Как написать рассказ? Мастер-класс для школьников
презентация к уроку по литературе на тему

Осовитная Мария Геннадьевна

Данный материал предназначен для факультативной работы с одаренными детьми. Как написать рассказ? С чего начать? Как организовать работу в данном направлении? Материал для проведения мастер-класса поможет вам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

  Заслуженные писатели признают, что жанр рассказа – один из самых трудных, поскольку процесс создания шедевра требует точности построения, безупречной отделки, многозначительности смысла и высокой напряженности сюжета. Но в этой статье мы все-таки разложим все по полкам и найдем ответ на волнующий вопрос: как написать рассказ?

       Каждый день на ваших глазах происходят сотни интересных событий, а в голове кружится еще не одна сотня мыслей. Необходимо все то, что вы хотите сказать читателю, изложить в доступной и понятной форме. Те, кто первый раз берется за написание рассказа, как один думают, что рассказ – совсем не трудный жанр, поскольку пишется он гораздо быстрее, чем любой другой. Но это не так. Я бы даже сказала, что в этом кроется главная ошибка начинающих писателей.

       В романе, например, воссоздаются события подобно тому, как видел их очевидец, повесть – последовательное их изложение. А вот рассказ – самая любопытная и сложная форма, поскольку автору придется из множества событий выделить лишь те, которые нужно скомпоновать для лаконичного полотна рассказа.

       Итак, работа над любым литературным произведением состоит из трех пунктов: узнать, сказать, быть услышанным. Расшифруем эти «три кита» написания рассказа.

Узнать – означает, познать саму жизнь, переоценить и осмыслить свой собственный жизненный опыт, научиться слышать и понимать окружающий мир, людей. В совокупности это дает творческий замысел.

Сказать – означает сотворить литературное произведение, то есть самое важное. А именно: найти материал, отобрать его, обработать, правильно организовать, и, естественно, написать наш рассказ – изложить все в художественной форме.

Быть услышанным – это не значит просто написать произведение и поставить его пылиться на книжную полку, а дать ему жизнь, показать его читателям, ведь литературное творение живет только тогда, когда его прочли, поняли и по достоинству оценили. Чтобы книга была оценена по достоинству, нужно знать несколько небольших писательских секретов, которые пригодятся начинающему писателю в процессе творения.

Первая стадия в создании рассказа – рождение замысла

Собирайте идеи для рассказов. 

Носите с собой блокнот для записи идей, так как вдохновение может снизойти в любое время.

  • Чаще всего, в голову вам будут приходить лишь небольшие обрывки информации, например, несчастный случай, на котором можно построить сюжет, имя персонажа или внешность, и.т.д. Но, иногда, вы сможете за минуты создать всю историю целиком.
  • Если у вас нет вдохновения или вам необходимо написать рассказ быстро (например, для школы), попробуйте использовать мозговой штурм. Если вы все еще топчитесь на месте, возможно, придется обратится за советом к семье или друзьям.
  • Хорошие сюжеты приходят с опытом. Множество историй Айзека Азимова основаны на личном опыте.

       Оный появляется в вашей голове благодаря банальной любознательности, размышлениям, и, конечно же, фантазиям. Поспособствовать появлению свежего и интересного замысла могут различные факторы. Например, на ваше сознание сильно подействуют впечатления от прочтенной книги или какое-либо информационное сообщение, будь то небольшой документ, маленькая заметка в прессе или даже хроника. После прочтения произведения другого автора иногда возникает желание немного переделать его работу. Парадокс – желание переделать чужое произведение, в корне изменив все; личные переживания или сильный стресс; приукрашивание и дополнение ситуаций, произошедших в реальной жизни; какие-то допущения, вариации событий; идеал – воплощения совершенного представления художника о чем-либо, например, о справедливости.

Следующий этап к написанию рассказа – отбор материала

Хорошее владение языком не делает любого человека настоящим писателем. Для того чтобы стать признанным художником слова, необходимо знать и понимать жизнь. Знания дают лишь изначальный, опорный материал, а понимание его дает возможность не скопировать текст, а вознести свое изложение в ранг художественного произведения.

Отобрать необходимый материал можно несколькими способами. Первый – описание увиденного или пережитого. Но такой вид предоставления материала скорее работа журналиста, чем писателя. Задачей же литературы является творение того, что позволит увидеть читателю то, чего ранее он не мог или не хотел видеть. Следующий метод – конструирование. Здесь писатель сам придумывает персонажей и сюжет, выуживая все из своего воображения и памяти. И материал необходим немногим для того, что бы детально описать действия, например, где живут главные герои, в какой эпохе, во что они одеты, чем занимаются, каково их окружение и тому подобное. В таких моментах самые надежные помощники – память и собственный опыт. Последний способ добычи информации – синтез. В основу произведения автор кладет реальные события, но с некоторыми изменениями и многими домыслами.

Составление плана рассказа.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания рассказа: просто развлечь читателя или донести до него какую-то мораль?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?

Понятно, что изначально может быть довольно сложно подобрать ответы на эти вопросы, однако их цель – направить ваше мышление в правильном русле. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем: если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете и особо не вдаваться в рассуждения и философские разговоры. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-либо идею, то в этом случае нужно подумать, каким образом мы это сделаем. Далее, когда мы определились с целью, нам нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, а соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим? И если не соответствует, то каким образом нам можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас более напоминает термоядерный боевик с морем крови и трупов. Понятно, что это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определяться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию еще рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план рассказа. Как это делается? Все довольно просто: берем ту идею, которая у нас есть, и кратко описываем последовательность событий, которые должны произойти. Пары абзацев для плана будет недостаточно; тут действует простое правило: чем подробнее, тем лучше.

Предупреждаю сразу: на этом этапе возникнет масса затруднений – и это хорошо, потому что решать их нужно именно до непосредственного написания, а не в его процессе. Основные трудности здесь заключаются в отсутствии переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест действия и многих других деталей. В общем, приготовьтесь к тому, что все возникающие вопросы придется решать здесь и сейчас: придумать всем персонажам имена и описания, придумать все названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на данном подготовительном этапе, тем проще и быстрее вы напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

В общем-то, не так уж и много; однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап.

Начнем с основ короткого рассказа. После того, как вы выбрали идею, вы должны помнить об основах рассказа. Вот пошаговая инструкция хорошего рассказа: Составляющие рассказа

Пожалуй, самой важной деталью в рассказе является композиция. Композиция – удачное расположение ранее отобранного материала. Последовательность эпизодов создает эмоциональное и ассоциативное восприятие рассказа читателем.

  • Экспозиция: главные лица, место действия, время, погода, и т.д.
  • Завязка: что послужило началом.
  • Развитие сюжета: события, ведущие к кульминации или поворотному моменту.
  • Кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
  • Развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет.

Вам нет необходимости писать рассказ по указанному порядку. Если у вас есть идея для окончания, запишите ее. Оттолкнитесь от начальной идеи (не обязательно начало истории), и спросите себя: "Что будет дальше?" Или "Что было до этого?"

Существует множество вариантов композиции:

Прямоточная – самый простой вид.
Кольцевая – здесь рассказ имеет авторское обрамление в начале и в конце произведения.
Точечная – когда имеется множество маленьких подробностей и деталей, которые в итоге привязываются к конкретному событию.
Плетеная – когда присутствует пространственно-временная масштабность.
Остросюжетная, детективная, инверсионная – основывается на контрасте.
Шарнирная – когда сюжет в конце рассказа неожиданно делает резкий поворот.
Револьверная – события, происходящие в рассказе показаны с разных точек зрения.

Зачин – является началом рассказа. Именно первая фраза является самой главной во всем рассказе. По ней создается первое впечатление, что, как известно, является важнейшим.

Эффектно рассказ можно начать с экспозиции, то есть без промедления ввести читателя в курс дела, или пейзажа, или действия, описания прошлых событий, основной характеристики героя, портрета и прочих моментов.

3

Вдохновляйтесь окружающими людьми. Если вы затрудняетесь понять или описать героя, посмотрите вокруг. Вы можете легко заимствовать черты знакомых и не знакомых вам людей.

  • Например, вы заметили кого-то, кто всегда пьет кофе, говорит громким, зычным голосом, всегда печатает на компьютере, и т.д. Все эти черты, даже нескольких людей, могут создать интересный персонаж.

4

Знайте своего персонажа. Чтобы история была правдоподобной, персонажи должны быть правдоподобными и реалистичными. Создать интересный и реалистичный персонаж достаточно трудно. Вот несколько советов по созданию "реальных людей" для ваших рассказов:

  • Составьте полное описание персонажа, начиная от его положения, заканчивая любимым цветом. Необходимо знать как можно больше о ваших персонажах, от их мотивации до любимых блюд. Они говорят с акцентом? У них есть специфические манеры? Вы не будете включать всю эту информацию в свою историю, но, чем больше вы знаете, тем больше ваши персонажи оживут и для вас, и для читателя.
  • Ваш персонаж не должен быть совершенным. У каждого персонажа должны быть недостатки, проблемы, неуверенности. Возможно, вам кажется, что люди не любят, когда у героя множество недостатков, но это далеко от истины. Бэтмен не был бы Темным рыцарем, если бы он не был социопатом.
  • Люди отождествляют себя с проблематичными персонажами, потому что они реалистичны. Нет необходимости награждать персонажа нереальными и странными чертами, хотя, конечно, вы можете это сделать. В основном, старайтесь придерживаться вещей, которые вы знаете. Например, персонаж может быть нервным, бояться воды, быть одиноким, не любить других людей, слишком много курить и т.д.

5

Не делайте рассказ слишком пространным. В романе действие может длиться в течение миллионов лет и объединить множество сюжетных линий, различных мест и армию второстепенных персонажей. Основные события рассказа должны происходить в течение короткого периода времени (дней или минут); и вы не сможете развить более одной сюжетной линии, двух-трех главных героев и одного действия. Если ваша история слишком длинная, то, скорее всего, это уже повесть или роман.

6

Кто рассказывает историю. Существуют три основные варианта: от первого лица (“я”), второго лица ("ты") и третьего лица ("он" или "она"). В первом варианте рассказчик - сам персонаж, во втором - читатель, а в третьем - повествует посторонний рассказчик. Повествования от второго лица используются редко.

  • Имейте в виду, что рассказы от первого лица ограничены, так как повествуют только о том, что они знают, а от третьего лица можно знать все, описать мысли каждого персонажа, или ограничиться наблюдением.
  • Можно также объединять. Например, можно переключаться между повествованием от первого лица в одной главе и от третьего лица в другой, или даже иметь несколько повествователей от первого лица.
  • 7

Важна организованность мыслей. После подготовки основных элементов рассказа, полезно набросать временную шкалу, чтобы решить, что когда должно произойти.

  • Историю, по крайней мере, должны составлять введение, первоначальное действие, развитие, кульминация, заключающее действие и развязка. Можно вести записи с очень простым описанием того, что должно произойти в каждом из этих этапов. Это поможет вам сфокусироваться при написании истории, а также легко вносить изменения и придерживаться основной линии сюжета.

8

Начните писать. В зависимости от того, насколько тщательно вы наметили сюжет и персонажей, сам процесс написания может быть лишь подбором правильных слов.

  • Однако, в целом, написание трудоемкий процесс. Скорее всего, вы не будете досконально знать своих персонажей и сюжет, но это не важно, так как они сами скажут вам, что им нужно, даже если вы загоните их в угол. Кроме того, всегда можно воспользоваться вторым черновиком.

9

Не сомневайтесь. Первая страница, некоторые даже сказали бы - первое предложение, должны привлечь внимание читателя и заставить его читать дальше.

  • Быстрое начало особенно важно в коротких рассказах, потому что у вас просто не хватает места. Не тяните резину, описывая персонажей или место действия. Сразу переходите к сюжету, а описание персонажей и места действия можно раскрыть постепенно.

10

Продолжайте писать. Почти наверняка вам пришлось столкнуться с трудностями на пути к завершению рассказа. Не стоит из-за этого останавливаться. Планируйте работу над рассказом, а также норму (например, страница в день) на каждый день. Даже, если вам придется выбросить то, что написали в этот день, вы работали над рассказом, а это окажет положительное влияние в долгосрочной перспективе. В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает опыт, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается именно в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

11

Пусть ваша история пишется сама. По мере написания рассказа, вы можете направить сюжет в другом направлении, чем планировали ранее, или вы можете существенно изменить или удалить действующее лицо. Прислушивайтесь к персонажам, если они говорят вам сделать что-то другое, возможно, это то, что вам надо.

Следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Описать все многообразие литературных клише в подобной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях моего блога, а также на просторах интернета. Здесь же я просто объясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями в своих произведениях. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, либо многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе. Это не значит, что на такие ходы наложено жесткое табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста: ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков книг, где герой тем или иным образом решался свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то, что еще не видел, и удивить его будет ой как непросто!

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, средства выразительности должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить свою мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

Редактирование.

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того, как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться и немного отойти от написания. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете свой текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, которые это позволяют.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого, если есть возможность, распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. После того, как вы уже не сможете ничего исправить, рассказ можно отдать на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность всех формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на такие моменты. Идеального текста не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно будет считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"

Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ...

Мастер-класс "Как написать исследовательскую работу с удовольствием"

Мастер класс:  «Как написать исследовательскую работу с удовольствием?»Как учителю осуществить руководство исследовательской работой учащихся, чтобы эта работа была по-настоящему научной? В чём з...

Мастер класс "Фитнесс для школьников"

В презентации представлены основные упражнения с использованием фитбола...

Мастер-класс "Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины"

.В данной работе представлено выступление на мастер-классе по теме  "Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины" (19.11.14)...

Мастер-класс "Как написать мини-сочинение в ЕГЭ по обществознанию"

Мастер-класс "Как написать мини-сочинение в ЕГЭ по обществознании"...

Отчет о проведении профориетационного мастер-класса для младших школьников.

Данный материал содержит информацию о проведении профориентационного мастер-класса для младших школьников на тему ""Знакомство с профессией "Флорист""...

Мастер-класс Креативное мышление школьников на уроках английского языка

laquo;Путь в тысячу миль начинается с первого шага….»Лао ЦзыПриобретение знаний человечеством – это шаги креативного мышления отдельных личностей. Как повысить интерес к ...