Рабочая программа по литературе.
рабочая программа по литературе на тему

Певцова Татьяна Ивановна

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5-9_klassy_buneev_pevtsova.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа предмета «Литература» 5-9 классы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,
  2. Обязательным минимумом и Федеральным базисным учебным планом  1998г.,

а также на основе Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, //Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ/под науч. ред. А.А.Леонтьева). - М.: Баласс, 2010.                                                          

 Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания образования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.  

  Также программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1-11-й классы).

 Цель литературного образования в основной  школе:                

 воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.            

                                                   

Задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.                      

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.                                                                                                                  

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.                    

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.                                                                                            

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.            

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).                                                                                                                8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

  В программе для 5-8-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются в аспекте, выбранном учителем в соответствии с запросами и возможностями учащихся.

Если произведение не входит в «Обязательный минимум содержания литературного образования», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с текстом (текстуальное изучение или обзорное).

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Главная особенность системы самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-8 -го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебные хрестоматии предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающий расширение читательского кругозора учащихся.

Этапы литературного образования школьников:

5-6-й классы - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.      

                                                                             

Основные учебные цели:                                                                                    

1) формирование личностного отношения к прочитанному;                          

2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

7-8-й классы - период формирования читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе.    

                                                     

Основные учебные цели:                                                                                    

1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;

2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

9-й класс - завершение литературного образования по концентрической  системе;             очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей.

Основные учебные цели:                                                                                    

1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы;                                                                                             2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. В учебные хрестоматии     5-8-го классов введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебных хрестоматиях и учебниках 7-9-го классов материал изложен проблемно.

Названия учебных хрестоматий  5-9 классов отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста:

   5 класс  -  «Шаг за горизонт»;

   6 класс  -  «Год после детства»;                                                                                              

    7 класс  -  «Путь к станции «Я»;                                                                                    

   8 класс  -  «Дом без стен»;

   9 класс  -  «История твоей литературы».

В ходе изучения литературы выделяются базовые теоретико-литературные  понятия:

Класс

Базовые понятия

Структурообразующий принцип

5                                                      

6

7

8

9

жанр                                  

роды и жанры

характер - герой

литературный герой образ - литературный процесс

эпоха - писатель-произведение - читатeль

жанрово-тематический

тематический, жанрово-родовой

жанрово-родовой, тематический  

проблемно-тематический                                          

хронологический

 Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса (9-11-й классы).                                                        

         В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе. Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы).

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих УМЕНИЙ:  

- читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;                                                                                                                            - выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть;                                                                                                                     - воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;                                                                                                                      - выявлять авторское отношение к изображенному;                                                

- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику   произведения;                                                                    

- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;                                                                                                                                  - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;      

- определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;                                                                                                                           - выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;                                                                                

- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;                                                                                                               - понимать связь изученного произведения со временем его написания (5-8-й классы),

соотносить его с литературными направлениями (8-9-й классы), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой(9-й класс);                                                                                                         - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;                                        

- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров.

   

      Требования к уровню обученнности учащихся 9 классов :

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

 образную природу словесного искусства;

 содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,

   М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

 изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

 определять род и жанр литературного произведения;

 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

 давать характеристику героев;

 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных

средств;

 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

 поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся 5-9 классов

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

– выделение характерных причинно-следственных связей;

– сравнение и сопоставление;

– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

– самостоятельное выполнение различных творческих работ;

– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

–осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор
и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

– составление плана, тезиса, конспекта;

– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


5 класс (70 часов)

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

Знания, умения, навыки

1.

Введение

 Литература как искусство слова. Литература как вид искусства.

1

2.

Часть 1. «От чего захватывает дух»

Н.С.Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны». Воздействие художественного произведения  на эмоции и воображение читателя.

1

3.

Раздел 1. «Жизнь по законам чести»

А.Дюма «Три мушкетёра». Герои бессмертной книги. «Законы чести» в главе «Королевские мушкетёры и гвардейцы кардинала».

Эссе как жанр литературно-критической статьи.

Н.Долинина «Дар дружбы».

Домашнее сочинение-эссе по роману А.Дюма «Три мушкетёра».

Ж.Верн «Дети капитана Гранта».

Ж.Верн – удивительный писатель. Мужественные и честные сердца.

Самоотверженность и мужество героев произведения Ж.Верна.

Сочинение по разделу 1 «Жизнь по законам чести».

7

Знать:

- понятие трилогии;

- определение литературно-критической статьи;

- отличительные особенности эссе;

- краткие биографические сведения.

Уметь:

- анализировать критическую статью и

художественное произведение;

- писать сочинение в жанре эссе;

- ставить вопросы  по ходу чтения произведения;

- выразительно читать стихотворения.

4.

Раздел 2 «Шифры и клады»

Что такое шифр и что такое клад? Э.По «Золотой жук».

К.Паустовский «Эдгар По». Понятие литературного портрета.

Тайна золотого жука (анализ рассказа «Золотой жук»).

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ». Неизведанные острова. Полный

опасностей путь. Особенности развития действия в приключенческом романе. Цена честного слова. «Люди Флинта песенку поют».

Многообразие человеческих характеров.

А.Рыбаков «Кортик». Тайны повести. Динамика развития событий

в приключенческом произведении.

Сочинение по разделу «Шифры и клады».

Сочинение-размышление о литературном герое.

7

Знать:

- понятие литературного портрета;

- композицию рассказа;

- особенности приключенческой литературы.

Уметь:

- анализировать фрагменты произведений по

вопросам учителя;

- описывать героя, давать ему характеристику;

- высказывать своё мнение, размышлять в письменной и устной форме.

5.

Раздел 3. «Экстремальные ситуации»

Герои и обстоятельства в жизни и литературе.

Нравственные уроки приключенческой литературы.

Д.Лондон «Любовь к жизни». Экстремальные ситуации в жизни

писателя. Человек в единоборстве с судьбой.

Б.Житков «Механик Солерно».

Оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Ответственность человека за свои поступки. Жанр рассказа.

Сочинение по разделу 3 «Экстремальные ситуации.

6

Знать:

- понятие экстремальной ситуации;

- особенности построения  рассказа.

Уметь:

- высказывать своё первое впечатление

по поводу прочитанного;

- находить в рассказе вступление, развитие действия, кульминацию, развязку.

6.

Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми»

Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе.

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна».

Большие события и маленькие герои в литературе.

Приключение – игра, приключение – жизнь.

В.Катаев «Белеет парус одинокий». Взросление героев.

Путь от приключения к суровой жизни. Море Пети  и море Гаврика.

М.Ю.Лермонтов «Парус».

Мотив свободы в стихотворении Лермонтова и в повести Катаева.

Сочинение по разделу 4 «Как мы становимся взрослыми».

Сравнительная характеристика двух героев.

8

Знать:

- особенности свободолюбивой лирики;

- краткую биографию Лермонтова и Катаева.

Уметь:

- делать сравнительную характеристику двух

героев по плану;

- выразительно читать наизусть стихотворение;

- интонационно выделять нужные строки.

7.

Раздел 5. «Правда истории  и  вымысел»

Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта.

Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».

В.А.Каверин «Два капитана». Капитан Татаринов и Саня Григорьев.

Лётчик Григорьев и штурман Климов. Как была найдена экспедиция.

Домашнее сочинение по разделу 5 «Правда истории и вымысел».

6

Знать:

- определение литературного вымысла;

- особенности романа, как жанра;

- содержание отрывка из романа

  (детство и юность Сани Григорьева).

Уметь:

- сочинять свою вымышленную историю.

8.

Раздел 6. «Романтика неизведанного»

А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…»,

Н.Гумилёв «Жираф». В.Маяковский «А вы могли бы?».

Самойлов «Я в жизни ни разу не был в таверне».

Способы создания художественной выразительности в поэзии.

Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

3

Знать:

- определение рифмы, ритма и размера стиха;

- краткую биографию поэтов.

Уметь:

- определять размер стиха (ямб, хорей);

- находить выразительно-изобразительные

средства;

- выразительно читать стихотворение.

Часть 2. «Что можно увидеть с закрытыми глазами»

9.

Раздел 1. «Мир, «затерянный» в нас»

Наука и фантазия в литературе. А.Конан Дойл «Затерянный мир»

как произведение научной фантастики.

Наука и полёт фантазии (анализ12главы из романа «Затерянный мир»)

2

Знать:

- определение научной и ненаучной фантастики;

- определение художественной детали и её роль в произведении.

Уметь:

- находить в тексте особенности фантастической;

- писать сочинение на литературную тему;

- составлять план к сочинению.

10.

Раздел 2. «Научная и ненаучная фантастика»

Фантастика как средство выражение авторского замысла.

Фантастические миры в литературе. А.Р.Беляев «Голова профессора

 Доуэля». Ответственность учёных перед человечеством.

Нравственные проблемы в фантастической литературе.

Мари Лоран и голова профессора Доуэля. Реальное и фантастическое в произведении. Профессор Доуэль и профессор Керн.

Р.Бредбери «И грянул гром». Последствия поступков человека для будущего. Каждый из нас в ответе перед будущим. Отличительные особенности фантастической литературы.

Роль художественной детали в тексте.

Домашнее сочинение по разделу 2

«Научная и ненаучная фантастика».

7

11.

Раздел 3. «Сказка или  фантастика?»

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Явная и неявная фантастика.

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» Сказка или фантастика?

Мир чудес в поэме.Поэма как литературный жанр. Сказочное в поэме

Отличие от волшебной сказки. Связь литературы с фольклором.

Сочинение по части 2 «Что можно увидеть с закрытыми глазами».

6

Знать:

- жанры фольклора;

- особенности литературной сказки;

- краткие биографические сведения (А.Пушкин);

- особенности поэмы как литературного жанра.

Уметь:

- находить сказочные и фантастические элементы;

- находить фольклорные традиции в тексте.

12.

Часть 3. «В лабиринте событий»

Истоки детективной литературы. Жанровое многообразие детектива.

Э.По «Убийство на улице Морг» как классический детектив.

К.Дойл «Горбун». Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс.

Герой и второй герой в детективе.

А.Кристи «Свидетель обвинения».  

Особенности сюжета и композиции в детективе.

Домашнее сочинение детективной истории.

4

Знать:

- содержание рассказов и отдельных глав, данных в учебнике;

- стихотворения поэтов о животных;

- краткую биографию писателей.

Уметь:

- анализировать небольшие по объёму произведения;

- определять тему рассказа;

- определять роль пейзажа в рассказе.

13.

Часть 4. «Я и другие»

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений

о детях. Нравственные уроки литературы.

В.Короленко «В дурном обществе». Судьбы героев повести.

Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Л.Кассиль «Кондуит и Швамбрания».  

Чего не выдумаешь в детстве! (анализ глав повести Л.Кассиля)

Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика ШКИД» (анализ глав повести). Выдуманная страна детства.

Рассказы о детях. Тема одиночества в рассказе В.Распутина

«Мама куда-то ушла»

Стихотворения о детях. Д.Самойлов, Заболоцкий и др.

Сочинение по части 4 «Я и другие».

8

14.

Часть 5. «Мы не можем без них или они без нас?»

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе. Собачий мир в рассказе «Каштанка» А.П.Чехова.

А.И.Куприн «Ю-ю»  и  С.Томпсон «Чинк».

Ф.Зальтен «Бемби. Лесная Сказка» Мир леса.

Трагедия лесных жителей.

Стихотворения  поэтов о животных. С.Есенин «Песнь о собаке» и др. Читательская интерпретация поэтических произведений.

Домашнее итоговое сочинение.

4

15.

Резервные уроки

2

6 класс (70 часов)

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

Знания, умения, навыки

1.

Введение

 Художественная литература как одна из форм освоения мира.

 Роль художественной  литературы  в жизни человека.

 «Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!».

1

Знать:

- определение «Художественная литература;

- значение общеславянского слова «отрок».

2.

Раздел 1. «Пролетая над снами…»

В.А.Жуковский  «Светлана». Баллада как лироэпический жанр.

Место мистики в мире художественной литературы.

Сюжетные особенности баллад В.А.Жуковского. Баллада «Лесной царь» (перевод баллады И.В.Гёте) Эпическое начало в балладе.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистическое и фольклорное начало в повести. Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В.Гоголя.

Н.В.Гоголь «Вий». Герои мистической литературы». Мистика как способ отражения действительности. Смешное и страшное в повести. Что сгубило Хому Брута?

Сочинение – миниатюра «И снится мне…».

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

«Утопленник» и «Бесы». Мистическое и лирическое в стихотворениях.

А.П.Чехов «Страшная ночь». Шуточки писателя Чехова. Истоки мистического в литературе.

Понятие пародии. «Говорящие» имена и фамилии в произведении. Художественные приёмы Чехова.

А.С.Пушкин. Из цикла «Песни западных славян»

(вольный перевод стихотворений Проспера Мериме)

П.Мериме «Венера Ильская». Понятие новеллы. Мистический сюжет..

М.Метерлинк – лауреат Нобелевской премии. Пьеса «Синяя Птица». «В каждом предмете есть своя душа».

Творческая работа. Составить диалог или монолог героев пьесы «Синяя Птица».

Сочинение по произведению М.Метерлинка «Синяя Птица».

18

Знать:

- основные этапы биографий изучаемых писателей;

- определения «мистика», «баллада», «эпическое начало», «вольный перевод», «пародия»;

- особенности жанра баллада, пародия;
- отличие баллады от сказки;

- способы изображения человека в эпическом и драматическом произведении.

3.

Раздел 2. «Сказки для взрослых»

Вечные темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. В.Гауф. Анализ сказок, прочитанных дома.

Построение сказки Гауфа «Маленький Мук». Сказка для детей и её «недетские вопросы».

Творческая работа. Написать монолог от лица рассказчика – мальчика «За что мы уважали Маленького Мука?».

Н.Д.Телешов « Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Преступление принцессы Изольды.

Нравственный урок сказки.

Т.-А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки. Добрая Мари и отважный Щелкунчик.

Кто же такой крёстный Дроссельмейер? Двоемирие в сказке Гофмана.

ИКТ: балет Чайковского «Щелкунчик».

Творческая работа «Описание внешности одного из героев сказки (портрет)».

Г.Х.Андерсен. Борьба добра и зла в сказках Андерсена.

Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. 

Г.Х.Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

А.Н.Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви. М.Ю.Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись стихотворения.

В.В.Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте. Великая сила искусства.

Сочинение по разделу 2 «Сказки для взрослых».

14

Знать:

- понятия «кольцевая композиция», «художественная деталь»;

- роды литературы;

- отличие народной сказки от литературной сказки;

- понятия «комедия дель-арте», трагикомедия.

Уметь:

- видеть в произведении особенности сказки;

- определять ритм и звукопись в стихотворении;

- выразительно читать сказку;

- составлять вопросы по произведению;

- выделять нравственные ценности в сказках;

- сопоставлять разные виды искусства

  (балет, скульптура и т.д.)

4.

Раздел 3.  «То времена, то деяния…»

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора.

Былина «Вольга и Микула Селянинович».  Анализ былины.

ИКТ: «Изображение былинных героев в живописи».

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Герои и язык русского былинного эпоса.

Эпос народов мира. Башкирский народный эпос «Урал-батыр».

Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос). Воплощение в  героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Олонхо и Калевала (якутский и карело-финский народный эпос)

Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».  Из древнего эпоса североамериканских индейцев.

Легенды и мифы Древней Греции. Миф и сказка.

Мифы о Геракле.

Сюжеты древнегреческой мифологии в других видах искусства.

ИКТ: Древняя Греция в балете, изобразительном искусстве, скульптуре.

Гомер “Одиссея” как “поэма странствий”. Главный герой поэмы.

Своеобразие гомеровского эпоса. Фрагмент «Одиссей у Циклопа».

Сочинение по разделу 3 «То времена, то деяния…».

11

Знать:

- особенности русской былины;

- композиционное построение былин;

- отличительные особенности эпоса разных народов мира;

- отличие сказки от былины.

Уметь:

- анализировать и выразительно читать былину;

- определять роль приёма противопоставления в произведении;

- находить  в произведении гиперболу.

5.

Раздел 4. «Открывая мир вокруг…»

К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многообразие реального и художественного миров.

Творческая работа. Мини-сочинение.

И.С.Тургенев «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта

и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Авторская позиция и способы ее проявления.

И.С.Тургенев «Записки охотника», «Бирюк». Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре  месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

Поэты о войне. М.Ю.Лермонтов «Сон», К.Симонов «Жди меня»,

Б.Окуджава «До свидания, мальчики…»  и другие.

А.Грин «Четырнадцать футов». Идея рассказа.  Изображение человека в рассказе. Наше тайное «Я».

О´Генри «Последний лист». Размышления о назначении человека и искусства вообще.

А.С.Пушкин «Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Смысл названия.

А.С.Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести,

ее основной конфликт. Нравственная проблематика повести.

Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

Творческая работа «Составление портрета героини» или «Составление герба Троекуровых и Дубровских» .

Сочинение по разделу 4 «Открывая мир вокруг…».

15

Знать:

- биографии писателей;

- особенности рассказа, новеллы, повести как эпических жанров;

- композиционное построение повестей

А.С.Пушкина.

Уметь:

- анализировать рассказ по плану;

- сопоставлять исторические данные с художественным описанием событий в рассказе;

- выразительно читать и анализировать

содержание стихотворений, а также находить изобразительно-выразительные средства в стихотворении;

- отличать автора от лирического героя.

6.

Раздел 5.  «Смеясь сквозь слёзы»

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка.

Басни Эзопа. Авторский взгляд на мир и его изображение в художественной литературе.

И.С.Крылов. Басни. Образы животных и их роль в басне.

Мораль басен и способы ее выражения.

Смешное в жизни и литературе.

Поучительная литература.

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Объект сатиры писателя.

А.П.Чехов. Сатира и юмор в чеховских рассказах.

Разоблачение трусости и лицемерия. «Смерть чиновника»,

«Толстый и тонкий» и др.

Н.А.Теффи. Юмористическме рассказы  «Митенька» и

«Переоценка ценностей»

Жанры комического. Эпиграмма и эпитафия.  

Житейские мудрости в эпиграммах  Р.Бёрнса.

Что такое фельетон?  

И.Ильф и Е.Петров «Любители футбола».

Джером К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки». Анализ рассказа.

Домашнее сочинение по разделу  5 «Смеясь сквозь слёзы».

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

«Стихи из заветной тетради»

9

Знать:

- понятие бани, её отличительные особенности;

- понятие аллегории, эзопова языка;

- Имена известных баснописцев;

- жанры комического;

- отличительные особенности фельетона.

Уметь:

- находить отличительные особенности речи, внешнего облика, поведения героев;

- отличать эпиграмму от эпитафии;

- определять ритм, рифму, размер стиха

  (ямб, хорей).

7.

Резервные уроки

2

7 класс (70 часов)

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

Знания, умения, навыки

1.

Введение

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Человек как предмет изображения в литературе.

1

2.

Раздел 1. «Я и мое детство»

А.И.Герцен. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.

Роль отрочества в становлении личности автора.

Творческая работа. Рисование словесного портрета.

Л.Н.Толстой  «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

М.И.Цветаева «Воспоминания» (обзорное изучение). Особенности мемуарной литературы. Стихи-воспоминания о детстве «В субботу».  

С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке».

Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.

«Письмо матери». «Мой путь». Лирическая исповедь.

М.Горький. Повесть «Детство». Традиции Л.Н.Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Ш.Бронте «Джен Эйр» (обзорное изучение). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары.

Подведем итоги. Автор и герой в мемуарах и художественной автобиографии.

Домашнее сочинение по разделу 1 «Я и мое детство».

14

Знать:

- понятия «мемуары», «вымышленные мемуары»;

- биографические данные М.Горького,

  М.Цветаевой, С.Есенина;

Уметь:

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно рассказывать стихотворение;

- рисовать устный словесный портрет;

- находить метафору и эпитет.

3.

Раздел 2. «Я и Я»

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Автобиографичность рассказа.  

Муки человеческой совести. Анализ эпизода  (о разлитом молоке).

Потрясение безжалостной правдой

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (обзорное изучение). Истинная слепота и духовное прозрение героя. Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых.

Л.А.Кассиль «Ранний восход» (обзорное изучение). Духовное становление героя.

ИКТ: А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве      А.С.Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение  исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева.

ИКТ: «Сравнительная характеристика». Гринев и Швабрин.

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.                                               Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». «Моцарт и Сальери».

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.                                                                                           Н.Огарев «Хандра», А.В.Макаревич «Пока горит свеча».

Мотив одиночества в лирике.

Творческая работа. Лирическое размышление «Бывают дни..».

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула»(обзорное изучение). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.

А.Франк «Погибель» (обзорное изучение). Духовное становление человека в страшные годы войны.

Б.Окуджава «Песенка о ночной Москве».  

Ю.Левитанский «Диалог у новогодней елки».

К.Г.Паустовский «Жизнь Александра Грина» (обзорное изучение).

А.С.Грин. Слово о писателе. Повесть "Алые паруса".

Торжество мира романтической мечты в повести А.С.Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

Подведем итоги. Приемы создания характера литературного героя.

Домашнее сочинение по разделу 2 «Я и Я».

26

Знать:

- понятия «цветопись, звукопись», «историческая песня», «трагедия», «эпилог»;

- основные стихотворные размеры;

- особенности дневниковых записей;

- биографию А.С.Пушкина и особенности

  «золотого» века.

Уметь:

- определять стихотворные размеры;

- делать дневниковые записи;

- делать сравнительную характеристику

- выявлять признаки документальности и  автобиографичности.

4.

Раздел 3. «Я и другие»

В.К.Железников «Чучело». Преданность и предательство.

ИКТ: Просмотр фильма «Чучело».

А.Г.Алексин «Безумная Евдокия». Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».

В.Г.Распутин. Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского».

Нравственная проблематика произведений Распутина.

Духовная память человека как нравственная ценность.

Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы. «Крепкий мужик», «Срезал», «Чудик». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Очерк как эпический жанр. «Слово о малой родине».

О.Генри «Дары волхвов. Смысл названия рассказа.

Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

Сочинение по разделу 3 «Я и другие».

13

Знать:

- понятия «юмор», «очерк», «рассказ», «новелла»;

- полное содержание произведения «Чучело»;

- основные факты жизни  Шукшина, Распутина.

Уметь:

- определять принадлежность произведения к тому или иному жанру;

- читать монолог от лица героя;

- анализировать эпизод и всё произведение;

- пересказывать эпизод;

- составлять план к сочинению и писать сочинение.

5.

Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее»

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы.

Особенности сюжета  и композиции рассказа.

Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Проблема нравственного выбора в рассказе.

Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

В.В.Быков «Круглянский мост» (обзорное изучение).

Нравственный мир человека на войне. Что такое гуманизм.

Уместен ли он на войне?

Ю.Д.Левитанский  «Ну что с того, что я там был…»

(текстуальное изучение).

Влияние войны на человека, на его жизнь и внутренний мир.

Ч.Т.Айтматов «Первый учитель» (текстуальное изучение).

Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.

А.А.Вознесенский «Сага».

К.Г.Паустовский. Слово о писателе.

«Мещорская сторона». Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. 

А.С.Пушкин. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

М.Ю.Лермонтов. Тема родины. Природа и человек в философской

лирике Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива»).

В.С.Высоцкий «Я не люблю». Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого.

Стихотворения о любви. В.Шекспир. Сонеты.

Лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Поэты о любви в разное время: А.К.Толстой, Ф.И.Тютчев, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева и другие.

Сочинение по разделу 4 «Я мир: вечное и преходящее».

14

Знать:

- основные стихотворные жанры и

их особенности;

- основные факты биографии М.Шолохова и

В.Высоцкого;

- понятия «исповедь», «контраст», «композиция».

Уметь:

- анализировать и интерпретировать стихотворения;

- определять роль художественной детали в произведении;

- выразительно читать стихотворения наизусть;

- видеть цветопись и звукопись в прозаическом произведении.

6.

Резервные уроки

2

8 класс (70 часов)

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

Знания, умения, навыки

1.

Введение

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Главный предмет познания в литературе.  

1

Знать:

- понятия «художественный образ» и «художественная образность»;

- отличительные особенности литературы от других видов искусства.

2.

Пролог. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале»

Реалистический взгляд художника на мир. Типы литературных героев. Все мы неповторимы (В.В.Маяковский «Надоело»;

А.А.Блок «Незнакомка»)

Н.В.Гоголь. «Шинель» как одна из «петербургских повестей».

Протест против социального неравенства и несправедливости.

Тема города и “маленького человека”.

Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица».

«Она постоянно любила кого-нибудь…» А.П.Чехов «Душечка». Продолжение темы «маленького» человека.

Ю.Левитанский «Как показать зиму?».

М.А.Булгаков «Собачье сердце». 

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Проблема нравственного сознания личности. Последствия одного опыта. Авторская позиция и способы ее выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести. Анализ художественного текста.

Н.В.Гоголь «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Система образов в комедии.

Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина.

Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Анализ 5 действия «Ревизора»

Многозначность финала пьесы. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии.

Сочинение «Человек перед зеркалом, человек в зеркале»  или изложение на основе художественного текста.

13

Знать:

- понятие «маленький человек»;

- факты из биографий писателей;

- план анализа стихотворения, план анализа сцены из произведения.

Уметь:

- анализировать стихотворение по плану;

- анализировать художественный текст

  «вслед за автором»;

- сопоставлять двух героев;

- анализировать конкретный образ,

отдельные сцены из произведений;

- уметь  работать в группе;

- выразительно читать наизусть.

3.

Действие 1.  «Человек размышляющий»

Картина 1. «Сомнение»

«Я люблю сомневаться во всем» (А.П.Чехов «Крыжовник») Ответственность героя за выбор жизненной философии.

А.П.Чехов «О любви». Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к  нему.

А.П.Чехов «Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе.

Картина 2.  «Осмысление»

В.Шекспир. Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Необходимость

и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

Т.Н.Толстая «Река Оккервиль». Холодные воды реки Оккервиль. Символический смысл заглавия.

Классицизм –  направление в литературе 17- начале 19 веков.

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров.Особенности классицистической драматургии. 

Сатирическое значение образа господина Журдена. Жизненная позиция героя.

Письменная работа. Характеристика образа героя комедии.  

Размышляем, размышляем…

(Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы..»,

А.А.Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту»,

А.Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»)

Сочинение по разделу «Человек размышляющий».

14

Знать:

- теорию о классицизме, основные принципы классицизма;

- художественные особенности произведений классицизма;

- стихотворения наизусть, предусмотренные этим разделом для заучивания;

- изобразительно-выразительные средства в поэзии.

Уметь:

- анализировать сцены и фрагменты произведений;

- делать цитатную характеристику героя,

группы героев;

- находить черты классицизма в произведении;

- выразительно читать стихотворение наизусть;

- высказывать своё мнение по проблеме;

- анализировать стихотворение;            

- находить изобразительно-выразительные средства в стихотворении;

- делать идейно-художественный анализ  комедии;

- составлять план к сочинению и редактировать сочинение.

4.

Действие 2. «Человек чувствующий»

Картина 1. «Переживание»

Мир чувств литературного героя. Глубина  человеческих чувств и способы выражения их в литературе.

Сентиментализм и творчество  Н.М.Карамзина.

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести,

ее обращенность к душевному миру героев. Изображение чувств героев в повести. Образ природы и психологические характеристики героев. Глубокое проникновение в человеческую душу. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.

Ф.И.Тютчев «О, как убийственно мы любим» и

Е.А.Баратынский «Разуверение». Сентиментально-психологические особенности стихотворений.

Ф.Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения  к чувствам других. Анализ поведения главной героини.

Письменная работа по вопросам учебника.

Картина 2. «Разочарование»

Горькие разочарования пророков

(М.Ю.Лермонтов «Пророк» и А.С.Пушкин «Пророк»).

А.П. Чехов «Палата №6». Причина безумия Громова.

Портретные характеристики героев. Роль пейзажа в рассказе.

С.Д.Довлатов «Наши». Судьба отдельного человека и судьба страны, история.

Трагедия героя стихотворения А.Е.Евтушенко «Итальянские слезы».

Лирический герой стихотворения  Б.Ш.Окуджавы  «Полночный троллейбус».

Картина 3. «Ностальгия»

Что такое любовь к  родине? (А.Е.Евтушенко « Идут белые снеги», А.А.Блок «Русь моя, жизнь моя…», Тютчев «Умом Россию не понять»)

С.Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»  А.Ахматова « Мне голос был.»,  О.Мандельштам «Я вернулся в мой город…». Тема родины и гражданского долга в лирике А.Ахматовой  и О.Мандельштама.

Сочинение. Лирическая миниатюра – стихотворение в прозе о своей родине.

Ю.Бондарев «Выбор». Всегда ли у человека есть право выбора?  

Анализ произведения Ю.Бондарева.

А.А.Галич «Когда я вернусь».

Человеческие чувства в стихотворении Галича и романе Ю.Бондарева.

Домашнее сочинение по разделу  «Человек чувствующий».

19

Знать:

- особенности сентиментальной литературы;

- приёмы  сопоставления произведений  

прозы и поэзии;

 - основные этапы биографии некоторых писателей;

- план сопоставительного анализа двух стихотворений.

 

Уметь:

- работать с текстом;

- определять роль рассказчика в произведении

и роль картин природы;

- находить признаки сентиментализма в произведениях литературы;

- определять общий мотив стихотворения

и делать анализ;

- выделять проблемы в произведении, поставленные автором;

- делать сравнительный анализ двух образов;

- составлять вопросы по тексту;

- писать сочинение на литературную тему.

5.

Действие 3. «Человек действующий»

Картина 1. «Борьба»

В.Гюго «Отверженные». Героизм, принявший «чудовищный облик». А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд».

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма.

Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Образ Мцыри в поэме.
М.Ю.Лермонтов «Песня про  царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Идеалы свободы и справедливости в литературе. Сюжет поэмы, его историческая основа.

Герои-личности Калашников и Кирибеевич.  Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта (Калашников и Кирибеевич).

Э.Хемингуэй «Старик и море». Философские проблемы в повести.

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Картина 2. «Самосоздание»

Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».

Противоречивый  путь  самосоздания  

Стендаль «Красное и чёрное». Жизненная цель Сореля.

Болезненное вхождение во взрослую жизнь.

Б.Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.
Картина 3. «Затмение»

В.Шекспир «Отелло».  «Как будто в мире страшное затменье».

В.Шукшин «Родинка». Особенности композиции рассказа.

В.Шаламов «Последний бой майора Пугачева».

Бой героя за свое человеческое Я.
Горькая философия поэтов (А.С.Пушкин «Анчар», В.С.Высоцкий «Притча о правде и лжи»).

Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен».

«Окопная» правда Ремарка.

«Противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (В.В.Маяковский «Мама и убитый немцами вечер», «Письмо», А.Рембо «Зло»)

Картина 4. «Подвиг»

Н.А.Некрасов «Русские женщины» (в сокращении).  Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения.

Голос автора в поэме.

Дж.Олдридж  «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Финал. «Маленький Большой человек»

М.Горький «Сказки об Италии». Что делает Большими людей – героев Горького?

Сочинение по разделу «Человек действующий».

21

Знать:

- признаки романтизма как направления в литературе и искусстве;

- биографии Пушкина и Лермонтова подробно;

- понятия «философия» и «миропонимание»;

- смысл основных нравственных категорий;

- стихотворения свободолюбивой лирики

  А.С.Пушкина;

- некоторые исторические сведения при

  прочтении произведений о Гражданской войне

  и ВОВ.

Уметь:

- находить черты романтизма в романтической повести;

- анализировать стихотворения, связанные одной темой;

- находить  приём контраста и объяснять его роль в произведении;

- анализировать образ героя;

- отвечать на вопросы, опираясь  на текст  произведения.

6.

Резервные уроки

2

9 класс (102 часа)

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

Знания, умения, навыки

1.

Введение

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции (лекция).

Национальная самобытность русской литературы.

Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе (лекция).

2

Знать:

- основные эпохи развития русской литературы.

Уметь:

- определять место русской литературы в контексте мировой.

2.

Древнерусская литература.

Литература эпохи Средневековья.

Данте. Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. 

Древнерусская литература.

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы.

Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». Открытие "Слова…", его издание и изучение. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.

Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика

“Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

6

Знать:

- особенности древнерусской литературы и основные жанры;

- сюжет и историческую основу «Слова»;

- наизусть отрывок из «Слова».

Уметь:

- делать художественный пересказ;

- определять высокие и низкие жанры;

- анализировать текст с исторической точки зрения.

3.

Эпоха рассудка. Литература 18 века

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм.

Р/Р. Пишем доклад.

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Р/Р. Анализ поэтического языка литературы 18 века.

Г.Р.Державин. Стихотворения «Фелица», «Памятник».

Традиция и новаторство, жанры поэзии Державина.

Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

Р.р. Учимся конспектировать.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Черты классицизма в комедии.

Р/Р. Речевая характеристика героя драматического произведения.

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза».

Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза». Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.

Р.р. Устное рассуждение.

10

Знать:

- факты биографии Ломоносова, Державина, Карамзина, Фонвизина;

- особенности языка поэзии 18 века;

- особенности комедии;

- содержание од Ломоносова;

- особенности классицизма и сентиментализма.

Уметь:

- делать анализ поэтического языка текстов

  18 века, устное рассуждение на тему;

- давать речевую характеристику героев;

- видеть особенности речи героев;

- делать устное рассуждение на заданную тему;

- конспектировать.

4.

Литература первой половины 19 века  

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности.

Р.р. Развёрнутый ответ на вопрос.

Европейская литература эпохи романтизма.

Романтизм поэзии Байрона Дж. Г. Байрона  и И.Ф.  Шиллера.

Два разных романтических мироощущения.

Творческие судьбы А.Жуковского и К.Н.Батюшкова.

Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский-переводчик. Оригинальность баллад Жуковского. Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

 Р.р. Учимся читать лирический текст.

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».  Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги

(любовный и социально-психологический конфликт).

Смысл названия и проблема ума в комедии.

Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.).

"Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде

И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Р.р. Домашнее сочинение-рассуждение на литературную тему.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина,  их развитие на разных этапах его творческого пути. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении   «19 октября» (1825).
Любовная лирика Пушкина «К***». «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил, любовь ещё, быть может…», «Мадонна».

Тема свободы в лирике поэта  «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», «Узник», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Р.р. Интерпретация лирического стихотворения.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал.

Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений.

Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философскаяпроблематика произведения.

Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа.

Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике

В.Г.Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

Р.р. Домашнее сочинение-рассуждение на литературную тему.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций.

Основные мотивы лирики:  тоска по идеалу, одиночество

(«Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва», «В минуту жизни трудную…», «Три пальмы»). Философичность лирики.

Жажда любви и гармонии («Нет, не тебя так пылко я люблю…», и др.)

Образ поэта в лермонтовской лирике («Пророк», «Смерть Поэта», Поэт»). Поэт и его поколение.

Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…»,  «Родина»).

Р/Р. Анализ лирического стихотворения.

Роман «Герой нашего времени».

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина.

Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).

Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Р.р. Сочинение-рассуждение на литературную тему.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания.

Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).

Своеобразие гоголевского реализма.

Р.р. Сочинение в жанре путешествия.

40

Знать:

- отличительные особенности романтизма и реализма начала 19 века;

- особенности европейского романтизма;

- критические статьи о произведениях;

- факты биографии изучаемых писателей и поэтов;

- понятия «социально-психологический роман», «роман в стихах», «конфликт», «контраст», «гипербола», «алогизм»;

- наизусть стихотворения Пушкина и Лермонтова;

- критические статьи.

 

Уметь:

- давать развёрнутый ответ на вопрос;

- выразительно читать поэтические тексты;

- писать сочинение-рассуждение, сочинение-путешествие;

- анализировать  и интерпретировать

поэтический текст;

- делать сообщения на заданную тему.

5.

Литература середины 19 века

А.Н.Островский. Великий русский драматург.

Мир купечества в комедиях Островского.

Пьеса «Свои люди - сочтёмся!». Двуличие и метаморфозы героев.

Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы.

Р/Р. Воссоздание текста по опоре.

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Ф.И.Тютчев. Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

Повествовательное начало в лирике Некрасова («Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Тройка», «Железная дорога».)

Представления Некрасова о поэте и поэзии. («Вчерашний день, часу в шестом…). Своеобразие некрасовской  Музы.

Р/Р. Лингвистический анализ стихотворного текста

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Бирюк», «Певцы».  Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Мастерство пейзажа.«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики.

Л.Н.Толстой. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции.

Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни.

Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе.

13

Знать:

- особенности литературы середины 19 века;

- определение «пьеса», «драматургия», «комедия»;

- факты биографии писателей и поэтов;

- содержание пьес А.Н.Островского и рассказов

  И.С.Тургенева;

- стихотворения наизусть;

Уметь:

- анализировать и сопоставлять стихотворения разных поэтов, объединённых одной темой;

- делать лингвистический анализ текста по плану.

6.

Литература последних десятилетий Золотого века

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество (обзор).

Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир

Достоевского. Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести.

Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского.

Р/Р. Сочинение в эпистолярном жанре.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного). Рассказ «Толстый и тонкий». «Хамелеон». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.                                        

«Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» - размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе.

Обобщение. Золотой век русской литературы.

Русская классическая литература 19 века.

9

Знать:

- особенности эпистолярного жанра;

- основные факты биографии

Достоевского, Чехова;

- особенности эпистолярного жанра;

- определение «художественная деталь», «трилогия».

Уметь:

- писать сочинение в эпистолярном жанре;

- анализировать произведения малых форм.

7.

Литература 20 века

Обращение писателей 20 века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии 20 века.

А.И.Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус». Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказах Куприна. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

И.А.Бунин. Рассказы. «Лапти». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина.

М.Горький. «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества.  

«Песня о Буревестнике». Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

Традиции и новаторство в поэзии начала 20 века.

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики А.Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта.

Мотив отрицания и принятия жизни («О доблестях, о подвигах,

о славе…», «О весна без конца и без краю»).

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Реальное и фантастическое в сюжете произведения  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность («О дряни»). Представление поэта о сущности творчества.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества («Песнь о собаке»).

Тема Родины в лирике («Гой ты, Русь моя родная ... »). Метафоричность и образность поэтического языка Есенина («Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший»).

Р/Р. Стилизация.

Поэтическое осмысление действительности в лирике 20 века.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Проблема выбора в жизни и творчестве Ахматовой, патриотическая лирика «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество», «Мне голос был. Он звал утешно…»»

М.И.Цветаева. Автобиографичность лирики. (Стихотворения «Красною кистью ...»,  «Семь холмов, как семь колоколов ... »). Поиск идеала в историческом прошлом России («Генералам двенадцатого года»). Особенности поэтического языка Цветаевой.

А.Т.Твардовский. Автобиография. Поэма «Василий Теркин» (главы). История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина.

Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.

Р/Р. Пишем художественную автобиографию.

А.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа,

его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

22

Знать:

- особенности литературы 20 века;

- своеобразие русской поэзии 20 века;

- особенности поэтического языка Бунина, Есенина, Блока, Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Маяковского;

- факты биографии поэтов 20 века;

- понятия «стилизация», «сатира», «римейк», «метафоричность».

Уметь:

- анализировать и интерпретировать стихотворения Бунина;

- определять роль художественной детали в прозе;

- находить признаки романтизма в горьковских произведениях;

- писать художественную автобиографию по образцам писателей;

- читать стихотворения наизусть.


Литература для учащихся:

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.).

      «Год после детства».Учебник по литературе для 5-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010 

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.).

      «Год после детства».Учебник по литературе для 6-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010 

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.).

      «Путь к станции Я».Учебник по литературе для 7-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010 

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.).

      «Дом без стен».Учебник по литературе для 8-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010 

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.).  «История твоей литературы».

      Учебник по литературе для 9-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010 

Литература для учителя:

  • Барова Е.С.  Методические рекомендации по литературе для 5кл. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2006
  • Барова Е.С.  Методические рекомендации по литературе для 6кл. - Изд. 3-е доп. - М.: Баласс, 2008
  • Барова Е.С.  Методические рекомендации по литературе для 7кл. - Изд. 3-е доп. - М.: Баласс, 2008
  • Барова Е.С.  Методические рекомендации по литературе для 8кл. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...