Воспитание нравственно-значимых качеств личности на уроке
статья по литературе по теме

Бедова Ольга Андреевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospmtanie_nravstvenno-znachimyh_kachestv.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления Бедовой О.А.,

учителя русского языка и литературы,

«Воспитание нравственно-значимых качеств личности на уроке».

… Учитель, готовясь к каждому конкретному уроку, определяет, исходя из особенностей класса, специфику своего предмета и изучаемой темы, какую нравственную цель он может преследовать, на какую сторону психики учащихся он должен воздействовать более всего. Намечая цели урока, учитель должен держать в своем сознании и то, чего он уже добился, и то, чего ему следует добиваться в ближайшем и более отдаленном будущем, и то, с чем он должен прийти к финишу своей учебно-воспитательной работы с данными учащимися.

Учителю необходимо в ходе урока следить за движением мысли и чувства каждого ученика. В случае недопонимания, сомнения или недоумения, мелькнувшего в глазах учащегося, учитель должен уметь объяснить материал по-другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую логичность, привести дополнительный аргумент, если нужно, вернуться назад, повторить ход рассуждений и т.д. Это помогает учащимся не только лучше понять учебный материал, но и установить нормальные отношения с учителем.

 Взаимоотношения учителя с классом формируются не только на уроках, но и во внеурочное время, в процессе любого, как преднамеренного, так и случайного, общения с каждым учеником. Межличностные отношения между учителем и учащимися могут принимать характер либо психологической несовместимости, либо предубежденности, либо высокой контактности.

Встречаются учителя, которые добросовестно выполняют свои обязанности, но тем не менее не могут расположить к себе ребят, добиться их доверия, поддержки и уважения. Дисгармония взаимоотношений может принимать различные оттенки настороженности ребят, недоверия к учителю или негативного отношения к его требованиям. В свою очередь и учитель может иногда испытывать предубеждение относительно отдельных учащихся или всего класса в целом, быть равнодушным, недружелюбным, излишне официальным и т.д. Такие отклонения становятся серьезным препятствием к взаимопониманию и делают бессильными все попытки учителя воздействовать на учащихся.

Известно, что некоторые учителя сравнительно легко устанавливают контакт с классом, добиваются не только уважения, но и обожания детей, буквально привораживают их сердца. Психологические исследования взаимоотношений учителя и учащихся показывают, что привораживать сердца ребят могут только те учителя, работающие творчески и с увлечением. Но творчество не должно быть эпизодическим: есть настроение – учитель загорается идеями, строит планы интересных дел, увлекает ребят, но вот творческое настроение прошло – и все погасло, хороший план остался невыполненным, идеи – неосуществленными. Остывают и ребята, и, главное, в них гаснет интерес к делам и вера в учителя. И с каждым разом детей все  труднее увлечь, расшевелить, убедить.

Творчество учителя должно быть постоянным, ежедневным, неистощимым. Это норма педагогического руда. Творчески работающий учитель постоянно заботится о расширении своего кругозора, своих интересов и, конечно, о пополнении своих психологических знаний, так как успех работы с детьми возможет только тогда, когда она строится в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями.

Обязательным условием высокой контактности между учителем и учащимися является педагогический такт. К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии. «Так называемый педагогический такт, - писал он, - без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть в сущности, не более как такт психологический…»

Психолог Н.В. Страхов выделяет психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности. Вот некоторые их них. Это естественность и простота обращения без фамильярности, доверие без попустительства, серьезность тона без натянутости, ирония и юмор без насмешливости, требовательность без мелочной придирчивости, доброжелательность без заласкивания, деловой тон без раздражительности, своевременность воспитательного воздействия без поспешности и другие. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими особенностями личности учителя и его знанием психологии детей, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

В современных условиях, когда постоянно повышаются требования общества к личности, поистине трудно переоценить роль учителя. В наши дни успешно практикуется опыт работы по системе: от творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу. Иначе и быть не может: если учитель поставлен перед необходимостью готовить творческую личность, значит, он сам не может не быть творцом.

Современный педагог, как свидетельствуют многие педагогические судьбы, всегда исследователь как бы в двух планах.

С одной стороны, учитель, выступая в разных ролях: организатор, преподаватель, общественник, методист – поставлен в необходимость разрабатывать более совершенную технологию учебно-воспитательного процесса, вносить коррективы в межколлективные и межличностные отношения, в духовный мир школьника, а с другой – он выступает своеобразным экспериментатором по отношению к самому себе: он изучает собственные ресурсы, самосовершенствуется, подчиняя свои культурно-личностные данные профессиональным, научно-методическим целям.

Ряд исследований показали, что в детской памяти навсегда остаются учителя начальных классов, словесники и математики. Следующие места занимают учителя истории, физики, химии. Последние места принадлежат учителям иностранных языков, географии, биологии и рудового обучения. Наименьшее число «голосов» набрали учителя музыки, черчения, физкультуры. Казалось бы, каждый учитель может запечатлеться в благодарной памяти питомцев школы. Увы! Это не происходит: для этого нужно быть оригинальной, гуманной, артистической личностью. Школа испытывает дефицит учительской личности. Это крепко тревожит. С этим мириться нельзя.

Почему именно учителя литературы относятся воспитанниками школы к категории тех, о ком чаще всего проносятся добрая память через всю жизнь? Более чем какие-либо другие специалисты-педагоги они преподают самое сложное и решительно всем необходимое в течение всей жизни искусство человеческого общения.  Именно на уроках литературы ученики готовятся к жизни в семье, среди товарищей и друзей, коллег  и т.д. Уроки литературы – это в известном смысле уроки практического человековедения. Далее, учителя литературы преподают искусство, содержащее в себе яркие, впечатляющие образы, идеалы людей. Прекрасные герои литературы стоят у «педагогической кочегарки» каждого словесники и раздувают, поддерживают в ней огонь, крепят иммунные силы души. Словесники «делают» себя с помощью литературы олицетворением высокого стиля поведения, жизни и общения. Они обладают  развитыми читательскими способностями: наблюдательностью, сопереживанием героям, эмоционально-образным мышлением, воображением, эмоциональной памятью и волей. Сам предмет – литература – возвышает, ведет в глубины человеческого духа, «обрекает» на высокое поведение. Помогая школьникам постигать литературу как искусство, словесник и сам как личность становится более гармоничным. Наконец, литература как учебный предмет строже перекрывает доступ к себе посредственности, лишенной призвания и способностей к деятельности педагогической.

 Искусство слова – великая сила, поэтому литература содействует воспитанию подростков и юношей, организует их психику, строит мировоззрение.

Очевидно, что возрастные особенности детей, подростков и юношества, различный запас их знаний и навыков диктуют необходимость разного построения курса литературы. Учитывая громадную роль литературы в формировании мировоззрения подрастающего поколения, уделяет школа большое внимание ознакомлению учащихся с наилучшими произведениями родной литературы.

 Программа литературы для 5-9 классов выдвигает, как задачу обучения умение правильно оценивать характеры и поступки людей – пробуждает у учащихся желание подражать положительным героям произведений. Такое преподавание литературы сближает ее с жизнью, а значит, воспитывает подростков, прививая им то понимание искусства, которое присуще нашей эпохе…

… Урок – основная форма получения знаний, общения учителя и учащихся, но не единственная. Он дополняется систематической внеурочной, внеклассной работой. Видов уроков много: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-диспут, урок - общественный смотр знаний, уроки – деловые лекции, урок-заседание клуба знатоков, уроки типа КВН, уроки взаимообучения учащихся, уроки-консультации, уроки-соревнования (олимпиадный вариант), уроки творчества, уроки – пресс-конференции.  Они вызывают у подростков большой интерес и творческую активность…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовности и высоких нравственных качеств личности на уроках по изучению творчества писателей Сибири

В материале представлен опыт работы по воспитанию духовности и высоких нравственных качеств личности обучающихся на основе изучения творчества писателей Сибири на базе кабинета сибирских писателей в р...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы....

День славянской письменности и культуры - источник для воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Опыт работы по проведению ежегодной недели русского языка, посвященного Дню славянской письменности и культуры...

Технологии воспитания нравственных качеств личности на уроках истории.

Уроки истории и являются средствами познания человеком действительности, помогающие сформировать в человеке его нравственную и социальную позицию.Воспитать нравственного человека - задача сложная, но ...