рабочие программы по литературе
рабочая программа по литературе (5, 7 класс) по теме

Гусева Галина Сергеевна

Мной разработаны рабочие программы по литературе для учащихся 5, 7

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно  духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно - эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение  художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • Выразительное чтение художественного текста;
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • Анализ и интерпретация произведения;
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и  глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося

Рабочая программа составлена согласно рабочей программе учебного курса по литературе для 7 класса в соответствии с учебным планом гимназии, положением о рабочей программе гимназии и примерной программе по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Авторы - составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2011. Учебник: Г.С.Меркин, Литература. 7 класс в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2010. Количество часов 70, в неделю 2. Программа рассчитана на 1 год обучения, является базовой программой.

Главная цель обучения литературе состоит в том, чтобы сформировать у учащихся ценностные ориентиры, художественный вкус, эстетические и творческие способности. Сбалансированный,  ориентированный на логику предмета подход к планированию учебного материала направлен на   решение этих важных задач.

 Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • Формирование эстетического идеала
  • Развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь,
  • служит верному и глубокому постижению прочитанного,
  • содействует проявлению прочного, устойчивого интереса к книге,
  • содействует воспитанию доброты, сердечности и состраданию как важнейших качеств развитой личности

          Образовательные задачи:

  • Формирование умений
  • творческого углубленного чтения,
  • читательской самостоятельности,
  • умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа,
  • освоения предлагаемых произведений как искусства слова
  • Формирование речевых умений:
  • составить план и пересказать прочитанное,
  • составить конспект статьи,
  • прокомментировать  прочитанное,
  • объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте,

видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. 

  • Развивающие задачи: развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

 

Для реализации задач литературного образования в 7 классе вариант построения курса концентрический на хронологической основе. Ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов Предусмотрено введение произведений определённых эстетических периодов и систем, что в дальнейшем позволит поставить вопросы о литературных направлениях.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

           

         Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.

          Данная программа предусматривает формирование у гимазистов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами  учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учебно-методический комплект по ред. Меркина наиболее полно реализует цели преподавания литературы, определенные действующим стандартом, последовательно реализует принцип преемственности и перспективности в обучении на уровне общего и среднего образования, системно и целенаправленно обеспечивает подготовку учащихся к современным формам итоговой аттестации.

        Определенные действующим стандартом цели преподавания литературы осуществляются в процессе формирования и развития ведущих компетенций: коммуникативной, литературоведческой, текстоведческой и лингвистической, культуроведческой.

        Следует отметить, что направленность учебника на развитие творческих способностей, речеведческих навыков сказывается не только на уроках литературы, но и на предметах гуманитарного цикла: русском языке, истории и др.

        Упражнения и задания, ориентированные на развитие межпредметных связей, тоже играют свою роль, привлекая внимание гимназистов к литературным и литературоведческим явлениям.

        Курс позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их подготовленности. Это проявляется в заданиях разного уровня сложности..

 Курс современен, учитывает жизненный опыт учащихся.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТРЕБОВАНИЯ К ЗУНам

ФОРМЫ И ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ

ОСОБЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

1

Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса

1

Общеучебные умения и навыки

2

Из устного народного творчества

4

Знать жанры фольклора, уметь выразительно читать тексты, писать отзыв, давать письменные ответы на вопросы, понимать, что устное народное творчество является частью общей культуры народа, отражением народных традиций, представлений о героическом, о добре и зле

3

Из древнерусской литературы

2

Знать жанры (наставление, поучение, путешествие, повесть, житие), особенности жанра жития, основные термины и понятия, уметь подробно пересказывать текст, писать изложение с элементами сочинения, понимать связь древнерусской литературы с фольклором, патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы

4

Из литературы 18 века

8

Знать основные сведения об авторах, основные литературоведческие понятия (ода, тема, мотив, лирическое стихотворение, юмор, сатира, сарказм, драма, комедия, говорящие фамилии, классицизм), основные положения теории о «трех штилях»; уметь выразительно читать наизусть, по ролям, создавать устное сочинение, письменное сочинение с элементами рассуждения, понимать отличие лирическое стихотворение от оды, значение теории о стилях для литературы

Чтение наизусть: М.В.Ломоносов, из «Оды на день…», Г.Р.Державин, отрывок из «Властителям и судиям»

Развитие речи. Домашнее сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5

Из литературы 19 века

29

Знать основные сведения об авторах, основные литературоведческие понятия (поэма, баллада, риторическое обращение, эпитет, метафора, дружеское послание, лирический сюжет, композиция, стилизация, контраст, градация, вымысел, сатирическая повесть, стихотворение в прозе, диалоговая речь, сатира, мораль, гипербола, аллегория, рассказ, сказ, пейзажная лирика, бессоюзие, психологический портрет);

Уметь пересказывать (разные виды пересказа),  выразительно читать (разные виды чтения), писать сочинение с элементами рассуждения и рассказ по заданному сюжету, рецензию, подбирать цитаты и составлять словарь для характеристики персонажа, составлять разные виды планов, давать письменный отзыв, создавать устное сочинение-рассуждение.

Понимать образный мир, идеи произведений, понимать роль изобразительно-выразительных средств в произведении, связь произведений литературы с другими видами искусства

Чтение наизусть:

А.С.Пушкин, 1-2 стихотворения по выбору;

М.Ю Лермонтов, «Родина»;

 Н.А.Некрасов, «Размышления у парадного подъезда» (отрывок);

А.А.Фет, 1 стихотворение по выбору

Из пейзажной лирики – 1 стихотворение по выбору

Внеклассное чтение.

Час поэзии. «Мой Пушкин»

Литературная гостиная. «Поэты 19 века о России»

Внеклассное чтение.

Час  юмора. «Над чем смеетесь!»

6.

Из литературы 20 века

18

Знать основные сведения об авторах, основные литературоведческие понятия (автобиографическая проза и лирика, герой-романтик, поэтический образ, мотив, тема, идея, рифма, гипербола, метафора, инверсия, анафора, эпифора, интонация конца предложения, образ-пейзаж, оксюморон, очерк, антитеза, подтекст, градация, риторические восклицания).

Уметь выразительно читать (разные виды чтения), писать сочинение с элементами рассуждения, составлять тезисы, писать изложение с элементами рассуждения, рецензию, отзыв, составлять разные виды планов, вести дискуссию. Понимать образный мир, идеи произведений, понимать роль различных средств выразительности в произведении, связь произведений литературы с другими видами искусства

Чтение наизусть:

С.А Есенин, 1 стихотворение по выбору,

С.А Заболоцкий, «Не позволяй душе лениться»

А.Т.Твардовский, «На дне моей жизни»

Развитие речи.

Сочинение – рассуждение. «Алеша Пешков: человека формирует сопротивление окружающей среде»

Развитие речи.

Анализ поэтического текста (стихотворение Сергея Есенина)

Развитие речи.

Домашнее эссе  «Труд души»

7

Из зарубежной литературы

7

Знать основные сведения об авторах, основные литературоведческие понятия (сонет, баллада, аллегория, приключение, хокку, лирическая проза).  Уметь выразительно читать (разные виды чтения), давать сопоставительную характеристику оригинала и перевода, сочинять лирические тексты.

Чтение наизусть:

У.Шекспир, 1 сонет по выбору

8

Путешествие в мир книги

1

Общеучебные умения и навыки, уметь выразительно читать (разные виды чтения) Понимать образный мир, идеи произведений, понимать роль различных средств выразительности в произведении, связь произведений литературы с другими видами искусства

Литературная гостиная

Итого:

70


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество часов за год – 70

Количество часов за 1 триместр – 22, за 2 триместр – 24, за 3 триместр – 24.

Название темы, раздела

Основные вопросы содержания

Дополн-е содержание

Место в учебнике

Особые формы уроков

Кол-во часов

Сроки прохождения

Средства наглядности

Домашнее задание

Примерные

Фактические

1. Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса

1.1 Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника.

Роды литературы

Стр. 3-5

1

сентябрь

Стр. 3-5, пересказ

2. Из устного народного творчества (4)

Былины

2.1Былина «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, своеобразие характера и речи персонажа.

Виды былин

Стр. 6-15

1

Составить план былины

2.2  «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Народные представления о нравственности.

Образы трех  русских богатырей

Стр.

16-25

1

Картины русских художников с изображением Ильи Муромца

Выучить отрывок наизусть

2.3 Поэтическая речь в былине А.К.Толстого «Илья Муромец»

Фигуры, тропы речи

Стр.

25-29

1

Выписать пост.

эпитеты

Русские народные песни

2.4 Обрядовая поэзия. Русские народные песни.

Жанры УНТ

Стр.

29-36

1

Написать домашнее

сочинение

3. Из древнерусской литературы (2).

«Повесть временных лет»

3.1 Из «Повести  временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

Эпические жанры

Стр.

38-40

1

Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

3.2 Жанр жития. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, преемственность поколений.

Рассказ о Дне семьи, любви и верности

Стр.

41-49

1

октябрь

Фотографии памятников святым в разных городах России

Чит. стр. 50-65

4. Из литературы 18 века (8)

М.В.Ломоносов

4.1-2 Жизнь и судьба поэта, просветителя ученого. «О вы, которых ожидает…»

Реформы М.В.Ломоносова в области литературы

Стр.

50-65

2

Портрет М.В. Ломоносова

Письм. анализ стих., выучить отрывок наизусть

4.3 «Предисловие о пользе книг церковных…» Ода. Мысли о просвещении, русском языке.

«Штили» литературы

Стр.

50-65

1

Конспект учебника

Г.Р.Державин

4.4 Г.Р. Державин.  «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения.

Стр.

66-74

1

Портрет Г.П. Державина

Ответить на вопросы учебника, инд. сообщения

Д.И.Фонвизин

4.5 Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе

Стр.

75-76

1

Портрет  Д.И. Фонвизина.

Сост. рассказ о писателе, конспект уч., чит. комедию «Недоросль»

4.6-7  Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и  ее проблематика.

Роль речевой характеристики в драм. произведении

Стр.

77-119

2

Иллюстрации к комедии «Недоросль»

Заполнить табл. «Характеристика Митрофана, Стародума», подгот. к тесту по содержанию произведения

4.8 Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык).

Стр.

77-119

Развитие речи

1

Инд. сообщения, домашнее сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5. Из литературы 19 века (29)

А.С. Пушкин

5.1- 2.А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд …». Тема долга и дружбы. Жанр дружеского послания.

Двусложные стихотворные размеры

Стр.

120-134

1

ноябрь

Портрет А.С Пушкина

Подгот. пересказ статьи учебника, выучить стихотворение наизусть

5.3 Человек и природа (стихотворение «Туча»)

Стр.

135-136

1

Ответить на вопросы

5.4-5.5  «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. Мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Художественный образ и прототип.

Стр.

137-141

2

Худ. пересказ, выучить отрывок наизусть

5.6 Образ Петра и тема России в поэме Пушкина «Полтава». Гражданский пафос поэмы.

Роль Петра 1 в истории России

Стр.

141-152

1

Репродукции картин, изображающих Полтавскую битву (Виллевальде Богдан и др.)

Составить цитатный план

5.7 Час поэзии «Мой Пушкин»

Внеклассное чтение

1

Презентация «Мир Пушкина»

Выучить стихотворение наизусть (по выбору)

М.Ю.Лермонтов

5.8  М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Отчизна в лирическом произведении.

Стр.

154-160

1

декабрь

Портрет М.Ю. Лермонтова

Прочитать «Песнь про царя Ивана Васильевича…», ответить на вопросы учебника.

5.9-10.  Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…» Центральные персонажи произведения, приемы их создания. Речевые элементы в создании характеристики героя.

Историческая справка о времени правления Ивана Грозного

Стр.

161-179

2

Сост. план произведения, выучить отрывок наизусть.

5.11. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…»

Характерологические особенности литературного героя.

Стр.

179-182

1

Сост. таблицу по опорным записям, пересказ статьи уч.ебника.

Н.В.Гоголь

5.12. Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

Стр.

183-187

1

Портрет Н.В. Гоголя

Читать повесть «Шинель».

5.13-14. Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Р.Р. Сочинение по проблематике повести.

Маленький человек нашего времени

Стр.

186-221

2

Иллюстрации к повести «Шинель»

Составить таблицу, пересказ статьи учебника о Тургеневе

И.С.Тургенев

5.15 Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.

Заочная экскурсия по Спасскому-Лутовинову

Стр.

222-241

1

январь

Портрет И.С. Тургенева

Написать характеристику героев

5.16 Рассказ «Певцы»: основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям.

Рассказ, образ, персонаж, авторская позиция

Стр.

242-258

1

Иллюстрации к рассказу «Певцы»

 Выявить главную идею произведения, чит. стихотв. «Нищий», сост. вопросы

5.17  Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.

Стр.

259-261

1

Индивид. сообщения, чит. ст. Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Н.А.Некрасов

5.18  Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога».

Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы

Стр.

262-266;

292-299

1

Портрет Н.А. Некрасова

Выучить наизусть отрывок из стихотворения

5.19  «Размышления у парадного подъезда»: писатель и власть; новые типы героев и персонажей.

Стр.

266-272

1

Выучить отрывок наизусть

5.20  Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»): судьба русской женщины.

Историческая справка о женах декабристов

Стр.

273-291

1

Портреты жен декабристов

Доклады по группам, сост. устную характеристику героини

М.Е.Салтыков-Щедрин

5.21 М.Е. Салтыков-Щедрин.  Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Характеристика русской народной бытовой сказки

Стр.

300-303; 311-320

1

Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Иллюстрации к сказке «Повесть о том…»

Составить цитатный план, сост. вопросы по произведению

5.22  Сказка «Дикий помещик»: приемы создания образа помещика, позиция писателя.

Сатира, сатирический образ

Стр.

303-311

1

февраль

Иллюстрации к сказке «Дикий помещик»

Пересказ эпизода, заполнить таблицу

5.23 Час поэзии «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов 19 века»

Внеклассное чтение

1

Подгот. к конкурсу чтецов, выразит. чтение

Л.Н.Толстой

5.24  Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Рассказ «Севастополь в декабре месяце.

Творческая история «Севастопольских рассказов».

Рассказ, сюжет, композиция, особенности языка писателя.

Стр.

321-342

1

Панорама обороны Севастополя

Написать сочинение от лица героя

Н.С. Лесков

5.25 Н.С.Лесков.  Краткие сведения о писателе. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести.

Театральные постановки «Левши». Разные интерпретации образа Левши

Стр.

343-388

1

февраль

Портрет Н.С. Лескова

Иллюстрации Левши

Составить вопросы по произведению, составить цитатный план

А.А.Фет

5.26  Русская природа в стихотворениях А.А.Фета:«Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике.

Трехсложные стихотворные размеры. Лирика, тропы и фигуры, их роль в лирическом тексте

Стр.

389-392

1

Картины русских художников-пейзажистов

Выучить наизусть стихотворение (по выбору)

5.27  Произведения русских поэтов 19 века о России (А.С.Пушкин, Н.М.Языков, И.С.Никитин и др.)

Стр.

409-413

1

Анализ стихотворения,выразит. чтение стихотворений.

А.П.Чехов

5.28. А.П.Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности.

Психологический  портрет

Стр.

414-420

1

март

Портрет А.П. Чехова

Выборочный пересказ

5.29 Час  юмора «Над чем смеетесь!»

Внеклассное чтение

1

Презентация «Герои чеховских рассказов»

Индив. сообщения.

6. Из литературы 20 века (18)

А.М.Горький

6.1 Основные сюжетные линии в автобиографической повести М. Горького «Детство».

Стр.

4-60

1

март

Портрет М.Горького

Составить цитатный план статьи «Автобиография», чит. повесть «Детство».

6.2 Становление характера Алеши в произведении

Р.р. Сочинение – рассуждение «Алеша Пешков: человека формирует сопротивление окружающей среде»

автобиографическая проза, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической речи)

Стр.

4-60

Развитие речи

1

Иллюстрации к повести

Написать характеристику любого героя повести.

Закончить сочинение

6.3  Проблематика легенды о Данко М.Горького и авторская позиция (из рассказа «Старуха Изергиль»). Контраст как основной прием раскрытия замысла

Романтизм и романтический герой

Стр.

61-70

1

март

Иллюстрации к произведению.

Выразительное чтение стих-я «Догорел апрельский светлый вечер…». Анализ языковых средств.

И.А. Бунин

6.4 Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Человек и природа в стихах поэта. Размышления о своеобразии поэзии.

Языковые средства выразительности: тропы. Темы и мотивы в лирическом произведении поэтический образ

Стр.

73

1

Прочить рассказ И.А. Бунина «Кукушка». Ответить на вопрос: Каков смысл названия?

6.5 Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка». Доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа.

Авторская позиция

Стр.

77-94

1

март

Прочитать рассказы «Куст сирени», «Allez».

А.И.Куприн

6.6 Рассказы «Куст сирени», «Allez». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя и понимание автора и его героя.

Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея (рассказ, диалог в рассказе)

Стр.

95-113

1

Выразительное чтение стих-я В. Маяковского «Необычайное приключение…». Анализ фигур и тропов

В.В.Маяковский

6.7  Стихотворение «Необычайное приключение…». Проблематика: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. (мотив, тем, идея, рифма, тропы и фигуры, автобиографические мотивы в лирическом произведении)

Краткие сведения о поэте

Стр.

114-123

1

апрель

Портрет В.В. Маяковского

Выучить стих-е «Необычайное приключение…»

С.А.Есенин

6.8 Стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом». тематика лирических стихотворений, лирическое Я и образ автора. (образ-пейзаж, тропы и фигуры)

Р.Р. Анализ поэтического текста (стихотворение Сергея Есенина) (подготовка рабочих материалов)

Языковые средства выразительности: Фигуры речи

Стр.

124-133

Развитие речи

1

Анализ одного из стихотворений.

Читать рассказ И.С Шмелева «Русская песня»

И.С.Шмелев

6.9 Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя (рассказчик и его роль в повествовании).

Рассказ с элементами очерка, антитеза

Стр.

134-139

1

Ответить на вопрос 4.

Читать рассказ М.Г. Пришвина «Москва-река»

М.М.Пришвин

6.10 Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река». Тема и основная мысль.

Подтекст

Градация, образ рассказчика.

Стр.

140-148

1

апрель

Иллюстрации по теме «Русская природа»

Читать рассказ К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Ответить на вопрос: Какова роль пейзажа в рассказе?

К.Г.Паустовский

6.11 Человек и природа в произведении «Мещёрская сторона». Образ рассказчика.

Лирическая проза.

Стр.

149-162

1

Выразит. чтение стих-я Н.А. Заболоцкого  «Не позволяй душе лениться…» Проанализировать средства выразительности

Н.А.Заболоцкий

6.12 «Не позволяй душе лениться…» Тема и художественная идея стихотворения. (выразительные средства речи)

Подготовка к эссе «Труд души».

Стр.

163-166

Развитие речи

1

Читать поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Домашнее эссе  «Труд души»

А.Т.Твардовский

6.13-14  Стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. (композиция, мотив, художественный образ)

ВОВ – историческая справка

Стр.

167-192

2

Портрет А.Т. Твардовского.

Иллюстрации к поэме «В.Теркин».

Выучить наизусть стихотворение поэта-участника ВОВ. Определить тему и основную мысль.

6.15  Лирика поэтов-участников ВОВ (Н.П.Майоров, Б.А.Богатков, М.Джалиль). Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения.

Стр.

193-196

1

апрель

Прочитать рассказ              Б. Васильева «Экспонат №..».

Б.Л.Васильев

6.16 Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного (рассказ)

Нравственные ценности – кодекс чести

Стр.

197-226

1

Читать и пересказывать рассказ В.М. Шукшина «Микроскоп»

В.М.Шукшин

6.17  Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп»: внутренняя простота и нравственная высота героя.

Стр.

227-249

1

Выучить наизусть любое стихотворение о России поэтов 20 века

Поэзия 20 века

6.18 Русские поэты 20 века о России. Своеобразие раскрытия темы России.

Стр.

250-255

1

Презентация «Россия 20 века»

Индив. сообщение об У.Шекспире.

Читать сонеты Шекспира

7. Из зарубежной литературы (7)

У.Шекспир

7.1 Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. (сонет, строфа)

Биографическая справка «Уильям Шекспир»

Стр.

257-262

1

май

Выразительное чтение стих-й Р. Бернса «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно» (по выбору).

Р.Бёрнс

7.2  Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и зле. (

Лирическая песня, баллада, аллегория.

Стр.

275-285

1

Повторить роман «Остров сокровищ» (летнее чтение). Составить викторину по содержанию.

Р.Л.Стивенсон

7.3  Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ». Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Приключенческая литература.

Стр.

286-305

1

Индив. сообщение «Хокку»

М.Басё

7.4  Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. (хокку)

Стр.

263-274

1

Читать повесть «Маленький принц»

Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили» (смысл высказывания)

А.де Сент-Экзюпери

7.5-6  Краткие сведения об авторе. Повесть «Планета людей», сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. ()

Лирическая проза, правда и вымысел

Стр.

306-322

2

Выразительное чтение стихотворений Я. Купалы.

Я.Купала

7.7  Краткие сведения об авторе. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

Стр.

323-331

1

Творческий мини-проект

8. Итоговые уроки (1)

8.1 «Путешествие в мир книги»

Литературная гостиная

1

Рекомендации на лето


График обязательных творческих работ

  1. Домашнее сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» -  1 триместр (октябрь)
  2. Сочинение по  проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель»  - 1 триместр (декабрь)
  3. Сочинение – рассуждение «Алеша Пешков: человека формирует сопротивление окружающей среде» - март (3 триместр)
  4. Анализ поэтического текста (стихотворение Сергея Есенина) – апрель (3 триместр)
  5. Домашнее эссе  «Труд души» - апрель (3 триместр)

Использованная литература: Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С. Меркина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Требования к уровню подготовки  учащихся.

В результате освоения содержания курса литературы 7 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных  умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

          Ученик должен знать:

  • текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений, сюжет;
  • основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет, литературный герой, сравнение;
  • основные особенности композиции и художественно-изобразительные средства;
  • богатство и разнообразие жанров;
  • характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Ученик должен уметь:

  • выделять элементы композиций и понимать их роль в произведении;
  • характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
  • пользоваться справочным аппаратом и  школьным словарем литературоведческих терминов;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
  • свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
  • выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;
  • находить элементы сюжета (экспозиции, заявки, кульминации и развязки) и объяснить их роль  в изучении произведения;
  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
  • привлекать целесообразные  формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.

Информационно-методическое обеспечение и средства обучения

Литература для учителя

  1. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  2. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  3. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
  4. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
  5. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
  6. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2006
  7. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007
  8. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
  9. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
  10. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994
  11. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
  12. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
  13. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
  14. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
  15. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004
  16. Литература в 7 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2002
  17. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово» / Авт. и сост. Е.А.Виноградова, Т.А.Кузнецова, Е.А.Князева. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  18. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С. Меркина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
  19. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин) – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011


Литература для ученика.

  1. Литература. 7  класс.Учебник-хрестоматия в 2-х частях, Меркин Г.С., Дрофа, 2008
  2. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  3. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  4. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007                                                                                              
  5. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

Средства обучения.

  1. Мультимедийные пособия:

         - Виртуальная школа. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 класс.

        -  Таблицы по основным разделам и жанрам литературы.

        -  Выдающиеся  имена прошлого. Великие писатели.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...