Проектная деятельность на уроках литературы.
статья по литературе (9 класс) на тему
В статье с фрагментом урока рассматривается возможность использования метода проектов как средства реализации ФГОС в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_slovo.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках литературы.
(«Слово о полку Игореве в литературно-историческом аспекте»).
1.Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни.
В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС .
а) Личностные:
– формирование основ гражданской идентичности;
– правосознание, межличностные отношения;
– выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.
б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат.
в) Коммуникативные:
– умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты;
– речевая деятельность.
г) Познавательные:
– смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
– проектно-исследовательская работа;
– изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.
«В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности».
Главные цели изучения предмета «Литература»:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
Результаты изучения предмета « Литература »
Личностные: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные: • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
ФГОС по большей части реализуется, начиная с 1-го класса, хотя многие «старые» методы, приемы и технологии, не всеми используемые сейчас, призваны также решать задачи, поставленные ФГОС, и формировать УУД в том числе и в средней школе. Одной из таких технологий, я считаю, является проектная технология.
Проектная методика на уроках литературы.
Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.п.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.п.
Опыт показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поисков методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, учителя, а с другой стороны, - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов. Как правило, в основе проекта лежит какая – то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
- интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);
- творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения задачи, проблемы, умения прогнозировать последствия тог или иного явления);
- коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).
Основные требования к использованию методов проектов:
- наличие значимой проблемы;
- практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- исследовательская, творческая (самостоятельная, групповая) деятельность;
- структурирование содержательной части;
распределение ролей и указание поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов проектирования.
В литературе выделяются следующие этап разработки проектов:
- а) обсуждение ситуаций, выявление проблемы;
- б) выдвижение гипотез решения проблемы;
- в) выявление возможных источников информации;
- г) обсуждение оформления результатов;
- д) работа в группах над поиском фактов и аргументов;
- е) обсуждение методов;
- ж) корректировка выводов;
- з) рефлексия, выдвижение новых проблем.
Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:
- повышение мотивации учащихся в учебе;
- получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
- повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
- предоставление каждому возможностей самореализации;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
- получение навыков презентации себя и своей работы различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
Применение проектной технологии на уроке литературы.
"Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте .
Цели урока:
- выявление исторической и литературной значимости “Слова” в культуре России;
- развитие навыков исследовательской работы у учащихся;
- вызвать чувство интереса к прошлому нашей страны, помочь учащимся увидеть прошлое и современность в причинно-следственной связи.
Тип урока: комбинированный.
Виды деятельности учащихся:
- аналитическая беседа;
- презентация ученических проектов;
- историко-литературный анализ;
- словарная работа.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Объявление темы и целей урока.
- Очень хочется, чтобы сегодняшний урок помог вам понять причину особого отношения к памятнику древнерусской литературы поэтов ХIХ, ХХ веков, ученого и общественного деятеля Д.С. Лихачева, ЮНЕСКО, объявившей 1985 год годом “Слова о полку Игореве”. Сегодня, возможно, определится ваше отношение к этому действительно бессмертному творению.
Первый вопрос. Особенности древнерусской литературы.
Проверка домашнего задания. Определение основных черт литературы Древней Руси. Рассказ учащихся о характерных чертах древнерусской литературы. Слово учителя литературы.
Необходимо отметить, что эти черты были присущи литературе периода Киевской Руси, т.е. ХI-ХIII веков:
- церковность;
- поучительность;
- достоверность, историчность;
- идеализация героев и прошлого;
- полуанонимное авторство;
- национальный идеал красоты - красота духовная.
Второй вопрос. Значение и место “Слова о полку Игореве” в древнерусской литературе.
Слово учителя литературы. С появлением “Слова” в печатном виде в 1800 году русским историкам и литераторам приходилось отстаивать подлинность и оригинальность этого произведения, т.к. сразу же появились скептики, утверждавшие, что такое произведение не могло быть написано в ХII веке: слишком оно высоко в идейном и поэтическом смысле. Находили, что оно написано под влиянием западной литературы. А.А Потебня в 1878 году в книге “Слово о полку Игореве” доказывал, что “Слово” “не сочинено по готовому византийско-болгарскому или иному шаблону. Это произведение оригинально и самобытно, оно все проникнуто народнопоэтическими элементами”. У нас есть возможность самим сделать вывод, сравнив два памятника средневековой литературы
Сравнение “Песни о Роланде” и “Слова о полку Игореве”. Защита учебного проекта проблемной группой. Сопоставительный анализ литературно- исторических источников.
Слово учителя. Русская литература с самого начала определилась как высоко патриотичная литература, с обостренным национальным самосознанием. Сравнительный анализ, проведенный ребятами, показывает, что главное отличие “Слова” заключается в том, что автор стремится следовать действительности, описывает современные ему события, не мифологизируя их. Ему не свойственна религиозная воинственность и нетерпимость в оценках противостояния двух миров: языческого и христианского. В центре внимания автора – идея патриотизма.
Показывая события в их становлении и развитии, автор в поэтической форме исследует возникновение и возможные последствия происходящих событий.
Эта авторская позиция отражает одну из важнейших особенностей древнерусской литературы – ее историзм.
Третий вопрос. Исторический аспект “Слова…”. Защита учебного проекта проблемной группой.
Центральным образом в “Слове” является Русь. Образ ее многогранен и складывается из четырех составляющих. Во-первых, это русская земля и ее просторы. “О, Русская земля!” - это постоянный рефрен произведения. Во-вторых, автор олицетворяет русскую природу. Она “переживает” и “сочувствует” событиям, является сама действующим лицом этих событий. Третьей составляющей является образ русского народа – русичей и их князей, которые олицетворяют славу. И, наконец, Русь – это родная, русская история. Автор повествует о Руси, как о едином целом.
В центре повествования находится поход новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. Но автор не ограничивается описанием только этого события. Он свободно переходит от настоящего к прошлому, и от Игоря движется к Владимиру и Ярославу. Для автора нет непреодолимых границ во времени. “Свивая славу обеих половин сего времени” ведет он повествование.
Историческое прошлое выступает мерилом настоящего. Автор сравнивает Олега Гориславича и Игоря Святославича. Князья выступают носителями славы своих предков: “Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите мечи свои поврежденные в ножны, ибо лишились вы славы дедов”.
Автор дает нам ретроспективу событий русской истории на фоне всемирной. В “Слове” присутствуют анахронизмы. Так “готские девы” радуются поражению Игоря и лелеют месть за Шарукана. Здесь переплетаются события IV века, когда готы - германцы подчинили себе часть славян, события XI века, когда во главе половцев стоял Шарукан и поражение Игоря в 1185 году.
Происходящие события охватывают все русские земли: “Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле”. Несмотря на произошедший распад Руси, автор подчеркивает общность всех русичей, общую судьбу и пространство. О несчастье Игоревом говорится так: “…застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской”. Русь воспринимается автором как единое целое.
Автор не ограничивается описанием только русских земель. Описываются половецкие земли. Отголоски событий на Руси слышны в землях соседних народов. Победе Святослава в 1184 г. радуются “немцы и венецианцы”, “греки и моравы”. Описывает автор и земли наиболее влиятельных русских князей: Всеволода Большое Гнездо и Ярослава Осмомысла, как бы предвидя два основных центра политической силы и власти будущей Руси
Таким образом, описываемое в “Слове” историческое пространство ( топос) охватывает территории от Новгорода до Балкан, от Адриатики и Западной Европы до Волги.
Автор “Слова” видит силу Руси в ее единстве, он призывает князей объединиться вокруг Киева. Таким образом, он идеализирует прошлое Руси, когда она еще не распалась на уделы. “О, стонать русской земле, вспоминая первые времена и первых князей”.
Но в словах автора слышатся и пророчества будущих событий. “Загородите полю ворота острые”, - это как бы предвосхищение нового возможного нашествия со стороны степей. И через полвека монголы обрушатся на Русь.
“Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых”. В этих словах автор просит князей объединиться для спасения Руси.
Слово учителя. Обобщение и выводы по проекту.
Для автора “Слова” характерна широта освещения и восприятий событий, и пространственная, и временная. Это изображение настоящего, обращенного в будущее, исходя из уроков прошлого. Это и пророчество, и некая утопия. По словам В.И. Стеллецкого, “утопическим это произведение можно назвать потому, что автор не хотел видеть ни упадка Киева, ни неизбежного невнимания князей к его призывам, ни практической неосуществимости участия в походах на половцев Всеволода Суздальского, Ярослава Галицкого, а также и других князей, поглощенных делами своих княжеств. Его призыв к единению князей, - призыв к новому идеально-возможному для того времени строю жизни”. А Ромен Роллан писал в своей книге “Жизнь Толстого”: “Пророк – всегда утопист, уже в земной своей жизни он живет как бы в вечности”. И пророчество автора “Слова” будет актуально и спустя столетия.
- Что дает древнерусской литературе ее историзм? Почему так сильно ее историческое звучание?
Это обусловлено было необходимостью осознания места Руси в мире, в мировой истории. Необходимостью определения своей ценности и значимости. Связано было и с оформлением этнокультурного сознания, сознания того, что “мы - русичи”. XII век - это время существования единой древнерусской народности. Хотя до подлинного политического единства было еще очень далеко.
Широта восприятия происходящего, терпимость к иной вере, культуре во многом определялись и тем, что изначально Древнерусское государство складывалось как многонациональное и многоконфессиональное.
И национальное самосознание формировалось не на узкоэтнической основе, а на множественной основе.
Четвертый вопрос. Христианские и языческие элементы в “Слове”. Защита проекта проблемной группой.
Как же складывается сознание древнерусского человека, под влиянием чего, как это отразилось в “Слове”?
Презентация проекта “Слово о полку Игореве” как отражение сознания человека Древней Руси.
Слово учителя. Возможно, именно это определило особое положение нашей земли. Русь всегда жила не просто рядом с другими народами, но вместе. Сосуществование в сознании христианских и языческих представлений – это вполне закономерное и естественное явление. Смена веры – это сложный и длительный процесс. В XII веке христианизация еще не была завершена и затронула, главным образом, верхушку общества и городское население. Среди основной массы сельского населения этот процесс завершится лишь к XIV веку.
Замедлялся этот процесс еще и тем, что народ постоянно осваивал новые территории, переселялся из беспокойных южных районов на северо-восток, куда еще не дошел свет веры христовой. В этих районах проживали языческие финно-угорские племена. Отношения с ними в основном были мирными.
А вот отношения с другим миром язычества, степным, на юге были гораздо сложнее и трагичнее.
Пятый вопрос. Взаимоотношения Руси с половцами по “Слову”. Защита учебного проекта проблемной группой.
Наиболее опасными соседями Руси на юге были половцы – тюркоязычные кочевники. Их еще называли кипчаками или куманами. Впервые в летописи они упоминаются в 1054 году, набеги начинаются в 1061 г. Наиболее сильное противостояние русичей и половцев приходится на начало XII века. Серьезное поражение им нанес Владимир Мономах, когда разбил их основные кочевья и станы. Но и в последующие десятилетия они представляли опасность для русских земель.
Какими же предстают перед нами половцы в “Слове”? Наиболее частая их характеристика – “поганые”. В контексте данного произведения, наиболее близкими к пониманию смысла этого слова являются следующие его значения, приводимые В.И. Далем: языческий, относящийся до почитания кумиров, иноверческий вообще...
Другая характеристика половцев – “дети бесовы”. Также по словарю Даля эту характеристику можно определить как “вражья сила, не-наша”, то, отчего исходит опасность. Отношение к ним как к одним из кочевников. Упоминаются в “Слове” половецкие ханы XII века Гзак и Кончак.
Можно заметить отождествление автором половцев с аварами, тюркоязычными племенами, господствовавшими в европейских степях в VI-VIII вв. и разбитыми Карлом Великим. Половцы и авары воспринимаются как единый образ кочевников, не раз нападавших на Русь.
Указывает автор и на коварство половцев, стремительность их нападений. Возможно, как считает ряд историков, богатые обозы, захваченные дружинниками Игоря, являлись “ловушкой” половцев, призванной заманить русские полки легкой добычей глубже в степь, чтобы там полностью их уничтожить.
Автор показывает непростые взаимоотношения русичей и половцев. Это были и взаимные походы и набеги: “Потоптали они полки поганые половецкие”. “Помчали красных девушек, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты”. Но не эти богатства были целью похода Игорева, ведь дружинники его употребили половецкие богатства для того, чтобы мостить мосты “по болотам и топким местам”.
Не только противостоянием характеризуются отношения Руси и Степи. Не случайно половцы называются автором “сватами” русичей. Браки русских князей с половчанками не были редкостью в XI-XII вв. Олег Гориславич был женат на половчанке, да и мать князя Игоря была половчанкой. А сын Игоря Владимир будет помолвлен с дочерью хана Кончака. Но наличие родственных связей не уменьшало накала борьбы.
Наиболее опасны были половцы тогда, когда они приходили на Русь в качестве союзников русских князей в политической борьбе. Платой за оказанную помощь становились разоренные половцами города и земли.
Говорит автор “Слова” и о помощи половчанина Овлура плененному Игорю в организации побега. В Ипатьевской летописи есть упоминание о том, что Овлур был крещен. Но автор “Слова” этого не упоминает.
И последний призыв автора к князьям и дружинникам: “Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых!” - является призывом к единению во имя интересов Родины, так как степняки – это ненадежные и непостоянные союзники.
Комментарий к работе группы.
Сложными были отношения со Степью. Но, обратите внимание, в “Слове” нет описаний жестокости, насилия, проповеди агрессивности по отношению к другим вообще (а упомянуты не только степняки, но и латиняне-католики) и к язычникам в частности. И призыв “Здравы будьте!” - это призыв к сражению за “землю Русскую”.
Шестой вопрос. Историческая и литературная значимость “Слова”. Обобщения и выводы учителя литературы.
- “Слово” оказалось пророческим не только в историческом смысле. Автор смог подняться над временем и в своем литературном творчестве.
Беседа с учащимися о новаторстве автора “Слова”.
- Автор уходит от открытой идеализации героев. Мы можем судить об авторском отношении к князю Игорю. В произведении чувствуется наметившийся уход от духовности в узком понимании, т. е. церковности, и приход к духовности, которая отличает именно русскую литературу.
Словарная работа. ДУХОВНЫЙ (по словарю Ожегова).
1) См. дух-сознание, мышление, психические способности. 2) Внутренняя моральная сила (боевой дух). 3) Относящийся к религии, к церкви (духовная литература).
- Уход от церковности означает уход от религиозных постулатов к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому “Слово” воспринимается нами как обращение к потомкам.
- Это обращение будет услышано в конце XIV начале XV в. автором “Задонщины”, который не только обратится к образам “Слова”, но и воспримет главную идею его: необходимость единения всей Русской земли, единения уже для окончательной победы над Ордой.
- Это обращение было услышано в ХIХ веке русскими романтиками, чьи произведения приобрели черты истинно народные. Вместо экзотических и мистических историй появляются “преданья старины далекой”
- И “Слово” вновь прозвучало актуально в начале XIX века в связи с событиями войны 1812 года, когда всему народу необходимо было бороться за интересы и спасение Отечества. И это способствовало росту национального самосознания.
Сообщение уч-ся о традициях “Слова” в русской литературе.
- Издания “Слова” именно в 1938 г., в 1954 г. со знаменитыми иллюстрациями В.А. Фаворского тоже не случайны. Может быть, это и было ангажировано интересами государственной идеологии, но примечательно то, что образцом для подражания, объединяющую идею вновь увидели в истории народа, в памятниках прошлого.
- Заключением к уроку могут служить слова Д.С. Лихачева: “Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы ХIХ и ХХ веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо, действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине”. И если есть мировое древо. То “Слово” можно считать таковым для земли русской, т. к. оно связывает нас с прошлым, объясняет настоящее и всегда дает надежду на будущее.
Список литературы:
- Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы/ Сост., вступит. статья, подготовка древнерусского текста и коммент. В.И. Стеллецкого. М.: Сов. Россия,1981. 288 с.
- Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 кл. Сост. Рогачевская Е.Б. М.: Школа-Пресс,1993. 320 с.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 736 с.
- Лихачев Д.С. “Слово о полку Игореве” - героический пролог русской литературы. Л., 1967
- Лихачев Д.С. “Слово о полку Игореве” (историко-литературный очерк)
- Охотникова В.И. Древнерусская литература. Учебник для 5-9 кл. М., 2004.
- Сумароков Г.В. Кто есть, кто в “Слове о полку Игореве”. М.: Изд-во МГУ, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности на уроках литературы
В статье говорится о том, как проект, приготовленный и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....
Проектная деятельность на уроках литературы
Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...
Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала
Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....
Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.
Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, котор...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...
"Проектная деятельность на уроках литературы".
Проектная деятельность на уроках литературы.Тема проекта «Путешествие в Книгоград».5 класс.Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 округа Муром Рязанова Екатерина ...
Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"
В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации. Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...