Методическая разработка Религиозный символизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
методическая разработка по литературе на тему

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии работа в группах будет интересна учителям литературы 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Религиозный символизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Анализ эпизода Соня читает Раскольникову историю о воскресении Лазаря.

Цели и задачи урока: 1) продолжать работу по формированию навыка создания сочинения в жанре анализа эпизода;

                     2) познакомить учащихся с христианской символикой романа на примере эпизода чтения Евангелия;

                     3) продолжать работу по формированию навыка сопоставительного анализа текста произведения и его кинематографической интерпретации;

                     4) развивать речь, память, мышление;

                     5) воспитывать вдумчивого читателя и зрителя

Оборудование: 1) СD «Преступление и наказание», фильм Л.Кулиджанова, 1969 г. и сериал «Преступление и наказание» Д.Светозарова, 2003 г.; 2) памятка с планом анализа эпизода.

План урока с использованием технологии работа в группах.

1. Создание проблемной ситуации.

- В чём, на ваш взгляд, достоинства и в чём недостатки кинематографической интерпретации эпизода?

Демонстрация фрагмента фильма Раскольников приходит к Сонечке.

- Вы правы, в фильме Льва Кулиджанова отсутствует самый напряжённый в эмоциональном отношении эпизод чтения Соней Евангелия.

- Как это меняет трактовку эпизода? Можно сразу ответить на этот вопрос? (Нет)

- Каких знаний не хватает?

- Как вы думаете, почему авторы так изменили эпизод?

- Думаю, что это серьёзное упущение режиссёра и сценариста – всего лишь дань времени. В такой трактовке роман Ф.М.Достоевского мог быть снят и блестящая игра поистине звёздного ансамбля актёров дошла до своего зрителя.

- Но интерес Ф.М.Достоевского - человек и Бог, а главные проблемы всего творчества - нравственная и религиозная. Как человеку быть моральным, как пробудить в себе и поддерживать то высшее, что даровано человеку Богом, что дано ему по духовной природе, но что нужно проявить, до чего нужно добраться, сделать это явным и реальным.

Человеку богом не стать – это страшная гордыня, Достоевский и показывает этот демонизм и дьяволизм, губящий человека, разрушающий его душу.

- Какова наша цель на этот урок?

 

2. Работа с текстом романа.

- Что восклицает Соня, когда Раскольников рисует жестокую картину будущего семьи Мармеладовых и Полечки в частности?

« - Нет! Нет! Не может быть, нет! – как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто её ножом ранили.- Бог, бог такого ужаса не допустит!..

-Других допускает же.

- Нет, нет! Её бог защитит, бог!..- повторяла она, не помня себя.

- Да, может, и бога-то совсем нет,- с каким-то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на неё».

- По мысли Достоевского, пробудить божественное в себе человек обязан: это самая великая и абсолютно необходимая по духовной природе человека его обязанность. В этом и состоит нравственная  проблема, То есть для Достоевского нравственная и религиозная  проблемы сливаются, они представляют собой единое целое, которое человек может сделать реальным или разрушить.

Реализация нравственной программы для человека означает путь к Небу, и поэтому нравственная проблематика является стержнем творчества Достоевского.

Писатель чувствовал весь трагизм ситуации: для человека почему-то оказывается сложным или просто невозможным быть моральным, то есть в полной мере реализовать своё духовное предназначение, что уже само по себе принесло бы ему высшее блаженство, удовлетворение и счастье.

3. Работа с текстом Евангелия. (в группах)

- Обратимся теперь к символике самой истории воскресения Лазаря Четверодневного.

 

 Чтение отрывка Евангелия.

Сейчас мы разделимся на 5 групп и проведём небольшое исследование текста. Подтвердим или опровергнем суждения некоторых литературоведов.

- В этом эпизоде Евангелия от Иоанна есть три детали, ставшие в романе Достоевского объектами для символической интерпретации: гроб, камень, пелены. 

Среди них камень послужил наиболее ёмким и универсальным символом. Почему?

Первой и второй и третьей группам предстоит познакомиться с версиями трёх литературоведов и прокомментировать их. Найти подтверждение в тексте романа.

1 группа Р.Андерсон: «…Раскольников спрячет награбленную добычу под тяжёлым камнем в отдалённом петербургском дворе…его душа прячется за камнем вместе с добычей…он хоронит свою душу вместе с золотом и деньгами».

2 группа П.Тороп: « Под этим камнем Раскольников ритуально похоронил себя».

3 группа Г.Мейер: « Гордыня…постепенно отъединяет его от солнца живых, обволакивает его душу гробным коконом. Этот…непроницаемый покров проектируется вовне, отражается в мире явлений житьём Раскольникова в одинокой каморке».

Есть в романе и аналог гроба – это «душная» и «тесная» каморка Раскольникова, которая напоминает ещё «шкаф» и «сундук».

4 группа Почему литературоведы называют историю воскресения Лазаря «центральной религиозной аллегорией в тематике романа»?

Вспомните определение аллегории, можно обратиться к Словарю юного литературоведа.

Да, именно поэтапность воскресения Лазаря соответствует в романе «постепенному перерождению», о котором говорит Достоевский в эпилоге.

Докажите правоту этого суждения.

- Да. Убив старуху, Раскольников убил самого себя, спрятав вещи под камень, похоронил свою душу.

Р.Андерсон: « Подобно Лазарю, убийца выходит из своей изоляции и возвращается в семью и к своему народу».

Однако изоляция Раскольникова не закончилась после явки с повинной, она продолжается и на каторге, где герой не только физически «изолирован», лишён свободы, но вдобавок отчуждён от своих товарищей по несчастью, ненавидим и презираем ими. Достоевский связывает конец этой изоляции с началом духовного перерождения, с полным освобождением Раскольникова от теории, сковывающей его сознание.

- Как этот момент в духовной биографии героя определяет Достоевский?

« Вместо диалектики наступила жизнь».

Таким образом, идеи Раскольникова как последний покров, отделяющий его от жизни, могут быть сопоставимы с «погребальными пеленами» Лазаря, не позволявшими ему, уже ожившему, передвигать ногами, идти по направлению к «своим».

В соответствии с этим и духовная смерть героя началась ещё до убийства: «Он решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки вызывало в нём желчь и конвульсии».

Этой «скорлупой» и были его постоянные раздумья, замкнутый круг мышления, бесконечные мечты «теоретически раздражённого сердца».

- Зачем «необыкновенный» человек пришёл к «обыкновенному»? Правоту бунта или смирения утверждает Достоевский?

5 группа В каком доме живёт Соня? Как связана фамилия Капернаумов с Евангелием? Воспользовавшись возможностями ПК, ответьте на поставленные вопросы.

Капернаум – селение Наума, или село утешения. Упоминается только в Новом Завете и о нём часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса во время его земной жизни, и центральном месте его деяний в Галилее. Здесь поселился Господь после того, как оставил Назарет.

Капернаум после этого стал называться Его городом.

Здесь он уплатил подать на храм.Здесь жили апостолы Пётр и Андрей. Здесь господь исцелил тёщу Петра, лежавшую в горячке, исцелил расслабленного и т.д. Таким образом, поселив героиню в дом Капернаумова, Достоевский вселяет в читателя надежду на духовное спасение Сонечки. Её вера- залог будущего возрождения.

В то же время, несмотря на все чудеса, которые Господь совершил в Капернауме, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям села за их нечестие, город не раскаялся и не уверовал; и вот над ним был произнесён грозный суд Божий: «И ты Капернаум, до неба вознёсшийся,

до ада низвергнешься».

4. Обобщение

- Как связан эпизод чтения Евангелия с другими эпизодами романа?

- Чем знаменательно Евангелие, переданное Раскольникову Соней? Почему писатель говорит «та самая книга».

- Возвращаясь к началу урока, я прошу вас высказать свои суждения о достоинствах и недостатках кинематографической интерпретации эпизода. А чтобы интереснее были ваши суждения, мы посмотрим эпизод раскольников приходит к Соне из сериала Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание» 2003 года.

Демонстрация фрагмента.

5. Домашнее задание (по выбору):

1. Письменный анализ эпизода по памятке.

2. Сопоставьте 2 фрагмента кинематографических интерпретаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...

Презентация. В мире героев романа Ф. И. Достоевского "Преступление и наказание""

Предлагаю богатый иллюстративный и информативный материал для изучения романа "Преступление и наказание".  В презентации много вопросов проблемного характера, помогающих  вникнуть в разные т...

Урок – мастерская . Петербург на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Данный урок способствует развитию навыков самоанализа художественного произведения. Технология урока направлена на развитие умений работать в коллективе, навыков публичной презентации своего материала...

Презентация к уроку-исследованию "Тема "двойничества" и ее воплощение на страницах романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Презентация включает слайды, помогающие сопоставить Раскольников и его двойников, противопоставить главного героя Свидригайлову, Лужину, Лебезятникову....