Тесты по литературе для 11 класса
тест по литературе (11 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

В тестах использован материал по прозаическим и лирическим произведениям

I часть -  А. Солженицин "Матренин двор"

II часть - Н. Некрасов "Элегия"

III часть сочинение по выбору обучающегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy_po_literature.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка тестов по литературе (9класс)

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и

выполните задания B1 – B7; C1 – С2.

Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.
- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, вс_ по-деревенски. А однаво' мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережна'я; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.
И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.
В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало.
А она не имела...
Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.

 

В1   Определите жанр произведения .                                                                                  Ответ: очерк_____________

В2   Запишите литературоведческий термин, обозначающий образные определения, которыми автор пользуется, изображая Матрёну: «смешная, по-глупому работающая». . Ответ: эпитет_____________ 

В3   Укажите термин, которым называют разговор двух или более лиц в литературном произведении.                                                                                                                                            Ответ: диалог_____________ 

В4     Укажите название стилистической фигуры, использованной автором для того, чтобы подчеркнуть внутренние качества Матрёны: «Не гналась за обзаводом…Не выбивалась, чтобы  купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами». Ответ: лексический повтор_____________ 

В5    Укажите термин, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие.                                                                                                                                                     Ответ: _____риторическое восклицание_____________ 

В6  Назовите литературное направление творчества А.И.Солженицына

Ответ: _____реализм______________

 

В7   Как называются слова и выражения, присущие местному говору народной речи, которые Солженицын использует в своём произведении, для придания тексту «народного колорита»?                                                                                                                                                Ответ: _____диалектизмы_____________

С1  Как показан народный характер в произведении А.И.Солженицына «Матрёнин двор»?

С2 Как выражена интерпретация автора в заключение очерка: » Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша»?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и

выполните задания B8 – B12; C3 – С4.



Элегия

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?...

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
"Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: "В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?.."

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа...

В8  Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении ( Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: "В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..")?

Ответ:____инверсия__  

 В9.Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: « Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...»?

Ответ: ____метафора_______________

В10 К какому приёму прибегает автор в следующем отрывке:

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам                                                                                  
 Ответ: ____сравнение______________

В11 Выпишите эпитеты:

Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
Ответ: ____красный, сладкие_______________

В12 Назовите  средство художественной  изобразительности, когда неживая природа наделяется человеческими свойствами:

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,

Ответ: ____олицетворение_______________

С3 Какова роль мотивов устного народного творчества использует Н. А.Некрасов в стихотворении «Элегия»? Приведите аналогичные примеры из древнерусской литературы. Кто из русских поэтов обращался к устному народному творчествe в своих произведе-ниях?

C4 Как в стихотворении Н.А.Некрасова «Элегия» решается проблема «поэт и гражданин»? Кто из русских поэтов обращался к данной теме.

Часть 3

 Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий

(С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный

вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые

теоретико-литературные знания, опираясь на литературные

произведения, позицию автора и по возможности раскрывая

 собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер

 выбранного вами задания.

С5.1 Пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль» - произведение, написанное в рамках классицизма или реализма?

С5.2 Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

С5.3 В чем истинная причина расставания Обломова с Ольгой? В каких еще произведениях русской классики глубокие чувства героев связаны с неразрешимыми противоречиями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе 11 класс.

проверочная работа за 1 четверть...

тесты по литературе 7 класс

тесты в оболочке MyTestX...

Тест по литературе (11 класс)

Тест   1 1. В конце XIX-начале XXвека в литературе сформировалось три основных  модернистских  течения «новой литературы». По характерным признакам найдите определения: 1) сим...

Тест по литературе (11 класс)

Тест  21. Подберите недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М. Е.Салтыкова-Щедрина были восстановлены : 1) орёл; 2) медведь; 3) заяц; 4) карась.а) … на воеводстве;б) … меценат;в) …...

Тест по литературе 9 класс

Тест "Русская литература XIX - XX в.в."...

тест по литературе 5 класс сессия

тест по литературе. Сказки. Пушкин. Жуковский. Тест за 1 полугодие. Ключи....

Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.

Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....