мастер-класс
методическая разработка (10 класс) на тему

Развитие ассоциативного мышления на символических образах в художественной литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Развитие ассоциативного мышления на примерах символических образов в художественной литературе Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы №2083 СП « Ерино » Рагулина Т.Н .

Слайд 2

Эпиграф. «Измените у людей образ мыслей, и действительность никогда уже не будет прежней .» Стив Бико

Слайд 3

Что такое ассоциация ? Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним .

Слайд 4

Ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З.Фрейда , который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем.

Слайд 5

Определим значение слова «Мышление» Значение слова « Мышление » по словарю Д.Н.Ушакова : МЫШЛЕНИЕ - способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Мышление и сознание - функции человеческого мозга. Что есть мышление? Зачем о нём писать? Итак всем ясно без сомнения. Но если есть мозги, не тронутые ленью, То можно о мышлении чуть-чуть поразмышлять .

Слайд 6

Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: образование понятий и суждений внимание восприятие процесс ассоциаций

Слайд 7

Что такое символ? Символ — (от древнегреч . symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).

Слайд 8

Символические образы

Слайд 9

С.И.Ожегов определяет символ как условный знак какого-нибудь понятия, явления, идеи

Слайд 10

Роль символов в художественной литературе Символы отбираются писателем намеренно, чтобы лишь подсказать «возможность новых чувств и новых мыслей, которые осуществить и развить в себе должен сам читатель»

Слайд 11

А.П.Чехов рассказ «Письмо к ученому соседу» Стрекоза Насекомое Дурман

Слайд 12

Салтыков-Щедрин роман «Господа Головлевы» могильный склеп пустота тени бездна гроб смерть неподвижность окаменение холод мертвящая тишина образы-символы

Слайд 13

Символический образ совести Образ Иудушки - главного персонажа, организуется развитием целой системы мотивов, среди которых доминирующую роль играет мотив " совести", становящийся символом

Слайд 14

Значение прозвища Иудушка Соединяет в себе два противоположных понятия: «Иуда» и «душка » Вывод : «двоедушие»

Слайд 15

Спасибо всем участникам мастер - класса



Предварительный просмотр:

                                                   

                                                     Учитель русского языка и литературы  

                                                                             ГБОУ Школы №2083 СП «Ерино»

                                                                   Рагулина Т.Н.

Мастер-класс

Развитие ассоциативного мышления на примерах символических образов в   художественной литературы

г.Москва

Цель: 

- ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения метода развития ассоциативного мышления на уроке литературы

Задачи мастер-класса:
-  создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
-  распространение педагогического опыта.

Методические цели:

  1. Познакомиться обзорно  с методами ассоциативного мышления через символические образы жизненного опыта и литературы.
  2. Приобрести практический опыт некоторых  приемов развития мышления.
  3. Наметить пути использования метода в собственной педагогической деятельности.

 Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

 Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы

                                               Эпиграф:             «Измените у людей образ                                                                                                       мыслей, и действительность        

 никогда уже не будет прежней.»

                                                                                                Стив Бико

Ход работы:

I этап.  Организационный момент. 

Добрый день, уважаемые коллеги! Современная школа ставит перед учителем литературы важную задачу – подготовить творческую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую творчески мыслить. Для этого в первую очередь необходимо развивать мышление у учащихся.

Что есть мышление? Зачем о нём писать?
Итак всем ясно без сомнения.
Но если есть мозги, не тронутые ленью,
То можно о мышлении чуть-чуть поразмышлять.

 Итак, давайте поразмышляем.

II этап. Этап подготовки к сознательному усвоению материала

Я приготовила для вас информацию для размышления. Познакомьтесь с  теоретическим материалом.

Что такое ассоциации?

Слайд №3

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Следует отметить, что ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З. Фрейда, который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем.

Слайд №4

Давайте проследим, как из одного образа возникает целая цепочка ассоциаций.

Какие ассоциации возникают у ребенка при виде, например, волка?

Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Слайд №5

Значение слова «Мышление» по словарю Д.Н.Ушакова:


Мышление - способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Мышление и сознание - функции человеческого мозга.

Слайд №6

Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания:

внимание,

восприятие,

процесс ассоциаций,  которая образует  понятие и суждение

В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Слайд №7

Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).

Ещё в 18 веке немецкий философ И. Кант доказывал, что любое искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер.

III этап. Демонстрация  приемов работы 

- В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с какими – либо символами, и у каждого из нас свое ассоциативное восприятие и понимание их. Ведь символы многозначны, имеют иносказательное значение, могут выполнять  роль примет.

Задание: все учителя разделяются  на 3 группы. На столе у каждой группы находятся листы с написанными 5-ю  символическими  образами.  Напишите,  какие ассоциации возникают  у Вас при виде этих символов.

Слайд №8

Жук                       Паук                      Аист

Кот                        Соль                      Зеркало

Подкова                Булавка                 Сережка

Пятница 13           Пуговица              Крест

Радуга                   Ведро                    Голубь

(Обмен мнениями.)

- Вы доказали, что художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

- Ожегов С.И. определяет символ как то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например:

Слайд №9

- Российский флаг состоит и 3-х цветов. Какое символическое значение они имеют?

Белый – чистота; синий – воля к миру; красный –готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Поскольку значений у символа неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному: в зависимости от индивидуальных особенностей читателя.

IV.Этап.  Ассоциативное мышление в символическо-образной системе   художественных произведений

- Предметом для развития мышления у школьников мы возьмем символ или символический образ литературного произведения

- Каждый писатель или поэт, осмысливая пережитый им опыт, ощущает необходимость выразить свои самые глубокие переживания. Для этого он прибегает к символам и к символическому языку. Благодаря символическим знакам автор  наделять смыслом свое произведение, а читателю дает возможность понять его.

 Слайд №10

 - Символы отбираются писателем намеренно, чтобы лишь подсказать возможность новых чувств и новых мыслей, которые осуществить и развить в себе должен сам читатель.

Слайд №11

- В рассказе «Письмо к ученому соседу» автор использует  символы (стрекоза, насекомое, трава-дурман).

Задание: определите роль этих символов. Что скрывается за их образами? С какой целью А.П.Чехов использует их в своем рассказе?

Работа в группах. (каждой группе дан отрывок из рассказа  с употреблением символических образов)

1 группа

«Вы изволили поселиться в нашей части света, по соседстве со мной, мелким человечиком, а я все  еще не знаю Вас, а Вы меня , стрекозу жалкую не знаете»

2 группа

 «Я не согласен с о Герасимом касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую Провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира…, но все-таки простите меня, батюшка, насекомого, еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по – стариковски некоторые Ваши идеи касательно естества природы.»

3 группа

«Может быть, по – вашему, и рыбы живут на солнце? Извините меня, дурмана ядовитого, что так глупо сострил! Ужасно я предан науке!»

(Обмен мнениями.)

- Вы правы, говоря, что все символические образы, используемые в рассказе, направлены на реализацию комической функции, но за явным комизмом детали у Чехова скрывается характерологическая, оценочно-критическая и аналитическая функции символов.  Символическая деталь в рассказах Чехова характеризует героев с точки зрения интеллектуальных, нравственных качеств, социального поведения, отражает глубокое несовершенство человеческого облика, духовное обмельчание людей. Символические образы помогают глубоко и  разносторонне  проанализировать образы чеховских героев.

- Обратимся к другому произведению.

-Какую же пищу для развития мышления с помощью символических образов  предлагает нам, например, М.Е.Салтыков-Щедрин в романе  «Господа Головлевы»

Работа в группах  

Задание: определите , как символические образы помогают автору раскрыть процесс деградации целого сословия на примере вырождения одной дворянской семьи.

Слайд №12

1 группа  (симолоческий образ смерти)

«Было пустынно,  неприятно, пахло     отчуждением,  выморочностью»,  грязные  черные  антресоли,  вонючий  двор - места,  где  непосредственно  осуществлялось  не только  хозяйственная  эксплуатация  крепостных  людей,  но  и  полное  уничтожение принципа  семейственности.

  «На   дубровинской     барской   усадьбе   словно  все   вымерло.  Даже  деревья  стоят понурые и  не подвижные, точно     замученные.   И  барский  дом и   палисадник,  и березовая  роща,  и крестьянский  поселок, и ржаное поле,-  все  тонет  в  святящийся    мгле.  Все   запахи,  начиная  с благоуханий  цветущих  липи  кончая  миазмами  скотного двора густою массой  стоят в воздухе.  Ни звука.

Комментарий 1 группы.

 Вывод. Таким образом, в воссоздании мира небытия Головлева художник использует образы-символы пустоты, теней, мертвящей тишины, бездны, гроба, могильного склепа, мотивы холода ("внутреннего" и "внешнего"), окаменения, неподвижности, смерти и другие. Функционирование этих образов сообщает происходящей в семье Головлевых драме масштаб не быта, но бытия.

Слайд № 13

2 группа (символический образ совести)

А я все об том думаю, как они себя соблюдут в вертепе-то этом? - продолжает между тем Арина Петровна, - ведь это такое дело, что тут только раз оступись - потом уж чести-то девичьей и не воротишь! Ищи ее потом да свищи!
- Очень им она нужна! - огрызается Иудушка.
- (…) Иудушка вдруг спохватывается, что ведь и он находится в блудном сожительстве с девицей духовного звания.
- Конечно, иногда по нужде... - поправляется он, - коли ежели человек в силах и притом вдовый... по нужде и закону перемена бывает!
- Что говорить! В нужде и кулик соловьем свищет. И святые в нужде согрешили, не то что мы, грешные!

 «Как хотите, а в каждом человеке есть зародыш совести. Совесть эта может бездействовать только до тех пор, покуда не выступит вперед анализ, а вместе с ним и сознательность »

Комментарий 2 группы

Вывод. Следовательно, образ Иудушки - главного персонажа, - как и всех других персонажей романа, организуется развитием целой системы мотивов, среди которых доминирующую роль играет мотив "совести", становящийся символом. Пробуждение совести в душе Порфирия Владимировича приводит к запоздалому нравственному покаянию, завершающемуся смертью, освобождающему героя от неправедной жизни.

Слайд №14

3 группа  (символический образ прозвища главного героя «Иудушка-кровопивушка»)

Умирающему Павлу, назвавшему его предателем, он говорит: «Ах, брат, брат, какая ты бяка сделался!.. А-а-ах, грех какой! И как это язык у тебя, дружок, повернулся, чтобы этакое слово родному брату сказать! Стыдно, голубчик, даже очень стыдно». Ограбленной и выгнанной из дому матери Иудушка кричит вслед: «Маменька... Так вы, голубушка, не забывайте нас... попросту, знаете, без затей! Мы к вам, вы к нам... по-родственному!» Об убитом им сыне он говорит: «Ах, Володя! Володя! Всем ты был пайка, только тем не пайка, что папку оставил!»

«Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому тёмненько да холодненько, а нам и светлёхонько и теплёхонько. Сидим да чаёк попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцем. А захотим с ромцом - и с ромцом будем пить... У нас здесь и светленько и уютненько... Сидим мы здесь да посиживаем, ладком да мирком. В карточки захотелось поиграть- в карточки поиграем; чайку захотелось попить - чайку попьём... Милость божья не оставляет нас.  Кабы не он, царь небесный, ...было бы нам и тёмненько и холодненько... В зипунишечке  каком-нибудь, кушачок плохонький, лаптишечки... Сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка».

Комментарий 3 группы

Вывод. Свои подлые действия он прикрывает не только внешней благопристойностью, но и целой массой словесного гноя. «Словами-то он сгноить человека может»,- говорят о нём крестьяне. Лицемерно-ласковыми, ханжескими словами уснащена речь Иудушки. Лживая, «пустопорожняя» речь его полна ласкательных и уменьшительных слов, лицемерных вздохов, упоминаний имени бога, повторений одних и тех же выражений.

V. Подведение итога  

Итак,  ассоциативное  мышление формируется в процессе обучения через практику и опыт: совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Постепенно приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение.
Благодаря своим сущностным характеристикам образно-символическое мышление способствует развитию ценностно-смысловой сферы личности. Поэтому проблема формирования образно-символического мышления — важнейшая проблема теории и практики образования. Она связана как с личностью взрослого, обеспечивающего успех воспитания, так и с личностью ребенка.

Слайд №15

Спасибо всем участникам  Мастер-класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...