Любить мир со всем его хорошим и дурным. (По повести Л.Н. Толстого «Детство»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Рыжкова Татьяна Николаевна

Конспект урока литературы в  7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubit_mir_so_vsem_ego_horoshim_i_durnym.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Любить  мир  со всем его хорошим и дурным. (По повести Л.Н. Толстого «Детство»)

Рыжкова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ  «Средняя школа №4»

        г. Кимры Тверская область

Ход урока.

Подготовительный этап

  1. Чтение учащимися глав из повести Л.Н.Толстого.
  2. Пересказ начала главы «Классы» (Наказание Николеньки)
  3. 1 учащемуся подготовить чтение наизусть стихотворения Н.Заболоцкого «Детство»
  4. Учитель оформляет записи на доске. Эпиграф к уроку: «Милое, дорогое, незабвенное детство» Л.Толстой

Семья Иртеньевых:

Мать – Наталья Николаевна.

Отец – Пётр Александрович.

Дети: Володя, 11 лет,

Николай, 10 лет, Люба, 11 лет.

учитель-немец: Карл Иваныч.

Няня: Наталья Савишна.

Цели. Образовательные: создать условия для изучения произведения, учить работать с текстом ,осмысливать прочитанное.

Развивающие: навыки выразительного пересказа эпизода, аналитической работы над характеристикой персонажей, формирование правильной речи. Воспитательные: создание условий для воспитания умения оценивать свои поступки.

Содержание урока.

I Вступление.  Учитель.   В программу по литературе в 7 классе включены произведения и на историческую тему, и на патриотическую. Особое место в ней занимают произведения, посвященные теме « Детство», проблемам взаимоотношений взрослых и детей. Думаю, подбор такой тематики не случаен, так как проблемные вопросы воспитания ребенка, общения детей и родителей, формирования характера подростка сохраняют неизменное значение для нашей современности.

II О целях занятия.

III Учитель. Чтение эпиграфа. Отталкиваясь от этих слов писателя, подумаем, какие же чувства возбуждают в  нас герои повести «Детство» и их поступки  ?  Начнем разговор с главного героя Николеньки. Его душа открыта всем впечатлениям детства.- Каким вы его увидели? (  живой, наблюдательный ребенок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый ). Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился?   (  обида на Наталью Савишну, на Карла Иваныча). Мальчик страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше его, добрее.

IV Работа с главой « Классы».        

- Какое горькое  открытие  делает для себя Николенька? (мальчик   слышит разговор  Карла Иваныча  с  отцом.  Карл Иваныч  жалуется на несправедливость  хозяина, который  увозит детей учиться, не доверяя его  работе).

 - А как об этом разговоре узнал Николай?  (подслушал. А хорошо ли подслушивать?)

Внимание автора направлено  на мысли, сомнения, переживания героя.

Какие чувства пережил Николенька?  Чем  интересны его  размышления? (перечитать  со  слов  « Я сочувствовал  его горю…»

 - Но мы узнали в начале главы о том, что Карл Иваныч наказал Николеньку?

Перескажем этот эпизод и подумаем, чем отвечает Николай на поведение взрослых? (не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям).

 - Что такое страдание, можно ли пережить жизнь без страданий? (Много ли будет «стоить» такая жизнь?)

Что,  по-вашему, сочувствие ? (Умение понять другого человека).

 - Кто из героев вызывает  сочувствие? ( Карл Иваныч).

 - Каким его увидели? (Усердно несет  службу)

 - Как отомстил Карл Иваныч за обиду? ( Самый тяжкий порок неблагодарность)

 - А можно ли представить, что он действительно будет мстить?

В основном Николая окружали люди добрые, бескорыстные. И среди них Наталья Савишна.

V Работа с главой «Наталья Савишна».

 - Была ли у неё семья?

 - Кто в этом виновен?

 - Озлобилась ли она на жизнь?

Ропщет ли на барина, лишившего её женского  счастья? Жалуется ли на судьбу?

 - Нигде, никогда, ни разу! Не жалуясь на судьбу, несёт эта женщина свой крест?

Так что же дала ей жизнь вместо семейного счастья?

Перескажите историю превращения простой крепостной  девки Наташки в старую  няню в чепце Наталью Савишну.

Какой эпиграф из текста можно подобрать к рассказанной  характеристике?

«Вся жизнь её была любовь и самопожертвование»

VI В тетрадях  записываем характеристику Натальи Савишны.

(Крестьянским умом, рачительностью, экономностью, усердием наделил её автор.

И, конечно, нежной любовью к домочадцам ).

 - Как проявляются характеры героев в случае со скатертью? На чьей стороне автор? Согласитесь,

Толстого интересовал не столько поступок, сколько его нравственный смысл.

 - Как приходит к герою раскаяние?

  - Чему научит эта женщина Николеньку? ( Бескорыстию, честности, любви к людям). Что есть добро, что есть зло?

Неизбежно ли  оно в жизни? Как самому избежать дурных поступков?

VII Рефлексия. Чему хотел научить нас Толстой? Какой же важный вывод делает для нас 24-летний писатель?

Учитель зачитывает название темы урока: « Любить мир со всем его хорошим и дурным». - С каких пор этому надо учиться?  (  с детства ).

- А какие впечатления от детства вынесете вы?

Ученик читает наизусть стихотворение Н. Заболоцкого «Детство».

- Смотрите на мир огромными глазами, любите его…

VIII Домашнее задание: письменно составьте словарик слов со значением « состояние души» по повести Л.Толстого «Детство».

Список литературы:

1.Гудзий Н.К. Как работал Толстой. М. : Советский писатель, 1936.

2.Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. М.,2000.

3.ТолстойЛ.Н. «Детство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение повести Л.Н.Толстого "Детство", 7 класс

Вопросы составлены для проверки знания текста повести Л.Н.Толстого "Детство"....

Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого Детство

Цель: продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы....

Тест по повести Л.Н.Толстого "Детство"

Тест преднозначен для детей общеобразовательных школ 7 класса...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"

    Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....

Открытый урок по повести Л.Н. Толстого "Детство"

На уроке осмысливается содержание художественного произведения, развивается умение анализировать. Толстой - тонкий психолог и знаток души человеческой. Вместе  с ребятами прослеживаем путь станов...