программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Ловецкая Татьяна

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторскоей программы Р.Н. Бунеева (образовательная система "Школа 2100"). В программе содержится календарно-тематическое планирование, список произведений для заучивания наизусть и для самостоятельного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_literat_5kl_2013_2-1.docx97.41 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

  1. Нормативно-методическое обеспечение

∙ Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

∙ Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

∙ Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

∙ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

∙ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.

∙  Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.

∙ Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области на 2015-2016 уч.год.

∙ ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

∙ Примерная программа по литературе для основного общего образования (5-9 классы).

∙ Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения1.

  • Учебный план МОУ Курбской СШ на 2015/16 учебный год

Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе Программы для 5 – 9 классов, созданной авторским коллективом под редакцией Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева общеобразовательных учреждений с учётом Образовательной программы, учебного плана и Программы развития. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.

2. Цели и задачи обучения

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность  программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием  понимается освоение  литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать  осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

3. Результаты освоения учебного предмета

Достижение поставленных целей предполагает включение учащихся в литературно-художественную и творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении ими новых качеств личности:

∙ потребности в чтении и расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений словесного искусства;

∙ умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою читательскую позицию, аргументировать ее, опираясь на текст произведения;

∙ интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.

 Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «Литература»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.

                   ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ


Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

4. Содержание учебного предмета «Литература».

5-й класс (105 ч.)

Введение (2 ч.)

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства.

Часть I. От чего захватывает дух

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч.).

Раздел 1. Жизнь по законам чести (10 ч.).

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и  её героев бессмертными.

Для текстуального изучения.

Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.

Для обзорного изучения.

А. Дюма «Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя. Эссе как жанр литературы.

Раздел 2. Шифры и клады (9 ч.).

«Законы» приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»  (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

Для обзорного изучения.

Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.

Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 ч.).

Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Теория литературы. Жанр рассказа.

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 ч.).

Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.

Для текстуального изучения.

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

Для обзорного изучения.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.

Раздел 5. Правда истории и вымысел (6 ч.).

Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

Для обзорного изучения.

В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.

Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч.).

Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.

Для текстуального изучения.

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», В. Маяковский     «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами

Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 ч.).

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.

Для обзорного изучения.

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 ч.).

Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

Для текстуального изучения.

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством.

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

Для обзорного изучения.

Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека  для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.

Раздел 3. Сказка и фантастика (7 ч.).

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.

Теория литературы.  Поэма как литературный жанр.

Часть III. В лабиринте событий (4 ч.)

Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива.«Законы» детективной литературы.

Для обзорного изучения.

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как первый классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.

Часть IV. Я и другие (14 ч.)

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

Для текстуального изучения.

В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Для обзорного изучения.

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.). Сказка и быль. Стихи и проза.  

Часть V. Мы не можем без них или они без нас? (11 ч.)

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

Герои – животные, их место в художественной литературе.  Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

Для текстуального изучения.

А.П. Чехов «Каштанка»

А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).

Для обзорного изучения.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

К. Чапек «С точки зрения кошки».

Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».

Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.

Обобщение (1 ч.).

Мир твоих читательских интересов.

Развитие речи.

1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

2) Отзыв о  прочитанной книге. Сочинение-размышление о книге, литературном герое.

3) Сочинение-рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

4) Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.

Чтение и изучение произведений – 94 ч.

Развитие речи – 8 ч.

Резерв – 3 ч.

5. Изменения, внесенные в программу

Курсивом и подчеркиванием выделены произведения, входящие в обязательный минимум, но не вошедшие в программу ОС «Школа 2100»:

  • Сказка, как вид устного народного творчества
  • Малые жанры фольклора
  • Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

6. Количество учебных часов

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

При 35 учебных неделях общее количество часов составит 105 часов.

7. Особенности организации учебного процесса по предмету:

виды деятельности учащихся, используемые формы, методы, средства обучения

А. Виды деятельности учащихся:

∙ осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

∙ выразительное чтение художественного текста;

∙ различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

∙ ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

∙ заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

∙ анализ и интерпретация произведения;

∙ составление планов и написание отзывов о произведениях;

∙ написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

∙ целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Б. Формы обучения:

∙ фронтальная (коллективная)

∙ групповая (в том числе и работа в парах)

∙ индивидуальная

∙ дифференцированная.

В. Методы и приёмы обучения:

Традиционные

∙ методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);

∙ метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);

∙ метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно- исторический анализ и т.д.)

∙ методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);

∙ методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);

∙ методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);

∙ методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос

(индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).

Инновационные

∙ ИКТ – технологии

∙ тест – технологии

∙ технология поэтапного формирования умственных действий

∙ дифференцированное обучение

∙ игровые технологии

∙ технология «Творческих мастерских».

Г. Средства обучения:

∙ для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;

 для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер, Интернет – ресурсы, ЭОР(CD, DVD – диски). К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебник в 2-х частях для 5-го («Шаг за горизонт»),    
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетрадь по литературе» для 5 класса.
  3. Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебнику для 5 класса.


Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. И.А. Бунин. Одно из стихотворений – по выбору.

 С.А. Есенин. Одно из стихотворений – по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

Сказки братьев Гр и мм, Ш. Перро, Х.К. А н д е р с е н а (1-2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ»,

«Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».

В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро».


Календарно–тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.

урока

Наименование разделов, тем.

Всего часов

Из них на соч.,

 излож.

Теория литературы

Предметные знания

и умения.

Универсальные учебные

действия

Дата

Введение

2 часа

1

Литература как искусство слова.

Роль устного народного творчества. Сказки как любимый жанр детей всех времен. Виды сказок

1

Предметные знания

1.  Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных  литературных

произведений.

3.  Изученные  теоретико-литературные понятия:

Литература  –  искусство слова.

Понятие  о  приключенческой литературе.

Понятие о литературном  герое.  Портретная

характеристика героя.

Сюжет, композиция.

Рассказ как жанр.

Автор  и  его  герои.

Писатель,  автор,  рассказчик.

Вымысел и авторский замысел в литературе.

Рифма  и  ритм  –  признаки  стихотворной

речи.

Предметные умения

1.  Осознавать  разницу  между  литературой

и фольклором.

2.  Узнавать  приключенческую  литературу

по её признакам.

3.  Определить  роль портретной характеристики героя.

4.  Рассказывать  сюжет прочитанного произведения,  видеть  особенности  его  композиции.

5.  Относить  произведение  к  жанру  рассказа по его признакам.

6. Различать в произведении  автора  и  рассказчика.

7.  Называть  отличительные признаки стихотворной  речи  (в  том числе ритм, рифму).

8.  Писать  сочинение-эссе,  сочинение-раз-мышление  о  книге, литературном герое.

Регулятивные УУД

1.  Самостоятельно формулировать  тему, проблему и цели урока.

2.  В  диалоге  с  учителем вырабатывать критерии  оценки  своей работы.

Познавательные УУД

1.  Самостоятельно вычитывать  все  виды

текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

2.   Пользоваться  изучающим  видом  чтения.

3.   Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах (сплошной  текст; несплошной  текст:  иллюстрация,  таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным  и  просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного)  текста подробно, сжато, выборочно.

6.   Пользоваться  словарями,  справочниками

7. Осуществлять анализ и синтез.

8.  Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения  и  стремиться

к  координации  различных  позиций  в

сотрудничестве.

2.  Формулировать собственное  мнение  и

позицию,  аргументировать её.

3.  Задавать  вопросы, необходимые  для  организации  собственной деятельности.

4.  Осознавать  важность  коммуникативных  умений  в  жизни человека.

5.  Оформлять  свои мысли  в  устной  и письменной  форме  с учётом  речевой  ситуации;  создавать  тексты различного  типа стиля, жанра.

6.  Высказывать  и обосновывать  свою точку зрения.

7.  Слушать  и  слышать  других,  пытаться  принимать  иную точку  зрения,  быть готовым  корректировать  свою  точку  зрения.

8.  Выступать  перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

2

Литература как вид искусства. Чтение и литература. Книга и читатель.

1

Часть 1.От чего захватывает дух.

52

часа

7 часов

Раздел 1. Жизнь по законам чести.

13 часов

3 часа

3

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателей. Н.С.Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны».

1

4

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными. А.Дюма «Три мушкетёра» (главы).

1

Приключенческая литература.

5

А.Дюма «Три мушкетёра». Законы чести, по которым живут герои Дюма в  главе  «Королевские  мушкетеры  и  гвардейцы г-на кардинала»

1

Литературный герой.

6

А.Дюма «Три мушкетёра» (главы). Вражда мушкетёров и гвардейцев  - вражда благородных людей.

1

Портретная характеристика героя.

7

Н.Г.Долинина «Честь и достоинство». Эссе как жанр литературы.

1

Эссе

8

Р/Р №1 Чтение о обсуждение сочинений в форме эссе. (анализ домашних сочинений)

1

дом. соч. 1

Эссе

9

Ж. Верн – удивительный писатель. Понятие о литературном герое.

1

10

Ж.Верн «Дети капитана Гранта». Портретная характеристика героев

1

11

Ж.Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Герои, живущие по законам чести.

1

12

Ж.Верн «Дети капитана Гранта» Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.

1

13

Ж.Верн «Дети капитана Гранта». Роман-открытие, роман-учебник.

1

14

Р/Р №2 Подготовка к сочинению

1

15

Р/Р №3 Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести».

1

соч. 2

Раздел 2. Шифры и клады.

10 часов

1 час

16

«Законы» приключенческой литературы. Отличительные особенности приключенческой литературы.

1

17

К.Г. Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете.

1

18

Э. По «Золотой жук». Тайна золотого жука. Сюжет и композиция рассказа.

1

Сюжет, композиция

19

Р-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе.

1

Сюжет, композиция

20

Многообразие человеческих характеров в романе «Остров сокровищ».

1

21

Р-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Честь и ценность человеческой жизни.

1

22

Р-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Проблематика романа.

1

23

А. Рыбаков «Кортик». Тайны повести.

1

Сюжет, композиция

24

А. Рыбаков «Кортик». Динамика развития событий в приключенческой литературе.

1

25

Р/Р №4 Сочинение по разделу «Шифры и клады».

1

соч. 3

Раздел 3 Экстремальные ситуации.

6 часов

1 час

26

Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы. В.М.Гаршин «Сигнал»)

1

27

Экстремальные ситуации в жизни Д. Лондона. «Любовь к жизни». Рассказ как жанр.

1

Жанр рассказа

28

Д.Лондон «Любовь к жизни». Человек в единоборстве с судьбой.

1

Жанр рассказа

29

Б. С. Житков «Механик Салерно». Сюжет, композиция.

1

Жанр рассказа

30

Б. С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

1

31

Р/Р №5 Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации».

1

соч. 4

Раздел 4 «Как мы становимся взрослыми»

10 часов

1 час

32

Тематическое и жанровое своеобразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Некрасов «Крестьянские дети»

1

Автор и его герои

33

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). Марк Твен и его маленькие герои.

.1

Писатель, автор, рассказчик

34

«Приключения Гекльберри Финна». Большие события и маленькие герои в литературе.

1

Автор и его герои.

35

Приключение- игра и приключение -жизнь в повести «Приключения Гекльберри Финна».

1

Автор и его герои.

36

«Приключения Гекльберри Финна». Автор и рассказчик.

1

Автор и его герои.

37

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий». Название повести.

1

Писатель, автор, рассказчик

38

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий». Море Пети и море Гаврика. Роль пейзажа в произведении.

1

39

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий». Автор и герой произведения.

1

Автор и его герои.

40

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий». Взросление героев, путь от приключений – игр к суровой жизни.

1

41

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

1

42

Р/Р №6 Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми».

1

соч. 5

Раздел 5 Правда истории и вымысел.

9 часов

1 час

43

Историческая правда и исторический вымысел в литературе.

1

Вымысел

44

В.А. Каверин «Два капитана « (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

1

Вымысел и авторский вымысел.

45

В.А. Каверин «Два капитана « (главы). Роль капитана Татаринова в жизни Саши Григорьева.

1

46

События, характеризующие развитие характера героя. (Летчик Григорьев и штурман Климов. Капитан Григорьев на войне).

1

47

Смысл названия романа «Два капитана».

1

48

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация  в художественном произведении.

1

Легенда

49

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Рассказчик-герой в художественном произведении.

1

Монолог и диалог.

50

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

1

Вымысел и авторский вымысел.

51

Р/Р №7 Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел».

1

соч. 6

Раздел 6 Романтика неизведанного.

3 часа

52

Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе. Способы создания художественной выразительности в поэзии.

1

53

Стихи о прекрасном и неведомом. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи. (Н. Гумилёв, В. Маяковский, М. Светлов, Д. Самойлов, В. Берестов).

1

Рифма и ритм

54

Проверочная работа №1. Что  мы  узнали  о  приключенческой  литературе

Часть 2  Что можно увидеть с закрытыми глазами.

16 часов

1 час

Предметные знания

1.  Биографические сведения о писателях.

2.  Содержание  прочитанных  литературных

произведений.

3. Изученные теоретико-литературные  понятия:

а)  Понятие  о  фантастической  литературе, её «законы».

б)  Роль  художественной детали в тексте.

в) Связь литературы с фольклором.  Поэма как  литературный жанр.

Предметные умения

1. Узнавать фантастическую  литературу  по её признакам.

2. Видеть в тексте произведения  художественную деталь, понимать её роль.

3.  Отличать  сказку  от произведения  фантастической литературы.

4.  Узнавать  поэму  по её  жанровым  признакам.

5.  Писать  сочинение-размышление  о  прочитанном.

Регулятивные УУД

1.  Самостоятельно формулировать  тему, проблему и цели урока.

2.  В  диалоге  с  учителем вырабатывать критерии  оценки  своей работы.

Познавательные УУД

1.  Самостоятельно вычитывать  все  виды

текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

2.   Пользоваться  изучающим  видом  чтения.

3.   Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах (сплошной  текст; несплошной  текст:  иллюстрация,  таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным  и  просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного)  текста подробно, сжато, выборочно.

6.   Пользоваться  словарями,  справочниками

7. Осуществлять анализ и синтез.

8.  Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения  и  стремиться

к  координации  различных  позиций  в

сотрудничестве.

2.  Формулировать собственное  мнение  и

позицию,  аргументировать её.

3.  Задавать  вопросы, необходимые  для  организации  собственной деятельности.

4.  Осознавать  важность  коммуникативных  умений  в  жизни человека.

5.  Оформлять  свои мысли  в  устной  и письменной  форме  с учётом  речевой  ситуации;  создавать  тексты различного  типа стиля, жанра.

6.  Высказывать  и обосновывать  свою точку зрения.

7.  Слушать  и  слышать  других,  пытаться  принимать  иную точку  зрения,  быть готовым  корректировать  свою  точку  зрения.

8.  Выступать  перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

Раздел 1 «Мир, затерянный в нас».

2 часа

55

Фантастическая литература и её читатель. «Законы» фантастической литературы. Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе.

1

Фантастика. Научная фантастика.

56

А.Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики. Наука  и  полёт  фантазии  (анализ

главы  XII)

1

Фантастика. Научная фантастика.

Раздел 2 «Научная и «ненаучная фантастика».

8 часов

2 часа

57

Фантастика как средство выражения авторского замысла в произведении А.Беляева «Голова профессора Доуля».

1

58

А.Беляев «Голова профессора Доуля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством.

1

59

Два типа учёных в произведении А. Беляева.

1

60

Р/Р №8 Сочинение «Ответственность учёных перед человечеством».

1

соч. 7

61

Н.В. Гоголь «Портрет» и «ненаучная» фантастика. Роль художественной детали в тексте.

1

художественная деталь

62

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

1

63

Р. Бредбери «И грянул гром». Последствия поступков человека для будущего.

1

художественная деталь

64

Р/Р №9 Сочинение по разделу «Научная и «ненаучная фантастика».

1

соч. 8

Раздел 3 «Сказка и фантастика»

6 часов

1 час

65

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Малые жанры фольклора; пословицы, поговорки, загадки

1

Сказка как жанр фольклора (виды), малые жанры фольклора

66

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

1

67

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Связь с фольклором.

1

Поэма как литературный жанр.

68

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма как литературный жанр.

1

69

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Отличие от волшебной сказки.

1

70

Р/Р №10 Сочинение по части 2 учебной хрестоматии «Что можно увидеть с закрытыми глазами».

1

соч. 9

Часть 3 В лабиринте событий

5 часов

1 час

Предметные знания

1.  Понятие  о  детективной литературе.

2.  Особенности  сюжета  и  композиции  в детективе.

Предметные умения

1.  Узнавать  детектив по  его  жанровым  признакам.

2.  Писать  сочинение-подражание.

Регулятивные УУД

1.  Самостоятельно формулировать  тему, проблему и цели урока.

2.  В  диалоге  с  учителем вырабатывать критерии  оценки  своей работы.

Познавательные УУД

1.  Самостоятельно вычитывать  все  виды

текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

2.   Пользоваться  изучающим  видом  чтения.

3.   Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах (сплошной  текст; несплошной  текст:  иллюстрация,  таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным  и  просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного)  текста подробно, сжато, выборочно.

6.   Пользоваться  словарями,  справочниками

7. Осуществлять анализ и синтез.

8.  Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения  и  стремиться

к  координации  различных  позиций  в

сотрудничестве.

2.  Формулировать собственное  мнение  и

позицию,  аргументировать её.

3.  Задавать  вопросы, необходимые  для  организации  собственной деятельности.

4.  Осознавать  важность  коммуникативных  умений  в  жизни человека.

5.  Оформлять  свои мысли  в  устной  и письменной  форме  с учётом  речевой  ситуации;  создавать  тексты различного  типа стиля, жанра.

6.  Высказывать  и обосновывать  свою точку зрения.

7.  Слушать  и  слышать  других,  пытаться  принимать  иную точку  зрения,  быть готовым  корректировать  свою  точку  зрения.

8.  Выступать  перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

71

Детективная литература и её читатель. жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.

1

Детектив. Особенности сюжета и композиции

72

Э. По «Убийство на улице Морг» как классический детективный рассказ. Сюжет и композиция.

1

Сюжет и композиция

73

А. Конан Дойл «Горбун» Герой и второй герой в детективе.

1

74

А. Конан Дойл «Горбун» Особенности композиции и сюжета.

1

Сюжет и композиция

75

Р/Р №11 Сочинение по части 3 учебной хрестоматии «В лабиринте событий».

1

соч. 10

Часть 4 Я и другие

15 часов

1 час

Предметные знания

1.  Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных  литературных

произведений.

3.  Изученные  теоретико-литературные понятия:

а)  Отличие  повести от рассказа.

б)  Автобиографическое произведение.

в)  Средства  создания характера  героя  (портрет,  речевая  характеристика,  авторская оценка и др.).

Сказка и быль.

Предметные умения

1. Различать повесть и рассказ  по  их  признакам.

2.  Видеть  в  тексте средства  создания  характера героя (портрет, речь,  авторская  оценка и др.).

3. Писать сочинение – сравнительную  характеристику двух героев.

Регулятивные УУД

1.  Самостоятельно формулировать  тему, проблему и цели урока.

2.  В  диалоге  с  учителем вырабатывать критерии  оценки  своей работы.

Познавательные УУД

1.  Самостоятельно вычитывать  все  виды

текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

2.   Пользоваться  изучающим  видом  чтения.

3.   Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах (сплошной  текст; несплошной  текст:  иллюстрация,  таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным  и  просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного)  текста подробно, сжато, выборочно.

6.   Пользоваться  словарями,  справочниками

7. Осуществлять анализ и синтез.

8.  Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения  и  стремиться

к  координации  различных  позиций  в

сотрудничестве.

2.  Формулировать собственное  мнение  и

позицию,  аргументировать её.

3.  Задавать  вопросы, необходимые  для  организации  собственной деятельности.

4.  Осознавать  важность  коммуникативных  умений  в  жизни человека.

5.  Оформлять  свои мысли  в  устной  и письменной  форме  с учётом  речевой  ситуации;  создавать  тексты различного  типа стиля, жанра.

6.  Высказывать  и обосновывать  свою точку зрения.

7.  Слушать  и  слышать  других,  пытаться  принимать  иную точку  зрения,  быть готовым  корректировать  свою  точку  зрения.

8.  Выступать  перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

76

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

1

Повесть и рассказ.

77

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Повесть как литературный жанр. Судьбы героев повести. Драмы взрослых и драмы детей.

1

78

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Средства создания характеров героев.

1

Средства создания характера героя.

79

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Роль интерьера в художественном произведении.

1

80

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Уроки добра и справедливости в повести.

1

81

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Смысл названия и основные идеи повести.

1

82

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль.

1

Сказка и быль.

83

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Средства создания характера героя.

1

84

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Средства создания характера героя.

1

Средства создания

х-ки героя.

85

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Роль пейзажа в художественном произведении.

1

Пейзаж

86

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повести.

11

Повесть

87

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Средства создания характеров героев в автобиографической повести.

1

Повесть

Автобиографическое произведение

88

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

1

89

Стихи о детях: Д.Самойлов «Из детства», Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка». Стихи и проза.

1

Стихи и проза.

90

Р/Р №12 Сочинение по части 4 учебной хрестоматии «Я и другие».

1

соч. 11

Часть 5 Мы не можем без них или они без нас?

11 часов

1 час

Предметные знания

1.  Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных  литературных

произведений.

3.  Изученные  теоретико-литературные понятия.

4.  Кто  такой  писатель-анималист.

5.  Понятие  о  стихотворных размерах.

Предметные умения

1.  Определять  стихотворный размер.

2.  Писать  сочинение-размышление о книге,

литературном герое

Регулятивные УУД

1.  Самостоятельно формулировать  тему, проблему и цели урока.

2.  В  диалоге  с  учителем вырабатывать критерии  оценки  своей работы.

Познавательные УУД

1.  Самостоятельно вычитывать  все  виды

текстовой  информации:  фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

2.   Пользоваться  изучающим  видом  чтения.

3.   Извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах (сплошной  текст; несплошной  текст:  иллюстрация,  таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным  и  просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного)  текста подробно, сжато, выборочно.

6.   Пользоваться  словарями,  справочниками

7. Осуществлять анализ и синтез.

8.  Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения  и  стремиться

к  координации  различных  позиций  в

сотрудничестве.

2.  Формулировать собственное  мнение  и

позицию,  аргументировать её.

3.  Задавать  вопросы, необходимые  для  организации  собственной деятельности.

4.  Осознавать  важность  коммуникативных  умений  в  жизни человека.

5.  Оформлять  свои мысли  в  устной  и письменной  форме  с учётом  речевой  ситуации;  создавать  тексты различного  типа стиля, жанра.

6.  Высказывать  и обосновывать  свою точку зрения.

7.  Слушать  и  слышать  других,  пытаться  принимать  иную точку  зрения,  быть готовым  корректировать  свою  точку  зрения.

8.  Выступать  перед аудиторией  сверстников с сообщениями.

91

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. А.П. Чехов «Каштанка».

1

Писатель-анималист

Язык художественного произведения

92

«Собачий мир» в рассказе А.П. Чехова «Каштанка». Читательская интерпретация.

1

Интерпретация

93

«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю». Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

1

Язык художественного произведения

94

«Всем кошкам кошка» в произведении К. Чапека «С точки зрения кошки». Интерпретация художественного произведения.

1

Интерпретация

95

Жизнь – животным (рассказ о Д. Даррелле). Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

1

96

Смешное и трогательное в произведении Д.Даррелла «Гончие Бафута».

1

Язык художественного произведения

97

Друг, который никогда не предаст, в произведении Д.Даррелла «Гончие Бафута». Герои-животные, их место в художественной литературе.

1

98

Неповторимый мир в рассказе Э.Сетон-Томпсона «Чинк». Язык художественного произведения.

1

Язык художественного произведения

99

Мир животных в стихах.  (Б.Заходер, С.Есенин, В.Инбер, Н. Глазков, И.Бунин, В.Маяковский, Н.Заболоцкий).

1

Стихотворная интонация

100

Стихотворный размер, стихотворная интонация. (Б.Заходер, С.Есенин, В.Инбер, Н.Глазков, И.Бунин, В.Маяковский, Н.Заболоцкий).

1

Стихотворная интонация

101

Р/Р №13 Сочинение по части 5 учебной хрестоматии «Мы не можем без них или они без нас?».

1

соч. 12

102

Обобщение изученного. Проверочная работа №2 «Что же там, за горизонтом?»

1

103

Литературный турнир

1

104-105

Резервные уроки

2

Итого:

Количество часов на изучение произведений                                           87

Количество развитий речи               13

Количество сочинений                     12

Количество проверочных работ     2

 Примечание.

Курсивом и подчеркиванием выделены произведения, входящие в обязательный минимум, но не вошедшие в программу ОС «Школа 2100»

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...