Образовательные путешествия
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Жуковец Татьяна Николаевна

 Рабочая программа для 6 класса «Образовательные путешествия» (в рамках предметной области «Литература и русский язык, Обществознание») 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_6_klass.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования  администрации г. Южно-Сахалинска

МБОУ Гимназия № 1 им. А.С.Пушкина

                                                                                                                                           

   

                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательные путешествия 

(предметная область «Русский язык и литература», «Обществознание»)  

Класс 6

                                                                                               

                                                                         

Южно-Сахалинск

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Рабочая программа для 6 класса «Образовательные путешествия» (в рамках предметной области «Литература и русский язык, Обществознание») разработана на основе нормативных документов:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009;

-  федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы по русскому языку  и авторской Программы по русскому языку для средней школы  под редакцией М.В. Панова. – М.: Русское слово, 2008;

- авторской программы Л. Н. Боголюбова.

2. Место учебного предмета в учебном плане.

Данная  рабочая программа рассчитана  на 41  учебный час.

34 ч.-Предметная  область «Русский язык и литература».

17ч.-Предметная область «Обществознание».

Сроки реализации рабочей программы один год (2014 - 2015).

3. Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета. 

Цель :

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;

--формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса:

-активизация и разнообразие образовательного процесса гимназистов;

-выявление творческих способностей учащихся, их самореализации в социально значимой, полезной деятельности;

-организация творческого и развивающего досуга учащихся;

-формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской, идейно-нравственной позиции обучающихся;

4.  Тематический план предметной области «Русский язык и литература»

Наименование темы

Количество

часов

1.

Введение. О книге и чтении.

3

2.

Древнерусская литература. Христианское искусство.

2

3.

Мотивы родной природы в русской лирик.

6

4.

Читая А.П. Чехова.

16

5.

Описание как тип речи.

3

6.

Творческий отчёт.

4

Итого

34

Тематический план предметной области «Обществознание»

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Человек

3

Семья

2

Школа

3

Труд

3

Родина

5

Добродетели

1

Итого

17

5. Содержание учебного предмета

Предметная область «Русский язык и литература»

1.Введение. (3ч.)

О книге и чтении. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и её компоненты (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление; создатели книги – автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.).Первые книги. Чтение и восприятие художественной литературы.

Форма реализации: Экскурсия в Областную детскую библиотеку.

Сочинение-рассуждение «Почему надо беречь книги?»

Раздел 2. Древнерусская литература. (2ч). Христианское искусство. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Древнерусская литература и древнерусское искусство. Копии фресковой живописи, иконы, медное литьё. Памятники культуры. Предметы русского православия, иконография, отражающие духовно-ментальные черты и особенности отечественной культуры.

Форма реализации: Экскурсия в Сахалинский областной художественный музей, отдел «Христианское искусство».

Раздел 3. Описание как тип речи (3ч.) Разновидности описания: описание места, состояния окружающей среды. Особенности и виды описания: пейзаж, интерьер, портрет, характеристика.

Форма реализации: Экскурсия на природу.

Раздел 4. Читая А.П. Чехова (16ч.) Рассказы Чехова. Конкурс художественного чтения «Читая Чехова». Инсценировка рассказов А.П. Чехова. Портрет литературного героя и портрет в живописи. Смешное в рассказах Чехова.

Форма реализации: Экскурсия в музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». Кукольный театр, спектакль «Счастливая история» ( по рассказам А.П. Чехова).

Раздел 5. Мотивы родной природы в русской лирике (6ч.) Русский пейзаж в поэзии и живописи. «Движение весны». Страницы поэзии  И.Бунина, А.Ахматовой, И.Северянина,  А.Твардовского.

Форма реализации: Экскурсия в Сахалинский областной художественный музей, отдел «Русская живопись».

Раздел 6. Итоговые работы творческого характера (4ч)

Выпуск предметных журналов творческими группами учащихся.

Предметная область «Обществознание»

Программа состоит из 6 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности   пятиклассников и направлена на решение спланированных педагогических задач.

Раздел 1. Человек – 3 ч.

Цель: Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности.

Задачи:

-Расширение знаний о человеке (человек - часть социума,  человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к людям);

- Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.

-Формирование потребности  активно участвовать в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.

Форма реализации: Треннинг «Познай себя», психологические тесты.

Раздел 2.  Семья - 2 ч.

Цель: Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Задачи: 

-Формирование представления о духовных и нравственных ценностях.  О семейных ценностях, традициях семьи;

-Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе.

Форма реализации:  поиск материалов о родственниках – участников Великой Отечественной войны,  представление классу итогов своей работы.

Раздел 3. Школа – 3 ч.

Цель: Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Задачи: Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)

Форма реализации: Мой класс – моя семья (тренинг).

Раздел 4. Труд – 3ч.

Цель: Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Задачи: Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)

Форма реализации: библиотечный час «Все профессии нужны, все профессии важны», экскурсия «Труд и творчество».

Раздел 5. Родина – 5 ч.

Цель: Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Задачи:

- Формирование представления о России. Дружба народов разных национальностей – основа могущества нашей страны;

-Формирование представления о культуре личности.

-Расширение знаний о культурных ценностях народов мира.

-Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими.

Форма реализации: библиотечный час по страницам Конституции РФ, символы государства.

Раздел 6. Добродетели– 1 ч.

Цель: Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Задачи:

- Раскрыть понятие  о добре и зле ;

-Формирование представления о гуманизме;

-Развитие потребности совершать добрые поступки.

Форма реализации: библиотечный час: «Человек славен добрыми делами».

6 . Оценка планируемых результатов.

Программа не предполагает балльной оценки результатов обучения.

Учащиеся оцениваются по результатам творческого отчёта, который проводится в конце модуля. Результатом итоговой работы является выпуск предметных журналов творческими группами учащихся.

7. Планируемые результаты обучения.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, круглых столов, конференций, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых исследований.  

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно - практические задачи:

-самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

-реализовывать право на свободный выбор.

         Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

-без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

-работать в коллективе, группе;

-презентовать работу общественности.

9. Система оценки планируемых результатов.

Программа не предполагает балльной оценки результатов обучения. Учащиеся оцениваются по результатам творческого отчёта, который проводится в конце модуля на критериальной основе. Результатом итоговой работы является выпуск предметных журналов творческими группами учащихся.

8. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Астахов П.А. Я и государство/П.А. Астахов.-М.: Эксмо, 2010.-80с.:ил.-(Детям о праве).

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности  / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/-  М., 2000.

5.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие /  - М.- Ось -89, 2000.

6 Конституция РФ. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

 – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

7..Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. / – М.- Генезис, 2003.

8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ  /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

9.Матвеева Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. /– СПб.- Речь, 2007.

10.Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. /– СПб.- Речь, 2010.

11.Прутченков А.С. Школа Жизни. / -  М., 2000.

12.Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. /- СПб., 2001.

13.Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под редакцией И.В. Дубровиной. / - М., 1995.

14.Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М., Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

15. Чистякова М.И.Психогимнастика. /- М.- Просвещение,1995.

Календарно-тематический план

Предмет: образовательные путешествия

Класс:6С,О,В,А

Учебный год: 2014-2015

Учитель: Жуковец Т.Н., Донцова Н.А.

Раздел№1

Введение

№п/п

Тема

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Корректировка

Раздел №1. Ведение. (3 ч)

1

 О книге и чтении. Сочинение-рассуждение «Почему надо беречь книги?»

3

8.09-19.09

Раздел №2. Древнерусская литература. (2ч)

2

Христианское искусство.

2

6.10-17.10

Раздел №3. Описание как тип речи (3ч)

3

Описание местности, состояния окружающей среды.

3

20.10-31.10

Раздел №4. Читая Чехова (16ч).

4

Читать и видеть (рассказ на основе увиденного).

3

10.11-22.11

5

Смешное  в жизни и литературе

2

2.02-14.02

6

Мой любимый юмористический рассказ.  Инсценировка  рассказа Чехова.

6

16.02-28.02

7

Портрет литературного героя и портрет в живописи.

2

02.03-07.03

9

Рассказ на основе услышанного

3

06.04-17.04

Раздел №5. Мотивы родной природы в русской лирике 6ч).

10

Русский пейзаж в поэзии и живописи.

3

20.04-30.04

«Движение весны». Страницы поэзии  И.Бунина, А.Ахматовой, И.Северянина,  А.Твардовского.

3

27.04-02.05

Раздел №6. Итоговые работы творческого характера (4ч)

12

Творческий отчёт

4

11.05-22.05

Календарно-тематический план

Предмет: Обществознание «Образовательные путешествия»

Класс: 6-С,О,В,А

Учебный год: 2014-2015

Учитель: Кравчук О.Г.

№ занятия

Тема урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Корректировка

Раздел 1: Человек – 3 ч.

1-2.

Треннинг: «Познай себя»

3

9.02-14.02

16.02 – 21.02

Раздел 2: Семья - 2 ч.

3-4.

Участие моей семьи в Великой Отечественной войне.

2

2.03 – 7.03

Раздел 3:Школа – 3 ч.

9-10.

«Мой класс – моя семья»

3

16.03 -21.03

30.03 – 4.04

Раздел 4: Труд – 3ч.

.

11.

«Все профессии нужны, все профессии важны»

1

6.04 – 11.04

12-13.

Труд и творчество.

2

13.04 – 18.04

Раздел 5: Родина – 5 ч.

14.

По страницам Конституции РФ.

2

20.04 – 25.04

15-16.

Государственные символы РФ и Сахалинской области.

3

27.04 – 2.05

Раздел 6: Добродетели – 1 ч.

14.

Человек славен добрыми делами.

1

4.05- 9.05

Итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут образовательного путешествия по Московскому району Санкт-Петербурга

Образовательное путешествие - один из способов привлечь учащихся к изучению культурного  наследия своего города. Особенность методики заключается в том, что основной целью путешествия становится ...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Образовательное путешествие как образовательное средство

Образовательное путешествие - одна из самых трудоемких форм работы. При этом одна из самых интересных....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

Методическая разработка для учителя "Образовательное путешествие" "Путешествие по "Лесному"

Методическая разработка к серии уроков - путешествий для изучения архитектуры района...

Открытый урок английского языка в 9 классе по теме "Путешествие в Австралию" с элементами технологии образовательного путешествия.

Тема занятия: A trip to Australia.Базовый учебник: Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс: Английский в фокусе. 9 класс.- М.: «Просвещение», 2017.Цели:-развивающие: содействие установл...