Рабочая программа.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Брагина Инна Геннадьевна

Программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандартаобщего образования ( утвер. Приказом Минобразование РФ от 05.03.2004 1089), сборника нормативных документов  Литература/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г .Аркадьев.- М.: Дрофа,2007.) , программ по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы)  Авторы: 5-7 классы - Т. Ф. Курдюмова, 8-9 классы - Т. Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина Под ред. Т. Ф.   Курдюмовой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя                общеобразовательная школа № 4 г. Советский

Утверждаю:

Директор МБОУСОШ № 4

г. Советский

______________В. И. Эдель

«____»____________2014г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________Е. Е. Попова

«____»____________2014 г.

Рассмотрено на заседании МО

учителей русского языка и литературы

Протокол №_______

«____»____________2014 г.

Руководитель МО_________

Рабочая программа по  литературе

Учителя Брагиной Инны Геннадьевны

6б класс

г. Советский

2014- 2015 уч. год

Пояснительная записка.

  Программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта общего образования ( утвер. Приказом Минобразование РФ от 05.03.2004 1089), сборника нормативных документов  Литература/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г .Аркадьев.- М.: Дрофа,2007.) , программ  по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы)  Авторы: 5-7 классы - Т. Ф. Курдюмова, 8-9 классы - Т. Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина Под ред. Т. Ф.   Курдюмовой

  Главная цель: подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, способствует самодостаточности подрастающего ученика.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

  Изучение литературы в основной школе направлено на достижение      следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

 В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 6 КЛАССА:

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения;

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

  Содержание программы может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  (по четвертям)

Часов в неделю

Всего

В том числе

контрольных работ

Развитие речи

1 четверть

2

18

2 четверть

2

14

1

3 четверть

2

20

1

4 четверть

2

18

1

Всего:

70

1

2


Поурочно-тематическое планирование

урока

п/п

Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

(в случае внесения изменений)

1

Введение. Герой в мире художественного слова.

1

История человечества в произведениях литературы (5 ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика.

Объяснять, что такое былина, художественные особенности былин, содержание былины.

Высказывать и аргументировать, доказывая своё мнение примерами из текста.

Характеризовать драматические произведение, объяснять монолог, диалог; характеризовать  героев, содержание пьесы.

Рассказывать эпизоды пьесы. Определять жанры литературы.

2

Былины – богатырский эпос русского народа.

1

3

Былина «На заставе богатырской».

1

4

А.Н. Островский как создатель русского национального театра. История создания пьесы-сказки «Снегурочка».

1

5

«Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка». Герои пьесы

1

6

Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы.

1

Литература 19 века ( 34 ч.+ 1 р/р.)

В.А. Жуковский

Характеристика основных видов деятельности ученика

Определять понятие баллады.

Раскрывать анализ поэтического текста (в том числе сопоставительного).

Характеризовать  понятие героя художественного произведения; пейзажа, его роли в произведениях; содержание повести.

Составлять  анализ прозаического текста, характеризовать героев, определять роль пейзажа

Характеризовать жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, олицетворения.

Объяснять понятие о портрете литературного героя, его роль. Рассказывать факты биографии поэта,  средства выразительности.

Объяснять и  анализировать поэтический текст. Изучать средства выразительности. Определять тему, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному,  владеть навыком анализа текста.

7

В.А. Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок».

1

8

В.А. Жуковский . Баллада «Лесной царь»

1

9

С.Т. Аксаков. Автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент).

1

10

С.Т. Аксаков. Очерк «Буран». Роль пейзажа в литературном произведении

1

И.А. Крылов

11

И.А. Крылов. Басня  «Два мальчика».

1

12

И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок».

1

13

Портрет героя художественного произведения.

1

14

А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта.

1

15

А.С. Пушкин.  «Послание к Юдину».

1

16

А.С. Пушкин. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

1

М.Ю. Лермонтов

17

М.Ю. Лермонтов. Мотив одиночества в лирике поэта.

1

18

Восточное сказание «Три пальмы». Аллегорический смысл стихотворения

1

19

М.Ю. Лермонтов.  «Панорама Москвы».

1

И.С. Тургенев

20

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

1

21

Характеристика героев рассказа «Бежин луг».

1

22

Рассказы героев «Бежин луг».

1

23

Пейзаж в рассказе «Бежин луг».

1

24

Р/Р. Речевая характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».

1

Н.А. Некрасов

25

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».

1

26

Художественные особенности  стихотворения   Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

1

27

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник»

1

Л.Н. Толстой

28

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Отрочество».

1

29

Л.Н. Толстой.  «Отрочество». Анализ главы «Гроза».

1

30

Роль психологической характеристики. Главы «Ключик», «Затмение», «Мечты».

1

31

Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева. Глава «Отрочество».

1

Ф.М. Достоевский

32

Ф.М. Достоевский. Фрагменты романа «Братья Карамазовы».  Глава «Связался со школьниками».

1

33

Характеристика героев романа «Братья Карамазовы».

1

34

Алёша Карамазов – любимый герой Ф.М. Достоевского.

1

А.П. Чехов

35

А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

1

36

Юмористические средства в рассказе «Хамелеон».

1

37

Рассказ «Толстый и тонкий».

1

38

Герой и сюжет в произведении.

1

Н.Г. Гарин-Михайловский

39

Н.Г. Гарин-Михайловский. Автобиографическая повесть «Детство Тёмы». Поступок героя и характер (глава «Ябеда»).

1

40

Глава «Экзамены». Преодоление собственных слабостей и «проверка на прочность».

1

41

Р/Р. Сочинение по повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»

1

Зарубежная литература ( 7 ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Характеризовать сюжетную линию романа.

Владеть навыками анализа текста.

Оценивать особенности романа зарубежных авторов.

Объяснять понятие «робинзонада».

Сопоставлять характеристику главных героев.

Оценивать поступки героев

42

Сюжет романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

1

43

Сопоставительная характеристика героев романа «Приключения Гекльберри Финна»

1

44

Жюль Верн. Жизнь и творчество.

Роман «Таинственный остров»

1

45

Герои романа «Таинственный остров»

1

46

Оскар Уайльд.  «Кентервильское приведение».

1

47

Герои рассказа Оскара Уайльда «Кентервильское  приведение»

1

48

Особенности жанра рассказа Оскара Уайльда «Кентервильское приведение»

1

Литература 20 века (22 ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Характеризовать жизнь и творчество писателей.

Использовать учебный материал для раскрытия автобиографической жизни героев  в  художественном  произведении.

Рассказывать содержание повести, роль пейзажа в прозе.

Определять сюжетную линию рассказа

Обосновывать средства выразительности.

Владеть навыками анализа стихотворений, выразительным чтением наизусть

Рассказывать стихотворения, посвященные ВОВ, оценивать подвиги героев   войны.

Определять авторское отношение к героям произведений.

49

Михаэль Эндэ. «Бесконечная книга»

1

50

А.Т.Аверченко  «Смерть африканского охотника»

1

51

М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство»

1

52

Жизнь как «суровая сказка» в повести М.Горького «Детство».

1

53

А. Грин «Гнев отца»

1

54

К.Г. Паустовский.  «Повесть о жизни».

Глава «Гардемарин».

1

55

Анализ главы «Как выглядит рай». Роль пейзажа в прозе писателя.

1

56

Творческая работа «Великолепная страна моей мечты».

1

57

Ф.А. Искандер. Рассказ «Чик и Пушкин». Автор и его герой.

1

58

Сюжет и герой рассказа Ф.А Искандера «Чик и Пушкин».

1

59

Школьная инсценировка. Брус Таркинтон. Приключения «Пенрода».

1

60

Родная природа в стихах  И.А. Бунина, А.А. Блока.

1

61

Лирика К.Д. Бальмонта, Б.Л. Пастернака

1

62

Великая Отечественная война в литературе. К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста».

1

63

Песни о Великой Отечественной войне.

1

64

Герой художественного произведения и автор.

1

65

«Мы и природа». Бенни Андерсен и его книга.

1

66

Б.Андерсен «Простите, где здесь природа?»

1

67

Тестовая работа по литературе XIX-XX в.в.

1

68

Повторение и обобщение прочитанных произведений.

1

69

Контрольная работа по теме «Литература  XX века»

1

Внеурочная деятельность

70

1


ЛИТЕРАТУРА

1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005

2) Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 6 классе: Метод. рекомендации. – М.: Просвещение, 1996

3) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Ра-боты по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998

4) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996

5) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003

6) Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) /авт.-сост. Т.М.Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009

7) Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...