«С Илимом связаны судьбой…» (Родной край в стихотворениях поэтов XX века)
материал по литературе (8 класс) на тему

Для проведения урока была выбрана нестандартная форма – интегрированный, в форме педагогической мастерской, экскурсия. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность участвующих, развивает познавательные способности.

Использование ИКТ на уроке позволило сформировать и развить познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогло создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся.

На уроке предложен материал познавательного характера с целью создания мотива для деятельности каждого учащегося, умеющего проявить себя как личность, привлечения интереса к изучению такой дисциплины как литература.

Урок сопровождался чередованием заданий, наглядностью, что способствовало развитию у детей зрительной памяти, внимания и мышления. Разнообразие форм позволило поддерживать работоспособность учащихся в течение всего урока.

Педагог показал  технику коммуникации. На уроке был услышан каждый ученик. Режим свободного диалога, на основе которого выстроено занятие, охватывал не только линию «ученик -ученик», но и линию «учитель - ученик». Поэтому можно с уверенностью сказать, что изучаемая тема пронизывала урок как содержательно, так и организационно. Ценностное отношение к чужому мнению, умение прислушиваться друг к другу и по-настоящему чувствовать собеседника - на сегодняшний день все эти качества личности очень востребованы в мире. Именно на формирование этих качеств направлены все примененные на уроке методические приемы.

Обращаясь к вопросу актуальности темы, выбранной учителем для разработки и проведения урока, следует сказать, что поэзия является важнейшим признаком гражданского, цивилизованного, зрелого общества. Существование самого общества невозможно без чуткого, бережного, внимательного и уважительного отношения людей друг к другу. Открытием анализируемого урока можно считать преломление проблемы толерантности сквозь призму именно литературного содержания. Необходимо отметить исключительно творческий характер урока, удивительно теплую, доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, которая в течение всех этапов учебной деятельности царила в классе.

Разнообразны и привлеченные учителем сами формы работы, однако все они объединены общим свойством - коммуникативно-деятельностный характер, создание условий для пробуждения интереса к поднятой на уроке проблеме.

 

Урок построен таким образом, что всегда есть возможность внести в его структуру дополнительные методические штрихи, например, формы парной или групповой работы, приемы формирования универсальных учебных действий, связанных с ИКТ-компетенцией учащихся и т.д. Но это вряд ли представляется возможным, а самое главное необходимым, поскольку урок уже получился вполне целостным и завершенным.

Воспитательный замысел урока оказался реализованным в полной мере. Духовно-нравственная составляющая урока литературы, пожалуй, самое главное его достоинство.

Ребята  на протяжении урока не раз «пережили» сильные эстетические чувства, а присутствовавшие на уроке коллеги педагога не раз испытали гордость за то, что наши словесники по-прежнему вносят такой огромный вклад в формирование морального облика подрастающего поколения. Учитель смог задеть за живое каждого. Предложенный нашему вниманию урок - это образец урока литературы мощной воспитательной направленности.
Зная поэзии родного края у учащихся появится желание путешествовать по стране, изучать глубже, а главное – беречь ее. Рекомендуется для проведения обобщающих уроков и районных семинаров по воспитательной работе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_ilimom_svyazany_sudboy.rar116.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «С Илимом связаны судьбой…»
(Родной край в стихотворениях поэтов XX века)

Цели: 

Формирование у учащихся ключевых компетенций.

Воспитывать на примере творчества поэтов любовь к Родине, родному краю, месту, где родился. Пробудить потребность обращаться к поэзии «в минуту жизни трудную» и в часы досуга, в кругу друзей и наедине с собой. Прививать любовь к русскому поэтическому слову.

Заставить задуматься, что значит  Родина для каждого из нас и как это – любить ее.

Метапредметные:

Сформировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (ПиРУУД);

способствовать овладению обучающимися основами самоконтроля, самооценки (РУУД);

формировать умение строить  логическое рассуждение, делать выводы (КУУД);

формировать умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (РУУД);

формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей (КУУД);

Личностные:

Сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

способствовать формированию нравственных чувств;  

формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Помочь учащимся глубже проникнуть в мир природы и поэзии через анализ стихов;
  2. Учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам;
  3. Воспитывать любовь к родному краю и русскому слову через творчество родных поэтов.

Методы обучения:   

  1. Объяснительно-иллюстративный; 
  2. Частично-поисковый. 
  3. Проблемный 

Форма проведения: урок общеметодологической направленности.

Тип урока: интегрированный, в форме педагогической мастерской, экскурсия

Наглядность: Высказывания великих людей о нашем посёлке. Кроссворд. Рисунки учащихся. Сочинения о Рудногорске.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации

Работа  в группах:  3 группы:  « Илимчане», « Северяне»,   «Ждановцы».

ХОД УРОКА.

I. Мотивация.

Ну что ж!!! Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Учитель: Ребята, с каким настроение пришли на урок? (Ответы ребят)

Звучит песня «Родина моя» (группа «Синяя птица»)

II. Актуализация знаний.
Учитель:
 Почему сегодня наш урок начался с этой песни, о чем она?  Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
Учитель: Совершенно верно, речь пойдет о поэзии, в которой отражена природа родного края.  Давайте запишем в маршрутных листах, которые находятся у каждого на столе тему нашего урока. А цели какие поставим? (ответ учащихся)

III. Определение темы урока
Учитель: А тема сегодняшнего урока звучит так: «С Илимом связаны судьбой…»
Все мы граждане Земли, мира, своей страны, своего посёлка. От того какими будем мы с Вами, наши дела и поступки, зависит наша жизнь и жизнь нашего посёлка. Об этом сегодня и пойдёт наш разговор. Родина
 для каждого из нас начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли.
Родной посёлок – именно с любви к родному посёлку начинается гражданин.
Родина для нас – посёлок Рудногорск.

Наш урок я предлагаю начать со слов поэтессы Елены Жилкиной:

Эпиграф к уроку:

Кто, мечтая, рассветы встречал,

кто здесь вырос и духом окреп,

В беспокойном труде возмужал,

Тот влюблён в свой посёлок навек.

Елена Жилкина

Учитель: Ребята, встаньте те, кто родился в Рудногорске. Посмотрите, сколько нас!!!

Чтение стихотворения (Горамьёва Вика, стихотворение Е.Жилкиной)

***

Край мой милый, полный простоты,
новой небывалой красоты.
Снег голубоватый… Тишина.
Просека далекая видна.
Потеснив таежные просторы,
стали здесь железные опоры.
Выше их лишь небо,
небо выше только.
Где ж они упорства раздобыли столько?

Выступление группы «Илимчане»: Какие замечательные стихи! Мы считаем, что только человек, любящий свою землю, может написать такие добрые и красивые слова о ней.

Любовь к родной Илимской земле связывает невидимыми нитями всех людей, живущих на Илиме. И где бы они ни проживали, добрая память о Илиме, где прошли их детство, юность, зрелость, до сих пор отзывается болью в людских сердцах.

В начале 30-х годов возле горы без названия, в верховьях реки Гандюха, где железная руда лежала прямо на поверхности, появился посёлок без названия.

Геологи поработали и ушли, а посёлок остался.

Когда пришла пора осваивать это месторождение железной руды, геологи в конце 40-х годов появились снова в посёлке у рудной горы. И когда местных жителей, работавших в геологической экспедиции, спрашивали, где они работают или куда они пошли, то они отвечали, на «Рудник» или на «Рудную». Так и прижилось название новому посёлку лесников, который разместился в тайге недалеко от «Рудной»; долго гадать не пришлось, на картах уже был нанесён посёлок геологов – Рудногорск.

А дата образования посёлка – 1968 год.

Сегодня посёлку 47 лет. Много это или мало? Наверное, правильней будет сказать: и много, и мало. Города и посёлки, как и люди, имеют своё лицо, свой характер. Они могут грустить и радоваться. Они живут, день ото дня становятся краше.

Уже не осталось и следа от палаточного посёлка, положившего начало Рудногорска, но память о нём жива. Чем дальше уходит время вперёд, тем ценность сделанного первостроителями повышается, а первым всегда труднее – это неоспоримая истина. Жизнь посёлка определяют люди. Многие живут с основания посёлка, которые перемесили глину собственными ногами, живут с первого колышка. Это люди интересных судеб, честно прожитых жизней, познавшие голод и холод, а многие и тяжкий труд во время войны. Охрименко Полина Андреевна, которая жила в оккупации, видела, как сжигали деревни за связь с партизанами; Рудых Татьяна Константиновна – представитель трудовой династии, первая заведующая детским садом; Шнакенберг Гарри Андреевич – малолетний узник концентрационного лагеря.

Сегодня на урок пригласили старожила нашего посёлка Конных Я.С., она расскажет, как зарождался посёлок. (Рассказ приглашённой, слайды презентации)

Стихи читает учащаяся – Готкина Полина.

Чтение стихотворения «Малая родина, милая родина…»
(
стихотворение Г. И. Замаратского)

Малая родина, милая родина

Как же ты мне дорога!

Ты - это всё: и лесная смородина,

И за деревней у сосен поскотина,

И на покосах стога.

Родина милая, светлая, чистая,

Как не гордиться тобой!

То золотая, то ветрено-мглистая,

То молодая, как песня ручьистая,

Родина русская, пашня Илимская

Стали моею судьбой.

Выступление группы «Северяне»: 
Что может быть обиднее, что может быть оскорбительнее того, когда человека лишают родины? Малой родины!» - эти слова Г. И. Замаратского могут выразить главную тему самого пронзительного периода его творчества.

Глубину любви Георгия Иннокентьевича к своей малой Родине мы понимаем, прочитывая его стихотворения. Талантливый поэт умело использует богатство  языка для создания шедевров - стихов. Его стихи полны чувством любви, уважения и гордости за свой  родной край. А вы, какие красивые слова,  мысли можете высказать по отношению к своей Родине?     

(Защита творческих работ « Литературный альманах «Край родной, навек любимый», посвященных родной земле.)

III. Физминутка.
По родному краю дружно мы шагаем.  
(Марш на месте)
Справа от нас  -  зеленый ковер.
(Поворот направо)
Слева от нас  -  зеленый ковер.
(Поворот налево)
В апрельской степи полно чудес.
(Круговые движения руками)
Тушканчики быстренько скок да скок,
(Прыжки)
Журавль крыльями машет. Ух!
У нас захватывает дух!
(Махи руками)
Солнце после дождика светит мамам.
(Повороты головы)
Мы рады многочисленным  тюльпанам!
(Наклоны)

IV. Открытие нового знания

Выступление группы «Ждановцы»: В 1967 году началось строительство дороги Брусничный – Рудногорск. Ощущалась нехватка жилья. Люди жили в палатках, сейчас трудно представить жизнь в палатках в 50-600 мороз, но людей согревала молодость, задор, энтузиазм, чувство долга. А немного позже, в маленьком посёлке появился свой гимн – Гимн Рудногорска.

Написали его учитель музыки М.В. Долматов и учитель русского языка Мустафеева Г.Г.

Рудногорск - это стройка Сибири,
Что родилась в таежной глуши.
Раньше здесь только звери бродили
Не встречая нигде ни души


ПРИПЕВ: Рудногорск – это Родина наша,
Что влечет нас к себе все  сильней.
Рудногорск – в этом слове сольются едино
Шум тайги, пламя новых печей.

А сейчас Рудногорск стал поселком,
Больше сотни домов уже есть.
Тепловозов гудки, шум моторов,
Скоро город воздвигнем мы здесь.

ПРИПЕВ.

И хотя еще много работы,
Недостатков хватает и тут,
И клянем мы подчас непогоду,
Рудногорскую грязь, неуют.

ПРИПЕВ.

Но проложим в тайге мы дороги,
Руды новые в недрах найдем.
И забудутся наши невзгоды,
Счастье здесь мы свое обретем.

ПРИПЕВ

Ты смотри, как долины дымятся,
Как шумит над равнинами лес.
С Рудногрском вовек не расстаться
Шепчет он вознесясь до небес

Ученица: Несправедливо было бы не сказать о ветеранах труда, живущих в нашем посёлке: Чупахины, Ясинец, Моцная, Бурденюк, Шнакенберг, Рубцов и т.д.

Сколько фамилий, столько характеров… И всё-таки они поразительно похожи. Чем? Да тем, что в своём выборе не раскаялись, а одержимости и энтузиазма хватит на долгие годы.

Стихотворение В. Брюсова «Труд» – это гимн труду.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!

Учитель: И с Илимской землёй связаны судьбы и жизни великих людей. Назовите?

Ученики: Янгель М.К., уроженец деревни Зырянова. Знаем о жизни нашего замечательного земляка, который, несмотря на свои выдающиеся достижения, всегда оставался верен Родине, Илимской земле, и на протяжении всей своей жизни он любил и не забывал свою малую Родину и свою маму. Он был поистине Гражданином своей страны.

Поэт земли нижнеилимской Г. И. Замаратский, всю свою жизнь отдавший служению своей малой родины, Г. И. Замаратский прожил долгую  нелегкую жизнь. Вся его жизнь - это служение родному краю, прославление его, стремление улучшить жизнь проживающих здесь людей. Мастеру, земляки, композиторы-песенники В.Ю.Подкорытов и Н.П.Савичев, которые положили на музыку многие стихи Замаратского.
Учитель: Гражданин должен обладать определёнными качествами, давайте попробуем выявить какими.
(Работа в группах - использование метода «кейс-стади», приложение № 1)

V. Первичное закрепление

Учитель: Обладают ли этими качествами люди, которые стояли у истоков строительства нашего посёлка?

Мы должны стремиться быть похожими на них, не оставаться равнодушными, быть первыми в делах и учёбе.

Давайте мы с вами составим свой портрет гражданина. У вас на столах листы с названиями качеств. Вы должны выбрать те из них, которые вы хотите видеть у себя и окружающих.

НАДЕЖНОСТЬ

УВАЖЕНИЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АВТОРИТЕТ

ЗЛОСТЬ

ЭГОИЗМ

ЗАБОТЛИВОСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

ЗАМКНУТОСТЬ

НЕУВАЖЕНИЕ

VI. Расширение кругозора учащихся по изучаемой теме (приём «яркого пятна»)
А сейчас я предлагаю вам отправиться в виртуальную экскурсию по достопримечательностям и интересным местам Рудногорска.

Учитель: А вот эти цифры нам о многом говорят:

1967 – образование леспромхоза

1969 – школа

1972 – детский сад

1973 – библиотека

1977 – больница

Прошла викторина лучшего знатока нашего посёлка.

Рисунки замечательны, порадовали сочинения о нашем посёлке. (Зачитываются работы)

Победители викторины: Жданов Сергей, Омельченко Максим.
Учитель: Какие чувства вызывает у вас слово  «Родина»? (составление кластера и ментальной карты).

Наш посёлок не только воспевали и любили люди, которые родились и выросли в нём, но и люди, которые лишь однажды побывали в Рудногорске, наша иркутская поэтесса Елена Жилкина (звучит стихотворение, музыка).

Учитель: Есть поэты, удивительно похожие на свои стихи и книги. Елена Викторовна не просто похожа на свои стихи – она едина с ними… в жизни она добра, наивна, сентиментальна, улыбчива, нетороплива. Её обыденная речь удивляет своей ритмической выстроенностью, её поэтическая речь, наоборот, не столь ровна, ритмически прихотлива… и всё-таки Жилкина пишет всегда так, как живёт, - негромко, но безоглядно…» - таков литературный портрет сибирской поэтессы, Иркутской « Ахматовой».
Негромкая и трепетная любовь к родному краю звучит в каждой строчке («В Саянах», «Птенец» и др.). А какое дивное, яркое стихотворение «Но города – то нет пока…»

Чтение наизусть:

Но города – то нет пока,
а есть одно название,
да над горами облака
застывшим изваяньем,
да на поверхности руда
блестящей черной коркой…

Но ничего нет и тогда
светлее Рудногорска.

Плывет через реку Илим
надежная посуда –
плывет паром, куда велим:
туда, сюда, отсюда.

Еще не тронута тайга
и дышит тишь веками…
И ставят здесь, когда снега,
на соболей капканы.

Учитель: Прочтешь его и невольно повторяешь про себя поэтические строки, перебираешь слова: стихотворение о нашем поселке – это, скорее, биография сердца. Ведь сама Елена Жилкина ни рассказов, ни пьес не пишет! Не странно ли? Нет, не странно! Ибо её уроки – это не только и не сколько школа мастерства, это, прежде всего, пример трудолюбия, честности, несуетности, бескорыстия. Елена Жилкина обладает завидным умением находить свежий образ, впечатляющий эпитет, яркое сравнение.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я посмотрю, как на практике вы сможете применить ваши знания. Для того, чтобы поэт зазвучал для каждого из вас, поработаем в творческой «мастерской». Перед вами, ребята, ставится задача – работать вы будете по группам, анализируя разные стихотворения, но по одному плану, который представлен в ваших маршрутных листах. А чтобы погрузиться в работу, нас будет сопровождать прекрасная музыка Г. Свиридова. На эту работу отводится 3 минуты.
Учитель: Вам, ребята, я предлагаю стихотворение Замаратского Г.И. «Мое отечество - Илим» (1 группа). Для ребят второй группы я приготовила стихотворение … «Осин  трепещущие  души». И стихотворение Е. Жилкиной «Над посёлком далеко окрест» я попрошу проанализировать ребят из 3 группы.

(В это время
на слайде  картины природы Рудногорска под музыкальное сопровождение)

 (Выступление групп - анализ предложенных стихотворений; коллективное обсуждение, комментарий учителя, оценки за работу )

Учитель: Каждый живущий в нашем посёлке считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть селян, наших земляков, которые делают все для того, чтобы поселок становился красивее, богаче. Пока вы еще школьники, но, когда подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой поселок, а любить - значит, знать его.
Поэтическое творчество прирастает талантами  в нашем таёжном крае, в нашем  посёлке есть неугомонные стихотворцы, которые слышат шёпот леса,  мелодии волн, бесконечные прелести всех времён года и несут в себе величие души.
 
Представляю стихотворение собственного сочинения Елены Давыденко. (приложение 2)

Учитель: Наш урок подходит к завершению, но мы будем с вами продолжать знакомиться с историей и славными традициями нашего посёлка и в дальнейшем.

Учитель: Ребята! Я благодарю вас за прекрасное чтение стихов о родном крае, огромное спасибо за интересный рассказ Янине Степановне,

Низкий поклон всем, кто живёт, жил на земле Илимской и сохранил веру и любовь к своему краю.

Душа Илима в нас живёт всегда.

Она даёт нам силы и надежду.

И каждой встречей дорожат друзья –

Пусть память о Илиме будет вечна!

VII. Рефлексия урока: «Пейзаж». Учащимся предлагаю две фотографии с изображением пейзажа родного поселка. Одна фотография проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту фотографию, которая соответствует их настроению.

VIII. Завершение урока. Информация о домашнем задании к следующему уроку. 


-Оценки за урок.

-Домашнее задание: творческое:  

«Выбери себе задание» -  написать сочинение – миниатюру, стихи, пословицы, загадки, связанные с темой «Край родной, земля Сибирская»», используя материал урока.

Написать  другу, проживающему в другой области, письмо в котором вы расскажете о достопримечательностях своего  края, на следующем уроке мы выберем лучшее письмо.

Учитель: Упражнение «Прощание». Положить руку друг другу на плечо и трижды сказать: «Мы – молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Урок литературы в 7 классе "Русская природа в стихотворениях поэтов девятнадцатого века"

Цели урока: знакомство учащихся  с русской поэзией девятнадцатого века, развитие навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста, воспитание любви к родной природе....

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.

Цель:выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы.пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы п...

"Край ты мой, родимый край..." по творчеству поэтов 19 века.

Методическая разработка урока литературы в 7 классе....

"Край ты мой, родимый край..." Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

Урок знакомит обучающихся 7 класса со стихотворением В.А.Жуковского "Приход весны" и А.К.Толстого "Край ты мой, родимый край...", развивает навыки анализа поэтического текста. умен...