Разработка урока на тему:"А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя  свой уровень.

Им предлагается  обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любо­му ребенку.

        Следующий  уровень —  это  творческое задание. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

Работа на уроке способствует накоплению творческого опыта познания действительности. Дети приобретают умения изучать объекты, ситуации,  явления на основе выделенных признаков.

На уроке  используются презентация и диафильм. Презентация состоит из 28 слайдов (среда POWER POINT). Это  позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет  реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации и диафильма  оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий

«А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе»

7 А класс

Автор: Хисматова Тамара Фанзеловна,

учитель родного языка и литературы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с.Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области

                                                           

                                                            2014г

Пояснительная записка  к уроку русской литературы

Тема. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.

Учитель: Хисматова Тамара Фанзеловна, учитель родного языка и литературы

Образовательная: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учеников.

Развивающая: развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанного произведения

Воспитательная: воспитывать уважение к прошлой истории Отчизны; прививать любовь к чтению.

Задачи:                1. Изучить произведение так, чтобы учащиеся с возможной для их возраста       полнотой увидели богатство выраженных поэтом мыслей и чувств;

                              2. Приучить детей  понимать поэтическую речь, слышать звучания стиха, передавать в своём чтении   основное настроение произведения и собственные переживания, вызванные им;

Класс: седьмой

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ с. Камышла Самарской области

Медиапродукт:  презентация 28 слайдов  (среда PowerPoint)

Продолжительность  урока – 40 минут

Продолжительность использования презентации и диафильма на уроке: 12-15 минут

Тип урока: знакомство с новой темой.

Предназначение: для изучения нового материала.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, экран, компьютер;

портрет писателя, выставка книг писателя, диафильм.

Форма использования  проецирование на экран при фронтальной работе с классом, при индивидуальной работе.

Метод обучения: словесно-логический, поисковый, практический

Методические приемы: рассказ учителя, работа с картой, выразительное чтение, словарная работа, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

  Подготовительная работа: дети получили задания:

Выразительное чтение баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Комментарий - пояснение

Мультимедийная презентация разработана в редакторе PowerPoint. Слайды и действия на слайдах сменяются по щелчку мыши. В план-конспекте урока отмечены слайды, соответствующие каждому этапу урока. В  конспекте урока выделены курсивом места перехода с одного слайда на другой.

Преимущество данной презентации заключается в том, что:

  1. Презентация сопровождает все этапы урока.
  2. Презентация дает возможность наглядно показывать словарную работу, иллюстрации к тексту и т.д., что  избавляет от необходимости использовать на доске громоздкие картинки и иллюстрации, дает возможность сразу же закрепить полученные знания с помощью всевозможных эффектов на слайдах.
  3.  При использовании презентации гармонично сочетаются различные формы  и методы работы: наглядный, т.е. показ, фронтальный опрос,  словесный метод и др.

Для использования проекта необходимо:

  1. Компьютер с установленным пакетом Microsoft Office, в частности, компонентом PowerPoint версии 2007 года.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Музыкальное сопровождение с аудиозаписями - для использования здоровье сберегающих технологий.

Источники информации:

  1. Книги с произведениями А. С. Пушкина.
  2. Поурочные разработки по литературе 7 класс. И. В. Золотарева, Н. В. Егорова, 2010
  3. По материалам статьи В.Г. Маранцмана «Изучение творчества А.С. Пушкина». М., 2011.
  4. Иллюстративный материал.

Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя  свой уровень.

Им предлагается  обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ребенку.

        Следующий  уровень —  это  творческое задание. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

Работа на уроке способствует накоплению творческого опыта познания действительности. Дети приобретают умения изучать объекты, ситуации,  явления на основе выделенных признаков.

На уроке  используются презентация и диафильм. Презентация состоит из 28 слайдов (среда POWER POINT). Это  позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет  реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации и диафильма  оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.

Цель урока: познакомить учеников с летописным источником произведения Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.

Задачи:  1. Изучить произведение так, чтобы учащиеся с возможной для их                                      возраста       полнотой увидели богатство выраженных поэтом мыслей и  чувств;

               2. Приучить детей  понимать поэтическую речь, слышать звучания стиха, передавать в своём чтении  основное настроение произведения и собственные переживания, вызванные им;

Методические приемы: рассказ учителя, работа с картой, выразительное чтение, словарная работа, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 7 класса, репродукции картин В.М.Васнецова к «Песне о вещем Олеге», диафильм, мультимедийный  проектор, экран, компьютер; портрет писателя, выставка книг писателя.

Ход   урока

I.  Проверка домашнего задания

1.  Выразительное чтение отрывков поэмы Пушкина «Медный всадник».

2.  Чтение мини-сочинений по одной из иллюстраций к поэме. (Вариант: устный рассказ по иллюстрации к поэме «Эпизод из музейной экскурсии»).

3.  Реализация индивидуального задания: сообщение «Пушкин и Петр I».

II.  Слово учителя (Слайд 1,2)

Обратимся к еще одному произведению Пушкина на историческую тему — «Песнь о вещем Олеге», в котором он интерпретирует реальные события глубокой древности. В основу «Песни...» положен текст древнерусских летописей. Послушайте, как звучала история князя Олега на древнерусском языке.

III. Чтение «Сказания о смерти Олега от коня»

Учитель читает и комментирует фрагмент летописи (стр. 79 учебника).

Комментарии:

1. Перевод фрагмента летописи на современный русский язык

«Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старейшина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и череп конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?» И Олег ступил ногою на череп, попирая, и вот внезапно из оного черепа выникнувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе, Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».

2. Из истории написания произведения

Пушкин бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которое начинается с описания другого похода Олега - похода на хазар.

IV. Работа с картой «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI—XI вв.» ( Слайд 3 )

Учитель:

Представить, где и когда происходили события, упомянутые в летописи и в произведении Пушкина, нам поможет карта. Напомним, что на месте столицы Византийской империи — Константинополя, а по-русски - Царьграда, сейчас расположена столица Турции — Стамбул. Прочитаем первый абзац вступительной статьи учебника к «Песни....» (стр. 79-80) и рассмотрим карту.

V.  Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, просмотр диафильма

Диафильм создан в 1972 г.
Автор: А. С. Пушкин
Художник: В. Бордзиловский
Музыка: Гавриила Попова
Читает: Александр Водяной

VI.  Словарная работа (Слайды 10-23 )

Хозары(или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Нива – большое поле, засеянное и возделанное человеком.

Кудесник – волшебник, колдун, жрец  языческого культа.

Мольба  - страстная просьба.

Волхв - служитель языческого культа, жрец, прорицатель, мудрец.

Чело – перед кокошника; лоб; начало чего-либо. 

Отрада – утешение

Отрок – младший член дружины князя Древней Руси, служивший при его дворе.

Попона – покрывало, накидываемое на круп лошади для ее защиты от переохлаждения и насекомых.

Курган – разновидность погребальных памятников. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.

Вал – очень высокая волна.

Пращ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.

Ретивый – усердный и исполнительный.

Секира – топор

Комментарий:

Остальные незнакомые ученикам слова объяснены в примечаниях к тексту. Поясним, что в древней Руси существовал обычай во время похоронного обряда — тризны — убивать коня почившего воина и хоронить вместе с ним.

VII.  Выразительное чтение баллады (2-3 ученика) (Слайды 7-9)

VIII.  Беседа по вопросам

Вопросы:

-   За что славит поэт князя?

-   Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни...»?

-   Как вы понимаете слова:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен»?

Комментарий:

Прочитаем второй абзац вступительной статьи учебника к «Песни....» (стр. 80).

-   Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время

написания баллады? (Сообщается о ссылке Пушкина, его размышлениях о свободе поэта, родственного в своем пророческом даре древним волхвам.)

-   В каком жанре написана «Песнь ...»? (В жанре баллады.) (Слайды 5,6 )

—   Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?

(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою.)

—   Что вас поразило в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?

—    Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

—    Какое значение имеет последняя строфа баллады?

—   Отметьте в пушкинском тексте характеры Олега и волхва и средства их передачи.

Индивидуальная работа на интерактивной доске (ученик с овз)

Тест

  1. Жанр,  в  котором  написана  «Песнь  о  вещем  Олеге»

а)  ода;

б)  баллада;

в)  дума.

 

2.  Сюжет  стихотворения  взят  Пушкиным:

а)  из  древнерусской  летописи;

б)  из  германского  эпоса;

в)  из  древнерусской  былины.

 

3.  «Песнь  о  вещем  Олеге»  написана:

а)  высоким  стилем,  с  использованием  славянизмов;

б)  низким  стилем,  с  использованием  просторечных  слов,

в)  нейтральным  языком,  присущим  всем  стилям.

 

4.  В  разговоре  с  волхвом  князь    Олег  проявил  себя  как  человек:

а)  трусливый,  опасающийся  за  свою  жизнь;

б)  смелый,  отважный,  принимающий  вызов  судьбы;

в)  надменный,  насмешливый,  не  доверяющий  чужому  мнению.

 

5.  Слово  «чело»,  «пращ»,  «вещий»  являются:

а)  архаизмами;

б)  диалектизмами;

в)  славянизмами.

 

6.  Фраза  «твой  щит  на  вратах  Цареграда»  напоминает  читателю:

а)  о  поражении  князя  Олега  под  Царьградом;

б)  о  том,  что  Олег  повесил  свой  щит  на  ворота  Царьграда  в  знак  победы  над  греками

в)  о  победе  Олега  в  войне  с  турками  в  X веке.

 

7.  Царьград  сейчас  носит  название:

а)  Константинополь;

б)  Стамбул;

в)  Царьград.

 

8.  Предложение: «…И  кудри  их  белы,  как утренний  снег / Над  славной  главою  кургана…»

- содержит:

а)  сравнение;

б)  антитезу;

в)  олицетворение.

  

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

б

а

а

в

в

б

б

а

Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады. (Слайд 4)

(работа ведется двумя учащимися самостоятельно у доски, у детей карточки с названиями эпизодов, учащиеся должны расположить их так, чтобы передать последовательность событий)

 «Повесть временных лет»

«Песнь о вещем Олеге»

1.Князь вспомнил своего коня.

1.Князь едет в поход против хазар.

2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва.

2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.

3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти.

3.Диалог князя и кудесника.

4.Он поехал взглянуть на кости коня.

4.Прощание с конём.

5.князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея.

5.Князь пирует с дружиной.

6.он умер и был похоронен на горе Щековице.

6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.

7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)

8.Князь едет взглянуть на кости.

9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.

11.Гробовая змея.

12.Тризна по Олегу.

Подведение итогов сравнения.

—   Сделайте вывод: в чем смысл этого произведения?

-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.

 (он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении, князь хочет избежать гибели, которая пристала воину, - гибель в битве, где рядом с ним был бы друг – конь и все его друзья – дружинники)

-Сумел ли князь изменить свою судьбу?

(он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно)

События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

 На доске вопрос: почему для Пушкина важна любовь князя к коню?

-Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?

(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)

- Почему ещё пушкинский Олег так горько переживает смерть коня?

(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)

Физкультпауза

Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки,
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!

IX. Работа с иллюстрациями (Слайды 24-26 )

Вопросы:

-   Какой эпизод «Песни...» иллюстрировал В. Васнецов?

—   Такими ли вы представляли себе героев баллады?

-   В чем особенность композиции рисунка? Какова роль композиции?

X. Подведем итоги урока. (Слайд 27)

1. Что нового узнали на уроке?

2. Что понравилось и запомнилось на уроке?

3. Составление синквейна:

Баллада

Загадочная, непредсказуемая

Интригует, заставляет задуматься

Помни от судьбы не уйдешь

Рок

1822 год. Южная ссылка. Почему Пушкин обращается к далекой старине?

История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение трудных проблем.

Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Есть ли ответ в тексте?

В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».

XI. Домашнее задание по группам

1.   Подготовить выразительное чтение баллады.

2.   Выучить фрагмент баллады наизусть.

3.   Подготовить устный рассказ на тему: «Памятник одному из героев «Песни...»



Предварительный просмотр:

Таблица

«Анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Вопросы

Наблюдения

Выводы

Жанр баллады

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на

     светлом челе.

.воителю слава – отрада;

и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

 У брега Днепра лежат благородные кости…

…смертию кость угрожала

из мёртвой главы гробовая змея … выползала…

В основе лежит предание, связанное  с историческими событиями.

 «Песнь..» -  легенда, облечённая в форму баллады. Имеет сюжет.

Включение диалога – традиционная особенность баллады.  

 Череп,  кости, гробовая змея – атрибуты неизбежного рока.

Тема

Исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда…

Древние обычаи и традиции:

На тризне уже недалёкой…

Покорный Перуну старик одному…

В основе легенда (история гибели князе Олега)

Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы:

Главная тема – тема судьбы.

Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

Идея и идейно-эмоциональная оценка

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на

     светлом челе.

…примешь ты смерть от коня своего…. 

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил  Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

  Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Герои баллады

Князь по полю едет на верном коне,

 идёт вдохновенный кудесник,

 с дружиной своей,

отроки-други возьмите коня, пирует  с дружиною, князь Игорь и Ольга.

Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.

Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги.

Сюжет и композиция

Композиция

1. Предсказание кудесника и прощание с конем.

2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»

3. «На холме у брега Днепра…»

Сюжет

завязка действия. (Встреча с мудрым старцем.)

кульминация в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

развязка («На тризне плачевной  Олега…»)

Художественно-изобразительные средства

– отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник

– грядущие годы таятся во мгле…

как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег

над славной главою кургана…

 

- И волны, и суша покорны тебе;  

с волей небесною

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

И холод, и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от

                      коня своего

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Олицетворение

Инверсия

Градация

Художественное пространство баллады.

Князь по полю едет на верном коне

Пирует с дружиною вещий Олег… На холме, у брега Днепра, лежат благородные кости…

На тризне плачевной Олега… дружина пирует у брега…

Действие происходит в поле, на холме, на берегу  Днепра.

 На море, на суше, в Царьграде, в Киеве.

Художественное время в балладе.

1 – 10  строфы сложные предложения – настоящее время  употребляются глаголы в настоящем, будущем времени изъявительного и повелительного наклонения

(встреча с кудесником и предсказание)

11 – 15 строфы – глаголы в настоящем времени (пирует. поминают, внемлет),  в прошедшем времени (рубились, промолвил) и в будущем времени (хочет увидеть)

16 строфа – глаголы в прошедшем времени (таилась, угрожала, выползала, обвилась, вскрикнул).

17 строфа – глаголы в настоящем времени (шипят, сидят, пирует, поминают)

 в прошедшем времени глагол – рубились.

Прорицатель как будто видит уже свершившимся жребий (судьбу) князя употребляет такие глагольные формы, которые передают будущее время в форме настоящего.

Автор не указывает точное время.

Читатель догадывается, что прошло много лет между встречей с волхвом и гибелью князя. В летописи указан точный промежуток времени – «прошло 4 лета а на пятое вспомнил…»

Автор только в 16 строфе использует глаголы в прошедшем времени (смерть Олега)

Язык баллады

Обрек, отроки-други, воитель, на тризне плачевной

Могущему, позлащённое стремя,глава

На светлом челе, конь мой ретивый

Архаическая высокая лексика

Старославянизмы:

Фольклорные эпитеты:

Стремится через язык баллады передать исторические реалии.

Размер баллады.

Баллады состоит из  17 шестистиший. Трёхсложный размер баллады с ударением на втором слоге.

4/3 – стопный амфибрахий

Редкий у Пушкина трёхсложный размер

Рифма баллады.

Отсутствие 1 слога в каждой чётной строке + мужская рифма заставляет делать паузы после чётных строчек – размышление

Чередование мужской и женской рифмы.

Четверостишие  с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Презентация к уроку литературы

Слайд 2

Вещий Олег и его время (879 - 912 гг.) Олег – родственник Рюрика. В 882 году Олег перенес столицу в Киев. В 907 году осуществил успешный поход на Царьград (Константинополь) Необычайная военная удача, его ум и проницательность принесли ему прозвище "Вещий".

Слайд 4

Летопись и баллада

Слайд 5

Баллада – жанр лиро-эпической поэзии Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого .

Слайд 6

Жанр «Песни о вещем Олеге» « Песнь о вещем Олеге» - легенда, облечённая в форму баллады: - в основе лежит исторический факт -тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы - композиционная особенность - включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

Слайд 7

Тема, идея произведения Тема: История гибели князя Олега Тема отношений поэта и власти. Главная тема – тема судьбы. Идея: Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба. Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия

Слайд 8

Герои , сюжет, композиция произведения Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник. Второстепенные герои – Ольга, Игорь, слуги, дружинники. Сюжет баллады: Завязка действия - встреча с мудрым старцем. Кульминация в развитии действия – исполнение предсказания. Развязка действия - «На тризне плачевной Олега…» )

Слайд 9

Композиция баллады « Песнь о вещем Олеге» 1 . Предсказание кудесника и прощание с конем. 2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…» 3. «На холме у брега Днепра …»

Слайд 10

Хозары (или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Слайд 11

Нива – большое поле, засеянное и возделанное человеком.

Слайд 12

Кудесник – волшебник, колдун, жрец языческого культа.

Слайд 13

Мольба - страстная просьба.

Слайд 14

Волхв - служитель языческого культа, жрец, прорицатель, мудрец.

Слайд 15

Чело – перед кокошника; лоб ; начало чего-либо.

Слайд 16

Отрада – утешение

Слайд 17

Отрок – младший член дружины князя Древней Руси, служивший при его дворе.

Слайд 18

Попона – покрывало, накидываемое на круп лошади для ее защиты от переохлаждения и насекомых.

Слайд 19

Курган – разновидность погребальных памятников. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.

Слайд 20

Вал – очень высокая волна.

Слайд 21

Пращ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.

Слайд 22

Ретивый – усердный и исполнительный.

Слайд 23

Секира – топор

Слайд 24

Предсказание кудесника

Слайд 25

Прощание с конём

Слайд 26

Олег у костей коня

Слайд 27

Выводы : «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню.

Слайд 28

Интернет-ресурсы : http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg1.html http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg2.html http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg3.html http:// www.ozhegov.org http:// www.youtube.com/watch?v=oNf0t28DfJ0&noredirect=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....

Презентация на тему "А.С.Пушкин."Песнь о вещем Олеге" к уроку литературы в 7 классе

Презентация к уроку литературы в 7 классе.В презентации дана историческая справка, рассмотрены особенности жанра произведения, тема и идея. Обучающимя предлагается сравнить балладу с летописным изложе...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (ФГОС). Тема: "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

На уроке даётся понятие жанра "Баллада", использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Работа с кроссвордом, групповая работа на соотнесение понятий....

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе. Тема: А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге".

Урок проведен 18 марта 2015 года. На уроке использована технология развития критического мышления (ТРКМ)...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме : А.С. Пушкин "Песня о вещем Олеге".

Рассказывается об исторической основе произведения, характеристика и способы раскрытия образов произведения....

Урок литературы в 7 классе на тему "А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге".

Цели: представить исторический комментарий к балладе поэта; совершенствовать навыки анализа литературного текста, умение характеризовать героев по их речи, поступкам.Планируемые результаты обучения:Пр...