и адресанта. Обращения-наименования родства, характеризующие отношения людей в повседневном, неофициальном общении.

Проверка домашнего задания: найти информацию об обращении и его классификации

Знать особенности обращения и понимать его роль в речи;

Знать классификацию обращений

Регулятивные:

Уметь работать с различными источниками информации, отбирать нужную и анализировать её.

Изучение нового материала

Беседа по заранее составленной таблице обращений романа.

Обращения романа мы будем рассматривать, исходя из предложенной классификации.

Обратимся к первой группе обращений. Начнем со служебного обращения, направленного к Гриневу со стороны Пугачева – Ваше Благородие.

О чем свидетельствует это обращение при первой встрече героев?

Как изменяется смысл этого обращения в следующих главах?

Как данное обращение характеризует Пугачева?

Какие служебные обращения употребляются в пугачевском окружении? Какова их особенность? Как они характеризуют Пугачева и его соратников?

Следующая группа обращений – наименования родства – особенны тем, что употребляются по отношению к чужим людям. Назовите эти обращения.

Наиболее частотным обращением является обращение батюшка. Какие значения оно имеет?

В романе данное обращение отсутствует в первом значении. Но из этого значения вытекают все остальные. Какую роль в жизни человека должен играть отец? Вспомните образы отцов в романе.

Почему возникает второе значение у обращения батюшка? Кто употребляет его в романе и почему?

Почему данное обращение возникает по отношению к чужому человеку, старшему по возрасту и положению? С кем оно связано в романе?

Почему обращение батюшка возникает по отношению к младшему по возрасту и положению? С какими героями романа оно связано?

Почему Пугачев хочет услышать от людей обращение батюшка? Какие эпизоды романа об этом свидетельствуют? Кто из героев романа не называет его так, по какой причине?

Анализ обращений по следующим группам: служебные обращения, обращения-наименования родства.

Это обращение крестьянина, казака к дворянину и офицеру.

Это характеристика внутренних качеств Гринева, признание его благородства, верности долгу, отцовскому завету.

Это человек, который ценит в человеке верность своим принципам, сострадание и добро.

Фельдмаршал, господа енаралы. Пугачев искажает фонетический облик слова, нарушает правила дворянского речевого этикета. Пугачев и его сподвижники восприняли лишь внешнюю сторону дворянских отношений, внутренняя суть остается недоступной.

Батюшка, отец, отец родной, матушка, братец, дядюшка.

Почтительное обращение к отцу, обращение жены к мужу, доброжелательное обращение к собеседнику, старшему по возрасту и положению и младшему по возрасту и положению.

Отец – это глава семьи, её защитник, хранитель нравственных законов, он несет ответственность за духовное благополучие детей. Петр Андреевич Гринев и Иван Кузмич Миронов дают нравственный завет своим детям.

Жена воспринимает мужа как защитника своей чести и души. В романе так обращается Василиса Егоровна к Ивану Кузмичу и Маша Миронова к Петру Гриневу.

Адресант таким образом как бы отдает себя под покровительство адресата, просит у него защиты, как если бы просил у родного отца. Так обращается Савельич к Гриневу и Василиса Егоровна к людям Пугачева, прося о помиловании.

Это обращение Ивана Кузмича и Василисы Егоровны к Гриневу и Швабрину. Оно является непрямым воспитательным воздействием. Капитан и его жена хотят пробудить в молодых офицерах моральную ответственность за окружающих людей, призвать к следованию нравственным законам, божьим заповедям.

Он хочет считать себя человеком, оказывающим моральное воздействие на людей, уважаемым. Об этом свидетельствует эпизод присяги при взятии крепости и эпизод сна Петра Гринева. Гринев, капитан Миронов, Иван Игнатьич не признают в Пугачеве нравственного начала, он для них злодей, нарушивший божьи заповеди.

Найдите в таблице обращений служебные обращения и наименования родства. Определите их роль в характеристике адресанта и адресата.

Уметь анализировать произведение с учетом языковых деталей; уметь характеризовать образы романа; владеть термином «образ».

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, выслушивать другие позиции.

Регулятивные:

Выделять причинно-следственные связи, делать выводы, структурировать материал.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщающая беседа

Итак, подведем итоги. Какую же роль играют обращения  в романе?

Попробуйте определить главную мысль романа, исходя из того, что обращение батюшка является самым значимым обращением произведения.

Какова же главная тема романа?

Кто из героев романа является истинным отцом и сыном (матерью и дочерью)? Кто не является?

Определение роли обращений, главной темы и идеи романа.

Обращения отражают взаимоотношения героев, характеризуют внутренний мир героев.

Главное в жизни человека – сохранить в себе отцовские заветы, божьи заповеди, следовать им, ощущать себя сыном и отцом одновременно, то есть осознавать свою ответственность за окружающих, моральный долг перед другими людьми, перед Богом.

Тема духовного сыновства и отцовства.

Нравственным законам следуют Петр Гринев, Маша Миронова, капитан Миронов, его жена, Иван Игнатьич, Андрей Петрович Гринев. Отцовские, божьи заповеди забыли Пугачев, Швабрин.

Проблемные вопросы:

Почему именно обращение батюшка является наиболее частотным в романе? Как это обращение способствует выявлению идеи романа?

Формулировать идею произведения; владеть термином «идея произведения»; понимать специфику романа А.С. Пушкина, его нравственную направленность; определить главную тему романа – духовного отцовства.

Личностные:

Осознать нравственную ответственность за окружающих.

Регулятивные:

Уметь формулировать выводы самостоятельно или с помощью учителя.

Коммуникативные:

Уметь высказывать самостоятельно (или с помощью учителя) свою позицию.

Рефлексия и сообщение домашнего задания

Можем ли мы сказать, что цель урока достигнута? Что на уроке показалось наиболее интересным и важным?

Сообщение домашнего задания:

Письменно ответьте на вопрос «В чем смысл названия романа?» Как материал урока поможет вам в выполнении задания?

В названии романа употребляется слово дочка. Поскольку главной темой романа является тема отцовства и сыновства, оно отражает связь Маши Мироновой с отцом. Маша на протяжении романа исполняет заветы отца, следует божественным, высшим законам.

Постановка проблемного вопроса:

Как домашнее задание связано с темой и целью урока?

Регулятивное:

Уметь оценить свою деятельность, полученные знания. Представлять область их применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

 ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ.  ДУШЕВНАЯ КРАСОТА И СИЛА  ГЕРОИНИ».  Цель урока:1. Раскрыть образ Маши Мироновой как пример девушки, воспитанной в истинно христианском духе.         2. Сформировать правильное ...

Конспект урока по литературе Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)

Урок литературы в 8 классе на тему: "Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)"...

Емельян Пугачев в исторических источниках и в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

проект "Как изображен Емельян Пугачев в исторических источниках и в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"?" В работе показано, как под пером Пушкина личность разбойника, преступника и государственно...

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...

Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Разработка урока литературы в 8 классе по программе Г.С.Меркина с использованием ИКТ...

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...