Разработка урока по балладе Ф.Шиллера "Перчатка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Паушева Екатерина Александровна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Ф.Шиллер «Перчатка». Сравнение переводов В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова»

Цель: познакомить учеников с биографией Шиллера, с жанром баллады и особенностями художественного перевода на примере сопоставления текстов.

  1. Орг. момент.
  2. Рассказ о писателе:

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился в Южной Германии. Его родители были потомками нескольких поколений деревенских булочников. Его отец был  младшим офицером армии герцога Карла. В те времена, когда Ф.Шиллер был маленьким, Германия была отсталой страной. Она была разделена на 300 независимых государств и 1.5 тысячи рыцарских владений. Вы представляете, как много было государств, а Германия по размерам гораздо меньше России. Каждое из этих государств управлялось князем или герцогом, которые распоряжались в них, как хотели.

Детство Шиллера прошло в одном из таких государств, которое называлось Вюртембергским, им управлял герцог Карл.

Родители Шиллера хотели, чтобы он стал священником, он учился в латинской школе, но Карлу вздумалось открыть школу для детей военных. По его приказу отец отдал Шиллера. Там Фридрих изучал юридические науки, потом медицину. Жить там было нелегко: дети учились там 8 лет, находились в школе постоянно, без каникул. Их могли выпороть, дать пощечину, обыскать, прочитать письма их родных. В этой школе была запрещена художественная литература. То, что запрещено, всегда вызывает интерес, и Шиллер тайком читает Шекспира, Гете, пробует писать сам.

После учебы Фридрих некоторое время работает фельдшером, но увлечение литературой было сильней. Он испытывал лишения, так как профессия писателя не приносила дохода. Умер он в 46 лет в бедности. Шиллер оставил после себя много произведений: драмы, стихи, баллады. Нас интересуют именно его баллады.

  1. Определение баллады и ее особенностей: чтение статьи учебника о балладе.

Давайте выделим основные черты баллады. Что вы запомнили?

- основаны на историческом или легендарном событии

- на протяжении всего произведения читатель находится в напряжении

- неожиданный поворот сюжета.

  1. Шиллер написал много баллад, самые известные из них – «Кубок», «Ивиковы журавли», «Перчатка». Русскому читателю они известны благодаря переводам Жуковского, Лермонтова и др.
  2. Чтение баллады в переводе Жуковского и беседа:

Какая картина предстает в 1 строфе?

Можем ли предположить,  что это будет за сраженье?

Как меняется настроение во 2 строфе?

Что можем сказать о зверях? Как описывает их автор? Что испытывает человек, видя их?

Почему автор так подробно описывает зверей и их выход?

Как ведут себязвери по отношению друг к другу?

Гости ждут битвы. Зачем?

В следующем отрывке мы встречаемся с героиней баллады. Какая она? Как вы думаете, какой у нее характер? Какое описание дано ей? Любит ли онарыцаря? Зачем посылает его за перчаткой?

Как описаны действия рыцаря? Как ведет себя Делорж? Какие качества характера он проявляет?

Почему Делорж бросает перчатку?

Что неожиданно для читателя в этой балладе?

Как вы думаете, о чем эта баллада?

Какие качества прославляет Шиллер?.

  1. Работа над переводом Лермонтова: просчитать его перевод

Работа по группам: в чем отличие 2 переводов баллады?

 (вспомогательные вопросы:

-ритм баллады,

-как здесь описывается дама?

-В каком переводе она более коварна?

- Что нового появляется в описании действий рыцаря?

7. Подведение итогов: какой перевод понравился больше и почему?

8. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос, согласны ли вы с высказыванием В.А.Жуковского: «Переводчик в прозе – раб, в поэзии – соперник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста».

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста»....

Разработка урока словесности в 6 классе по балладе Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мёд"

В разработке представлены географические, исторические сведения о Шотландии, подробное описание растения вереск, рассказ о жизни и творчестве писателя, анализ баллады. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка урока литературы "Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в балладе "Песнь о вещем Олеге"

Разработка урока литературы для обучающихся 6 класса по программе под ред. А.Г.Кутузова...

Методическая разработка урока литературы на тему «Баллада В. А. Жуковского «Светлана».

Цели урока: изучение баллады Жуковского «Светлана» как произведения лиро-эпического жанра, выявление особенностей романтической баллады, формирование любви к чтению....

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Разработка урока на тему:"А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе"

Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя...

Разработка урока "Исторические баллады А.К.Толстого"

Разработка урока по литературе в 7 классе "Исторические баллады А.К. Толстого" включает:1. Конспект урока.2. Презентацию.3. Видеозапись современных баллад.4. Видеоролик (чтение баллады артис...